Философские и логические идеи в сочинениях Л. Кэрролла
(«Алиса в стране чудес» , «Алиса в Зазеркалье», «Охота на Снарка» и др.)
Программа межпредметного элективного курса объемом в 16 часов
предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов и ориентирована
на гуманитарный профиль..
Цель курса в яркой и занимательной игровой форме познакомить учащихся с
некоторыми философскими и логическими проблемами и понятиями. Познакомить с
историей логических учений, с историей становления и развития теории
аргументации. Способствовать выработке навыков ведения дискуссии.
Продемонстрировать близость некоторых моментов данных произведений проблемам философии
древней Греции, Китая, Индии, западноевропейской средневековой и современной
философии.
В процессе освоения программы элективного курса создаются благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся и актуализации навыков, необходимых в ряде профессий и специальностей: философ, логик, культуролог, литературовед, филолог, историк.
Пояснительная
записка.
Писатель, математик и логик
Льюис Кэрролл (1832-1898) давно и прочно обосновался на страницах
современных философских словарей и
энциклопедий. Уже стало традицией обращение к философскому подтексту его
сказок. К творчеству Кэрролла обращались Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг
Витгентштейн (1889-1951), Артур Стенли Эддингтон (1882-1944), Жюль Делёз
(1925-1995) и другие философы и ученые. Историками философии признается значительная
роль произведений Кэрролла и многочисленных философских, логических и т.п.
комментариев к ним в развитии различных философских направлений в 20 веке. Иногда даже раздаются голоса, не слишком ли
увлекаются философы, отыскивая все новые и новые глубины в его творчестве,
предназначенном, как известно, прежде всего для детей? Не пора ли, отобрать его
у sages and grey-haired philosophers (мудрецов и поседелых философов) и вернуть его сказки детям?
Данный курс представляет
собой своего рода такую попытку. Только теперь детям возвращается творчество
Кэрролла, побывавшее в руках у философов и позволяющее увидеть многие философские
проблемы и явления историко-философского рода в более живой, игровой форме.
Материал, положенный в
основу программы элективного курса, - это прежде всего наиболее известные
сказки Л.Кэрролла, помещенные в контекст истории философии и истории логики.
Стоит отметить, что контекстом в данном случае выступает не только западноевропейская
философская традиция. В качестве контекста берется история всей мировой
философии. При этом в ряде случаев затрагивается не только логическая или
метафизическая, но и этическая проблематика.
Реализация программы
предусматривает разнообразные формы и методы организации учащихся:
эвристические беседы, работа над первоисточником, работа с CD,
содержащим текст сочинений Кэрролла, их перевод и англо-русский словарик,
работа по сопоставлению переводов, поиск дополнительного материала в интернете,
формирование навыков формулировки отстаиваемых тезисов, аргументации своей
позиции, ведения дискуссии.
Критериями успешного
выполнения программы элективного курса можно считать:
·
Выражение интереса учащихся к содержанию курса.
·
Успешное овладение специальной философской и логической терминологией в
объеме необходимом для данного элективного курса.
·
Способность учащегося перечислить затронутые философские и логические проблемы и пояснить
их суть.
·
Повышение интереса к изучению языка первоисточника (в данном случае
английского языка).
·
Если знакомство с элективным курсом помогает ученикам выбрать профиль
обучения в старшей школе.
Содержание
программы.
«Так-то лучше
подумала Алиса.
-Загадки - это
гораздо веселее…
Отгадала
загадку? – спросил Болванщик, снова поворачиваясь к Алисе.
Нет, ответила
Алиса. - Сдаюсь. Какой же ответ?
-Понятия не
имею, сказал Болванщик
И я тоже ,-
подхватил Мартовский заяц.
… Алиса
вздохнула.
Если вам нечего делать, - сказала она с досадой, - придумали бы что-нибудь получше загадок без ответа».
Л. Кэрролл
1. Роль загадок в сказках и в некоторых философских традициях. – 2 часа.
Filosofia и philosophy.Философия и литература. Философия и поэзия. Философские сказки (Вольтер,
Руссо) и философия в сказках. Роль загадок в сказках и роль загадок в некоторых
философских традициях. Загадка как одна из форм инициации в философское знание.
Вопросы-загадки в Алисе. Традиция интерпретации философских проблем как загадок
без ответа. Пико делла Мирандолла (1463-1494). «Семь мировых загадок» Э.
