Негосударственное образовательное
учреждение
Институт развития образования
«Смена»
___________ Н.Н. Лузанова ______________В.Е. Фрадкин
«…..»…………….2005 г. М.П.
М.П. Председатель секции по биологии РЭС
___________________Г.Н.Панина
Протокол
№…. от «….»…………..2005 г.
на совете кафедры практической педагогики
ИРО «Смена»
протокол № от «….»………
___________________ А.В. Тряпицын
М.П.
Элективного курса (курса по выбору
предпрофильной подготовки)
для
учащихся 9 классов
«О научной картине мира»
(32 часа)
Марчукова Светлана Марковна,
методист кафедры
практической
педагогики ИРО «Смена», к.пед. наук.
Г. САНКТ -
ПЕТЕРБУРГ
ПРОГРАММА
элективного курса
«О научной картине мира»
Аннотация
Программа
межпредметного элективного курса «О научной картине мира» объёмом 32 часа
предназначена для учащихся 9 класса. Элективный курс обобщающего характера
включает в себя рассмотрение общенаучных фундаментальных категорий:
пространство и время, абсолютное и относительное, вещество и поле, симметрия,
модель. Это способствует не только формированию системности знаний, но и
становлению личности, обладающей высоким общекультурным уровнем и широкой
эрудицией.
Цель предлагаемого элективного курса
- формирование системы структурных
связей между элементами естественнонаучных и гуманитарных знаний как условия
дальнейшего образования и самообразования, повышения адаптивных возможностей
учащихся.
Представляя
знания из разных областей познания как взаимосвязанные, взаимодополняющие
элементы единой системы знаний о мире, предлагаемый элективный курс раскрывает
значение естественно-математических учебных предметов как общеобразовательных
дисциплин, которые способствуют пониманию разных сторон жизни общества: экономической,
политической, эстетической, философской. Выявление разных аспектов
естественнонаучных представлений поддерживает интерес учащихся к предметам
естественнонаучного цикла и призван оказать помощь в условиях дальнейшего
выбора профиля обучения.
Пояснительная
записка
Современная направленность школьного образования на реализации его
культурологического аспекта и восприятие целостности мира делает актуальной
проблемой педагогической практики создание элективных курсов, которые
способствуют формированию целостной картины мира, расширяют кругозор учащихся,
обеспечивают системность знаний, развивают синтетическое, логическое и образное
мышление.
Формирование научной картины мира, с одной стороны – важный этап
становления у школьника личной философии миропонимания, с другой стороны –
образовательный процесс, в котором особую роль играют предметы естественно -
математического цикла. В процессе развития науки происходит не только
накопление новых фактов, но и переосмысление понятий. Интеграция двух типов
научного знания – естественнонаучного и гуманитарного – обусловила, как известно,
формирование системы общенаучных понятий и категорий. В логике указанного
подхода представляется целесообразным
выделение трёх взаимосвязанных и взаимодополняющих интегративных основ,
которые, во – первых, определяют методологический, мировоззренческий и
дидактический аспекты предлагаемого элективного курса, и во-вторых, являются
основой конструирования содержания программы. Это:
·
выявление философских оснований науки;
·
межпредметные связи между естественно
– математическими, гуманитарными и художественно-эстетическими учебными курсами;
·
историко-научный подход к изучению общенаучных
понятий и категорий.
Содержание
предлагаемого элективного курса «О научной картине мира» предоставляет
широкие возможности для использования в
учебном процессе межнаучных понятий и теорий высокой степени обобщения,
обладающих повышенной информационной емкостью и универсальной применяемостью.
Использование историко-научного материала позволяет обратить внимание учащихся
на стиль мышления и метод исследования как фундаментальные межнаучные
категории.
Основными задачами элективного курса являются:
·
обобщение и
систематизация знаний учащихся;
·
выявление
системы структурных связей между элементами
·
естественно –
математических и гуманитарных знаний как
условие
·
восприятия
целостной картины мира;
·
знакомство
учащихся с историей науки, развитием понятий и
·
представлений,
формирующих научную картину мира;
·
осмысление
философских оснований науки;
·
изучение
закономерностей изменения стиля научного мышления в контексте истории науки и
культуры;
·
исследование
эволюции научного метода в процессе развития науки и техники;
·
формирование
высоко общекультурного уровня и широкой эрудиции учащихся.
