НОУ «Гимназия «Петершуле»
Рекомендовано Утверждаю
Руководитель методсовета Директор НОУ «Гимназия «Петершуле»
Марчукова С.М. _________ Юпатова Е.А.___________
Протокол № _____ «___»___________2005 г.
от «___» ___________
Культура речи
(Предметно ориентированный)
Васильева Т.Ю.
Учитель русского языка и литературы
Гимназия «Петершуле».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Культура речи» является предметно-ориентированным. Курс предназначен для учащихся 9-х классов. Он рассчитан на 12 учебных часов. Этот курс заинтересует школьников, так как они будут учиться развивать культуру устной и письменной речи, научатся справляться с речевыми и грамматическими ошибками в тексте, смогут попробовать свои силы на практике, работая над различными видами текстов и создавая свои собственные.
Данный курс основан на базовой программе по развитию речи, но он расширяет знания учащихся, предполагает более глубокое понимание такого раздела языкознания, как культура речи.
Цель курса – заинтересовать учащихся, помочь им сделать правильный выбор дальнейшего обучения.
Задачи курса:
- дать возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- проверить способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзамену по русскому языку.
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений.
Ожидаемыми результатами элективных курсов являются:
- получение знаний по культуре речи, представленных в школьной программе недостаточно широко;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.
Ведущими формами занятий могут быть обзорные и установочные лекции, исследовательская работа, исправление текстов и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. Речь правильная и речь
хорошая.
Типы ошибок. (1 ч.)
Тема № 2. Качества хорошей речи.
Речь богатая. Речь точная. Речь логичная. Речь чистая. Речь уместная. Речь выразительная. (2 ч.)
Тема № 3. Выразительно-изобразительные средства.
Метафора. Олицетворение. Метонимия. Ирония. Символ. Аллегория. Гипербола. Литота. Эпитет. Сравнение. Оксюморон. Градация. (4 ч.)
Тема № 4. Типы речевых ошибок.
Несвойственное значение слов. Нарушение лексической сочетаемости. Лишнее слово как речевая ошибка. Тавтология и неуместное употребление слов. (2 ч.)
Тема № 5. Типы грамматических ошибок.
Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Ошибки при употреблении однородных членов предложения. (2 ч.)
Тема № 6. Работа над текстом. Исправление ошибок. (1 ч.)
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Розенталь Д.Э. Практическая
стилистика русского языка. Учебное пособие для студентов филологических
факультетов. М.: Просвещение,
Розенталь Д.Э. А как лучше
сказать? Книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение,
Служевская Т.Л. Уроки русской
словесности. Практикум по культуре речи. СПб.: «Тускарора»,
Ханин М. Риторика для детей и
взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить. СПб.: «Корона приют»,
«Лань»,