Антислово

 

 Аристотель писал: "Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков". А какие же у нас теперь времена, если сквернословие стало нормой? У нас в России теперь даже с подмостков самых больших театров сквернословить модно.

 

Слухи о смерти диалектического материализма в нашем Отечестве оказались, как говорится, явно преувеличенными. Он жив, да ещё как! И теперь своё возьмёт, не через Идеологический отдел ЦК почившей КПСС, а иначе - на бытовом уровне народного самосознания или, точнее говоря, стихийной бессознательности. Связь диамата с матом не только этимологическая, но и глубинная, биологическая и даже философская; материализм есть методологическая редукция высшего к низшему, человека - к обезьяне.

Сквернословие осуждалось ещё в языческие времена античности. Аристотель писал: "Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков". А какие же у нас теперь времена, если сквернословие стало нормой? У нас в России даже с подмостков самых больших театров сквернословить модно.

Русский историк и мыслитель Иван Тимофеев назвал "зловонным произношение языком и устами матерных скверных слов" (1645 г.).

Протоиерей Сергий Булгаков писал: "Большевизм родился из матерной ругани, да он, в сущности, и есть поругание всяческого материнства: и в церковном, и в историческом отношении. Надо считаться с силою слова, мистическою и даже заклинательною. И жутко думать, какая тёмная туча нависла над Россией...". Вячеслав Иванов в своей статье "Наш язык" пишет: "Язык есть одновременно дело и действенная сила, соборная среда, совокупно всеми непрестанно творимая и вместе предваряющая и обусловливающая всякое творческое действие в колыбели его замысла; антиномическое совмещение свободы и необходимости, божественного и человеческого; создание духа народного и Божий дар народу".

Церковь боролась со сквернословием с древнейших времён.

Вот что писал святитель Иоанн Златоуст: "Хочешь ли знать, сколь великое зло - говорить срамное и постыдное? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как дурные слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов злой пламень. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь её нечувствительною".

Эксперимент последовательного материализма как идеологии в нашей стране, достаточно убедительно доказал: не вульгарного материализма не бывает. Мат стал повсеместным и громким именно в коммунистический период, получив на то "научную санкцию" в формуле: в основе всего - материя!

Теперь же, когда первая оторопь от развала страны и реформ прошла, наметилось даже некоторое, всё более набирающее силу, движение в защиту мата. Мол, не дадим в обиду народный язык! Постоянно находятся защитники матерщины со стороны якобы науки (тяжёлое наследие материализма продолжает сказываться). Оказывается, матерные слова, как убеждают они нас, когда-то несли в себе совсем другой смысл. Это были табуированные в язычестве термины, что было обусловлено мистико-религиозным мировосприятием и связанным с ним понятием запретного.

Это похоже на правду. Действительно, мат - это архаика. Срамословие присуще всем временам, странам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, исходя из "глубин сатанинских" (Откр. 2, 24) и тёмных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих, кончая классическими наследниками библейского Хама. Скверные выражения суть на самом деле магические формулы, обращённые к срамным демонам. Тем самым привлекаются гнуснейшие бесы, приносится противоестественная словесная жертва, - писал свт. Иоанн Златоуст.

Постепенно, в результате массовой атеизации населения, которую завершил небезызвестный диамат, со всякими тайнами было покончено. Мат по-простецки зазвучал в полную силу везде, где можно и нельзя. Наступила эпоха уже не ограниченного ничем матореализма (выражение А. Зиновьева), т.е. легализированного "наукой" бесстыдства. Вспоминаются слова Ф.М. Достоевского, что ничем так нельзя увлечь русский народ, как открытым (научно доказанным) правом на бесчестие.

Если это так, то нам следовало бы не науку под факты подгонять и эти факты таким образом оправдывать, а всё же задуматься об этической стороне дела, о проблеме "должного" и "недолжного", так сказать.

"Наука" сделала еще одно "великое открытие", доверительно сообщают нам новоявленные апологеты мата: оказывается, ругань вообще полезна, так в наше трудное время она помогает человеку эмоционально разряжаться. Появилось совсем незатейливое оправдание сквернословия: если из тебя что-то прёт, то вредно это в себе удерживать. Такова, мол, диалектика жизни. Диамат, так сказать, в действии.