Адекватные методы решения поставленных задач определяются общекультурным и развивающим характером
спецкурса, его направленностью на формирование системности знаний, ориентацией
на приоритет духовных ценностей как наиболее устойчивого ядра внутреннего мира
личности.
Методические
рекомендации
В основу конструирования программы
элективного курса «О научной картине мира» положены фундаментальные понятия и
принципы, определяющие формирование научной картины мира (пространство и время,
вещество и поле, относительность, дополнительность, симметрия, модель и др.).
Они служат системообразующими основами содержательных блоков. Особенности этих
«первосмыслов», «первоначал» в их универсальности, благодаря которой они
выводят содержание за рамки отдельного предмета и позволяют сделать
междисциплинарные связи органической интегративной основой элективного курса,
предполагающей использование эвристических форм и методов работы.
Ориентация в этом направлении
предполагает специальную организацию рефлексии; развитие коммуникативных
способностей; формирование критического мышления и аналитического интеллекта,
направленных на требование полноты доказательств, поиск проблем и противоречий; умение сформулировать
и аргументировать собственную точку зрения. Необходимость решения этих важнейших дидактических задач определяет выбор методов и средств
организации учебного процесса.
Элективный курс представляет знакомые ученикам объекты с новой точки
зрения, поскольку использует качественный подход изложения знаний в сочетании с
историко-научными сведениями, в изложении которых делается акцент не на вопросы
«Кто?» и «Когда?», а на вопросы «Как?»,
«Почему?», «Зачем?» Это позволяет использовать новый ракурс известного
содержания как полноправный методический приём и средство формирования
системности знаний. Применение качественных методов в науке дает возможность
увидеть разницу между измерением характеристик явления и пониманием его сути и места в целостной
системе знаний.
Планируется использование на уроках разнообразных средств наглядности –
текстовых, графических и компьютерных моделей, таблиц, слайдов и видеофильмов.
К каждой теме программы указаны рекомендованные средства наглядности и список
литературы.
Изучение элективного курса рассчитано на 32 часа и предусматривает
проведение эвристических бесед, организацию диалогов и дискуссий, в ходе
которых формируется умение учащихся аргументировано защищать свою точку зрения.
Используются коммуникативные методы преподавания, работа в группах,
проектно-исследовательская деятельность, предполагающая работу с разными
источниками информации. Итоговые занятия к каждой теме и к элективному курсу в
целом могут быть проведены в виде семинара, конференции, конкурса работ
учащихся, написания эссе, составления рефератов и т.д. Выполненные проекты,
исследования или творческие работы могут войти в портфолио учащегося.
В качестве планируемого результата изучения предлагаемого спецкурса
выступает прежде всего формирование общеучебных и общеобразовательных
надпредметных умений и навыков. К ним относятся:
·
сформированность
навыков конструктивно - критического мышления ( ориентация учащихся на критику
идей, поиск противоречий, требование полноты доказательств, поиск решения и
т.д.);
·
умение
использовать качественные методы в обобщении и систематизации знания на основе
последовательного использования общих методологических принципов - относительности,
симметрии, моделирования и др.;
·
самостоятельный
перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
·
способность
видеть новую функцию и структуру знакомого объекта;
·
умение
трансформировать ранее усвоенные способы действий в новый способ;
·
проявление
коммуникативной культуры, на примерах поиска языка междисциплинарного общения,
умения видеть проблему, вести диалог.
Содержание
программы
Тема 1. Пространство и время (2 часа)
Пространство
и время - фундаментальные категории,
лежащие в основе восприятия мира. Связь пространства и времени.
Измерение пространства и времени. Геометрия – наука об измерении пространства.
Измерение времени. Время и движение.
Многомерность
пространства. Представление об n – мерном
пространстве. Трехмерность как фундаментальное свойство материального мира.
Рекомендованные средства
наглядности: Видеофильмы “Геометрия Эвклида” (свойства и парадоксы
пространства, представленные в наглядной и занимательной форме) и “От Архимеда
до наших дней” (история математики в контексте истории развития человечества)
из серии “Видеоэнциклопедия для народного образования”, М., видеостудия
“Кварт”.
