ДОУ №140 Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Центр развития ребенка "Аистенок"

 

СОГЛАСОВАНО

Заведующая кафедрой истории

педагогики Санкт-Петербургской

Академии постдипломного

педагогического образования

В.Г. Воронцова

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР ДЮУ№140

МВ.Крюкова

. 2005 г.

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

 

"Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения Библии"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2005 г.

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

 

 

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения Библии

Автор

педагог дополнительного образования

Центра развития ребенка - детского сада № 14©

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

к.с-х.н. Голутвина Л.С.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 2003 г.


 

Методические указания к программе

В программе «Детство», по которой работает и наш Центр развития ребенка «Аистенок», делается акцент на «социально-нравственном» развитии детей (2). И это понятно. Детский сад - это место, где ребенок учится не только самостоятельно есть, пить, одеваться, проходит подготовку к школе, но здесь он приобретает и нравственно-этические устои. В связи с этим авторы упомянутой программы рекомендуют педагогам сосредоточить свои усилия на решении следующих основных задач (составляющих нравственности):

-    воспитание   у   детей   культуры   поведения   и   общения   с   взрослыми   и сверстниками

-    формирование у ребенка отношения к самому себе (самопознание) и, как результат, - «появление у него чувства достоинства и самоуважения»

-    приобщение  детей  к  красоте,  доброте,  ненасилию;   побуждение  детей  к эмоциональной   отзывчивости:   пожалеть   обиженного,   утешить,   угостить, разделить переживаемые другим чувства

-    обучение   детей   «разрешению   жизненных   коллизий   типа:   «Как   бы   ты поступил? Кто прав и кто не прав?» - с «позиций представления о хорошем».

Мы не случайно перечислили задачи, поставленные перед педагогами и красной нитью проходящие через всю программу «Детство». Решению именно таких задач подчинен и предлагаемый нами курс занятий.

В процессе этих занятий дети знакомятся с христианским мировоззрением как нравственно-этической основой общества. И это - важно, т.к. истинная суть христианства абсолютно неизвестна подавляющему большинству людей. Один из современных педагогов справедливо констатирует: «Христианские традиции, праздники и символы... становятся объектом торговли, либо отождествляются с кулинарными или национальными традициями, обычаями и часто сводятся к чему-то приятному, но не очень понятному» (3).

Последовательно рассмотрим, как можно решить обозначенные программой «Детство» задачи посредством изучения Библии.

1. О воспитании культуры поведения у детей

Специалисты в области воспитания детей считают, что сейчас большинстве родителей старается развить интеллектуальные способности детей с раннего возраста - с четыре - пяти лет. Известны специальные игры, развивающие интеллектуальные и пластические способности ребенка. В них присутствуют атмосфера соперничества, опережения, доминирования. Мало кто догадывается что в основе жизни ребенка в этот момент закладывается эгоистическое ядро исключающее заботу, жертвенность и отдачу.

В связи с этим слова русского педагога К.Д. Ушинского: «Главное современной педагогике - это воспитание духовной стороны человека» актуальны и сейчас. Он пишет: «Задача воспитания - пробудить внимание духовной жизни. Если ваш воспитанник знает много  ...  если он ведет себя

 

отлично,   но   в   нем   не   пробуждено   живое   внимание   к   нравственному   и прекрасному - вы не достигли цели воспитания» (4).

То пристальное внимание, которое педагогика уделяет сейчас проблеме воспитания культуры поведения у детей, - не случайно, т.к. наше поведение определяет состояние цивилизации.

Наша цивилизация находится сейчас во внушающем опасение состоянии. Миллионы людей пребывают в алкогольной и наркотической зависимости, растет преступность, рушатся семьи, истреблены огромные лесные массивы, загрязнены реки и моря. Небезопасны продукты питания, которые мы выращиваем, поскольку предварительно мы отравляем их химическими веществами. Употребление мяса грозит нам бешенством и трихинеллезом. Миллионы людей умирают от голода и эпидемий. Щупальца терроризма проникают во все уголки Земли, и люди живут в состоянии страха и неуверенности. Набирает темпы генная инженерия, клонирование, а это уже вторжение в генофонд человека. Путем клонирования люди от науки стремятся к созданию физической копии человека, игнорируя при этом его духовную (главенствующую) сущность. Человек реально стоит перед угрозой самоуничтожения...