Апологетам мата почему-то не приходит в голову простой и совсем не научный вопрос: а почему таким образом осуществляемая "эмоциональная разрядка" должна происходить за счёт других людей, вынужденных принимать в свои души эту мерзость? Матерщиннику же, как замечено, непременно нужно, чтобы кто-нибудь его слышал. Так что неплохо бы, опять же с "научной точки зрения", поинтересоваться мнением слушателей. Ну, как, мол, у вас при этом дела с адреналином? Может быть, ещё добавить? Всем ли нравится кушать отходы чужой злости?

Сквернословие, к большому сожалению, не так уж безобидно. Существует прямая связь между жалким состоянием нашей экономики, повсеместным воровством, всеобщей расхлябанностью, хамством, жутким состоянием мест общего пользования и повсеместной матерщиной, самой что ни на есть тупой, безобразной, и совсем не "к месту", когда небезызвестный "артикль" добавляется к каждому слову.

Подобное, как известно, тянется к подобному, и свинство в душах порождает свинство внешнее. М. Хайдеггер называл язык "домом бытия". Каков язык - таков и дом. Наша страна является хорошей иллюстрацией к этому высказыванию. А каков наш дом, особенно наши подъезды, - мы хорошо знаем.

Матерная ругань это, прежде всего, симптом недоразвитости. Биологи знают, что в животном мире существует ярко выраженная связь между агрессивностью и сексуальностью.

С духовной точки зрения мат - это всегда этическое занижение, путь к вульгарному материализму и его этическому следствию - цинизму. Об этом хорошо сказал А. Зиновьев в "Зияющих высотах": "Матореализм есть высшая стадия материализма в додиаматный период". Учите, учите, заигрывающие с матом интеллигентные дамы и господа, легко запомнить! Пора бы сделать выводы, но нет - находятся даже эстетствующие матерщинники.

Интересно, что расплодившиеся у нас фонды всяческих "духовных безопасностей", "духовных защит" и "духовных возрождений" свои главные усилия направляют на борьбу с "сектами", со всяческими "ненашими", считая, видимо, матерщину безопасной для национальной идентичности. Но им, правозащитникам, надо напомнить, что там, где сквернословие стало бытовым способом выражения, никогда не будет выполнена первая статья Конституции РФ, т.к. правовое государство, провозглашённое в ней, не совместимо с хамством.

"В начале было Слово..." (Ин. 1, 1). Христианство - это не просто религия, которая учит о Боге как о Творце. Христианство - это религия смысла и Слова, воплощённого, изречённого, т.е. звучащего. Сам Бог именуется Словом, Логосом (Ин. 1, 1). Нечувствительность к качеству звучащего слова означает полное непонимание и неприятие христианства. А ведь теперь у нас почти все бытовые матерщинники... - крещёные люди. Апостол Павел назидал христиан: "Сквернословие не прилично вам", приравнивая сквернословие к смертному греху (Еф. 5, 4-5). Ну да кто у нас его читал?!

Слово - это то, что отличает человека от животного. Матерное антислово делает человека намного хуже животного, которое никогда не сквернословит. Всё важное зачинается в духовно-словесной сфере как доброе, так и злое, поэтому матерщина должна считаться тяжким преступлением против Бога и общества.

Святые отцы учили бороться с дурными эмоциями не путём излияния их на других людей, а путём недопущения зла внутрь своей души. Люди ответственны за те яды, которые в них вырабатываются.

Вообще говоря, с религиозной точки зрения картина мира выглядит совсем иначе, чем это представляется с позиций все ещё "вечно живого диамата". Любой злой поступок, как и злое слово, никак не может способствовать увеличению добра ни в нашем мире, ни в душе человека. Злое матерное слово как бы создаёт вокруг себя тёмное пространство, привлекает бесовские силы. Люди, совершившие преступления, часто сами не понимают, как они его совершили. Не понимают именно потому, что преступление было совершено в состоянии одержимости злыми силами.

От злых слов люди никогда не получают ожидаемой разрядки, а обычно переходят непосредственно к злым поступкам, в полном соответствии с законом психологии. Да разве и само произнесённое слово - это уже не поступок?

Игумен Вениамин (Новик)

Кандидат богословия

С.Петербург 30 апреля 2009 г.

Оглавление раздела  Главная страница

Hosted by uCoz