Возрождение традиционного курса дореволюционной гимназии «Петершуле»

 

                   Программа учебного курса “История естествознания”

                                  для 5 - 9 классов, 160 часов, 1 час в неделю

 

                                                       автор - канд. пед. наук Марчукова С. М.,

                                                      (авторство присвоено решением      

                                                      экспертного совета при Комитете по образованию                                                                              

                                                      мэрии Спб: протокол № 7 от 15. 03. 1994 )

 

                                         5 класс ( 32 часа)

Введение. Предмет курса истории естествознания. Значение происхождения знаковых систем для  появления науки.. ( 1 час)

ТЕМА I. “Происхождение знаковых систем: письменность, карта, счет”

 ( 17часов)

1. История  письменности.

Понятие о пиктограмме, идеограмме. Иероглифы. Ребусное письмо. Алфавит и иероглифы. Расшифровка письменности Древнего Египта. Шампольон ( 1790 - 1832).  Древние и новые языки. Появление скорописи. Демотическое письмо.

 

2. История рукописной книги ( “библос” и “кодекс”).  Глиняные таблички. Папирус. Пергамент. Другие материалы для письма. Изобретение бумаги.  “Бумажные мельницы”.

 3.Происхождение географической карты, глобуса и компаса.

Карты каменного века. Ойкумена античного мира на картах Гекатея Милетского, Эратосфена, Птолемея. Первые представления о шарообразной земле ( Аристотель), о тепловых поясах  и “сожженной зоне”( Посидоний). Средневековые карты - симол Священной истории. Загадочные арабские карты. Карта - образ мира и средство его познания.

Появление глобуса как символа “земного яблока”. “Шар Кратеса”. Глобус М.Бехайма. Глобус земной и небесный.

История изобретения компаса. Ориентиры древних мореплавателей - маяки и звезды. Старинный китайский “компас - повозка”.  Восприятие магнита в античности и средневековье. Водный компас. Компас - современный прибор.

4. Цифры и числа.

Происхождение систем счисления. Египетские цифровые иероглифы и “священные символы”. Счет на абаке. Римская  и индийская нумерация.  Славянская алфавитная нумерация. Позиционная система счисления. Появление нуля - переход от древней к современной арифметике. “Абакисты” и “алгорифмики” средневековой Европы.

 

ТЕМА II. “ Пространство и время. Измерение времени. Многомерность пространства.” ( 14 часов)

1. Пространство и время. Измерение пространства. Происхождение геометрии. Старинные и современные меры длины.

2. Измерение времени. История часов. Различные конструкции солнечных, звездных, песочных, огненных, водяных часов. Клепсидры - самые точные часы античности  и средневековья. “Клепсидра Ктезибия”. “Будильник Платона”.

Арабские и китайские клепсидры. “Геракловы часы” в Газе - уникальный образец античной техники.

3. Происхождение календаря. Календари каменного века - археологические находки. Лунный календарь. Переход к лунно - солнечному календарю в древнем Вавилоне. Происхождение семидневной недели. Семиконечная звезда вавилонских астрологов. Александрийский календарь.  Метонов цикл в греческом календаре. Юлианский календарь. Начало летосчисления у разных народов  ( календари античности, циклические календарные системы стран Востока и Южной Америки).

4. Астрономия и астрология. Человек и Вселенная. Ориентиры звездного неба. Астрономия. Зодиакальные созвездия.

5. Археоастрономия. Обсерватории каменного века. Стоунхендж.  Загадки культуры каменного века. Люди палеолита - какими они были?

6. Многомерность пространства.

Представление о трехмерном и двумерном мире. “Флатландия” - плоская страна. Обитатели Флатлндии - геометрические фигуры. Необычайное приключение Квадрата. Сферландия. Лента  Мебиуса - Флатландия с одной стороной. Искривление пространства Флатландии. Загадочный мир на гравюрах М.К.Эшера.

 

                               6 класс ( 32 часа)

ТЕМА III. “Медицина Древнего мира и античности.” ( 19 часов)

1. Медицина каменного века. Растения - самые древние лекарства. Приготовление “напитков бессмертия” на основе трав с наркотическим действием. Магические представления в древней медицине. Два закона магического мышления. Медицинская астрология.  Хирургия каменного века.

2. Философский аспект медицины Древнего Китая. Фу - Си и Бянь - Цяо - великие врачи древности. Пять стихий. Гармония ян и инь. “Ци” - одно из основных понятий китайской натурфилософии.  Учение о пульсе. Сун - Сымяо -  основоположник пульсовой диагностики.  Метод лечения “чжень - цзю” ( иглоукалывание и прижигание). Представление об активных точках на “жизненных каналах” тела. Древние и современные иглы. Массажные и “кожные” иглы. Прижигание в древней и современной китайской медицине. Устройство бронзовых фигур для обучения врачей. “Атлас точек”. Распространение “чжень - цзю” за пределы Китая. Дыхательные упраженения и массаж в китайской медицине.

