Новая парадигма образования
Парадигма – удобное слово для определения суммы подходов, принципов и методологий какого-либо процесса. Образование, как процесс, если следовать этимологии самого слова, возможно, начался ещё в отсутствии личности, считавшей себя учителем: как подражание, перенимание чьего-то привлекательного образа. Потом кто-то почувствовал в себе такие знания, которые необходимо было передать детям или соплеменникам. Появились первые учителя. И уже тогда процесс образования включал в себя две составляющие: воспитательную и содержательную. Содержание образования просто не могло не меняться в процессе развития человека и общества. Так же менялись и меняются методы и даже принципы образования. Но само смысловое значение слова образование показывает первородность и неотъемлемость воспитательной стороны этого процесса, нравственного преобразования личности. Образование это процесс, результат которого ощущает на себе как отдельная личность, так и социум и мир в целом. Если вспомнить ноосферу Вернадского, то результативность нашего образования может оценить и почувствовать на себе вся наша Вселенная. К чему такой пафос? В мире, где практически все процессы на сегодняшний день глобализированы, нельзя мыслить не глобально. Поэтому мы присоединяемся к Болонскому процессу. Только при вхождении в глобальный процесс следует (как, впрочем, и при любом движении вместе) с самого начала глубоко осмыслить и хорошо понять конечную цель. Тогда отпадает множество возражений по недопониманию, к которым при внимательном анализе следует отнести подавляющее большинство выступлений на эту тему в средствах нашей массовой информации. Главная цель Болонского процесса сформулирована на «Всемирной конференции по высшему образованию. 9 октября 1998 года в Париже. Там было сказано, что «образование должно рассматриваться как общественное благо» и что необходимо воздержаться от использования «коммерческого подхода к образованию». Последние документы Болонского процесса – «Коммюнике конференции министров, отвечающих за высшее образование» (Берлин. 19.09.2003.) – повторяют и усиливают эту направленность. «Главное в Болонском процессе - это отношение к образованию как к общественному благу и общественной ответственности». Слово благо (благое дело, благодать) – Библейское слово! Давать благо, делать благое дело, проявлять и получать благодать, милость, быть добрым - это есть вечная нравственная основа образовательного процесса и это же должно быть фундаментом любой новой парадигмы образования.
Из определения «образование есть общественное благо» следует:
Примечание.
«Своеобразию» преломления принципов Болонского процесса в российских
концептуальных документах по образованию посвящена брошюра
Юрия Степановича Давыдова «Реформы российского
образования: от желаемого к действительному». Москва 2005. Желающих ознакомиться с особенностями «нашего
понимания» или вернее недопонимания этих
принципов отсылаю к указанной выше брошюре.
Фундамент вечных ценностей никогда не исчезал в мире, но при некоторых исторических обстоятельствах уходил в подполье или на задний план социальной жизни, а иногда использовался демагогически для прикрытия противоположной безнравственной цели. К счастью, при изменении ситуации вечные ценности вновь занимают в сознании социума своё почётное место, и данный социум идёт по пути возрождения.
Если фундамент остаётся прежним, вечным, то, как же должна меняться парадигма образования в соответствии с веяниями времени?
Ну, во-первых, педагогической, да и любой другой общественности в нашей стране ещё следует осознать и признать необходимость такого фундамента. Для этого надо прежде всего изменить тип педагогического мышления. Видеть основу успешности ученика (а значит и собственной педагогической работы) не только в навыках, в «знаниях по предмету», а, прежде всего, в обретении нравственной основы, без которой всё: политика, экономика, культура – обречено на разрушение.
Во-вторых, следует и в самой форме и в содержательной части образования всех уровней создать этот фундамент.
В-третьих, надо менять принципы обучения и содержание образования в соответствии с тенденциями изменения научной картины мира.
