НОУ Немецкая гимназия «Петершуле»
Программа
«Создай свой образ»
или
«Технология личного обаяния».
по формированию личного имиджа и управлению им.
Составитель:
психолог высшей категории
гимназии
«Петершуле»
Орлова С.
И.
Санкт-Петербург
2005
Пояснительная записка.
Настоящий курс адресован учащимся
старших классов и студентам, а так же всем, кто интересуется психологией, хочет
обрести уверенность в себе, научиться наиболее полно
реализовывать свои таланты и способности, стать продуктивнее в общении.
Курс необходим для обеспечения
молодых (и не очень молодых) людей средствами, позволяющими им эффективно
действовать в повседневной жизни, гибко и творчески подходить к решению задач,
которые ставит перед ними жизнь, быть успешными в этом изменчивом мире.
Содержание курса опирается на
естественный интерес человека к себе, как личности, на желание быть успешным,
на собственный опыт и знания, полученные при изучении предметов естественно и
гуманитарного циклов, а так же на отечественные и зарубежные исследования в
области психологии.
Цель курса:
Способствовать формированию
положительного образа своего я,
наиболее полной и успешной
реализации себя в поведении и деятельности.
Создать условия для успешного
профессионального самоопределения.
Задачи:
-
Познакомить с путями и возможностями исследования
себя, своих сильных сторон, с целью дальнейшей их реализации;
-
способствовать развитию и укреплению чувства
собственного достоинства,
-
создать условия для формирования адекватной самооценки
и положительной Я-концепции.
-
помочь увидеть свою ценность и при этом способствовать
повышению ценности других людей,
-
способствовать развитию умения утверждать свои права,
уважая при этом чужие,
-
способствовать расширению представления о способностях
человека.
-
Способствовать формированию положительного
продуктивного образа своего Я.
Курс рассчитан на 26 академических
часов и предполагает следующие виды
деятельности учащихся:
-
работа с информацией: поиск, анализ, структурирование,
фиксация.
-
выполнение и обработка тестов;
-
составление вопросников и эссе;
-
самоанализ собственной деятельности на занятиях.
-
сюжетно-ролевые игры и упражнения;
-
участие в дискуссиях и интервью.
-
выполнение зачетных работ в удобной для учащегося
форме.
Дополнительным образовательным результатом курса
предполагается приобретение и активизация навыков и умений:
-структурировать используемый
материал;
-самостоятельно и мотивированно
планировать свою деятельность
-оценивать эффективность своей
деятельности;
-соотносить свои желания и действия
с действиями и желаниями других
-переносить и использовать
полученные знания в других областях.;
-выступать публично;
В процессе обучения учащиеся
выполняют промежуточные зачетные работы в виде вопросника, эссе и таблиц, и
итоговой работы, по выбору учащегося. Итоговая работа при желании учащегося
может пойти в его портфолио.
Для организации занятий, необходимы материалы:
Бумага формата А4,
цветные мелки, цветные карандаши или фломастеры, пластелин или глина, личная
папка, ручка и рабочая тетрадь,
Программа рассчитана на 26-ть
часов.
Занятия целесообразно проводить
один раз в неделю по 2 часа в течение четверти или по 1-му часу в течение года.
Желательно, чтобы группа не
превышала 15-ти человек.
Место проведения – желательно
помещение, приспособленное для самостоятельной работы, с площадью, позволяющей
свободно перемещаться.
Тематический план занятий по курсу
«Создай свой образ»
или
Технология личного обаяния
№ |
Тема занятия |
Часы |
|
1. |
Введение. Определение понятия имидж. Виды. Структура. Эффективный имидж – миф или реальность? Психологический практикум: работа по подгруппам. |
1ч. 1ч |
|
2. |
Личность. Самопознание и самоопределение личности. |
|
|
2.1. |
Чувства и
потребности. Знакомство с пирамидой потребностей. Практическая
работа: мои потребности. Самоанализ. |
1ч 1ч |
|
2.1 |
Биологические
факторы развития личности: Ведущий
канал восприятия, доминирующее восприятие, тип темперамента, биологические
ритмы. Работа с
тестовым материалом. Тестирование.
Самостоятельная расшифровка теста. Самоанализ. |
1ч 1ч. |
|
2.2 |
Психологические
факторы развития личности. Лекция. Самостоятельная работа с тестовым материалом. |
1ч 1ч. |
|
3. |
Общение – важное условие обеспечения имиджа личности. Психология межличностных отношений. |
|
|
3.1. |
Общение,
как понятие Техника и формы общения. Основные механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия. Игры и
упражнения. Работа в парах. Самоанализ. |
1ч. 1ч. |
|
3.2. |
Методы
эффективного общения. Активное слушание, я-высказывание, безоценочное восприятие и передача информации. Работа в
парах и в группе. Ролевые игры и упражнения на закрепление техник общения:
«журналист» (интервью и эссе), «поводырь» (доверие – недоверие). Самоанализ.
Зачет. |
0,5ч. 1,5ч. |
|
3.4. |
Конфликт.
Определение. Стратегии
поведения в конфликтной ситуации. Практикум: работа с тестовым материалом. |
1ч. 1ч. |
|
3.5. |
Самооценка, как составная часть я – концепции – основа имиджа. Связь самооценки с потребностями человека. Мотивация
деятельности. Умение ставить цель. Практическая работа. |
1ч. 1ч. |
|
4. |
Хочешь
быть успешным, умей хорошо учиться. Ценности
и способность к саморазвитию. Практикум: анкетирование, самоанализ. |
1ч. 1ч |
|
5. |
Создание
эффективного имиджа и управление им. |
|
|
5.1. |
Создание
эффективного образа своего «Я». |
2ч. |
|
5.2. |
Что такое
индивидуальный стиль и как его создать? Каким
быть: модным или стильным? Теория и
практика. |
2ч. |
|
5.3. |
Да
здравствует чувство юмора? Игра в имидж. |
1ч. |
|
5.4. |
Зачет в
виде представления своих работ по выбору учащихся. Тема «Я и мои достижения». |
2ч. |
|
5.4. |
Обобщающее
занятие Рефлексия. Анкетирование. |
2ч. |
|
Итого: 27 часов из них: теории 11 часов. практики 16 часов. |
|
||
.