Труд соотносится с немедленной выгодой, деньги «втискивают» любое свершение в рамки реального дохода. Человек верит, что труд - это пытка, компенсируемая лишь деньгами, и не осознает, что деньги препятствуют его полному самовыражению, счастью. Очевидно, что в поведении человека есть что-то глубоко неверное...

Каким должно быть поведение человека? Что есть «культура поведения»? Многие ошибочно полагают, что под этим словосочетанием подразумевается просто набор определенных манер... но «культура поведения» -понятие емкое, включающее в себя не только этикет, но и культуру чувств. Поэтому было бы неправильно при воспитании детей делать основной акцент на обучении их правилам этикета.

Конечно, выгодное впечатление производит человек, знающий, как выполнить рукопожатие- смотреть при этом в глаза собеседнику или ни в коем случае нельзя этого делать, как правильно подавать женщине пальто, как есть банан и т. д.

Но всегда ли можно человека, безукоризненно владеющего этикетом назвать культурным? Очевидно, что нет. Можно привести примеры из истории человечества, когда «великие» злодеи были неплохо воспитаны. Так, королева Франции Екатерина Медичи - отравительница - прекрасно владела придворным этикетом того времени. А вот наша современница Мать Тереза, посвятившая свою жизнь больным, немощным и униженным, не очень внимательно относилась к правилам этикета.

Этикет зачастую бывает лишь этикеткой, маскирующей абсолютную духовную неразвитость, способом прятаться, скрываться за внешней формой.

Мыслители, вложившие тот или иной вклад в развитие теории культуры, подтверждают это положение своими трудами. Н.А. Бердяев говорит: «Во время первой мировой войны обнаружилось, что за тонкой культурной оболочкой европейского человека скрыта звериная сущность питекантропа, испытывающего садистское удовлетворение от убийств и теряющего рассудок при запахе крови» (5).

Академик Д. Лихачев, размышляя о феномене культуры, пишет: «Культура, только культура может помочь нам, и в отсутствии ее - причина многих бед. У нас в упадке ныне человеческая культура, и культура государственности, и просто культура общения». Далее он вопрошает: «Какой должна быть культура человека?» (6). Ответ мы находим у Н. Бердяева, который говорит, что высшими идеалами для человеческой культуры являются истина, красота, любовь, добро, прощение, жертвенность и только тот, кто принимает их как ценности собственного бытия, является истинно культурным человеком.

Аналогичные мысли высказывает Иван Ильин, который считает, что культура «есть явление внутреннее... она духовна по своей природе». Он раскрывает и понятие духовной личности. По мнению Ильина, человек духовен постольку,

-    поскольку он умеет отличать нравящееся... дающее наслаждение от того, что на самом деле хорошо, что нравственно, художественно, справедливо, совершенно... божественно, наконец

-    поскольку он, различая эти два ряда ценностей, «умеет прилепляться к совершенному, служить ему, беречь его и, в случае надобности, умирать за него» (5). Такая духовность, уверяет Ильин, присуща только верующему человеку, который способен в своих исканиях высших ценностей подняться к вершинам духовности.

Вера (fide - вера, fidelio - верность) - это верность Христу и всему, что в Нем - истине, красоте, доброте, любви. На практике это есть принятие всего этого в нас самих, принятие Откровения Св. Писания, что мы созданы по образу и подобию  Бога.   Христиане  видят  в  любящем  и  праведном  Боге  источник абсолютной нравственности.  Человек  может познать  Бога  через  Сына Его, Богочеловека - Иисуса Христа. В этом суть библейского христианства, одного из способов видения мира.

Итак, учить детей надо, прежде всего, содержанию, а не форме. Научение лишь внешним формам благочестия никогда не приведет их к правдивости и духовной глубине. Хорошо, если ребенка приучают действовать так, а не иначе, но этого недостаточно. Важно не просто обучить ребенка правилам этикета, но воспитать у него глубокую внутреннюю культуру, культуру чувств, прежде всего. Поэтому при общении с ребенком важно апеллировать не столько к его разуму, сколько к его сердцу, душе.