      3. Медицина Древней Индии. Представление о загадочной хараппской культуре. Медицинские знания Аюрведы. Прана - “жизненная сила”.  Йога - система философских представлений, морально- этических правил и физических упражнений.  Возможность  управления праной. Медицинские трактаты Чараки и Сушруты.  Индийские лекарства на основе растений. Хирургия в индийской медицине. Ринопластика. Лечение глазных болезней с целью сохранения “вечного огня” в хрусталике глаза. Врачебная этика. Тибетская медицина. Медицинские представления в культурах Индии и Китая - исторические корни тибетской медицины. “Старая” и “новая” тибетские медицинские школы. “Чжуд - ши” - памятник средневековой тибетской культуры.

4. Врачевание в Древней Месопотамии. Клинописные таблички с медицинскими текстами. Мифология в медицинских представлениях.  Эа - покровитель врачебного искусства. Два направления врачевания - асуту и ашипуту. Меры предосторожности против распространения заразных болезней. “Исповеди - заклинания” на клинописных табличках. Храмовая медицина. Обычай “талион” в наказаниях для врачей, его отражение в законах Хаммурапи.

5. Медицина Древнего Египта. Боги - покровители врачебного искусства. Медицинские папирусы. Папирусы Эберса и Смита. Представление о пневме. Разделение медицинских профессий.  Лечение зубов. Соединение  рассказа о происхождении мироздания, молитвенной формулы и лечебного рецепта в тексте заклинания для лечения зубов. Общие черты и различия египетской и вавилонской медицины. Профилактика болезней: гигиенические правила и медицинские процедуры.

6. Медицина Древней Греции. Упоминание о наиболее древних ормах врачебного искусства в поэмах Гомера. Асклепий - бог врачебного искусства. Его дочери - Гигиея и Панакея. Асклепиады - потомки Асклепия. Гиппократ. Основные традиции косской медицинской школы. “Гиппократов сборник”.  Наставления по лечению болезней, описание элементов составления “прогноза” заболевания, зависимость причин возникновения болезней от конкретных свойств окружающей природы, сочинения по врачебной этике. “Клятва” Гиппократа. Основные положения гуморальной теории, их связь с натурфилософскими представлениями. Учение о четырех темпераментах.  Храмовая медицина Греции.  Асклепийоны.

7. Медицина в Древнем Риме. Римские термы. Выращивание лекарственных растений. Популярные медицинские сочинения. Сведения о лечении болезней в “Естественной истории” Плиния Старшего.  Представление о заразных болезнях в поэме “О природе вещей” Лукреция Кара. Греческие традиции в римской медицине. Сочинения Цельса и Диоскорида.  Гален.

Развитие  традиций косской медицинской школы Гиппократа. Телеология в работах Галена.  Фундаментальные труды по анатомии, физиологии, фармакологии.  Метод исследования функций организма. Профилактика болезней. Гален - последний натурфилософ античного мира.

8. Происхождение медицинских символов. Змея - символ мудрости и осторожности, но также - страха перед болью и болезнью. “Кубок Гудеа”. “Посох Асклепия”. Пентаграмма. “Треножник Аполлона”.

 

ТЕМА  IV. “ Наука в культуре античности”                           ( 13 часов)

1. “Ойкумена” античного мира. Вид земли на картах Геродота и Гекатея.  Историко - географические сведения в сочинениях Геродота.

2. “Греческое чудо”. Возникновение натурфилософии. Влияние учений Древнего Востока на формирование греческих представлений о природных явлениях.  “Рецептурность” восточных знаний.  Своебразие “греческого гения”.

3. Представление об элементах в ранней греческой натурфилософии. Фалес Милетский. Анаксимандр. Анаксимен, Гераклит Эфесский.  Эмпедокл из Агригента. Анаксагор из Клазомен.

4. Греческая атомистика. Учение Демокрита. Свойства атомов - форма и размер. Соединения атомов. Образование стихий. Распределение атомов во Вселенной. Атом и  пустота -  два начала мира.

5. Пифагорейское учение. Пифагорейские числа. Арифметика. Геометрия.  Музыкальная гармония. Опыт с монохордом.  Космос пифагорейцев. Учение о гармонии сфер.

6. Природа в философских системах Платона и Аристотеля.

Платон. Мир идей Платона. “Миф о пещере” ( диалог “Государство”). Элементы Платона. Форма “платоновых тел”. Учение о космосе.  Душа как источник движения. Математические доводы в политических спорах.

