Марчукова
С.М.
Программа элективного курса «Где искать Атлантиду?»
специального исследования, которое, как кажется автору,
будет читаться как
захватывающий роман о заблуждениях
человеческой мысли.
Н.Ф.Жиров «Атлантида. Основные проблемы
атлантологии».
Пояснительная
записка:
Программа элективного курса объемом 16 часов предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов и ориентирована на гуманитарный профиль. В содержании курса отражены не только загадки и современное состояние знаменитой проблемы Атлантиды, но и история изучения Атлантики. С ней, как известно, связано множество нерешённых проблем, которые нашли отражение в истории наук о Земле и о человеке.
Стремление к переосмысления античной культуры, живой интерес к ней со стороны ученых не в первый раз возникает в европейской философии. Взаимосвязь и взаимовлияние философии и истории науки – актуальная проблема современных философских исследований. Философия и история науки становится единым интегрированным знанием об изменяющейся и развивающейся социальной деятельности человека. Соответственно, в педагогике («прикладной философии» по выражению С.И.Гессена) изменились роль и функции историко-научного материала. Историко-научное сопровождение изучения базовых школьных предметов проявляется не в фактологической хронике открытий, но в осмыслении пути истории культуры.
Современная направленность образования на реализацию его культурологического аспекта делает историко-научный подход таким интегрирующим фактором, который позволяет отразить целостность культуры определенной исторической эпохи. Сведения по истории науки и культуры необходимы современному школьнику: из необязательных, являющихся лишь интеллектуальным фоном обучения, они постепенно превращаются в знания, определяющие механизм развития цивилизации.
Особенностью курса является его междисциплинарный характер, обусловленный междисциплинарным характером историко - научного подхода. Он выполняет свою интегративную функцию тогда, когда служит не просто иллюстрацией истории науки внутри одной дисциплины, а, напротив, показывает общую основу развития нескольких научных дисциплин в определенный исторический период. Вопросы развития науки непременно должны включать в себя изложение изменения стиля научного мышления, методов науки. Это дает возможность вывести изучение истории науки за рамки отдельной школьной дисциплины и, таким образом, способствует интеграции образования, фундаментализирует его.
Актуальность изучения истории науки и техники связана с тем, что по самой своей природе и по возможностям воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу она способна объединить в единую систему фрагментарные, внешне мало связанные между собой элементы полученных знаний, стать не только средством целостного восприятия мира, но и условием дальнейшего образования и самообразования. Таким образом, историко-научное сопровождение изучения школьных предметов способствует непрерывности образования, формированию системности знаний учащихся.
Историко - научный материал, положенный в основу программы элективного курса, выходит далеко за рамки регистрации отдельных событий; он делает возможным конструктивное сочетание социальной и интеллектуальной истории, позволяет выявить связь истории науки с историческими путями философии и религии. Разговор об истории науки подводит учеников к вопросам философии современной науки, ориентирует их на особое видение мира, находящегося в непрестанном и напряженном движении и развитии, а в дальнейшем облегчает переосмысление укоренившихся, но оказавшихся неверными представлений. Эффективным средством достижения этой цели является использование нового ракурса известного содержания в качестве психолого – педагогического приёма.
Для повышения его эффективности желательно использовать элементы «интегральной технологии» (В.С.Гузеев). В частности, речь идет о «вводном повторении» известного содержания, предваряющем изучение нового материала. Без такого введения насыщение содержания новой информацией может привести к тому, что многие ученики потеряют интерес к ней и перестанут понимать, что происходит и что обсуждается на уроках. Для иллюстрации этого положения вспомним слова римского историка Полибия: «Когда мысль не имеет никакой опоры и не может приурочить известие к чему-либо знакомому, то рассказ получается беспорядочный и совершенно непонятный. Вот почему необходимо изыскать средство, при помощи которого можно будет в повествовании о предметах неизвестных давать читателю в руководство представления, по мере возможности верные и близкие ему» (цитир. По Панченко, с. 166).
В процессе реализации программы предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности учащихся: лекции и семинары; эвристические беседы и комментирование текстов источников; конференции и экскурсии в музей; поиск и анализ информации; формирование навыков работы над проектом.
Реализацию программы элективного курса можно считать успешной в том случае, если:
- выражен интерес учащихся к его содержанию;
- в процессе работы достигается запланированный результат: формируется умение получать, анализировать и обобщать информацию, осуществлять проектную деятельность.
- изучение программы курса помогает ученикам осознанно выбрать профиль обучения в старшей школе.
В процессе освоения программы элективного курса создаются благоприятные
условия для актуализации навыков, необходимых в освоении ряда профессий и специальностей: историк, философ, археолог, антрополог, филолог, литературовед, экскурсовод, этнограф, географ, картограф, геолог, социолог, политолог, правовед
Содержание
программы.