2. О самопознании (о формировании у ребенка отношения к самому себе) Мыслители всех веков глубоко задумывались над вопросом, что представляет собой человек. Христианская этика также начинается с самопознания: «Вникай в себя и учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая и себя спасешь и слушающих тебя». I Тим 4:16

Сегодня, когда человек находится на грани самоуничтожения, главная задача каждого индивидуума осознать не только свою возрастную, половую или социальную принадлежность, но - человеческое предназначение, свою истинную, внутреннюю сущность. Такое осознание позволит человеку избежать разрушительного для него поведения.

Библия говорит о том, что человек создан по образу и подобию Бога, и именно это обстоятельство делает человека венцом творения и определяет его наивысшую значимость среди всего существующего. Те достоинства, которыми обладает Создатель, человек несет в своем внутреннем мире по причине подобия Ему. И сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Быт. 1:6.

2.1. Осознание человеком своей глубинной нравственности

Только человек способен к осознанию, своего бытия, к самопознанию. Только он может осознать собственную значимость, понять, что каждый из нас содержит в своем внутреннем человеке Христа. Библия говорит о том, что наша сущность «идентична» Божьей. «Господь Бог твой среди тебя». Софония 3:17. «...самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» 2 Кор. 13:5.

Слово «осознание» специалисты в области психоанализа определяют как психологический процесс вхождения во взаимодействие с внутренним существом. У человека есть здоровое внутреннее существо, где все лучшее и наиболее ценное находится в ожидании нашего прикосновения, нашего усилия, нашего призыва к действию (7).

Но человечество не придает большой ценности осознанию своего истинного статуса человека, оно привыкло отрицать   бытие Бога. Вот почему мы  видим миллионы существ, отождествляющих себя со своими дачами, автомобилями, счетами в банках, оторвавшихся от церквей, далеких от книг, увлеченных телепрограммами,    публичными    зрелищами.    Многочисленные    проблемы человека проистекают из его линии поведения, противостоящей истинному. Зависть, ненависть, клевета, злоба, интриги, непрощение, злословие, ложь - это искусственные типы  поведения, которыми мы подменяем естественные - терпимость, доброту, любовь.  Любовь есть центр человеческой личности, генератор всякого ее действия. Написано: «Если имею дар пророчества, и знаю все   тайны,   и   имею   всякое   познание   и   всю   веру,   так что   могу   горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто I Кор. 13:2. К несчастью, мы способны действовать в этом мире противно нашей сущности, и это ведет к страданию.

А. Ельчанинов говорит: «Слово о том, что мы созданы по образу и подобию Божию, - вот наше мерило, наша совесть, путь, по которому надо идти. Всякий иной путь - потеря себя, извращение личности, и только в преобразовании себя в образ и подобие Божие, в возвращение к тому, чем мы созданы и что исказили в себе, - истинный путь человека» (8).

Принятие осознания приводит к глубокому изменению личности, ее духовному возрастанию. Когда сознание человека прикасается к Христу, Который есть истина, он чувствует себя затопленным любовью и покоем. Осознание - это связь, соединяющая нас с Создателем и Его творением.

3. Приобщение детей к красоте, доброте, ненасилию; побуждение детей к эмоциональной отзывчивости

Становление личности всегда предполагает восприятие той или иной системы ценностей, определенных нравственно-эстетических принципов. Если наши дети сделают выбор в пользу христианских ценностей и черт характера, они будут принимать решения, которые послужат на благо других людей и общества в целом. При таком нравственном выборе высшим нравственным образцом для человека становится Иисус Христос. Когда люди сами избирают путь служения Христу, в них происходит внутреннее преображение, которого невозможно добиться с помощью этической системы, навязываемой извне. Смысл этики Иисуса Христа заключается не в усвоении отдельных норм и правил, а в постижении духа любви и добра. Соломон попросил у Бога мудрости, чтобы отличать зло от добра (ЗЦЗ:9-12) - и в этом суть христианской этики.