Аристотель. Учение о четырех стихиях в трудах Аристотеля. Качества элементов. Расмпределение элементов во Вселенной. Физика Аристотеля - образец качественного подхода к изучению сущности природных явлений. Аристотель о движении. Четыре причины (“четыре начала”) движения: материальные, формальные, действующие и целевые. Два рода движения - ограниченное (прямолинейное) и неограниченное ( круговое).  Допущение существования в природе “скрытых сил”. Космос Аристотеля. Некоторые аргументы аристотелевской физики в пользу неподвижности земли, находящейся в центре космоса.

Эфир -  стихия надлунного мира. Основание биологии в трудах Аристотеля. Классификация животного царства.

 

                                    7 класс ( 32 часа)

Продолжение темы “Наука в культуре античости”      ( 10 часов)

7. “Технэ” античного мира. Наука и “технэ”.

Технические сооружения острова Самос: водопровод Эвпалина, мост через Босфор - сооружение самосского строителя Мандрокла, храм Геры Самосской. 

 Чудеса техники и искусства античности. “Семь чудес света”: египетские пирамиды, висячие сады Вавилона, храм Артемиды Эфесской, колосс Родосский, мавзолей в Галикарнасе, Зевс Олимпийский, Александрийский маяк. Другие “чудеса” искусства и техники Древнего мира.

8. Наука эпохи эллинизма. Расширение границ Ойкумены. Александрийская наука. Библиотека  и Мусейон. Евклид. Эратосфен. Александрийские механики. Архимед. Архимедов винт ( “улитка”). Легенды о жизни и смерти Архимеда. Изобретение военных машин. Планетарий. Соединение механики и геометрии в трудах Архимеда. Влияние герметризма на развитие знаний в эпоху эллинизма.

9. Естественные науки в Римской империи. Александрийская наука в эпоху Римской империи. Успехи в области математики и астрономии. Труды Герона Александрийского.  “Математическая система” ( “Альмагест”) Птолемея. Технические сооружения римлян. “Десять книг об архитектуре” Витрувия. Римские энциклопедии. Труды Посидония, Страбона, Помпония Мелы. Лукреций Кар “О природе вещей”. Плиний Старший “Естественная история”.

 

 ТЕМА V. “ Наука в культуре средневековья.”               ( 22 часа)

1. Особенности средневековой картины мира. Структура времени. Символизм в восприятии пространства. Средневековая география как символ священной истории. Природа в средневековой картине мира. Животные в “Физиологах” и “Бестиариях”. Познание природы - путь к познанию Бога ( “Познавая творение, познавать Творца”).

2. “Семь свободных искусств”. Тривиум и квадривиум.  Символика чисел в средневековой математике. Представление о мироздании в искусствах квадривиума.

3. Теодориканское Возрождение. Боэций ( 470 - 524). Кассиодор ( ок. 490 - 585). Переписка и хранение рукописей в скрипториях монастырей. Исидор Севильский (  ок. 560 - 636). “Этимологии”.

4. Каролингское Возрождение. Беда Достопочтенный ( 673 - 735). Алкуин ( ок. 735 - 804). “Академия” при дворе Карла Великого.  “Упорядоченное понимание” - основа средневековой схоластики.  Энциклопедии раннего Средневековья.

5.   “Мусульманский Ренессанс” и его влияние на развитие знаний в Европе.  Науки в культуре Магриба. Переводы трудов античных авторов. Научная и просветительская деятельность арабов в Европе. Центры переводов.

6.   Центры «книжной науки» в Европе 11 - 14 вв. Шартрская школа. Возникновение университетов.

7.   Медицина средневековой Европы. Античные традиции. Медицинские сочинения. Миссионерская деятельность церкви в области врачебного дела. Медицинская школа в Салерно. Схоластическая медицина позднего средневековья.

8.   Развитие науки в период позднего средневековья / 13 - 14 вв./ Энциклопедии позднего средневековья. «Восточный перипатетизм». Природа в трудах европейских  мыслителей. Альберт Великий ( ок. 1207 - ок. 1280). “Натуральная” или “естественная” логика и “логика откровения.”Роджер Бэкон ( 1214 - 1294). “Большое сочинение” ( “ Opus majus”). Опыт как особый род вдохновения, внутреннее просветление.   Изучение оптических явлений. Дальнейшее развитие математики, физики, астрономии. Представление об “импетусе”. Сочинение “О магните” П.Марикура.

9.   Средневековая техника. Механизмы и технические приспособления. Строительная техника. Трактат Теофила «Сочинение о различных искусствах». «Книга рисунков» В. де Оннекура. Появление огнестрельного оружия.

10. Алхимия в средневековой культуре. Источники алхимических знаний. “Изумрудная скрижаль” Гермеса Трисмегиста. Алхимия как искусство получения благородных металлов. Символы алхимиков. Четыре стихии и пифагорейская математика в представлении о философском камне. “Три начала”  алхимического искусства - сера, ртуть и соль. Алхимики Средневековья. Раймонд Луллий - “Доктор Иллюминатиссимус”. О значении алхимии. Образцы алхимической иконографии.

