«Рекомендовано» Руководитель методсовета: Марчукова С.М._________ Протокол №___ от «___»
_________ |
|
«Утверждаю» Директор НОУ Немецкой гимназии «Петершуле» Юпатова Е.А. ____________ «___» __________ |
«Приют, сияньем муз одетый…»
«Музыкально-архитектурный Петербург»
Вид-межпредметный (ориентационный)
Мороз Татьяна Леонидовна Учитель музыки НОУ Немецкая гимназия «Петершуле» Санкт-Петербург |
Пояснительная записка
1. «Приют, сияньем муз одетый»
Музыкально-архитектурный
Петербург
Вид-межпредметный (ориентационный)
2. Продолжительность – 12 часов
3. Число часов в неделю – 1 час
4. Курс предназначен для 4-5-6 классов
Учащиеся, выбравшие данный курс смогут посетить
музыкально-архитектурные памятники, получив на занятиях предварительную
информацию. Посетить и познакомиться с репертуаром петербургских театров и
концертных залов. Узнать и рассказать о современных концертных площадках, о
современных музыкальных направлениях, деятелях музыкальной культуры.
Цели и задачи курса
1. Получение учащимися информации по двум направлениям:
а) Жизнь и
творчество деятелей музыкальной культуры
б) Историко-архитектурная информация о
театрах, концертных залах, соборах и храмах Санкт-Петербурга.
2. Формирование у учащихся интереса и желания к дальнейшему
изучению данного вопроса, а также интереса к культурной жизни города, выработка
критерия: что хорошо и что плохо.
3. Возможность формирования полноценного музыкального восприятия,
при котором учащийся получает удовлетворение от занятий музыкой, от слушанья
музыки, полноценное пополнение «слушательского музыкального багажа».
4. Раскрытие и развитие музыкальных интересов учащегося, развитий
ассоциативного мышления.
5. Привлечение внимания в виде зрительных образов, сюжетных
зарисовок или решения аналитических задач.
6. Формирование самооценки познавательного, творческого труда
учащегося, пробуждение в нём художника.
Девиз: «Пусть
расцветают все цветы» -
- Прекрасная
восточная пословица.
P.S. Программа не является замкнутой структурой, она открыта для
дальнейшего усовершенствования и разработки в рамках элективных курсов.
Основные компоненты содержания курса
1. Музыкальные
театры и концертные залы Петербурга.
2. Петербургская
страница в жизни и творчестве
композиторов и деятелей искусств:
М.И.
Глинка – основоположник русской классической школы.
3. Последователи М.И.
Глинки – «Могучая кучка»
М.П. Мусоргский
– композитор, посвятивший всё своё творчество рассказу о жизни, горестях и
надеждах русского народа.
4. А.П. Бородин – единственный уроженец
Петербурга, великий учёный, композитор, воплотивший в своём творчестве величие
и мощь русского народа.
5. Н.А. Римский-Корсаков –
композитор-сказочник.
6. П.И. Чайковский – композитор,
творчество которого явилось вершиной мировой музыкальной культуры XIX века. Вся его музыка посвящена человеку, его любви к
родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с
тёмными силами зла.
7. Д.Д. Шостакович – наш современник, его
творчество в годы Великой Отечественной Войны. Огромное музыкальное наследие в
советском кинематографе.
8. Г.С. Уланова – непревзойдённая
петербургская звезда отечественной балетной школы.
9. Знакомство с памятниками и музеями Петербурга,
посвящённым деятелям культуры.
10.
Соборы и храмы Петербурга. Культурное наследие.
II. Продолжительность курса: 12
часов.
III. Теоретические и практические
занятия.
1.
Лекции, слушание музыки, показ слайдов.
2.
Экспедиции по определённому маршруту по городу, связанные с тематикой курса.
3.
Совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность
учащихся, имеющая общую цель на достижение общего результата.
IV. Самостоятельная работа
учащихся:
1. Фотоальбом – презентация.
2. Буклет – репертуар избранного театра или концертного
зала.
3. Афиша.
4. Выставка рисунков.
5. Презентация проекта.
Методика проведения занятий
Технологии обучения:
1. Формирование компетентности, а не «усвоения знаний».
2. Личностно-ориентированный подход
3. Обучение в сотрудничестве.
4. Разноуровневое обучение
5. Проектная деятельность, предполагающая:
а)
Развитие познавательных навыков.
б)
Умение самостоятельно конструировать свои знания.
в)
Ориентация в информационном пространстве.
г)
Развитие критического и творческого мышления.
д)
Умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Формы контроля
Девиз: «Каждое
дело творчески,
иначе оно зачем?»
1. Ученик получает зачёт в
виде сертификата, в котором конкретно отмечены лучшие положительные моменты его
работы.
2. Анкетирование, помогающее
одновременно корректировать проведение всего проекта.
3. Музыкальные викторины –
пополнение «слушательского багажа».
4. Решение и составление
кроссвордов (конкурс на лучший кроссворд).
5. Итоговая конференция –
презентация, на которую могут быть приглашены:
а) учащиеся других классов.
б) родители.
в) коллеги-учителя.
6. Создание «Портфолио» -
инструмента самооценки познавательного, творческого труда учащегося.
Список литературы
1.
М.З. Тарановская
«Архитектура театров Ленинграда» - Ленинград.
2.
В.Г. Исаченко
«Памятники Санкт-Петербурга» - Справочник. Санкт-Петербург.
3.
Е.В. Дмитриева
«Санкт-Петербург – пособие по истории города». Санкт-Петербург.
4.
Э. Смирнова
«Русская музыкальная литература» 2ое издание под редакцией Т.В. Поповой.
Музыка.
5.
Я. Экерт «500
музыкальных загадок».
6.
Е.И. Юдина
«Азбука музыкально-творческого саморазвития».
7.
Е.Н. Ястребцева и
Я.С. Быховская – общая редакция. @Intel
обучение для будущего (при поддержке Microsoft)».
Москва.
8.
П. Арапов
«Летопись русского театра». Санкт-Петербург.
9.
«Столетие
Ленинградской Косерватории / Исторический очерк». Ленинград.
10.
Танеев С.В. «Из
прошлого императорских театров. Краткий исторический очер. Выпуск 1ый.»
1725-1825. Санкт-Петербург.
11.
Туманина «Пётр
Ильич Чайковский – монография»
Приложение
1. 10 тем уроков, на каждый
урок по часу.
Итоговая конференция-презентация – 2 часа.
Мероприятия запланированные одновременно с
элективными курсами во внеурочное время:
а)
Автобусные экскурсии, посещение театров, музеев, храмов и соборов в течение
учебного года.
б)
Организация фотовыставки, выставки рисунка – по окончанию элективных курсов.
в)
Презентация детских работ с использованием компьютерных технологий (для
желающих) по окончанию курса.
2. Дидактический материал:
а) фотоматериал по темам, слайды.
б) аудиокассеты, CD по
музыкальному материалу.
в) видеокассеты, DVD по темам курса.