Тема 2. Абсолютное и относительное
(4 часа)
Исторические
корни теории относительности. Идеи абсолютного и относительного в греческой
натурфилософии и космологии. «Абсолютная тяжесть» земли и «абсолютная легкость»
огня. Подлунный и надлунный мир.
Абсолютное
движение в космологии Аристотеля – естественное движение тел к центру Земли.
Круговые движения небесных тел как прообраз относительного движения. Центр и
границы мира. Абсолютный покой центра мироздания. Геоцентрическая и
гелиоцентрическая система мира.
Переход
от качественно-логическому к количественно-математическому мышлению в науке XVI-XVII вв.
Система отсчета. Система координат. Сочинение И.Кеплера «Сон, или Посмертное
сочинение о лунной астрономии» – описание астрономических явлений с точки
зрения наблюдателя, находящегося на Луне. Равноправие инерциальных систем
координат.
Пространство, время и движение в классической
физике. Отражение связи пространства и времени в системе законов И. Ньютона
(1643-1727). Абсолютное пространство и абсолютное время.
Четырехмерное
пространство - время. Общая теория относительности А.Эйнштейна (1880-1952).
Переосмысление представлений классической физики о взаимосвязи пространства,
времени и движения тел. Относительность пространства и времени. Принципиальная
возможность моделирования бесконечной, но ограниченной Вселенной.
Рекомендованные средства
наглядности: таблицы из серии «Астрономия» (комплексный проект средств
обучения «Спектр») - № 1 «Система мира
по Птолемею», №2 «Система мира по
Копернику», № 8 «Галактика»; видеофильм «Физика – 5» (раздел «Этот нелинейный
мир») из серии “Видеоэнциклопедия для народного образования”, М., видеостудия
“Кварт”.
1. Галилей Г. Диалог о двух системах
мира – птолемеевой и коперниковой. //Г. Галилей, Избр. Труды в 2-х тт. Т.
2. Гинзбург В.Л. «О теории
относительности», М., 1979.
3. Кауфман У. «Космические
рубежи теории относительности», М., 1981.
4. Кеплер И. «Сон или посмертное
сочинение о лунной астрономии», М., 1982.
5. Климишин И. А. «Астрономия наших
дней», М., 1986.
6. Кузнецов Б.Г. «Относительность», М.,
1969.
7. Фридман А.А. «Мир как пространство и
время», М., 1965.
Учение о стихиях в ранней греческой натурфилософии. Атомистика Демокрита. Элементаризм и атомистика – два разных варианта ответа на вопрос о первоначалах мира.
Электричество и магнетизм. Представление о магнитных и электрических процессах в античности и средневековье. Учение о симпатии и антипатии в природе. Сочинение В. Гильберта “О магните, магнитных телах и большом магните Земле” (1600).
Учение об атомах в науке Нового времени. Основные положения атомной теории строения вещества Дж. Дальтона (1766-1844). Развитие основных положений атомно-молекулярной теории к середине XIXв. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева (1834-1907).
Электрохимические процессы. Атомы и ионы. Изучение электрических явлений в XVII - XIX вв. Первые электрические машины и “лейденская банка”. Опыты Б. Франклина (1706-1790) с атмосферным электричеством. “Животное электричество” Л. Гальвани (1737-1798). “Вольтов столб” – первая электрическая батарея.
Связь
электричества и магнетизма. Электрические и магнитные поля. Опыты Эрстеда (1777
- 1851). Работы Дж. Максвелла (1837 - 1879). Теория электромагнитного поля.
Немеханический характер свойств поля.
История изучения тепловых
процессов. Аристотелевская пара «активных качеств»: теплое – холодное. Учение о
теплоте в XVII – XVIII вв. Работы Дж. Джоуля (1818-1889). Открытие закона
сохранения энергии.
Исследование
света в трудах Дж. Максвелла. Электромагнитный характер световых волн.
Постоянство скорости света. Фотоны – кванты световой энергии (А. Эйнштейн,
1905).