Эволюционная эпистемология - подаренное нам в конце ХХ века философское направление – рассматривает эволюцию мышления человечества в целом, динамику изменений когнитивных способностей людей, принципы построения моделей познания в культурно-историческом контексте. С позиций эволюционной эпистемологии у каждого поколения учеников есть общие черты. Это подтверждается и нашим реальным педагогическим опытом. Глобальной характеристикой грядущего поколения учеников является общая тенденция к более раннему развитию. Много общего в детерминации, формирующем влиянии среды (так как среда, особенно в Европе, в связи с глобализацией, становится почти повсеместно аналогичной). Например, не секрет, что большинство детей нашего времени гораздо легче осваивают информационные и цифровые технологии, чем предшествующее поколение. Можно считать это проявлением «коллективного бессознательного» по Фрейду либо влиянием «духа времени» или «объективного духа» - господствующего типа взглядов, настроений, мировоззрения, усвоенных ещё в утробном развитии. Широкое поле состязательности для разных направлений психологии! Для педагогики же важно зафиксировать и понять эти общие для грядущего поколения особенности и, ориентируясь на них, строить на указанном выше нравственном фундаменте новые принципы и методологии обучения. Одним из объективных исторических обстоятельств, формирующих сознание нового поколения, является преобладание в мире определённой философии, созвучной «духу времени». Человечество только что «прошло» (будем надеяться, что прошло) через философию постмодернизма, поселившую очередную «разруху в головах» на том «полусознательном» уровне, который как раз и передаётся следующему поколению. Таким образом, возрождение нравственных начал особенно актуально именно сейчас. Исходя из этих размышлений, можно вывести следующие принципы нового подхода к образованию в дидактическом плане.
1. Акцентировать
нравственную составляющую во всех предметах, изучаемых на всех уровнях
образования:
а ) преподаватели всех предметов должны включать в каждый урок
ненавязчиво, без поучительства, (возможно, как результат какого-то наблюдения,
или исторический пример или итог игровой ситуации на уроке), нравственную
составляющую, которую также как и знаниевую, надо планировать. Примеры на сайте
РФПИЦ.
б ) внести нравственный аспект в содержание эмоционально воздействующих предметов художественного цикла, формирующих этические и эстетические критерии личности: музыку, изобразительное искусство, спорт. Как можно раньше (детский сад, дошкольная подготовка, начальная школа) создать культурное пространство, проявляющее красоту и целесообразность через нравственное совершенство. Воспитывать эстетические вкусы, оказывая несовершенство и пороки в окружающем мире задавать направление и импульсы к самосовершенствованию. Например, рассматривать спорт не утилитарно как способ стать сильнее или быстрее других, а как путь к совершенствованию своего тела и укреплению духа для благих целей.
2. Ввести с первого по четвёртый класс начальной школы
новый предмет под условным названием, например, Мировоззрение. Предмет
стержневой, дающий системное, но, учитывая возрастную психологию, только образное представление об эволюции духа человеческого,
историко-философский и религиозный образ
непрерывного развития человечества. Этот предмет во многом поможет решить
образовательную задачу начальной школы: развитие синтезийного мировосприятия до
отчётливого ассоциативно-образного мышления. Он
станет инструментом овладения культурой
понимания. Этот предмет должен помочь детям сформировать свою картину мира,
своего рода пропедевтика таких предметов как география, история, философия.
Однако главная его цель помочь ребёнку найти своё жизненное кредо, свой
внутренний стержень, на который он может опереться в трудный пубертатный
период. Примечание. Первые разработки такого курса
предприняты в гимназии Петершуле. Подробнее можно ознакомиться с этой работой
на сайте РФПИЦ.
3.
Российская школа пока ещё не хочет замечать
тенденцию к более раннему развитию детей. Наша школа даже искусственно содействует
некоторой инфантильности учеников. Недавние Пиза-тесты показали это. Отчасти
это следствие авторитарности, ещё присущей нашей школе, неуважения к личности
ученика, неумения воспитать в нём такие качества как собственное достоинство и
честь. Отчасти традиционный приоритет естественных
наук над социогуманитарным циклом. В новой парадигме образования необходим
подход, дающий возможность детям начиная с начальной школы, когда их искренни
интересуют вечные вопросы бытия, обсуждать их, размышлять вместе, помогать им
самоидентифицироваться в мире. В начальной школе таким предметом должно стать
указанное выше Мировоззрение. С четвёртого
класса возможно введение следующего интегрального курса История естествознания, который не только в
смысловом плане подготовит учеников к освоению предметов естественного курса,
но покажет в исторической ретроспективе картину развития человеческой мысли от
древнего мира до сегодняшнего дня. С
пятого и по одиннадцатый класс мы практикуем преподавание Истории философии
и Философии, как таковой. Это важнейший предмет для становления личности, для
расширения миропонимания и для структурного объединения всех знаний, получаемых
в школе в целостную, «пансофическую»
картину мира. Примечание. Курсы История естествознания и История философии
разработаны и в течении 16 лет
преподаются в гимназии Петершуле. Смотрите сайт.