Дюбуа-Реймона (1818-1896). «Мировые загадки» Э. Геккеля (1834-1919). «Загадки
философии» Р. Штейнера. Скептицизм и агностицизм. Эпиграф немецкого философа
Хайдеггера к своему собранию сочинений «Не труды, а пути» (“Wege –nicht Werke”). Ответ Чеширского Кота Алисе. Данный ответ в
качестве эпиграфа к работе Кемени “Философ смотрит на науку” (1959).
2. Философские
темы в сочинениях Л. Кэрролла. – 1 час.
Краткие сведения о писателе.
Кэрролл и Санкт-Петербург. Кэрролл на страницах современных философских
словарей и энциклопедии. Роль произведений Кэрролла и многочисленных
философских, логических и т.п. комментариев к ним в развитии различных
философских направлений в 20 веке. Warren A. Shibles “A
Philosophical Commentary on
3.Фантазия как
начало всего существующего. – 2 часа.
Фантазия как «более мудрый
демиург». Аполлоний Тинский о фантазии (Apoll.Tyan.VI 19). Фантазия как начало
всего существующего. Немецкий философ Яков Фрошаммер (1821-1893) о фантазии.
Сочинение Фрошаммера “Die Phantasie als Grundprincip des
Weltprocesses” (Munch. 1877). Книга Кэрролла “Фантасмагория”(1869). Фантазия и творчество.
Философские аспекты литературы фэнтези. Putrill
Richard “Lord of Elves and Eldils: Fantasy and Philosophy in C.S. Lewis and and
J.R.R.Tolkien” (1974).
4.
Парадоксальность как черта философского мышления. - 2 часа.
Традиция использования
нонсенсов и парадоксов в английской литературе. Эдвард Лир (1812-1888) , Льюис
Кэрролл (1832-1898), Оскар Уайльд (1854-1900), Гильберт Честертон
(1874-1936). Парадоксальность как черта
философского мышления. Парадоксы и парадоксальные высказывания в истории
древнекитайской и древнегреческой философии. Парадоксы и софизмы в
средневековой логике. Парадоксы и фрактальная логика. «Бессмыслица» в народной
английской поэзии. Нонсенс как логическая система, организованная по принципам
игры. Интерпретация нонсенса английским
логиком Элизабет Сьюэлл ( Sewell Elizabeth.
The field of Nonsense. L., 1952) и работа Хейзинги “Homo ludens.
Опыт определения игрового элемента культуры”.
5. Абсурд и парадокс. – 2 часа.
Понятие абсурда в
античности. Абсурд как категория философско-религиозная. Тертуллиан: «Верую,
ибо, абсурдно». Понятие абсурда у Гёте в «Фаусте». Абсурд и парадокс. Абсурд
как эстетическая категория. Абсурд и философская мысль. Нонсенсы и парадоксы в
творчестве Кэрролла. «Алиса» – одна из самых странных и неисчерпаемых сказок в
мире.
6. Проблема ничто.
- 3 часа.
Что такое ничто? Острое
зрение Алисы. Можно ли увидеть ничто или никого? Существует ли небытие.?
Индийские философские школы о восприятии ничто и о видах небытия.
Угощение Алисы
чаем во время безумного чаепития. Меньше, чем ничего. Ничто и отрицательные
числа. Учение о ничто, о небытии в восточной и западноевропейской философской
традиции.
Древнекитайский мудрец
Лао-цзы: «В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии». «Дао
дэ цзин». Параграф 40. Японский философ 20 века Китаро Нисида (1870-1945) об
идеи небытия. Поэма Парменида. Сочинение софиста Горгия «О не-сущем или о природе».
Ксениад Коринфский о возникновении всего из не-сущего. Платон о взаимосвязи
бытия и небытия в диалоге «Софист».
Меонизм. Знаменитый вопрос:
Почему вообще есть сущее, а не ничто? Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) и
Мартин Хайдеггер (1889-1976). Анри Бергсон (1859-1941) «Идея небытия». Идея
небытия как «скрытая пружина, невидимый двигатель философской мысли» (А
.Бергсон). Жан Поль Сартр (1905-1980) «Бытие и ничто». А.Н. Чанышев “Трактат о
небытии”. Буджум из «Охоты на Снарка», символизирующий смерть как ничто (Мартин
Гарднер).
7.Сон и
действительность. - 3 часа.
Сон Черного Короля про
Алису. Где бы была Алиса, если бы она не снилась Черному Королю? Комментарий М.
Гарднера к данному месту книги. Беркли. Вопрос Алисы о том, чей это сон.