11. Расширение географических представлений в период позднего Средневековья. Путешествия на восток. “Путешествие в восточные страны” Гильома Рубрука. Путешествие венецианца Марко Поло.

 

                                8 класс ( 32 часа)

ТЕМА VI. “Европейская наука эпохи Возрождения.”              ( 7 часов)

Возрождение классический древности в натурфилософии. Леонардо да Винчи ( 1452 - 1519). Развитие астрономии в трудах Николая Кузанского ( 1401 - 1491) и Иоганна Миллера ( Региомонтана) ( 1436 - 1476). Коперник ( 1473 - 1543)  и гелиоцентрическое учение. Великие географические открытия.

 

ТЕМА VII. “Научнные методы Нового времени.”      ( 14 часов)

Галилей ( 1564 - 1642) и его значение для современного естествознания. Жизнь и труды И. Кеплера ( 1571 - 1630).

Декарт ( 1596 - 1650). Понятие о картезианской физике.

Теория познания и её место в новой философии. Ф. Бэкон ( 1561 - 1626).

Ньютон ( 1643 - 1727). Формирование основ классической научной картины мира.

Академии и научные общества.

Роль европейской христианской традиции в формировании картины мира.

 ТЕМА VIII. “Естественнонаучные представления Древней Руси.”

                                                                                                  ( 11 часов)

Основные литературные источники. “Источник знания” Иоанна Дамаскина ( VIII в.). “Изборник Святослава” ( IX в.). “Учение о числах” и космология Кирика Новгородца ( XII в.). Календарно-медицинские сочинения Калликла (  XII в.),  “Шестокрыл”, “Космография”, географические представления в “Хождениях” и летописях. “Сказание о семи свободных мудростях”, трактат “О человеческом естестве”, натурфилософия Симеона Полоцкого, классификация наук Ю. Крижанича ( XVII в.).

Петербургская Академия наук.

Ломоносов ( 1711 - 1765).

 

                               9 класс ( 32 часа)

ТЕМА IX. “Дальнейшее развитие естествознания ( XVII - XIX вв.).”

                                                                                    ( 22 часа)

1. Новая “химическая философия” Р. Бойля (1627 - 1691). Корпускулярная теория. Учение о флогистоне. Лавуазье (1743 - 1794). Новое учение об элементах. Начало  современной химии.

2. Развитие анатомии и физиологии.  В. Гарвей ( 1578 - 1658) и его учение о кровообращении. История решения “вечного вопроса о самозарождении. Л. Пастер ( 1822 - 1895).

3. Естествознание эпохи Просвещения. Материализм. “Энциклопедия” Д Аламбера ( 1717 - 1783). Гольбах ( 1723 - 1879) и его система природы. Иатрохимия и иатромеханика.  “Человек - машина” Ламметри.

4. Новые методы “небесной механики”

П.С.Лаплас ( 1749 - 1827). “Изложение системы мира”.

Гипотеза Канта - Лапласа об образовании Вселенной.

5. Научные основы геологии и палеонтологии.

Бюффон ( 1707 - 1788), “Естественная история”, описание геологических эпох в истории Земли.

Кювье ( 1769 - 1832). Основы палеонтологии и сравнительной анатомии.

Ламарк ( 1744 - 1829). Геологическая теория Ч. Лайеля ( 1797 - 1875).

Ч. Дарвин ( 1809 - 1882).  “Происхождение видов”

6. Исследования в области физиологии и систематики растений.

Эксперименты Дж. Пристли ( 1733 - 1804). История открытия фотосинтеза. К. Линней ( 1707 - 1778) и его “Система природы”.

7.  Исследование электричества и магнетизма.

Первые электрические машины и “лейденские банки”. “Животное электричество” Гальвани ( 1737 - 1798).

Б.Франклин  ( 1706 - 1790) и его опыты с атмосферным электричеством.

          А.Вольта ( 1745 - 1827). “Вольтов столб” - первая электрическая батарея.

        Эрстед ( 1777 - 1851). Открытие электромагнетизма.

       Опыты и открытия М.Фарадея ( 1791 - 1867) и Максвелла ( 1837 - 1879)

          ТЕМА  X. “Проблемы современного естествознания.”           ( 10 часов)

Разум и чувство в познании мира.

“Будущее науки” Э. Ренана.

Позитивизм. Конкордизм, развитие и современное состояние.

Представление о “семи затруднениях” науки ( Д.-б Раймон “Семь мировых загадок”).

История представлений квантовой физики и теории относительности. Современная наука о возможности построения наглядной модели Вселенной.

Происхождение жизни. Вернадский о происхождении жизни на земле. Креационизм и теория эволюции.

Синергетика - один из путей к целостному восприятию мира.

Место и значение науки в жизни общества.

Человек и природа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz