|
Религиозно-философский и педагогический исследовательский центр им. Яна Коменского
|
|
||||||
|
|
О ЯНЕ КОМЕНСКОМ
Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – европейский педагог-гуманист, основоположник педагогической науки. По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма. Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни. Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делать вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени. В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь. В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Афоризмы Яна Коменского Без примера ничему не выучишься. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле. Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными. Книги — это инструмент насаждения мудрости. Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным. Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально. Мудрое распределение времени есть основа для деятельности. Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями. Тот, кто мало знает, малому может и учить. Ничто притворное не может быть продолжительным. Читать и не понимать — то же, что совсем не читать. Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее. Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».
|
С.М. Марчукова. Ян Амос Коменский: приглашение к диалогу. СПб, изд. "Европейский дом", 2008. Актуальность изучения наследия Я.А. Коменского (1592-1670) обусловлена прежде всего тем, что в его эпоху просматривается начало и развитие процессов, которые выявились в наше время. Сходство эпох обусловило сходство проблем, нашедших отражение в педагогике Нового времени. Сформированная в преддверии Нового времени, в эпоху формирования глобального сознания, она отразила необходимость воспитания нового человека, соответствующего новой исторической ситуации, новым социальным условиям. Такой человек должен быть самостоятельным, предприимчивым, поскольку ему предстоит сделать выбор, найти свою дорогу в «лабиринте света», который «есть рынок, наполненный разными товарами и людьми, которые эти товары продают, покупают и рассматривают» (Я.А. Коменский). «Лабиринт света» здесь – весь земной мир: современные историки педагогики отмечают, что «Коменский мыслил всемирно (глобально), а не только по – «европейски» (W. Korthaase). Семнадцатое столетие традиционно называет кануном Нового времени, новой философии, новой науки. Недаром У. Эко называет свой роман, посвящённый этой эпохе, «Остров накануне». Названия глав романа («Великое искусство света и тени», «Часы», «Диалоги о величайших системах», «Секреты приливов и отливов», «Занимательная техника», «Монолог о множественности миров», «Парадоксальные упражнения или о чем мыслят камни» напоминают о работах А. Кирхера (1601-1680), Р. Декарта (1596-1650), Х. Гюйгенса (1629-1695), Г. Галилея (1564-1642), К. Шота (1608-1666), П. Гассенди (1592-1655). Как отмечено в предисловии к русскому переводу романа, эти названия призваны напомнить читателю о научных произведениях, созданных в разных странах Европы в период барокко. В числе первых глав – «Лабиринт света», название которой напоминает о сочинении Я.А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца». Образ лабиринта как обобщенное представление о мире, полном конфликтов и противоречий, было общепринятым в эпоху Коменского (94). Панорама социального устройства общества, развернутая автором в этом произведении, даёт представление о формировании его философии – пансофии. Путь из «лабиринта света» в «рай сердца» - путь жизни человека, его школы, от «материнской» до «школы смерти» (Коменский). XVII век – канун «века Разума». Особое место среди социокультурных предпосылок педагогики Нового времени занимает наука, научная рациональность определяет собой стиль мышления. По мнению У. Эко, самые важные сочинения XVII столетия – кануна «века Разума», писали «люди без души» (133, с. 481). Действительно, трудно бывает рассмотреть душу за геометрическими построениями, увидеть основания для душевного покоя в сочинениях XVII века, пронизанных логикой новой науки, которая мало в чём изменилась до нашего времени. Между тем, именно в это время Коменский создаёт педагогику, призванную вывести молодого человека из лабиринтов света – рынка, на котором он не только рассматривает и покупает товары, но и сам становится товаром. Вывести, ориентируясь не на переменчивые внешние оценки, а на непреходящие ценности внутреннего мира, «рай сердца». При этом, с одной стороны, философские основания новой педагогики должны были согласовываться с её методом, с другой - новая педагогика должна была органически встроиться в систему новой науки, с которой связывались надежду на светлое будущее человечества. Наука – «путь света» (Коменский). Как известно, многие сочинения Коменского не дошли до нашего времени. В 1656 г. в Лешно во время одного из многих пожаров Тридцатилетней войны были уничтожены плоды его сорокалетних трудов, среди них - два больших и чрезвычайно важных для понимания педагогической системы Коменского педагогических трактата: о синкретическом методе и пансофии (Sylva pansophiae). Уцелевшие философские сочинения Коменского долгое время не были известны, за последние 100 лет открыто более 150 новых сочинений, в их числе – «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (Д. Чижевский, 1934). Долгое время пансофические сочинения Коменского оставались в тени его учебников, «Великой дидактики». Для этого были причины. Несвоевременно звучали призывы к всеобщему примирения в разгар Тридцатилетней войны, накануне передела мира; намного опередило свое время обоснование пансофии как синтетического, интегративного метода, исходящего из того, что человеческое познание, проистекающее лишь из чувственных восприятий и рассудочных умозаключений, несовершенно и фрагментарно (125, с.7). Позже это не соответствовало устремлениям педагогики Просвещения с её инструментальным восприятием дидактики. На первый план вышли философские системы, основанные на других типах рациональности. Синтез уступает место анализу в педагогике, как и в других отраслях научного знания, все более специализированного. Мысли Коменского, его предупреждения, предостережения, предвидения по разным причинам часто оставались непонятыми как его современниками, так и более поздними исследователями его творчества. Лишь в конце XX в., как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, человечество вплотную подошло к необходимости решения проблем, которые волновали Коменского (83, 90, 125, 136). Обращение к истории педагогики становится особенно актуальным в критические, поворотные моменты развития научного знания. Способствуя выходу из кризисного состояния, историко-научное знание создаёт условия для зарождения новой стратегии образования. Особое место в историко-педагогических исследованиях занимает наследие Коменского. В связи с актуальностью проблемы «возвращения» в лоно европейской педагогической традиции наследие основоположника педагогики Нового времени вызывает особенный интерес. Слова Коменского: «Все мы восседаем в едином мировом театре, и всё, что здесь происходит, касается нас всех... Все мы, весь род человеческий... – одна семья, один дом» (51, с. 295) понятнее для нас, чем для его современников. XVII век интересен для нас прежде всего тем, что являет собой, по выражению Ф. Йейтс, «трудное движение человечества к «просвещению» (в смысле обретения нового мировидения) и к «просвещённости» (в смысле накопления интеллектуального потенциала и научных знаний)» (40, с. 12-13). В этих разнонаправленных предпосылках – начало многомерной философии Коменского – пансофии, значение которой для современной педагогики и составляет предмет предлагаемого историко-педагогического исследования. Содержание 1 глава. Ян Амос Коменский и его время. 1.1. О некоторых парадоксах в восприятии наследия Коменского. 1.2. Ян Амос Коменский – учёный XVII века. 1.3. Флатландия – модель многомерного мира.
2 глава. «Лабиринт света и рай сердца» как пансофическое произведение. 2.1. «Лабиринт света» как «энциклопедия дел человеческих» (Я. А. Коменский). 2.2. Мир как механизм. 2.3. «Лабиринт света» как драма. 2.4. «Лабиринт света» как исповедь. 2.5. «Лабиринт света» как «открытое произведение» (У. Эко).
3 глава. Ян Амос Коменский и наше время. 3.1. Пансофия – основа многомерного подхода к формированию знаний о мире, Боге, человеке. 3.2. О значении истории науки в системе пансофического знания. 3.3. «Лабиринт света» и наше время 3.4. Образ Всеведа в сочинении Я.А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца». 3.5. Об эвристическом потенциале принципа пансофийности.
|