НОУ «Гимназия «Петершуле»
Рекомендовано Утверждаю
Руководитель методсовета Директор НОУ «Гимназия «Петершуле»
Марчукова С.М. _________ Юпатова Е.А.___________
Протокол № _____ «___»___________2005 г.
от «___» ___________
Навыки речевого общения
(Предметно ориентированный)
Васильева Т.Ю.
Учитель русского языка и литературы
Гимназия «Петершуле».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Навыки речевого общения» является предметно-ориентированным. Курс предназначен для учащихся 8-х классов. Он рассчитан на 12 учебных часов.
Этот курс заинтересует школьников, так как они будут учиться успешно общаться,
узнают речевые жанры, о которых в учебной программе не упоминается, и смогут попробовать свои силы на практике, создавая различные виды текстов.
Данный курс основан на базовой программе по развитию речи, но он расширяет знания учащихся, предполагает более глубокое понимание такого раздела гуманитарного знания, как риторика.
Цель курса – заинтересовать учащегося, помочь ему сделать правильный выбор дальнейшего обучения.
Задачи курса:
- дать возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- проверить способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзамену по русскому языку.
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений.
Ожидаемыми результатами элективных курсов являются:
- получение знаний о речевых жанрах, не представленных в школьной программе;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.
Ведущими формами занятий могут быть обзорные и установочные лекции, семинары, дискуссии, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. Этапы подготовки текста.
Изобретение. Расположение. Выражение. (1 ч.)
Тема № 2.
Тропы и риторические фигуры.
Эпитет. Метафора. Метонимия. Ирония. Сравнение. Риторическое обращение. Риторическое восклицание. Риторический вопрос. Антитеза. Градация. Повтор. (2 ч.)
Тема № 3.
Учимся спорить.
Способы доказательства. Как построить аргументативный текст. (2 ч.)
Тема № 4. Инсценировка.
Что такое инсценировка. Структурные части инсценировки.(2 ч.)
Тема № 5. Личное официальное письмо.
Особенности личных официальных писем. Структура официального письма. Речевые формулы. (2 ч.)
Тема № 6. Деловые жанры.
Отчет о работе. Протокол. (2 ч.)
Тема № 7. Текст-характеристика. (1 ч.)
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Никитина Е.И. Русская
речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 8 – 9 кл.
общеобразовательной школы. М.: Просвещение,
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи:
теория и практика обучения. 5 – 7 кл. Книга для учителя. М.: Просвещение,
Риторика. Под ред. Т.А.Ладыженской. 8 кл. М.: «С-Инфо
Баллас»,
Уртминцева М. Словарь русской литературы. Нижний Новгород:
«Три богатыря» и «Братья славяне»,
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Кохтев Н.Н. Русский язык для
школьников 5 – 9 классов. Путешествие в страну слов. М.: «Дрофа»,
Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика
сочинений разных жанров (8 – 9 классы)». Пособие для учащихся. Сост.:
Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. М.: Просвещение,