Э.Б. Мушникова

 Ректор Религиозно-философского

 и педагогического исследовательского центра

 им. Я.А. Коменского

 

РОЛЬ НРАВСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ОБЩЕСТВА

Первая половина XIV века, время правления Карла I, считается одной из самых счастливых эпох чешской истории.  Возросло благосостояние страны и расширились возможности образования для населения. Будучи сам хорошо образованным человеком, Карл I покровительствовал наукам. Но вряд ли он мог предугадать, какое сильное влияние на историческую судьбу Чехии окажет его детище - Пражский университет,  открытый в 1348 году. Пражский университет распространял  в обществе свои знания и привлекал ту обширную часть населения, которая  искала нравственных опор в знании. В Пражском университете, как и в других университетах Европы, науки преподавались на латинском языке, но латинский язык был очень распространён в Чехии, и образование расходилось по всей стране. Этот период оставил массу словарей, причём не только латинских, но и греческих, немецких, французских, итальянских, венгерских, польских, что свидетельствует о сильных литературных связях Чехии с другими странами Европы. 

Литература на чешском и латинском языках распространяла образованность и направляла внимание на нравственные и религиозные вопросы. Она проникала практически во все слои чешского общества.  XIV –XV  века называют золотыми веками чешской литературы, и огромная заслуга в этом принадлежит Пражскому университету.  Многие писатели того времени были     магистрами или профессорами, преподавателями Пражского университета. Сатирические пьесы с лёгкой иронией в адрес духовенства  Сммиля из Пардубиц,  переводы из св. Августина,  Фомы Штитного  развивали те христианские понятия о нравственности, которым так мало соответствовала церковная иерархия. Ян Милич,  Конрад Вальдгаузер, Постилла восставали в своих литературных произведениях против светской и церковной испорченности. Матвей из Янова, учёный богослов  Пражского университета, рыцарского рода, в своих богословских сочинениях защищает священное писание и «чистое учение Христа»  против искажения его церковной традицией, против  позднейших прибавок людского вымысла. Огромное значение для чехов имел сделанный им  перевод Библии на чешский язык.  И самое яркое лицо Пражского университета - Ян Гус – вначале магистр, потом декан и, наконец,  ректор университета.   Ян Гус и бакалавр  Пражского университета, чешский дворянин  Иероним Пражский  проповедуют учение Уиклифа из Оксфорда  в Пражском университете и в Вифлеемской часовне в Праге. То, что религия    стала в этой литературной и образовательной деятельности на первый план совершенно ясно объясняется средневековым значением религии и католической церкви и тем положением, которое занимала латинская церковь в Чехии. Политические и общественные злоупотребления церковных иерархов, владевших огромными имениями в ущерб богатству страны и к соблазну для народной нравственности, заботящихся о собственном благе и не заботящихся о благе народа; злоупотребления королевской власти при  сыне Карла I, Вацлаве IV, поправшей национальные чувства и земские вольности, разбудили  в преподавателях  Пражского университета сознательную потребность  выступить с протестами.  

Для нас особенно важно отметить, что протесты и требования, выдвигаемые преподавателями Пражского университета, совершенно не затрагивали экономические и даже социальные проблемы.  Образовательная и протестная деятельность преподавателей Пражского университета призывала к восстановлению раннехристианских  нравственных норм, они выступили с постулатами  нравственного порядка.   В первом десятилетии XIV века университет активно обсуждал учение Уинклифа, которое в основном сводилось к восстановлению христианской нравственности в обществе и высоких христианских нравственных принципов в церковных институтах. Уинклиф утверждал, что христианская  церковь должна оставаться бедной, согласно евангельским заветам, что у монашества исчез аскетический порыв прежних веков, и они уже не отличаются строгой приверженностью монашеским обетам. Он даже прямо утверждал, что монахи перестали быть целомудренными.  Разумеется, такие постулаты,  (а их в учении Уинклифа было 45) даже в Пражском университете были  приняты неоднозначно. Дважды в 1403 и в 1408 году это учение в университете запрещалось.  Но обсуждение нравственных проблем  на больших университетских диспутах пробудило свободную  мысль, и остановить этот процесс стало уже невозможно. Удивляет, с какой быстротой  распространились эти мысли и идеи во всех слоях чешского общества, несмотря на то, что они восставали не только против авторитета светской власти, но и церковной. Демократический дух чешского общества, благодаря влиянию университета стал складываться в деятельную оппозицию.

Надо отметить, что в стенах университета шли только религиозно-философские диспуты, и не возникало никаких призывов к насилию. Но как только Ян Гус вынужден был оставить Пражский университет и покинуть Прагу вследствие панского проклятия, его учение с огромной скоростью стало распространяться за пределами Праги  и за пределами Чехии. Преследования духовной властью мыслителей из Пражского университета  значительно усилили брожение в обществе. Сожжение же Яна Гуса и  Иеронима Пражского имело следствием только открытое восстание против духовенства.  Идея  религиозной и нравственной реформы  овладела всем обществом и привела  к национальной  трагедии,  которая известна нам как гуситские войны.  Она  имела и более чем двухсотлетнее продолжение в истории Чехии названное чешской реформацией.  Последним епископом братских общин, порожденных гуситской эпохой,  был Ян Амос Коменский, живший уже  в  XVII столетии. Коменский по праву считается основателем европейской педагогики. В нравственном учении Коменского господствует мысль о том, что христианство должно быть целью педагогических стремлений и проникать во все педагогические приёмы, направленные к нравственному воспитанию и  развитию. Коменский, как и деятели XIV века из Пражского университета, считал, что «жизнь внутренних христиан освещает двойное светило разума и веры». Этой проповедью внутреннего христианства заканчивается гуситский период чешской истории, начало которого можно отсчитывать с основания Пражского университета.

  Англию начала восемнадцатого столетия чаще всего описывают тёмными красками, соответствующими тёмно-серому смогу от угольных каминов и первых индустриальных производств, чёрным  от въевшейся угольной пыли лицам шахтёров и мутно-зелёному цвету отравленных вод. Этот век «угля и железа» принёс рабочим тяжёлый изнуряющий труд ,13-ти часовой рабочий день, детский труд на фабриках вместо начальных школ, болезни и преждевременную  смерть вследствие отсутствия медицинского контроля и больничного лечения, трущобы с отсутствием элементарных удобств и невозможными условиями жизни, а также пренебрежительную и невообразимую жестокость правящих благополучных классов не только к преступникам, но и к женщинам и детям бедняков.

Проблема бедности и безработицы стала по существу национальной, так как в каждом приходе существовал налог на помощь бедным и он становился тем больше, чем больше бедноты оказывалось в приходе. Церковь, раздираемая враждой т.н. «высокоцерковников» с приверженцами «низкой церкви» и диссидентами, не давала рецептов решения этой проблемы. Прихожане сами нашли выход – главной их задачей стало изгнание из прихода всех, кто мог увеличить бремя налога. Благотворительность ещё не родилась, как общественное движение, так как буржуазия была озабочена только увеличением своих доходов, а аристократия разнообразием развлечений. От безысходности и падения нравов бедные слои населения стали пить вместо традиционного для Англии предшествующих времён пива и эля дешёвый джин. Перегонка зерна в спирт была выгодна земельным собственникам и  государственные люди, и законодатели сознательно поощряли потребление джина.  Подобного падения нравов  Англия не знала даже во времена  междоусобиц. В  первые десятилетия века смертность в Англии резко поднялась и превысила рождаемость более чем в два раза.  