При изучении тех или иных сюжетов Библии наша задача - раскрыть детям такие черты характера как:

- доброжелательность (любовь и доброта к людям)

- сострадание (сострадание к людям, понимание их несчастий, умение разделить горе)

- верность (умение держать свои обещания, верность своему долгу)

- смирение (умение смириться перед мудрым руководством, умение почитать старших, смирение в признании ошибок)

- способность проявлять заботу (умение заботиться о тех, кто нуждается в нашей помощи)

- послушание (польза от послушания родителям)

- преданность (преданность родным, близким людям)

- надежность (поступать так, чтобы люди были уверены в нас)

- умение созидать, а не разрушать

- милосердие (умение оказать милость)

- умение выбрать главное и следовать ему в жизни

- умение прощать

- настойчивость (настойчивость в достижении поставленной цели, в борьбе со злом)

- благодарность (умение быть благодарным)

- щедрость (быть щедрым на добрые дела, на общение, без сожаления делиться с ближним тем, что дорого тебе)

- усердие, старательность (старательность в учебе, труде, добрых делах)

- ответственность (ответственность за свои поступки, слова - не обманывай)

- дисциплинированность, исполнительность

- умение быть примерным гражданином

- мужество, решительность

- жертвенность и отдача.

4.   Обучение детей разрешению жизненных коллизий типа: «Как бы ты поступил? Кто прав и кто не прав - «с позиций представлений о хорошем»

Невозможно научить ребенка, как правильно поступать во всех ситуациях, складывающихся на его жизненном пути, надо сформировать некоторый принцип. И этот принцип мы находим в Библии: «... возлюби ближнего своего, как самого себя» Мф. 22:39.

Нет такой сферы земной жизни, куда не могла бы проникнуть божественная любовь «агапэ».

Библия - эталон, на основе которого человек может судить о нравственности своих поступков; это - тот камертон, по которому можно сверить любую человеческую жизнь. Хотя Библия и не может рассказать обо всех возможных жизненных ситуациях, она раскрывает суть нравственных ценностей, чтобы человек получил четкое представление о том, что правильно и что неправильно в любой ситуации и смог сделать правильный выбор. Библия дает нам прочные нравственные ориентиры в окружающем нас реальном мире: учит различать истину и ложь, добро и зло, праведность и грех.

К.Д. Ушинский писал: «все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении и воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить истины христианства». Ему же принадлежат слова: «Евангелие - единственный и наиболее совершенный источник нравственности, дающий живой образ совершенства в лице Христа-Спасителя» (6).

5. Некоторые особенности преподавания курса «Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста посредством изучения Библии»

Содержание предлагаемого курса занятий изложено в программе и направлено не столько на развитие эрудиции детей, сколько на воспитание в них нравственных и эстетических чувств. Так, если мы говорим о сотворении мира -наша задача раскрыть детям его красоту и величие и порассуждать с детьми о том, какое место в мироздании занимает человек, т.е. каждый из нас.

Содержание курса подразумевает наличие примеров из жизни библейских героев, позволяющих демонстрировать детям, кто бывает счастлив, а кто - нет; примеров, позволяющих показать, что люди, имеющие власть, славу и богатство, далеко не всегда счастливы.

В библейских повествованиях, составляющих содержание курса, дети встречаются с библейскими героями - людьми с их характерами и поступками и узнают в учебном материале себя и свои жизненные ситуации. Они видят, к чему приводит непослушание (пророк Иона, блудный сын); обман - хотя, казалось бы, и с благой целью (Иаков); неумение выделить в жизни главное (притча о неразумном строителе) и т.д.

Каждая встреча-занятие проводится с любовью и уважением к детям. И этот принцип сохраняется и во внеурочное время. При встрече ребенка в коридоре, на улице — улыбнитесь ему. Узнайте, что за родители у этого ребенка. Возможно, вы будете первым человеком, который полюбил его.

5.1. Каким должен быть педагог

Педагог, проводящий занятия по данному курсу, не должен быть человеком, который лишь указывает путь, но сам по нему не идет. Он должен пройти путь, по которому ведет ребенка. Пока педагог не приобщится христианских ценностей, он не сможет положительно влиять на учеников, помочь им. Учитель может научить ученика лишь тому, что стало частью его самого.

Так, если он учит детей прощению на примере Господа Иисуса Христа и Иосифа, то он сам должен предварительно простить своих обидчиков. Тогда и дети научатся прощать. Если учитель говорит, что любовь- это золотая нить, связывающая воедино десять заповедей, то он сам должен с .любовью входить в жизнь детей. О. Иоанн Кронштадтский вопрошал: «Что значит просвещение научное без любви христианской? Ничто». (4). Люди, знавшие о. Иоанна, говорили, что у него был особый дар какой-то неземной, ангельской любви к детям. Сердце его всегда пламенело чистой, глубокой, постоянной любовью к ним.