Рекомендованные средства
наглядности: опыты с электроскопом и набор тел для электризации; таблица
к разделам курса химии «Химические реакции» (код 2 – 080 – 524) № 6
«Электролиз»; «Молекулярно – кинетическая теория» (код 2 – 090 – 645) № 2
«Агрегатное состояние тел»; к разделам курса физики «Электростатика» (код 2 – 090
– 677) № 1 – «Электризация тел» и «Электродинамика» (код 2 – 090 – 667) № 1 –
«Электрический ток. Сила тока», № 7 – «Электромагнитная индукция», № 10 –
«Электромагнитное поле»; периодическая система элементов Д.И.Менделеева;
видеофильмы «Физика – 3» (Разделы «Физическая картина мира» и «Фотоэффект») и
«Д.И.Менделеев» из серии “Видеоэнциклопедия для народного образования”, М.,
видеостудия “Кварт”.
Литература
1. Аникин А.А. “Юность науки”, М., 1979
2. Джуа “История химии”, М., 1975.
3. Дорфман Я.Г. “Всемирная история
физики”, М., 1974.
4. Дорфман Я.Г. “Всемирная история
физики с начала XIX в. до середины XX в.», М.,1979.
5. Карцев В.П. “Максвелл”, М., 1976.
6. Маковельский А.Д. «Древнегреческие
атомисты», Баку, 1946.
7. Кузнецов Б.Г. “Развитие научной
картины мира в физике XVI – XVIII вв.», М., 1955.
Тема
4. Макромир и микромир (4 часа)
Исторические корни процесса изучения микромира. Изобретение микроскопа. Исследования А. Левенгука (1632-1723). “Анималькули” – обитатели микромира.
Наука Нового времени о явлениях микромира. Конструирование модели атома. Принципиальное различие между системами и явлениями макромира и микромира. Квантовая механика. Квант – неделимая частица излучения энергии в теории М. Планка (1900). Физическая реальность квантов как “телец, локализованных в пространстве” (А. Эйнштейн). Свет как поток квантов энергии. Волновые свойства частиц.
Волна и частица. Двойственная природа электрона и строение атома. Форма волновых картин при движении электронов в атоме. Электронная природа химической связи.
Статистический
характер законов микромира. Вероятность в классической физике и квантовой
механике: новое содержание старого термина. Отказ от классического
детерминизма.
Вероятность
как фундаментальное свойство законов микромира. Представление о волновых
эффектах в атомном ядре. Квантовая механика атома и квантовая механика атомного
ядра. Открытие ядерной силы, действующей между компонентами ядра. Изучение
природы элементарных частиц. Физика высоких энергий.
Дополнительность корпускулярных и
волновых представлений в микромире. Принцип неопределенности Гейзенберга как
следствие двойственной природы частиц микромира.
Рекомендованные средства
наглядности: лабораторные работы с использованием микроскопа;
видеофильмы «Физика - 5» (раздел «В глубь кристаллов»), «Тепловое излучение» и
«Физические основы квантовой теории» из серии “Видеоэнциклопедия для народного
образования”, М., видеостудия “Кварт”; таблица к разделу курса химии “Строение
вещества” (код 2 – 080 – 514) № 1 «Строение атома».
Литература
1.
Данин
Д. С. “Вероятностный мир», М.,
1981.
2.
Девис П. «Случайная Вселенная», М.,
1985.
3.
Мигдал А.Б. «Как рождаются физические
теории», М., 1984.
4.
Мостепаненко А.М. “Пространство и время
в макро -, мега- и микромире”, М., 1974.
Симметрия – единый организующий принцип гармонии в природе, живописи, архитектуре. Симметрия в античной натурфилософии как принцип соразмерности частей и целого (греч. «symmetria»). Применение принципа «равновесия по причине симметрии» в античной натурфилософии для объяснения неподвижности Земли. Симметрия античного космоса.
Зеркальная симметрия. Мир зазеркалья
в древних легендах. Различные виды зеркальной симметрии. Симметрия на плоскости
и в пространстве.
Симметрия
и гравитация. Вертикальная и горизонтальная оси симметрии в живой и неживой
природе. Асимметрия в мире животных и растений. Симметрия и асимметрия
внутреннего строения тела. Рассуждения о симметрии в трактате И. Кеплера «О
шестиугольных снежинках».
