С.М. Марчукова
«Лабиринт света и рай сердца» Я.А.
Коменского и современный мир
Статья для ежегодника братьев
Чапеков
Nevzali sme s sebou
Nic,
po vsem veta!
Jen Bibli Kralikou,
Labirint
sveta…*
Сочинение Я.А. Коменского
«Лабиринт света и рай сердца» было написано в
Здесь 8 ноября 1620 года
войска Фридриха потерпели сокрушительное поражение. В Богемии начались массовые
казни и преследования протестантов. «Блистательный Гейдельберг», город
студенческой юности Коменского, был разрушен. В
……………………………………..
*Слова из народной песни чешских изгнанников XVII в., в которой «Лабиринт света» стоит рядом с Кралицкой Библией как последнее достояние, вынесенное с родины на чужбину:
Что
осталось нам теперь
От отчего завета?
И Лабиринт света.
(перевод автора)
По многочисленным площадям и
улицам земного мира - «лабиринта света», «рынка» людской жизни путешествует
Странник, от имени которого ведётся повествование. Его сопровождают два спутника, две аллегорические фигуры - Всевед
и Обман. Они одевают ему на нос очки «из стекла догадки» и показывают ему жизнь
многочисленных обитателей Города – «лабиринта света» - философов и
ремесленников, правителей и воинов, купцов и алхимиков, священников и мудрецов.
Спутники оставляют Странника лишь «дойдя до краёв света и солнца, откуда
другие, закрыв глаза, выбрасывали своих мёртвых». Вместе с ними лишается он и «очков обмана»:
перед лицом смерти обман заканчивается. Приходит конец и блужданиям в
«лабиринте света», в «раю сердца» находит он радость и душевный покой.
«Лабиринт света и рай
сердца» в классическом переводе Н.П. Степанова со старочешского на русский язык
впервые был издан в Санкт – Петербурге в
Так
возник замысел книги «Ян Амос Коменский: человек в «лабиринте света». Работа
затянулась. Книга «Ян Амос Коменский: человек в «лабиринте света» вышла на два
года позже предполагаемого срока. «Юбилейная тема» естественным образом умерла
и уступила место попытке размышлений о поисках счастья и душевного покоя в том
аспекте, который обозначил Коменский в своём пространстве и времени, обращаясь
к каждому человеку, блуждающему в «Лабиринте света».
«Лабиринт света» называют
«вершиной литературного творчества Коменского» (С. Скорвид), «одним из самых
великих христианских произведений» и «одной из величайших книг
общечеловеческого значения» (Ф. Йейтс). Его особое значение в философском
наследии Коменского неоднократно подчёркивалось на конференциях, семинарах и
научных симпозиумах, прошедших после
Выражение
«мозаичная культура» стало нарицательным для определения нашей эпохи. Мозаика
здесь – не средневековый витраж и не картина, а набор случайных элементов,
сочетание которых в любой момент может стать другим, как это бывает при лёгком
повороте трубы детского калейдоскопа. Узоры такой мозаики подобны коридорам
лабиринта. Именно поэтому образ лабиринта – один из основных в современной
метафизике. Для каждого времени актуален образ героя «Лабиринта света» -
человека, странствующего по миру, который «есть рынок, наполненный разными
товарами и людьми, которые эти товары продают, покупают и рассматривают» (Я.А.
Коменский).
В
именах и характерах, репликах и действиях персонажей «Лабиринта света»
просвечивают знакомые вещи и обстоятельства, поговорки и символы. Это
Всеведение – самодовольное многознайство, которое всё объясняло, обо всём
судило, и орудие Обмана, очки из «стекла догадки». Время показало: Всеведение
не выведет из лабиринта. Как и в первой половине XVII в., Всеведу сопутствует
Обман. «Стёкла догадки», большие и
маленькие, так разнообразны! За «стеклом догадки» - железным занавесом наша страна находилась десятки лет. Многие
могли бы повторить вслед за Коменским: «Я пропустил, сбитый с толку своим
несчастным Обманом, центр неба и земли и
дорогу, ведущую к полноте радости; и снова повели меня окольными дорогами по
лабиринту света».
В первой половине XVII века наука становится ведущим элементом культуры. «Не без основания, - писал Коменский, - наш век восхваляют как век науки и считают, что может заблистать надежда на ещё больший свет». Главенство науки, «научной картины мира» не привело, против ожиданий, к золотому веку добра и милосердия. Начало становления новой науки совпадает с формированием представлений о могуществе техники, с которой связывали утопические надежды на преобразование общества. Не случайно именно к этому времени, к Праге начала XVII столетия, легенды относят возникновение Голема - бесчеловечного, бездушного создания человека, способного поднять руку на своего создателя. Голем – прообраз Франкенштейна.
В
эпоху Коменского началось формирование «глобального сознания» - атрибута нашего
века. За полвека до создания «Лабиринта света» Х.Л. Камоэнс задаёт вопрос:
Как
не разгневать небо голубое
Над
крохотной и трепетной Землею?
В «Лабиринте света»,
написанном в эпоху трагических потрясений, просматриваются лабиринты нашего
времени, устремлённость к поискам «рая сердца» - самой желанной цели земных
странствий. Именно поэтому сочинение Коменского о поисках счастья и душевного
покоя так захватывает современного читателя.