Г.И.Трубников.
Духовно-нравственная культура и социализация.
Концепция интегрированного курса для 10-11 классов.
Объединение в старших классах учебных дисциплин «Духовно-нравственная культура» и «Обществознание» плодотворно со всех точек зрения, поскольку взаимно обогащают эти предметы.
Составляющие обществознания - культурология, экономика, политология и другие науки о человеке и обществе являются эмпирическими, поэтому «объективное» изложение в школе их основ, т.е., изложение без нравственных оценок неизбежно приводит к иссушению материала, схематизму и, как следствие, плохому усвоению.
В свою очередь, духовно-нравственные принципы, усвоенные в подростковом возрасте (позитивное отношение к образу и учению Христа), смогут стать истинной культурой лишь в процессе активной социализации, при конкретном знакомстве со всеми постоянно расширяющимися сферами человеческого бытия.
Камнем преткновения в преподавании духовно-нравственной культуры является мнимое противоречие между религиозным (духовным) и светским (внеконфессиональным). В данном курсе это противоречие снимается следующими постулатами. Моральные ценности и мировоззрение, которые мы исповедуем, можно назвать общечеловеческими, поскольку именно они были путеводными для человечества в целом на его пути от дикости к современному цивилизованному миру. Одновременно их справедливо называть и христианскими, поскольку они сформулированы именно в христианстве и содержат такие, например, составляющие как порицание национализма, которых нет в других религиях.
В основном вопросе философии, т.е. мировоззренческой дилеммы «идеализм или материализм» мы делаем выбор в пользу первого, ибо духовность в сущности тождественна идеализму. «В начале было слово» - это сказано не только о происхождении мира. Это призывает объяснять всё происходящее не только материальными причинами.
Как материализм практически тождественен атеизму, так и идеализм неизбежно приходит к теизму. Поэтому мы говорим не только о некой сверхчувственной субстанции, но и о Боге. Однако на следующем неизбежном шаге – выборе религии – мы не настаиваем. Мы лишь сами делаем шаг в направлении христианства, оставляя за учеником иную возможность. Наш выбор связан не только с практической невозможностью и отсутствием необходимости для учителя скрывать свою веру, но и с убежденностью в том, что европейская цивилизация, к которой принадлежит Россия, является прежде всего христианской цивилизацией,
Такой подход позволяет говорить
о многих понятиях, антагонистичных с точки зрения материализма, как о понятиях,
находящихся в диалектической взаимосвязи, т.е. не столько отменяющих, сколько
обогащающих друг друга.
Теистический фундамент
мировоззрения позволяет педагогу смело касаться многих достаточно деликатных
вопросов, таких как, например, психологические особенности переходного
возраста. Христианская мораль создает почву для уверенной ориентации во всех
сферах, где позволительны нравственные оценки: в культуре, в политике, в
истории. Она позволяет выстроить иерархию ценностей в публичной сфере:
личность, семья, община, коллектив, сограждане, страна, мир. Особое значение
имеет мировоззренческая вооруженность преподавателя в таких тонких вопросах как
соотношение патриотизма и национализма, являющегося камнем преткновения в
общественном сознании.
Рамки обществознания как учебной
дисциплины весьма широки, они включают сведения из философии, культуры,
социологии и т.д., Практически невозможно дать учащимся в одном курсе
систематические знания по всем этим отраслям знаний, здесь даются лишь наиболее
важные, полезные для формирования мировоззрения фрагменты. Это не относится
лишь к политической сфере, где изложению придается системный характер.
Несколько частных слов об общей ситуации в введением курса ДНК в школе с 1 сентября 2009 года. Это решение министерства имеет политический характер и является, по моему мнению, компромиссом между двумя тенденциями. Первая тенденция заключается в стремлении ввести в школах «Основы православной культуры», а еще лучше – Закон Божий. Другая тенденция – ввести нейтральный курс «История религий», а еще лучше – ничего не вводить, и вообще поменьше говорить о религии.
Решение министерства можно расценивать как поощрение инициатив на местах. Диапазон подходов к преподаванию ДНК можно оценить как весьма широкий. Можно предположить, что при отсутствии дипломированных преподавателей многие учителя литературы, истории и обществознания станут инициаторами интегрированных курсов. Например, Библию можно рассматривать как литературный источник. Пособие по основам нравственного учения Христа для учителей будет очень востребовано, и здесь также требуются инициативы.