« Утверждаю»
Директор НОУ « Немецкая
гимназия
«Петершуле»
Юпатова Е.А.
« «
Модное чтение
(предметно-ориентированный
курс
)
Автор : Кожемяко Варвара
Сергеевна
Должность: учитель русского языка
и
литературы
Место работы: НОУ «Немецкая гимназия
«Петершуле»
Год : 2005
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс ( предметно-ориентированный) по
литературе « Модное чтение»
Продолжительность курса - 12 учебных часов.
Число часов в неделю – ориентировочно – 2 часа в неделю
На каком содержательном материале. |
На материале современной
мировой и русской литературы , а также литературно-критических и справочных
материалов, публикаций в СМИ. |
|
Чем содержание курса будет качественно отличаться от
базового курса. |
Современная литература, то есть литература последних
лет, практически не представлена в базовой школьной программе, дается только
обзорно в конце 11 класса. Учащиеся средней и старшей школы вынуждены
самостоятельно ориентироваться в современном литературном процессе, что
неизбежно приводит к смещению акцентов
и постепенной утрате интереса к литературе и чтению как таковым. |
|
|
||
|
Какими вспомогательными и учебными материалами обеспечен. |
Ксерокопиями наиболее интересных фрагментов, небольшим
количеством произведений изучаемых
авторов. |
|
Какие виды деятельности возможны… |
-
самостоятельное чтение произведений; -
анализ отдельных эпизодов и целых произведений; -
составление тематических таблиц и сборников; -
устные сообщения учащихся, способствующие отработке навыка
монологической речи; -
написание аннтаций, рецензий, отзывов; -
написание эссе; |
|
Какие виды
работ учащиеся могут выполнить. |
На выбор любые несколько видов работ, но желательно
один письменный и один устный вид работы. |
|
Какова доля самостоятельности ученика |
Учащийся самостоятельно выбирает вид работы, объект исследования, уровень сложности.
Также учекник самостоятельно выбирает способ работы со специальной
литературой: библиотека, Интернет, конспект. |
|
Каковы критерии успешности |
Ученик получает итоговую оценку, которая при
выставлении итоговой годовой оценки будет учитываться наравне с триместровой
оценкой по соответствующему предмету. Для получения такой оценки ученик
должен за период работы предоставить
письменное сочинение ( эссе, реферат, таблицу, доклад) объемом не менее трех
страниц, соответствующее нормам и требованиям, предъявляемым к подобным
работам. Дополнительными поощряемыми моментами являются использование
современных технологий, участие в конференциях и других публичных
мероприятиях кафедры. |
|
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться
динамика интереса |
Анкетирование в начале и в конце курса, регулярные
беседы и индивидуальные консультации в процессе работы. |
|
Какова форма итоговой отчетности |
Итоговая конференция, организованная кафедрой и
включающая наиболее интересные
выступления и работы. |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Чем живет новейшая литература? Кто сегодня является
активным участником литературного процесса? Почему русская и мировая литература последних лет вызывает
столько споров? И почему ее так плохо знают? Как разобраться в мире книжных
новинок? Безусловно, эти вопросы волнуют всех, кому интересна культура
последнего десятилетия. И молодой человек, школьник, загруженный учебной
программой, прочими делами, ориентированный на более мобильные средства
массовой информации, порой не знает, как разобраться в том огромном количестве
книжной продукции, которой заполнены прилавки книжных магазинов и уличные
лотки. Чтобы сориентироваться в этом множестве литературы, необходимо овладеть
некоторыми навыками. Например, нужно уметь по аннотации понять, о чем идет речь
в книге; нужно хотя бы приблизительно ориентироваться в именах модных,
популярных, но, к сожалению, не всегда достойных внимания авторов. Большую
часть современной литературы занимает так называемая беллетристическая
литература. Традиционно ее не относят к литературе « серьезной», но, тем не
менее, у этой литературы огромная армия
поклонников. И в ней тоже нужно ориентироваться. Детектив, фэнтэзи, любовный
роман, фантастика, сатирическая проза – чтобы понимать, нужно знать.Основная
задача этого элективного курса состоит в том, чтобы научить школьника ориентироваться в десятках имен
авторов, знать, какой автор в каком направлении работает, научиться кратко и
емко передавать содержание новой кники и так далее.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Занятие 1. Вводное. Литература на перекрестке эпох, или
феномен русской прозы
рубежа 20-21 веков.
Занятие 2. Темы и имена в современном литературном
процессе.
Занятие 3. Основные направление
современной литературы. «Круглый стол».
Занятие 4.Антиутопии конца 20 века.
Занятие 5. Европейская
и мирвая философская проза. Попытки переосмыс-
ления религиозных и библейских сюжетов. Мур, Коэльо, Браун.
Занятие 6. Власть смеха : современная ироническая проза.
Сатирическая проза,
иронический роман как новый жанр современной литературы.
Занятие 7. Два пути развития детективной литературы .
Занятие 8. Вымышленные миры : их герои, философичность
современной фэн-
тэзийной литературы. Сальваторе, Нортон, Перумов, Камша, Пехов.
Занятие 9. Любовь в современной литературе. Любовный
роман – хорошо или
плохо?
Занятие 10. « Женский почерк» современной русской прозы.
Толстая. Улицкая.
Занятие 11. «О, город мой непостижимый…» Образ
Петербурга в современной
русской прозе.
Занятие 12. Итоговое . Конференция или « круглый стол».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аксенов В. Остров Крым.
М.1993
2. Алешковский Ю. Маскировка. М.1992
3. Веллер М. Нежелательный
вариант. М.1996
4. Войнович В. Москва
5. Кабаков А. Невозвращенец.
М.1997
6.
Толстая Т. Кысь М.2000
7. Толстая Т. Изюм. День .
Ночь. М.2003.