Педагог должен обладать опытом участия в Церковной жизни, христианство должно жить в глубинах его сердца. В противном случае, можно иметь программы, пособия - и все будет жалко и беспомощно.

5.2. Методы преподавания (педагогический инструментарий, позволяющий реализовать поставленную цель)

Изложение материала, предусмотренного программой, всегда начинается с того, чтобы направить ход мыслей ребенка на изучаемую тему, обсудив с ним что-либо уже знакомое ему. Это делается для того, чтобы разговорить детей, пробудить в них интерес к общению, побудить детей самостоятельно мыслить и формулировать свои мысли и в итоге для того, чтобы занятие не было лекционным монологом, а дети - просто зрителями. Например, планируется говорить на уроке о семейных ценностях (тема: «Анна просит сына»). Урок можно начать так: «Дети, нарисуйте картинку своего дома, своей семьи». Если же тема занятия «Послушание (польза от послушания родителям)», педагог с целью пробуждения интереса детей к теме может задать вопрос: «Всегда ли вам легко быть послушными родителям?» (Даем возможность рассказать, в каких ситуациях это бывает нелегко: например, когда разыграешься, а мама велит ложиться спать). Педагог: «Знаете ли вы, что Иисус Христос тоже был когда-то ребенком, как и все остальные? Сегодня мы узнаем о том, каким Он был в детстве, чтобы вы могли поучиться у Него». Тема «Исцеление слепого Вартимея» начинается с обсуждения детьми судьбы слепого человека: он никогда не видел лица мамы, он никогда не видел птиц, пение которых слышал; он никогда не видел розу, аромат, которой вдыхал и т.д.

Для того, чтобы дать ребенку представление об абстрактном для него понятии, например, доброте, - можно воспользоваться конкретной ситуацией. Заметив, что мальчик проявил доброту, педагог говорит: «Коля, я вижу, ты отдал свой карандаш Пете. Ты сделал доброе дело».

Известно, что дети дошкольного возраста постигают абстрактные идеи только тогда, когда зги идеи облекаются в ту или иную материальную форму. В связи с этим при изложении библейских сюжетов используется красочный фланелеграф с набором фигур и пейзажей для трехлетнего обучения «Библия на фланели». Иногда в роли библейского персонажа выступает кукла, надетая на руку преподавателя, которая «разговаривает» то сама с собой, то с педагогом, то с детьми. Нередко дети сами выступают в качестве библейских персонажей - несут куклу - парализованного на исцеление к Иисусу Христу; возводят Вавилонскую башню, перелетают на самолетах -стульях в Израиль, туда, где происходит действие и т. д. Изучение притчи о заблудшей овце - результат коллективного творчества всей группы. Дети поочередно играют роль то пастуха, то потерявшейся овцы, то стада овец. Сейчас театр - вполне действенный и радостный жанр, позволяющий оживить библейских персонажей.

При   изучении   географии   Израиля  комната  для  занятий   превращается  в географическую карту    Ирочка становится «Морем Галилейским», Ваня, Кирилл и Максим - рекой Иордан, Андрюша сидит на территории Мертвого озера, а остальные «мочат» ножки в водах Средиземного моря. Занятие длится 30 минут.

Периодически с детьми проводится игра - диагностика. Заключается она в следующем. Дети делятся на две команды и «садятся» в качестве рыбаков в две «лодки» - синюю и красную. Рыбаки начинают ловить «рыбу». Педагог задает команде вопрос по пройденному курсу. Правильный ответ означает, что «рыба» поймана (к фланелеграфу под корабликами прикрепляем красочные разноцветные «рыбы»). В процессе ответов дети высказывают, обнаруживают свою нравственную позицию по тому или иному вопросу, а не только знание или незнание библейского сюжета.

При проведении занятий используются также:

-    макеты на библейские сюжеты;

-    картины-пейзажи, различные иллюстрации;

-    репродукции картин и стихи классиков на библейские темы;

-    детские рисунки на изученную тему;

-    в качестве педагогического инструментария используется также артистичность педагога.

Педагог должен быть актером. Постоянное движение, мимика, жестикуляция, юмор - все должно «работать» на раскрытие темы. При этом педагог должен иметь зрительный, душевный контакт с каждым ребенком, иначе ничего доброго не посеешь.

