Литературная
газета №6 (11 февраля,
2009)
...Это
тайна одухотворённого тела
(НОВИК), САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Существует главный вопрос в жизни каждого
человека – это её смысл. Рано или поздно каждый человек вопрошает: «Зачем всё
это (работа, учёба, творчество), если всё равно умрёшь?» Позади нас
бесконечность, впереди – тоже бесконечность. Между ними – краткий всплеск
мимолётного существования.
В вопросе о смысле жизни мимо факта смерти не пройдёшь. К смерти (даже
животных!) невозможно привыкнуть, каждый раз её беспощадный в своей
неотвратимости факт потрясает. Человеческое общество живёт дольше индивидуумов,
но тоже, очень вероятно, в ограниченном времени.
Часто сталкиваясь с предельными вопросами бытия, человек теряется в
неопределённых догадках. Точные науки либо молчат, либо обрушивают на него
очередные сенсации, которые вскоре забываются; философия и религия говорят
слишком образно. Опытных, проверяемых данных нет («оттуда никто не возвращался»),
а мистические прозрения отдельных одарённых личностей уникальны и не
убедительны для большинства.
Вместе с тем успокоиться человек не может, так
как в нём есть семя вечности, или, если хотите, атом вечности. Все религии
говорят о том, что жизнь человека не прекращается полностью с его физической
смертью. Для светских людей – это психологическая иллюзия, а для людей верующих
– это реальность.
Когда-то человек был не только потенциально, но
и актуально бессмертным – в раю. Глубинная память об этом живёт в любом
человеке. Ведь грехопадение, согласно библейской традиции, и породило смерть,
которая представляет собой разлучение души с телом. Умом человек понимает, что
когда-нибудь умрёт, но в то же время ему интуитивно (и не напрасно!) кажется,
что по большому счёту именно с ним этого не случится. Дети, например, вообще не
боятся смерти.
И настоящий ужас перед бренностью жизни появился
в человеческом сознании далеко не сразу. Это стало возможным лишь при развитии
(причём в значительной степени благодаря христианству) персоналистического
самосознания. В мироощущении людей стали всё больше укореняться представления о
вечности и бесконечности. Ничто конечное, временное уже не может удовлетворить
человека.
Линейное, необратимое время, порождённое
христианством, не имеет ничего общего с круговоротом языческого «вечного
возвращения». Примитивно натуралистическое объяснение нормальности,
естественности физической смерти через всеобщий природный круговорот рождений и
умираний перестаёт утешать. Разговоры о великих свершениях, якобы сохраняющихся
в памяти благодарных потомков, начинают казаться жалким лепетом. Подавляющее
большинство когда-либо живших людей сейчас прочно забыто. Однако человек как бы
уже вкусил вечности, и в его душе нарастает тревога: «Не теряю ли я что-то
очень важное?»
Связь между конечным и
бесконечным, которая так мучает нас, устанавливает только вера. Основным
вопросом любой религии так или иначе является
преодоление смерти. Издавна в человечестве существует глубинная интуиция, что с
физической смертью жизнь души вовсе не завершается.
Современный обезбоженный человек всеми силами
старается не думать о смерти, он упорно избегает даже мысли о том, что его
земное существование когда-нибудь прекратится. И лишь в предельных, как их
определяют философы, «пороговых состояниях» (например, на отпевании близких ему
людей) он начинает вынужденно производить переоценку ценностей, как это,
скажем, произошло в очерке, послужившем предметом нашей полемики.
В христианстве вопрос о преодолении смерти
решается в радикальной форме. Неслучайно Гегель назвал христианство «абсолютной
религией». Огненные слова Христа «Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Ин.
11,25), апостола Павла: «Не все мы умрём, но все изменимся» (1Кор. 15,51),
Иоанна Златоуста: «Никто же да не боится смерти, так как смерть Христа нас
освободила. Воскрес Христос и жизнь жительствует» – продолжают тревожить сердца
людей, побуждают читать, перечитывать, понимать Евангелие.
Смерть, как и рождение, есть некое прикосновение
к вечности. Православные подвижники, которые являются примером для нас, ощущали
удивительный восторг от приближения смерти. Тайна христианства – это тайна
одухотворённого тела, вырывающегося из цепи природного круговорота. Как
говорится в одном богослужебном тексте: «Благодарим Тебя за то, что Ты привёл
нас из небытия в бытие».
Вечность ощущается христианином не как то, что может иметь место когда-то в будущем, но – здесь
и сейчас. Вечность нельзя приобрести, в ней можно только быть. Смерть может
быть побеждена ещё до наступления физической смерти. И путь к этому только
один: быть в Истине, точнее говоря, в воплощённой Истине – Иисусе Христе.
Истину недостаточно знать, в ней нужно пребывать
постоянно. Ибо истина в христианстве – бытийствует.
Она представлена в форме не ЧТО, а КТО. Умирающий христианин не просто умирает
согласно биологическим законам, он преодолевает их, умирая во Христе, чая
будущего воскресения с Ним.
Острый персонализм христианства, серьёзное
отношение его к телесности придают ему такой же остро экзистенциальный характер
и делают его особенно близким современному человеку. Причём христианство
свидетельствует не только о воскресении человека во
плоти, но и о посмертной его участи, о его судьбе в вечности.
А эта судьба, в свою очередь, определяется не
только мировоззрением человека, но и его делами. «Со страхом и трепетом
совершайте своё спасение», – говорит апостол
С атеистическим нулём в голове умирать трудно.
Дискуссия о смерти: http://www.lgz.ru/publication/101/