Рецензия на образовательную программу для дошкольных
образовательных учреждений
«Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного
возраста посредством изучения Библии»,
представленную Голутвиной Л.С.,
педагогом дополнительного образования
Центра развития ребенка «Аистенок» детского сада № 140
Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Представленная на рецензию программа предназначена для дошкольников старшей группы. Будучи составной частью программы «Детство», делающей акцент на «социально-нравственном» развитии детей, программа знакомит дошкольников с христианским мировоззрением как нравственно-этической основой общества.
Автор грамотно формируют набор задач, решаемых программой, выделяя следующие составляющие нравственного развития:
-
воспитание у детей культуры поведения и общения с
взрослыми
и сверстниками;
-
формирование
самоотношения и чувства
достоинства и
самоуважения;
-
приобщение детей к красоте, доброте;
-
побуждение детей к эмоциональной отзывчивости и
сочувствия
-
приучение детей разрешению жизненных коллизий с позиций
представления
о добре.
Решение этих задач осуществляется посредством осмысления рассказов «вечной книги» - Библии.
Выделение в программе именно нравственно-этических представлений
христианской традиции представляет ее сильную сторону. Сегодня в России большинству
людей плохо знакома этическая сторона христианства, более того, представления
о ней часто
искажены. Семейные традиции передачи христианских ценностей ослаблены,
однако большинство людей признают их в качестве основополагающих. Это придает
актуальность главной задаче программы - знакомство с христианскими ценностями
на основе
первоисточника - Библии. Автор не делает никаких акцентов на различии конфессиональных
интерпретаций этой Книги,
первая часть которой - Ветхий Завет - лежит в основе трех мировых религий, являющихся традиционными
религиями России -иудаизма, ислама и
христианства, а полный ее состав - Ветхий и Новый Завет - в основе всех конфессий христианства. При этомподход
к преподанию материала, внимание к символическим и типологическим смыслам
библейских рассказов, отвечает канону православной интерпретации Св. Писания,
определяющему символический строй самосознания отечественной духовной традиции.
Цель
работы с детьми автор видит не в сухом информационном сообщении сведении о
библейских сюжетах, но в пробуждении в детях «живого внимания к нравственному и
прекрасному». Справедливо усматривая в библейском христианстве один из способов
видения мира, задающий ориентиры нравственного совершенствования и духовно-нравственного
становления, автор использует педагогический потенциал библейских рассказов,
подтвержденный тысячелетиями мировой истории. Воспитание культуры чувств,
приверженности высшим идеалам - истине, красоте, любви, добру, прощению,
жертвенности - многие века совершается через слово Библии. Автор ставит для
себя «сверхзадачу» - не просто показать детям эти ценности и идеалы, пробудить
к ним интерес и живое внимание, но способствовать тому, чтобы дети приняли их
как ценности собственного бытия. Безусловно, это главная цель воспитания, она
не может быть достигнута никаким отдельной взятым учебным курсом, но каждая
педагогическая программа, имеющая ввиду задачи совершенствования человека, в
той или иной мере на нее ориентируется.
В данной программе эти задачи составляют ее
непосредственное содержание. Материал и методы программы полностью отвечают
поставленным задачам. Материал библейских сюжетов отобран с учетом мировой
практики изучения Библии. В программе
отдается приоритет игровым, интерактивным методам работы с детьми, грамотно
используются новейшие педагогические методы и технологии, достигается их
полноценная интеграция с традиционными, хорошо зарекомендовавшими себя за
многие годы методами.
В
качестве особого достоинства программы следует отметить ее аксиологическую и
социокультурную целесообразность: интегративный характер элементов содержания,
органическое сопряжение
процессов актуализации собственного
социокультурного опыта и аксиологических доминант
отечественной духовно-нравственной культуры, имеющей христианскую основу
(доброе слово, красота мира, призванность человека к добру, ценностно-смысловая
значимость другого человека, любовь как высшее начало человеческого общения).
Программа
рекомендуется для реализации в работе со старшей возрастной группой
дошкольников.
Рецензия
составлена профессором кафедры истории педагогики, д.философ, наук Захарченко
Мариной Владимировной.
Рецензия
обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории педагогики СПбАППО 27 декабря
2004 года протокол № 17.
Зав.
кафедрой истории педагогики доктор педагогических наук, профессор
Рецензия образовательной программы «Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения Библии», представленной Голутвиной Л.С., педагогом дополнительного образования Центра развития ребёнка «Аистенок» детского сада №140 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
Представленная на экспертизу образовательная программа для дошкольников «Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения Библии» содержит оригинальный опыт ознакомления маленьких детей с христианским мировоззрением, основами христианской морали, и формирования в детях определенных нравственных качеств. Реализация данной образовательной программы в полной мере отвечает требованиям современных социокультурных условий воспитания детей дошкольного возраста. Программа может быть успешно использована в коллективном (детсадовском) и в семейном воспитании.