4. В
дошкольном возрасте и в начальной школе особенно велика роль воспитателя. Если с такой оценкой воспитателя в дошкольном
образовании никто не спорит, то в начальной школе ещё не укоренился образ
освобождённого воспитателя. Воспитателя не занятого подготовкой своих уроков,
исполняющего только прямую обязанность воспитывать, созидать то самое культурное пространство, genius loci, дух школы. Функциональных
обязанностей у воспитателя тоже не мало. Это и создание настроения для
творческого урока и разрешение психологических проблем внутри класса, между учителем
и учеником, между учителями и родителями, между детьми и родителями и т.д.. Это
и размышления с учениками о жизни, об окружающем мире, и совместные экскурсии,
игры, организация внешкольного времени и т. п. В нашей гимназии есть кафедра
воспитания – важный инструмент для совершенствования этой работы.
Введение предложенных принципов потребует пересмотреть содержательную часть программ начальной школы. В неё будут введены некоторые понятия и сведения, которые сегодня изучают в средней школе. Возможность усложнения и некоторого увеличения объёма информации, получаемой в начальной школе, основана на представлении детских психологов о снижении скорости усвоения информации по мере взросления. Разумно увеличить объём информации в тот период, когда скорость её усвоения велика, и ослабить поток информации позже, когда скорость снизится. Тенденции изменения научной картины мира, технологические потребности страны подсказывают в свою очередь направление изменений в содержательной части образования. В настоящее время бурное развитие постнеоклассической физики, астрономии и астрофизики, исследований природы информации, информационных процессов и явлений, молекулярной биологии и генетики и других областей науки, а также появления ряда технических средств, таких как радио, телевидение, компьютеры, Интернет, подпадает под признаки революционной ситуации в науке. С появлением Общей теории относительности и Квантовой физики ушёл в прошлое вульгарный материализм. Позитивистское мировоззрение ещё довлеет над многими учёными и по сей день, но в фундаментальной науке на рубеже XX и XXI веков ситуация изменилась. Выяснилось, что только естественная причинность, недостаточна для объяснения картины мира, определяемой фундаментальной наукой. Исследования в астрофизике, в биологии и, наконец, исследование структуры вакуума даёт мощный импульс трансцендентному, запредельному мышлению. «Сильный» антропный принцип интерпретирует свойства Вселенной как проявление «разумного замысла», подчинённого неким трансцендентным сознательным целям. Этот замысел проявляется в законах природы и соответствующих фундаментальных константах. Как следствие этих открытий в фундаментальной науке сегодня наблюдается возвращение к целостному мышлению, к метафизике.
Образование в идеале должно не только успевать за наукой, но и давать возможность ученику чувствовать «вектор» развития наук. Следовательно, необходимо пересмотреть подход к изучению естественных предметов, который в течение почти века формировался авторами учебников, воспитанных исключительно в духе вульгарного материализма. Сейчас важно раскрыть все возможности ученика к познанию, без искусственных ограничений времён воинствующего атеизма. Этой идеологии уже нет, но она ещё владеет авторами учебников на уровне подсознания. Наши ученики имеют право на получение всей полноты знаний о мире, а нынешние учебники её ограничивают рамками неполного миропонимания самих авторов.
Следует также поднять стартовый уровень преподавания естественных дисциплин в школе. Современные ученики знают о мире гораздо больше, чем, скажем послевоенное поколение, а учебники по физике, например, с тех пор практически не претерпели изменений. И ещё: учёные во всём мире уже целое столетие пытаются объяснить педагогам, что главным является постижение смысла, философии наук. Наши учебники и учителя озабочены в первую очередь практическими навыками. А много ли даёт современному ученику частные навыки без представлений о их месте в общем контексте наук? Следует внести в учебники не только сведения о последних достижениях наук, но и объяснить, чем диктуются актуальные направления исследований, каковы их тенденции. При таком подходе многие ученики уже на школьной скамье смогут почувствовать своё призвание, а главное, ему станет понятно, для чего конкретно он изучает науки. И это тоже можно рассматривать как нравственную составляющую цикла естественных наук.