Симметрия и асимметрия в структурах микромира. Симметрия в кристаллах. Пентагональная симметрия в живой природе. Симметрия молекулы. Стереоизомеры в химии.
Использование
принципа симметрии для обоснования теории строения молекул. Симметрия и
квантовая механика. Симметрия как основа представлений о природе и свойствах
элементарных частиц.
Вещество и антивещество. Зарядовая
симметрия элементарных частиц.
Современная космология и симметрия Вселенной. Гипотетическое моделирование
античастиц и антимиров.
Симметрия и ритм. Ритмы в
пространстве и времени. Ритмы во Вселенной. Учение А. Л. Чижевского (1897-1964)
о влиянии солнечной активности на ход биологических, социальных и
метеорологических процессов на Земле. Единство Земли и космоса. Работа
А.Л.Чижевского “Земное эхо солнечных бурь”. Солнечная активность на пороге
нового тысячелетия.
Принцип симметрии и современная физика. Проявление принципа симметрии в фундаментальных законах физики. Инвариантность физических характеристик системы как выражение принципа симметрии. Симметрия как универсальное основание модельных конструкций в современной физике.
Рекомендованные средства наглядности: таблицы
к курсу «Искусство», раздел «Декоративно
– прикладное искусство» (код 2 – 100 – 575) № 4
«Вышивка» и № 6 «Декоры народов мира»; видеофильм «Декоративно –
прикладное искусство – 1», раздел «Симметрия в узорах народных промыслов»;
таблицы к курсу химии «Белки и нуклеиновые кислоты» (код 2 – 080 – 490), № 2
«Вторичная структура белка», № 8 – «Нуклеиновые кислоты»; «Строение вещества»
(код 2 – 080 – 514) N 4 –
«Кристаллы», № 8 – «Изомерия», № 10 – «Гомология»; “Номенклатура” (код 2 – 080 – 498) № 4
–«Предельные углеводороды»; к курсу «Естествознание» (код 2 – 130 – 429) №
3 «Строение солнца»; видеофильм
«Анатомия и физиология человека» («Анатомия – 4» - сведения по хронобиологии, а
также – о том, как правильно использовать периодичность биоритмов человека) из
серии “Видеоэнциклопедия для народного образования”, М., видеостудия “Кварт”.
Литература
1.
Альвен Г. «Миры и антимиры», М., 1968.
Тема 6. Модель и реальный мир (5 часов)
Модели
в окружающем мире. Текстовые, графические, математические, технические и
компьютерные модели. Модели в естествознании, знакомые из курсов физики и
химии: модели атомов и молекул, «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.д.
Отношения
моделирования между идеальным и реальным объектами. Модель в классической
физике. Учение И. Ньютона и гелиоцентрическая модель Солнечной системы.
Аналогии в моделировании. Первые модели атома (Томсон,
Математическое
моделирование. Использование математического аппарата для выражения законов
природы в науке Нового времени. Математизация естественных и социальных наук в XVIII и XIX столетиях.
Космологические
модели в современной науке. Модель как сложная и многокомпонентная система.
Математическое моделирование в экономике, демографии, социологии, экологии.
Математическое
моделирование как метод экологических исследований. Построение и анализ моделей
экосистем. Сложности и особенности математического моделирования живых систем.
Моделирование
и теория относительности. Статистический характер законов микромира и
математическое моделирование. Физический смысл и наглядность. Наглядность и
принципиальная наблюдаемость. Физический смысл вероятностных величин.
Моделирование
и научный метод. Научная гипотеза и модель. Метод модельных гипотез в
современной науке. Эволюция и преемственность физических моделей. Моделирование
и дополнительность. Моделирование и стиль мышления.
Рекомендованные средства
наглядности: текстовые, графические, математические, технические и компьютерные
модели разнообразного назначения. Особое внимание целесообразно уделить
демонстрации компьютерного моделирования и моделированию экосистем. Так,
например, при наличии соответствующей технической базы можно использовать на
уроках программу компьютерного моделирования опыта Резерфорда (Гришин Г.А.