Однако при рассмотрении данной работы возник ряд замечаний как формального, так и содержательного характера. В методических указаниях к представленной на экспертизу программе (с. 2-11) речь идет о нравственной культуре детей, которую автор обозначает термином «культура поведения», хотя тут же (с. 3) уточняет, что это еще и «культура чувств». И вообще, - делает вывод автор, - не всякого человека, умеющего себя вести в обществе, можно назвать культурным. Тогда не понятно, почему автор говорит о воспитании культуры поведения, а не о воспитании нравственной кулыуры, которая включает в себя всего человека, его ум, чувства (сердце) и волю, - то, что мы называем «внутренней культурой». Нравственная культура человека - это его способность к «самовозделыванию», способность к просвещенному самоограничению, определяющая сущностные отношения человека (к себе, к другим людям, ближним и дальним; к природе, к труду...). То есть нравственная культура - это мораль в действии, во всех жизнепроявлениях человека. Но какая мораль? - Вот вопрос. «Великие» злодеи не могли быть «неплохо воспитанными», если иметь в виду то, что воспитанность подразумевает, прежде всего, способность человека к свободному выбору между добром и злом в пользу первого.
Стремление ввести в процесс воспитания детей ценности
христианской морали и
обусловило, по-видимому, обращение к Библии. Терминологическая неточность не является большим недостатком текста
представленной программы, но все же хотелось бы видеть более адекватное
употребление культурологическихпонятий. Например, на стр. 5 читаем:
«осознание человеком своей глубинной нравственности». Точнее было бы
сказать - «врожденной нравственности».
Думается,
что малышам уже можно давать самые общие представления о трехсоставности
человека как азы христианской антропологии, без чего едва ли можно объяснить
значение православных постов или каких-либо иных ограничений. Дать понятия о
гармонии духа - души - тела, и о «зловредной» мамоне, так любящей сладкое.
Библия
предоставляет богатые, неисчерпаемые возможности для нравственных примеров в
процессе ознакомления с ней детей, но следует не забывать, что в дошкольном, да
и в младшем школьном возрасте, дети едва ли способны вместить многие непростые
понятия и адекватно воспринять некоторые библейские сюжеты. В частности,
историю строительства Вавилонской башни, служения Илии, проповедь 12-тилетнего
Иисуса в Иерусалимском храме и другие. Также вызывает сомнение способность
детей данной возрастной группы к восприятию «совокупности Откровения», «Библии
как целого», а также «событий в хронологическом порядке». Едва ли дети до семи
лет способны воспринимать историю как цепь последовательных событий, а тем
более выстраивать ее сами (с. 10, тема занятия № 2).
В
стремлении наиболее полно передать богатейшее сюжетное и духовное содержание
Библии, происходит, как нам кажется, излишнее раздробление дидактического
материала. Одно нравственное качество не может быть оторвано от другого,
например: смирение - терпение - послушание; доброта - милосердие
-добродетельность. В представленной программе не отражено постоянное
возвращение к пройденной теме и увязывание нового материала с предшествующим,
что необходимо для лучшего его усвоения. На повторении основывается любая
методика обучения и воспитания. На наш взгляд сокращение и упрощение
дидактического материала способствовало бы более глубокому восприятию детьми
основных нравственных категорий, названных в программе.
Вместе
с тем, важность представленной программы, ее насущная необходимость в период
нравственного кризиса современного общества, уже откровенно называемого
«постхристианским» - безусловна. В программе видна достаточно высокая
подготовленность автора к работе с текстом Священного Писания. Грамотно и
убедительно формулируются задачи и цели, решаемые данной программой. Программу
можно назвать «открытой», в том смысле, что она побуждает творческую мысль
педагога и свободно вмещает всякое полезное дополнение. Замечательно то, что
представленная программа определенно ставит целью - дать детям нравственные
ориентиры в будущей их жизни, опираясь на тысячелетнюю отечественную традицию
нравственного воспитания. Умениеотличать добро и зло - уже есть орудие
защиты для ребенка в мире, где смещены все нравственные ориентиры, нарушена
всякая иерархия ценностей.
Серьезное
знакомство с библейскими сюжетами может заложить твердый фундамент для
становления и нравственного самоопределения будущей личности. Возможно, не все
дети станут христианами в полной мере, но зерна веры, любви, милосердия, взятые
из богодухновенной Книги, не могут не принести добрые плоды.
Считаем,
что данная программа достойна получения грифа Института экспертизы
образовательных программ и государственно-конфесссиональных отношений, и может
быть рекомендована к использованию в работе со старшими группами дошкольников в
любом детском учреждении.
Ученый
секретарь Центра педагогических исследований «Покров» К.ф.н., доцент Л.И.
Андросова
Ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений К.п.н., доцент иеромонах Киприан (Ященко)
Программа Оглавление раздела Главная страница