В плане методологии давно пора отказаться от авторитарной «утрамбовки» разноплановых знаний в голове некого «объекта» обучения. Много было сказано по этому поводу осуждающих слов подтверждённых даже и некоторыми нормативными документами, но «воз и ныне там».
В начальной школе особенно важен и эффективен личностно-ориентированный подход при обучении. Важно пробудить в ребёнке чувство собственного достоинства. Это чувство дополняется впоследствии высокой ответственностью. Вместе они составляют опору нравственности. Применение в педагогике лично-ориентированного принципа позволяет ребёнку осваивать знания исходя их особенностей своего восприятия, используя наилучшим образом свои индивидуальные склонности и способности. Личностно-ориентированный подход признан наиболее эффективной методикой обучения.
При хорошо сбалансированной дидактике можно успешно применять конструктивистский подход к получению знаний. Предоставление ученикам возможности самостоятельно, на основании уже имеющихся знаний, конструировать новое знание. Разумеется, этому подходу надо учить и, в первую очередь, самих учителей.
Сравнение методов традиционного и коструктивисткого подходов
Традиционный подход |
Конструктивистский подход |
Учебная программа построена по
принципу от части к целому с акцентом
на базовых знаниях и умениях |
Учебная программа представлена по принципу от общего к частному с акцентом на
обобщенных понятиях и умениях |
Основное требование к процессу
обучения – строгое выполнение учебной программы |
гибкость процесса обучения с возможностью варьирования учебной программы |
Учебная программа и учебный процесс
полностью опираются на рекомендованный учебник или
учебное пособие |
Учебник не является доминирующим источником учебной информации; приоритет переходит
к оригинальным источникам, к первичным
данным, к объектам и явлениям реальной
действительности |
Учащийся представляется как объект процесса обучения, который получает готовые знания от учителя |
Учащийся – полноправный участник процесса обучения со своими собственными взглядами
и представлениями об окружающем мире |
Учитель, как правило, преподносит
новый учебный материал в дидактической манере
как истин в последней инстанции |
Учитель выступает прежде всего как организатор
учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая
им свои знания и убеждения |
Учитель оценивает эффективность
учебно-познавательной деятельности
учащихся по количеств правильных ответов |
Учитель ценит самостоятельные, пусть не всегда правильные,
рассуждения учащихся, умные вопросы,
сознательно исправленные ими ошибки |
Результаты тестов и контрольных работ
– единственный источник информации
об уровне знаний и умений учащихся |
Оцениваются все продукты учебно-познавательной
деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и
усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении |
Контроль и оценка учебных достижений осуществляются в отрыве от процесса обучения |
Контроль и оценка осуществляются в тесной связи с тем, кок реально протекал
процесс обучения |
Учащиеся преимущественно работают в условиях фронтального обучения в
классе и индивидуально – дома |
Учащиеся большую часть времени как на уроке, так и при
выполнении домашних заданий, работают
в малых группах, командах или парах |
Для сохранения в дальнейшем интереса и мотивации к обучению необходимо перестать манипулировать сознанием детей, прекратить, внушать им мысль о всемогуществе и полном триумфе современной науки, пользуясь их неосведомлённостью. Честнее и значительно дальновиднее говорить о познании как об увлекательном процессе, который гораздо больше ставит вопросов, чем даёт ответов. Говорить о том, что это бесконечно интересная дорога, которая при каждом новом поколении всё также «уходит вдаль…»
В современной парадигме образования
главное и единственное место занято научной методологией познания. Научная
методология познания великое достижение человечества, приносящее объективную
пользу и способствующие прогрессу. Но это не единственный и не безупречный путь познания. В последние
десятилетия и в научной среде говорят о вреде, который нанесли миру так
называемые «научные представления о
мире», «технический рационализм».