Иисус Христос нес служение толпам народа, но при этом не оставался, глух к нуждам отдельного человека.

5.3.  Этапы подготовки к занятию

Подготовка к занятию включает в себя следующие этапы;

- Основной христианский принцип (христианская добродетель).

Каждое занятие начинается с обозначения положенного в его основу христианского принципа (черты характера), который дети должны освоить к концу занятия.

- Цели занятия:

Здесь содержатся конкретные указания о том, что должен знать и чему научиться ребенок к концу занятия. Цели занятия ориентированы на желательные изменения в повседневном поведении детей.

- Польза для общества.

Этот материал помогает педагогу понять, каким образом сформулированный выше принцип можно использовать на благо людей и общества в целом.

- Необходимые материалы.

Готовим все, что нужно для занятия. Здесь содержатся указания о том, какие отрывки из Библии следует прочитать, какой иллюстративный материал будет использован.

5.4. Предполагаемый результат:

-    умение проявлять участие к сверстникам. Стремление помочь плачущим, тому, кто обижен, тому, кто испытывает боль. Причем, дети правильно применяют на практике усвоенное и когда нас нет рядом, умеют правильно поступать, даже если на них не смотрят,

-    умение быть благодарным, не забывать говорить «спасибо»;

-    готовность к коллективной игре, сотрудничеству;

-    умение простить обиду;

-    умение «гасить» ссору, быть миротворцем;

-    знание того, что многие художники и поэты были вдохновлены на создание своих произведений Библией.

На занятиях по изучению истории Санкт-Петербурга дети знакомятся с храмами нашего города, совершают в них экскурсии. На занятиях по изучении фольклора педагог знакомит детей с репродукциями различных икон.

Предлагаемый курс занятий предусматривает параллельные занятия ( сотрудниками детского сада. Эти встречи проводятся во время педагогической часа.

Темы занятий.

1.   Что такое Библия

2.   Семинар «Путешествие по Библии» - проводится на протяжении пяти часов и имеет следующие цели:

-    взглянуть сквозь тысячелетия на людей, места и основные события Библии;

-    расположить события в хронологическом порядке;

-    связать переселение Богоизбранного народа, основные события с географическим положением (аудитория превращается в «географическую каргу», некоторые из участников семинара сидят на местах, где происходили важные Ветхозаветные и Новозаветные события);

-    участники семинара должны ощутить дыхание вечности, встретиться со Спасителем.

Разумеется, человек не может получить глубокие знания за те пять часов, на протяжении которых длится семинар. На это понадобятся годы. Но семинар становится фундаментом, на котором можно будет строить более глубокие знания. Одна из педагогов призналась, что она неоднократно пыталась «войти» в Библию, но не смогла соотнести одно событие с другим и духовный смысл Св. Писания в целом ускользал от нее. Ни одна книга Библии не может быть понята в отдельности, независимо от других - свою истинную сокровенную сущность каждая раскрывает только тогда, когда ее воспринимают лишь как часть целого, как один из элементов совокупности Откровения. Этот семинар становится для участников путеводителем по Библии.

3.   Восхождение к здоровью (Библия о духовных аспектах нашего нездоровья). Человек может быть здоров, если он принимает своего Создателя, принимает

каждое мгновение. Болезнь пришла в мир, когда человек закрыл глаза на действительность и стал жить согласно вымышленным ценностям. Здоровый человек - это тот, кто осознает свои неправильные действия

4.  Христианское мировоззрение и выход из экологического кризиса (углубление духовной жизни как путь к гармонизации отношений между человеком и природой)

5.  Как научиться прощать

6.  Что такое Церковь

7.  Как устроен православный храм

8.  Каким должен быть христианский педагог

9.   О приоритетах нашей жизни (что мы хотим получить от жизни)

10.Как быть успешным на работе

11.0 Таинствах Церкви

12.«Бог есть любовь» - почему же мы болеем и страдаем?

13.Путь веры - это путь через долины испытаний

14.Как обрести свободу

15.Когда мы игнорируем Бога...

16.Как преодолеть последствия оскорблений

17.Что значит верить в Иисуса Христа

18.Как извлечь пользу из наших трудностей и бед

19.Что значит «ходить перед Богом»

20.Воспитание нравственности у детей посредством изучения Библии.

Детализация программы  Рецензии  Оглавление раздела

 

 

 

Hosted by uCoz