1.
Атлантида в сочинениях Платона – 3 часа.
Платон об Атлантиде. Диалоги «Тимей» и «Критий». Философский миф.
Прообразы Атлантиды. Египетская страна Пунт. Греческая Аркадия. Древние легенды ацтеков.
2.
Комментаторы Платона об Атлантиде – 2 часа.
Комментаторы Платона об Атлантиде: Аристотель, Крантор, Диодор Сицицилийский, Прокл, Посидоний, Страбон. Атлантида и атланты.
3.
Возрождение образа и имени Атлантиды в контексте
науки эпохи Возрождения и Нового времени – 2 часа.
Открытие Америки. Поиски рая.
Возрождение интереса к образу Атлантиды в 17-18 вв. после открытия островов
Тихого океана. Атлантида в сочинении А. Кирхера «Подземный мир» (1665). Карта А. Кирхера. Атлантика на картах Меркатора. Новый Свет и Атлантида.
4.
Атлантида – образ утопии – 2 часа.
Утопии в западноевропейской литературе XVI-XVII вв. «Город Солнца» Т.
Компанеллы. «Христианополь» Андреэ. «Странствия паломника» Буньяна. «Потерянный рай» Мильтона. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. «Новая наука» и её метод – «новый органон».
5.
Поиски Атлантиды. – 4 часа.
Состояние атлантологии к началу XIX в. Историко-научный контекст. Развитие новых наук – археологии, геологии, этнографии, лингвистики.
Сочинение И. Донелли «Атлантида, мир до потопа» (1882). Реконструкция
культуры атлантов. Изучение флоры и фауны Атлантики. Азорские и Канарские острова – остатки Атлантиды?
Потомки атлантов? Тайна происхождения гуанчей, басков и этрусков.
Подводная археология в поисках Атлантиды.
Об Атлантиде Средиземного моря. Критская культура, её связь с греческой
цивилизацией. Открытия Шлимана в Микенах. Раскопки А. Эванса на Кноссе. Остров Санторин.
Возрождение старой гипотезы: поиски потомков атлантов в долине Амазонки.
Загадки старых карт. Антарктида – цивилизация подо льдом, оледеневшая
Атлантида?
Атлантида – миф или реальность?
6.
Организация конференции или презентации
проектов.
Примерные темы докладов или проектов:
1. Атлантида и Америка. Причины отождествления.
2. Атлантида и Критская цивилизация.
3. Атлантида и Египет.
4. Атлантида и история амазонок (по «Историческим хроникам» Диодора Сицилийского и древним мифам народов Запада и Востока).
5. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона в контексте истории науки XVI-XVII вв.
6. Атлантида и Атлантика в географических названиях на картах Нового времени.
7. Государственное устройство Атлантиды.
№ |
Содержание |
Всего часов |
В том числе Теор. Практ. |
Формы контроля |
1 2 3 4 5 6 |
Платон об Атлантиде. Диалоги «Тимей» и «Критий». Образ Атлантиды и её история Философская мифология. Мифы в творчестве Платона. Комментаторы Платона об Атлантиде: Аристотель, Крантор, Диодор Сицилийский, Прокл, Посидоний, Страбон. Атлантида и атланты. Возрождение имени и образа Атлантиды в контексте науки Нового времени. Атлантика на картах А. Кирхера и Г. Меркатора. ………………………………………. Атлантида – образ Утопии. Утопии в западноевропейской литературе XVI-XVIII вв. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. О современной подводной археологии. Поиски Атлантиды. Исследование дна Атлантического океана. Исторические предпосылки поисков Атлантиды в Египте, на о. Крит, на островах Атлантического океана, на территории Америки. Конференция или презентация проектов «Где искать Атлантиду?» |
3
2
2
2 4
3 |
1 2
1 1
1 1
1 1 2 2 3 |
Педагогическое наблюдение, собеседование. Собеседование. Педагогическое наблюдение. Собеседование. Педагогические наблюдение. Собеседование. Обсуждение докладов или анализ проектов. |
Литература.
Бэкон Ф.
Новая Атлантида. М., 1962.
Дроздова
Т.Н., Юркина Э.Т. В поисках образа Атлантиды, М., 1992.
Галанопулос
А.Г., Бэкон Э. Атлантида: За легендой – истина. М., 1983.
Жиров Н.Ф.
Атлантида: Основные проблемы атлантологии. М., 1964.
Кондратов
А.И. Атлантиды моря Тетис. Л., 1986.
Кондратов
А.М. Атлантиды пяти океанов. Л., 1988.
Кондратов
А.М. Атлантиды ищите на шельфе. Л., 1988.
Панченко
Д.В. Платон и Атлантида, Л., 1990.
Платон
Диалоги. М., 1986.
Томсон Дж.
О. История древней географии. М., 1953.