Главной потерей считается
тенденция в мышлении к узкой бестелесной
рациональности, которая тесно связана с познавательным, но далека от
чувственного. Такая рациональность
является тяжеловесной предсказуемой, дегуманизированной, выхолощенной формой
мысли. В этой форме мышления нет места чувственному, эмоциональному,
соматическому, трансцендентному
пониманию. К людям, исповедующим сугубо научное, эмпирическое мышление
вряд ли открытие может придти силой
откровения. Таким образом, сциентизм
существенно сужает возможности исследователя.
Религию же в наше время, стали рассматривать лишь как компенсаторную
функцию в условиях неполного (пока еще!) знания, как-то забывая о том, что
далеко не все вопросы поддаются научной
методологии. Например, самые главные вопросы бытия, связанные со
смыслом жизни! Отсутствие духовного воспитания и христианских нравственных
ценностей как основы мышления не только
обедняет личность, но и приводит к тяжёлым последствиям для общества. Вывод:
новая парадигма образования должна быть
более широкой обучать также и
христианскому миропониманию, в котором
христианские нравственные ценности как абсолют заложены в основу воспитания,
в котором познание мира возможно не только научными методами, но всеми, доступными человеческому
сознанию.
Воспитание критического мышления неотъемлемая часть новой парадигмы. Критическое мышление уберегает как отдельного человека, так и общество, в целом от легковерия в разнообразные идеологии, с помощью которых так часто приводят к катастрофам целые народы. Критическое, самостоятельное мышление не позволяет стать лёгкой добычей всякого рода сект и других «программистов сознания». Нужны специальные методики воспитания критического мышления на всех этапах обучения. Существует богатый педагогический опыт воспитания критического мышления, например, в образовательных учреждениях Германии. Эта страна сделала должные выводы из своей недавней истории и рассматривает задачу воспитания критического мышления у подрастающего поколения, как профилактику подобных поворотов истории в дальнейшем.
Игровой компонент урока рекомендован в начальной школе. В дошкольных учреждениях образования он является основным. Чаще всего слово игры в педагогической литературе встречается с прилагательным развивающие. Это важная функция игры, но далеко не единственная. Игры нужны и как инструмент развития ребёнка, и для психологической разгрузки. Игры помогают детям преодолеть разнообразные комплексы. Жаль, что в российской школе игры потеряли своё главное значение – нравственное. А ведь игра – это прекрасный повод для разговора о нравственных темах. После любой игры учитель всегда может предложить классу обсуждение характера игры, обсуждение поведения отдельных игроков или команд. Такой разговор оказывает зачастую более сильное воздействие, чем выговоры и тем более наказания. В немецких школах, например, все уроки физкультуры заканчиваются играми. И учитель всегда оставляет время на обсуждение игры. Это оговорено в методических указаниях. Там же стоит рекомендация вырабатывать нравственную оценку поведению игроков в совместном обсуждении игры с классом.
Современное мировое сообщество неизбежно двигается, и с дальнейшим развитием всемирной информационной сети, будет двигаться всё быстрее в сторону глобального образовательного пространства. Болонский процесс в Европе наглядно это демонстрирует. Причём в документах Болонского процесса делается акцент на сохранении национальных традиций в образовании. Россия имеет глубокие традиции в образовании. Это и фундаментальность образования, его преемственность ступеней, сохранение ценностей отечественной культуры. Если мы вернёмся в XIV – XIX века, то увидим, что христианская нравственность составляла основу образования в России. Весь цвет русской культуры, вся глубина внутреннего мира русского человека сформировались именно благодаря этой нравственной составляющей. Потом она надолго уступила место «кодексу строителя коммунизма». Разрушительные последствия этой демагогической идеологии общество пожинает и сегодня. Возврат к истинным и абсолютным ценностям это и есть свой собственный, свой особенный и единственный позитивный путь к процветанию России.
Однако консервативность это тоже одна из черт российского образования. В период лавинообразных открытий в фундаментальной мировой науке, в период, когда важной характеристикой школы становится её конкурентоспособность на мировой арене, наше образование должно более гибко и чутко реагировать на вызовы времени. Болонский процесс даёт широкие возможности для ознакомления с принципами и методологиями образования в других европейских странах. Не разумно пренебрегать этой возможностью. Надо заметить, что, не забывая о правах ученика на личностную автономию, практически во всех странах Старого света преподают в школах религию/этику. Этика - для атеистических семей. Но ведь в основе этой этики тоже лежат христианские ценности!
Ноябрь
2008г.