Однако кризис нравов дал сильный толчок деятельности религиозно-нравственных кружков и обществ. Это были группы «серьёзных молодых людей», которые собирались вместе, часто под влиянием какого-нибудь священника, чтобы найти пути и укрепить друг друга в духовной, нравственной и практической жизни. Особенно много подобных групп стало возникать под влиянием проповедей  братьев Уэсли и Уайтфилда. Джон Уэсли окончил Оксфорд и, будучи уже преподавателем Линкольн-колледжа, в 1729 году организовал студенческий «Священный клуб», куда входил и Уайтфилд.  Члены клуба поставили себе цель: жить согласно Евангелию, посвящать своё время молитве и добрым делам.  За тщательную и методическую разработку программ своих духовных и общественных дел членов клуба стали в насмешку называть методистами. Однако их дела, их намерение научить английское общество жить по евангельским нравственным принципам привлекли внимание и сочувствие многих.  Вскоре подобные клубы, кружки, общества стали появляться во всех графствах  Англии. Первоначальной целью таких групп было способствовать распространению христианской нравственности и христианского образа жизни. Здесь мы снова встречаемся с глубоким и правильным  убеждением верующих людей в том, что экономические и социальные проблемы решаются только возрождением и укреплением духовного и нравственного состояния общества.  Вскоре религиозно- просветительская   деятельность этих маленьких кружков и обществ переросла в деятельность общественного характера, оказавшую огромное влияние на социальную ситуацию в Англии. По их инициативе и с их средствами были открыты сотни благотворительных начальных школ для обучения  детей бедноты чтению, письму, а главное нравственному поведению и христианским принципам. Причём ни государство, ни приходы по-прежнему ничего не предпринимали  для просвещения и лечения  бедных. Общества привлекали состоятельных людей, помогали им вернуться к нравственной ответственности и эти люди осуществляли субсидирование благотворительных школ. Далее инициаторы движения шли в приходы и там старались заинтересовать членов приходов в своих идеях. В этот период в английском обществе был популярен принцип акционерных предприятий, и общества нравственного возрождения предложили и применили его в филантропии образования. Теперь даже мелкий лавочник, пожертвовав очень небольшую сумму,  мог сразу принимать личное участие в организации и дальнейшем контроле работы благотворительной школы. К концу XVIII столетия в Англии уже насчитывалось более 200 000 школ.

 В Йоркшире Майкл Остер и Джордж Булл начали кампанию за ограничение детского труда на текстильных мануфактурах. Они не жалели времени и сил на разъяснение высшим слоям общества необходимости, исходя из нравственных побуждений добровольной благотворительности. В результате, убеждённый ими лорд Эшли, член парламента добился принятия Закона о фабриках, запрещающего детский труд. Он в своей парламентской речи поблагодарил Остера и Булла за то, что они: «научили его видеть свой долг перед Богом и перед бедными».

Одновременно по всей Англии стали возникать «Общества для исправления нравов». В них представители разных слоёв населения и представители различных течений внутри английской церкви объединились для борьбы против жестокости и распущенности века. Деятельность  обществ исправления нравов вызвала необыкновенный для невозмутимой Англии эффект.  Вскоре суды Англии были завалены бесчисленными жалобами на пьянствующих, на непристойное поведение, на ругонь в общественном месте и на самих судей. Судей стыдили за формальное применение устаревших законов. Общество просыпалось, улицы и общественные заведения стали менее неприглядными, сократились масштабы пьянства, благотворительные школы и уэсливские миссии старались поднять бедняков из невежества до умения самостоятельно мыслить, а представителей правящих классов научить филантропии и благотворительности, то есть дать им возможность подняться до нравственного  уровня  достойного  христиан. В 1865 году англичанин Уильм Бутс и его жена Кэтрин основали религиозно-благотворительную организацию, которая впоследствии была названа «Армия спасения». Основной идеей Бутсов было объединение благотворительности с восстановлением нравственных основ народа.