“Компьютерная модель опыта Резерфорда”, Физика в школе, 1996, № 2,с. 52), а
также интересный вариант этой программы, который более адекватно отражает
подробности физического процесса рассеивания альфа – частиц (Раводин Е.М. “К
компьютерной модели опыта Резерфорда”, Физика в школе, 1998, № 2, с. 60).
Примеры конструирования моделей экосистем можно найти в учебных пособиях,
содержащих сведения о методах экологических исследований (например, В.А.Бухвалов, Л.В.Богданова,
Л.З.Купер “Экологическая экспертиза”, М., 1995).
Литература
Учебно-тематический план
№ пп |
Содержание |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
Теория |
Практика |
||||
1. |
Пространство
и время – фундаментальные категории научной
картины мира. |
1 |
1 |
|
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
2. |
Трёхмерность
материального мира. |
1 |
|
1 |
Собеседование |
3. |
Исторические
корни теории относительности. Относительность движения. |
1 |
1 |
|
Педагогическое
наблюдение |
4. |
Переход
от качественно – логического
к количественно-математическому мышлению в науке XVI-XVII вв.
Система отсчёта. Система координат. |
1 |
|
1 |
Собеседование. Анализ
деятельности. |
5. |
Пространство,
время и движение в
классической физике. Законы Ньютона. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
6 |
Четырёхмерное
пространство – время.
Общая теория относительности.
Относительность пространства
и времени. |
1 |
1 |
|
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
7. |
Итоговое
занятие |
1 |
|
1 |
Анализ результатов
деятельности |
8. |
Учение о
стихиях в греческой натурфилософии. Атомистика Демокрита. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
9. |
Электричество
и магнетизм. Историко-научный
материал. |
1 |
1 |
|
Собеседование. |
10. |
Учение об
атомах в науке Нового времени. Периодическая система элементов
Д.И.Менделеева. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
11. |
Электрохимические
процессы. Историко-научный
материал. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
12. |
Связь
электричества и магнетизма.
Электрические и магнитные поля. Учение о теплоте. Открытие закона сохранения
энергии. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
13. |
Электромагнитный
характер световых
волн. Фотоны – кванты световой
энергии. |
1 |
1 |
|
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
14. |
Итоговое
занятие. |
1 |
|
1 |
Анализ результатов
деятельности |
15. |
Исторические
корни процесса изучения
микромира. |
1 |
1 |
|
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
16. |
Наука
Нового времени о явлениях микромира. Квантовая механика. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
17. |
Волна и
частица. Статистический характер законов микромира. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
18. |
Вероятность
как фундаментальное свойство законов микромира. Дополнительность
корпускулярных и волновых представлений. |
1 |
1 |
|
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
19. |
Итоговое
занятие. |
1 |
|
1 |
Анализ результатов
деятельности. |
20. |
Симметрия
– единый организующий принцип в природе, живописи, архитектуре. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
21. |
Зеркальная
симметрия. Трактат И. Кеплера «О шестиугольных снежинках». |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
22. |
Симметрия
и асимметрия в структурах микромира. |
1 |
1 |
|
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
23. |
Вещество
и антивещество. Зарядовая симметрия элементарных частиц. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
24. |
Симметрия
и ритм. Ритмы в
пространстве и времени. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
25. |
Проявление
принципа симметрии в фундаментальных законах физики. |
1 |
1 |
|
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
26. |
Итоговое
занятие |
1 |
|
1 |
Анализ результатов
деятельности. |
27. |
Модели в
окружающем мире. Модели в
естествознании и математике. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
28. |
Реальный
и идеальный объекты. Аналогии в моделировании. |
1 |
|
1 |
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
29. |
Математическое
моделирование. Модель как сложная многокомпонентная система. |
1 |
1 |
|
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
30. |
Моделирование
как метод экологических исследований. Моделирование
и теория относительности. |
1 |
1 |
|
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
31. |
Моделирование
и научный метод. Метод модельных гипотез в современной науке. Моделирование и
стиль мышления. |
1 |
1 |
|
Педагогическое
наблюдение. Собеседование. |
32. |
Итоговое
занятие. |
1 |
|
1 |
Анализ результатов
деятельности. Создание
портфолио. |
|
Итого: |
32 |
12
|
20 |
|
Литература
3. Вейль Г. «О философии
математики», М., Л., 1934.