 Таким образом, благодаря деятельности небольшого количества людей, озабоченных судьбой своей страны и правильно увидевших прямую связь  этой судьбы с состоянием нравственности общества,  к середине восемнадцатого века  Англия стала, цитируя Джорджа Тревильяна, «лучшей страной, какая только возможна в несовершенном мире». Начиная с 1740 года появляется поколение людей, которые потом станут считаться типичными для Англии XVIII века. Это  общество с собственной системой взглядов, основанных на христианских ценностях, уравновешенное, способное судить о себе самом, свободное от религиозного фанатизма и фанатизма классового и расового.  XVIII век в Англии стал веком правления законов, широкой веротерпимости, веком гуманных филантропических чувств и усилий, веком расцвета творческих сил во всех профессиях и искусствах.

Следующая история  происходила в Дании середины XIX века В Дании царила абсолютная монархия. Первая конституция, как основной закон Датского государства была принята законодательным ригсдагом только в 1849 году.  Датское общество  в этот период возглавлялось королевским двором и аристократами землевладельцами.  Города были небольшими. Абсолютное большинство населения составляли крестьяне. Монархи Дании не были захвачены идеями просвещения. Как и в XVIII веке, в XIX Дания продолжала инициировать захватнические войны. Долгое время датское королевство владело частью отвоёванной территории Швеции, а  в XIX веке воевало  с Пруссией и с Австрией.. При такой политике естественно главенствующая роль в обществе после короля принадлежала военной аристократии. Её меньше всего интересовало состояние умов  нижних слоёв населения.  Однако  идеи  просвещения и революционные идеи из Европы не могли не оказать влияние на датское общество.  В первой трети XIX столетия в Дании  проявляют себя  люди, которые стояли на позициях свободомыслия, питали большую любовь к отечеству и хотели быть ему полезны. По началу это были преимущественно интеллектуалы: юристы, врачи, священники и ряд довольно крупных промышленников. Они хотели обновления общества, ограничения абсолютизма, конституции. Они считали, что готовы уже и сами управлять обществом, давая большие свободы и улучшая жизнь простого человека. При этом они видели, только себя, умных и понимающих, во главе страны.  Им не на секунду не приходило в голову, что широкие слои населения сами могут взять на себя бремя управления государством.  «Народом» тогда назывались крестьяне, города пока ещё играли очень скромную роль. А крестьяне ещё не вполне освободились от помещичьей опеки.  По выражению Монраду (автора проекта первой датской конституции) они были ещё «бессловесной и невежественной деревенщиной»,  которых никто бы не допустил даже к управлению их собственными делами, не говоря уж о стране.

 И вот тут во главе  движения  за обновление Дании становится Николаус Фредерик Северин Грунтвиг уже известный поэт, но в то же время и священник, учитель, учёный историк а главное -  педагог и просветитель. Грундтвиг стал вдохновляющей силой либерально-просветительского движения и изменил его направленность. Он развернул огромную подвижническую деятельность, к которой примкнули лучшие педагоги и лучшие умы Дании. Николаус Грунтвиг был уверен, что не столько образование, но  просвещение вместе  с  нравственным воспитанием может изменить целый народ.  Приступив к организации на свои средства частных народных школ, а впоследствии и высших народных школ, представители грунтвиговского движения  рассчитывали только на свои силы и панически боялись вмешательства государства в свой всенародный педагогический процесс. Благодаря Грундтвигу в Дании свобода школы стала конституционным фактом.

 Грундтвиг  и его сподвижники трудились без отдыха, пока практически вся Дания не оказалась охваченной сетью народных школ и народных университетов и доступных народных библиотек. В них обучали не только  грамоте и естественным наукам. Главную роль в педагогике Грундтвика  занимало нравственное воспитание. Причём это не было дублирование церковных догматов, а размышления о человеческой душе, о предназначении человека, о его роли в обществе и о законах развития общества. Грундтвиг  не отвергал того гуманизма, той человечности, которую дала  нам в наследство греческая культура. Её смысл – претворение в жизнь человеческого совершенства. Но высшей заповедью греков была забота только о своей собственной душе, и ничего подобного в отношении к ближнему.  Они не освободились от эгоцентризма.  И только в устах Иисуса Христа прозвучала новая весть о жизни человека и любви к ближнему. Содержание и основной закон жизни, говорил Грунтвиг, в том, что мы  связаны с ближними и несём ответственность за наше к ним отношение.   Не тот будет велик в мире, кто имеет власть и стремиться использовать её для себя, а тот, кто стремиться служить людям и делать добрые дела. Течение из Афин и учение из Галилеи слились в педагогике Грунтвига. При этом  образовалась культура, корни которой уходили в познание человеческой жизни и её законов. Датский народ и дети датских крестьян  на удивление быстро приняли эту культуру.  Следствием приобщения датского народа к нравственному просвещению и образованию  стал быстрый рост духовности нации, который в кратчайший срок изменил страну.  В 1848 году было принято всеобщее  и равное избирательное право. Некоторые опасались, что это приведёт к господству толпы и анархии. Большинство же было уверено, что народ не пойдёт в политику, особенно это невежественное крестьянство. Но случилось иначе. Уже на первых выборах были выдвинуты во власть кандидатуры крестьян и даже мелких крестьян и наёмных работников.  Простой народ  поднялся в нравственном и духовном отношении  до понимания задач власти и государственной пользы. Не произошло анархии или власти черни, потому, что черни практически не осталось. А Дания сразу из абсолютной монархии без каких-либо катаклизмов  стала одной из первых демократических стран.  Таким образом, нравственная педагогика стала вдохновляющей силой в пробуждении народа,  она  преобразовала Данию XIX столетия. Грундтвиговское движение не остановилось, оно продолжало своё влияние на датское общество через частные они же народные школы и университеты и библиотеки.  Они сыграли консолидирующую роль в  нравственном, духовном отпоре фашисткой идеологии во время II Мировой войны. Дания не могла дать силовой отпор фашизму. Но в университетах Дании даже во время фашисткой оккупации шли постоянные и открытые дискуссии и споры с фашистскими идеологами и историками.  Датские народные частные школы,  университеты и библиотеки работают  и процветают по сей день. 

Следующую иллюстрацию к теме можно найти в новейшей истории небольшой северной страны – Швеции. Швеция – страна, покрытая лесами, обладающая  значительными запасами полезных ископаемых, имеющая древние мореходные и рыболовные традиции. На рубеже XIX и XX столетия  в экономике  Швеции преобладал аграрный сектор, затем шло лесное хозяйство и только потом горная промышленность. Промышленность развивалась в основном горно-добывающая, с использованием простейшими технических средств. Лесная промышленность также экспортировала в основном необработанную древесину.

Промышленный капитализм взрастал здесь гораздо медленнее и мягче, чем в Англии. Считается, что капиталистические отношения сменили в Швеции феодальные только во второй половине  XIX столетия.  И  вот в это же примерно время   население Швеции начинает всё больше потреблять алкогольных напитков.   Потребление алкоголя неуклонно растёт, особенно заметным становится это бедствие в восьмидесятых годах XIX столетия, когда шведские крестьяне научились производить спирт из картофеля. Алкоголизм захватывает в первую очередь тех людей, которые вырваны из привычной среды обитания. То есть первых представителей наёмных рабочих в растущих городах и рабочих посёлках. Их материальное положение нельзя назвать благополучным. Зачастую вся семья должна была жить в одной комнате с коммунальными удобствами. Но ситуация в Шведской экономике  была гораздо менее жёсткой, чем в Англии начала XVIII.  Причины национального алкоголизма надо скорее искать в духовных сферах жизни шведского общества. Прежде всего, шведы -  народ, привыкший жить и работать в природной стихии, будь то море или леса.  Традиционно из века в век  подсознательное ощущение родства с природой давало силы этим людям. Попав в города или производственные поселения, они   как бы  лишались части своей души.  Из официальной статистики шведского правительства известно, что в 1915 году 30% населения страны считалось алкоголиками.  В конце XIX столетия увеличилось также количество шведов, желавших покинуть свою страну. За 1879-1893 год, например, страну покинуло полмиллиона человек. Швеция вышла на одно из первых мест в Европе по числу эмигрантов. Это  знаковый показатель отсутствия надежд и депрессии в обществе.   При исследовании интеллектуальной жизни Швеции конца XIX века, особенно шведской литературы, становится заметен мировоззренческий кризис. Кризис шведской просветительской идеологии наступил ещё в начале XIX столетия, он сменился мистическим и даже эзотерическим романтизмом (Тегнер),  затем наступило время писателей реалистов (Август Стриндберг),  но период реализма был коротким, его сменила пессимистическая литература. В девяностых годах XIX столетия в литературе Швеции преобладают тревожные, мучительные раздумья над «вечными проблемами бытия» (Хейденстам и Хансон). В творчестве писателей – эстетов преобладает ощущение непрочности бытия, общественный кризис они видят как безысходную трагедию. Но в этот период появляются  прекрасные книги Сельмы Лангерлёф, проникнутые христианско-этическими проповедями. Возможно, именно эти книги заставили шведов более активно  действовать в направлении нравственного возрождения, искать выход из кризиса. Одновременно с нарастанием в Шведском обществе  нравственного кризиса и  злоупотребления алкоголем,  происходил и отход от церкви. Тут надо ещё поразмыслить над тем, что явилось причиной, а что следствием.  Количество прихожан, как в городах, так и в сёлах, стремительно уменьшалось.  Возможно, одной из причин разочарования в церкви стало обеднение церквей, лишённых государственной поддержки. Они  уже не могли осуществлять достойную дьяконическую  работу. Церковь стала  бессильна в борьбе с бедностью. Количество церквей  сокращалось. Они закрывались из-за отсутствия средств и прихожан. Нельзя сказать, что шведское общество равнодушно смотрело на проблему алкоголизма. Ещё в середине XIX века возникает в Швеции Общество трезвости. В 1900 году оно насчитывает уже 100 000 членов.  К концу XIX века оно становится даже заметной политической силой,  блокируясь в парламенте то с либералами, то с консерваторами. Его требования  одинаковы. Они носят запретительный характер. Общество трезвости постоянно лоббирует «сухой закон». Однако деятельность Общества трезвости именно в искоренении алкоголизма не принесла значительных успехов. 

 В середине второго десятилетия нового XX века в Швеции  появляются силы, намеренные вывести страну из духовного кризиса. Это, как и в Англии XVIII столетия, в основном молодые люди, причём из разных слоёв населения (в отличие от Англии здесь много молодых рабочих). Они принадлежали разным политическим и религиозным  течениям. Сначала их было очень немного, буквально несколько человек. Они активно выступают в прессе и в церквях и разъезжают по Швеции, объясняя людям, что не запрет на алкоголь, а возрождение христианской нравственности выведет общество из кризиса. Количество энтузиастов растёт, оформляется в общественное движение, которое парламентским путём добивается выделения церкви грантов для работы с бедным населением. Их девиз: накормить и обучить. Они сами активно участвуют в этой работе.  В течение буквально десяти лет церковь Швеции, вместе с общественным движением за возрождение нравственности выводит страну из  национального духовного кризиса.

Следствием победы над алкоголизмом и депрессией является заметное изменение экономики страны. В промышленности повысилась доля более сложных  технологий, так как появилась возможность большее количество людей (трезвых) сделать квалифицированными и высококвалифицированными специалистами. Если во второй половине XIX столетия новые технологии в сельском хозяйстве внедрялись с помощью немецких специалистов, а промышленность экспортировала английские технологии, вместе с английскими специалистами и высококвалифицированными рабочими, то, начиная с 1923-1924 годов, Швеция сама обучает квалифицированных рабочих  и инженеров. Возрастает применение электроэнергии и сложной техники. Лесная промышленность экспортирует уже высококачественную целлюлозу, бумагу, картон. Металлопромышленность экспортирует сложные машины (сепараторы, телефонные аппараты, подшипники, электромоторы) и высокоточные приборы. Выросла химическая промышленность. В 1929 году произошло удвоение промышленного производства по сравнению с 1924 годом и удвоение экспорта, причём шведские фирмы за эти годы завоевали видное место на мировых рынках.

Последний пример из середины XX века. 1943 год, Тегеранская конференция. Ещё далеко до победы над фашизмом, но страны союзники уже обсуждают будущее послевоенной Германии.  В США сразу же после конференции начинается работа над проектом, который получил впоследствии название OMGUS. Это аббревиатура названия военной организации Offis of Militariry Govemment of the USA in Germani. Именно ей было поручено правительством США провести конкурс и выбрать лучший вариант проекта возрождения послевоенной Германии. В 1944 году уже многие организации в США,  работают над этой проблемой. Предлагаются разные решения. Ненависть к фашизму была так велика, что даже политические деятели под час ставили знак равенства между фашизмом и Германией. Например, министр финансов США  Моргентау предложил после победы уничтожить Германию как государство. Переселить всех немцев в другие страны, а  территории Германии отвести под сельскохозяйственные земли,  используемые скажем Голландией.  Но предпочтение отдали проекту, предложенному психиатром Ричардом Брикнером и социологом из Гарварда Толкоттом Порсонсом. Они предложили найти в самой Германии институции, сохранившие нравственные ценности и  предположили, что это может стать силой, способной  начать процесс оздоровления немецкого общества. Возникал вопрос, сохранились ли такие общественные институты в Германии.  Ещё до окончания войны американцам было известно, о движении сопротивления в лютеранских церквях  фашисткой Германии во главе которого стоял  Бонхёфер - священник, философ-теолог, активный борец против гитлеровского режима, борец за христианские нравственные ценности, попираемые фашизмом. Он был казнён незадолго до конца войны.  Всем нам известный пастор Шлаг не был выдуманной фигурой. Во многих церквях фашисткой Германии находили убежище диссиденты. Толкотт Порсонс написал меморандум, в котором аргументировал, почему именно немецкие церкви могут стать силой, способной провести процесс изменения менталитета нации, духовного возрождения  и демократизации Германии. Во-первых, церковь в Германии не была, в отличие скажем от США, совсем отделена от государства. Существовали и экономические и исторические связи, дающие церкви возможность духовного влияния на общество. Церковь в Германии, как общественный институт, всегда играла большую роль в формировании общественных взглядов и ценностей, а в период фашизма критиковала режим. Нацисты преследовали любые либеральные общественные организации, преследовали академическое свободомыслие, видя в них опасность для режима диктатуры фашизма. Но христианские духовные ценности, носителями которых оставалась церковь, были для них ещё опаснее, так как  они стояли и стоят выше любой идеологии.  Теоретическая разработка Бриккера и Порсонса была принята и составила первую часть проекта OMGUS.

Вторая, практическая часть развернулась сразу,  как только американские войска оказались на территории Германии.  Предположения авторов проекта о том, что в приходах некоторых церквей есть здоровые силы для возрождения общества, полностью подтвердились. Именно там нашлись диссиденты, пережившие гитлеровский режим, благодаря  поддержке церкви. Именно они-  испытавшие на собственном опыте ужасы фашизма,  не забывшие как он пришел к власти,  понимавшие истоки этой национальной трагедии - они стали самой активной  силой  в борьбе за возрождение христианских ценностей, за возрождение страны. Других институтов общества, сохранивших нравственные ценности, не растленных фашизмом OMGUS в послевоенной Германии найти не смог. Из критически настроенного по отношению к фашизму потенциала церквей OMGUS создал «Отдел образования и религиозного дела»  основной задачей которого,  цитирую: «Aus den Herzen und Kopfern der Deutschen den Nazismus  auszuradieren».  Уже с сентября 1946 года во всех школах ввели государственное религиозное образование. Таким образом, юному поколению немцев были вновь возвращены христианские нравственные ценности.  Среди людей более старшего возраста создавались группы, открытые для дискуссий.  В них люди снова учились без страха открыто выражать своё мнение, учились демократии. В этих группах старались объединить людей разного возраста и разных взглядов для плюрализма мнений. Там обсуждались нравственные вопросы, искали конструктивные решения для строительства нового общества. Концепция была такова: Бог любит каждого и каждый имеет право на своё мнение, но Бог любит и всё общество, поэтому, учитывая плюрализм мнений, надо искать консенсус и конструктивные решения, в интересах всего общества и каждого в отдельности. Открылись университеты. Они открылись, благодаря работе церкви, уже с новыми людьми, ангажированными возрождением общества на основе христианских ценностей. Начались конференции, появились книги, доклады, буквально везде проводились встречи с населением, беседы, диспуты, учёба. Дети тоже перевоспитывали родителей, принося идеи из школы. Пожилые люди, взвешивая ситуацию, приходили к выводу, что, если церковь пережила Гитлера, что если люди снова возвращаются к нравственным ценностям христианства, то значит, они  совершили ужасную ошибку, поверив Гитлеру. Через 4 года в итоговом отчёте OMGUS констатировал, что потенциал немецкой церкви достаточен для оздоровления и возрождения немецкого общества и для построения демократического государства. Результаты этой огромной общенациональной работы мы наблюдаем уже более чем 60 лет.  Германия  образцовая демократическая страна. Взвешенная и выверенная внешняя политика: ни в какие политические конфликты и авантюры Германия не ввязывается. Эффективная и  успешная экономика.  Здоровое общество. Об этом можно судить хотя бы по отношению к эмигрантам и гастарбайтерам. Никого не убивают, не унижают, предоставляют работу и относятся с должным  уважением и толерантностью к людям другой религии и культуры. Неонацистов   общество  не терпит.  Дети немцев, русских, турок, негров и евреев вместе   учатся в школах, совершенно не разделяясь по национальному признаку. Христианские нравственные  принципы преподаются в школах либо как уроки религии (не конфессионально) либо как предмет под названием нормы и ценности или  как этика.

Мне кажется, эти исторические примеры убедительно показывают как велика сила воздействия на общество и судьбы стран педагогики, возвращающей людей к христианским нравственным принципам и ценностям.

 

Литература:

А.Н..Пыпин, В.Д. Спасович «Обзор истории славянских литератур»  Издание О.И. Бакста, С. Петербург 1865 г.

Джордж Маколей Тревильян «История Англии от Чосера до королевы Виктории»  Русич, Смоленск 2002г.

Халь Кок «Что такое демократия?» Систайм. Датский институт культуры, 1993 год

Йорген Хинсбрю и др. «Николай Фредерик Северин Грундтвиг и его идеи» Москва, Амрита-Русь, 2004

Джон Баукер «Религии мира» Дорлинг Киндерсли Лимитед, Лондон, 1997 год

Джордж Маколей Тревильян «История Англии от Чосера до королевы Виктории»  Русич, Смоленск 2002г.

Институт всеобщей истории под редакцией А.С. Канн «История Швеции» Издательство Наука, Москва 1974 г.

Hans Braun, Uta Gerhardt, Everhard Holtmann (Hrsg.) «Die lange Stunde Null»  Nomos, Heidelberg 2007

Оглавление раздела Главная страница

Hosted by uCoz