Спор о сне и яви в
древнегреческой философии. Платон «Теэтет» 158 b-d. Сон древнекитайского
мудреца Чжуан-цзы. Чжуан-цзы и бабочка. Древнекитайская притча в устах
персонажей книги Виктора Пелевина «Чапаев и пустота». Дневниковая запись Кэрролла
(9 февраля
Вопрос о сне и реальности.
Обсуждение этой темы в платоновском диалоге «Теэтете» 158а -158d.
Французский философ Рене Декарт о критериях сна и бодрствования. Сомнение в
реальности мира. Мир - это сон. Мир - это иллюзия. Уподобление философами
Анаксархом и Монимом Сиракузским сущего происходящему во сне или в безумии. Ведантистский
мудрец Гаудапада об иллюзорности эмпирической действительности
(«Мандукья-карика»). Данная идея в западной литературе. Кальдерон «Жизнь-это
сон». Марк Твен «Таинственный незнакомец». Трансцендентная реальность и
имманентная. Феноменализм. Имманентизм. Меонизм. Меонизм в смысле Владимира
Эрна и меонизм в смысле Минского. Беркли. Эрн. Лопатин. Ленин. Мур. Солипсизм в
истории философии. Беркли. Фихте. Вильгельм Шуппе (1836-1913).
8. Шалтай-Болтай
как философ. – 1 час.
Определение
философа. Образ философа в античности. Образ философа в древнерусской
философии. Философ в современной западноевропейской традиции. Шалтай-Болтай и
средневековый философ Уильям Оккам. Номинализм. Жиль Дёлез о Шалтае-Болтае как
об учителе-стоике. Условный характер языка. Языковые причуды древнегреческого
философа Диодора Кроноса. Некоторые парадоксальные высказывания древнекитайской
школы имен.
№ пп |
Содержание |
Всего часов |
В том числе: |
Формы контроля |
||||||
Теор. |
Практ. |
|||||||||
1. |
Роль загадок в сказках и роль загадок в некоторых философских традициях. Загадка как одна из форм инициации в философское знание. Вопросы-загадки в Алисе. Традиция интерпретации философских проблем как загадок без ответа. |
2 |
1 |
1 |
Педагогическое наблюдение.
Собеседование |
|||||
2. |
Краткие сведения о писателе. Кэрролл и Санкт-Петербург. Философские темы в сочинениях Л. Кэрролла. Л. Кэрролл на страницах современных философских словарей и энциклопедии. Роль произведений Л. Кэрролла и многочисленных философских, логических и т.п. комментариев к ним в развитии различных философских направлений в 20 веке. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение. Собеседование |
|||||
3. |
Фантазия как начало всего существующего. Фантазия как «более мудрый демиург». Аполлоний Тинский о фантазии. Немецкий философ Яков Фрошаммер (1821-1893) о фантазии. Книга Кэрролла “Фантасмагория”(1869). Фантазия и творчество. Философские аспекты литературы фэнтези. |
2 |
1 |
1 |
Педагогическое наблюдение. Собеседование |
|||||
4. |
Парадоксальность как черта философского мышления. Парадоксы и парадоксальные высказывания в истории древнекитайской и древнегреческой философии. Парадоксы и софизмы в средневековой логике. Парадоксы и фрактальная логика. «Бессмыслица» в народной английской поэзии Традиция использования нонсенсов и парадоксов в английской литературе. Эдвард Лир (1812-1888) , Льюис Кэрролл (1832-1898), Оскар Уайльд (1854-1900), Гильберт Честертон (1874-1936). |
2 |
1 |
1 |
Педагогические
наблюдения. Собеседование. |
|||||
5. |
Абсурд и философская
мысль. Абсурд и парадокс Нонсенсы и парадоксы в творчестве Кэрролла. Абсурд
как категория философско-религиозная. Тертуллиан «Верую, ибо, абсурдно». Понятие
абсурда у Гёте в «Фаусте». Абсурд как эстетическая категория. |
2 |
1 |
1 |
Педагогические наблюдения. Собеседование. |
|||||
6. |
Острое зрение Алисы.
Можно ли увидеть ничто или никого? Учение о ничто, о небытии в восточной и
западноевропейской философской традиции. Древнекитайский мудрец Лао-цзы. Японский философ 20 века Китаро Нисида
(1870-1945) об идеи небытия. Поэма Парменида. Сочинение софиста Горгия.
Платон о взаимосвязи бытия и небытия в диалоге «Софист». Шеллинг и Хайдеггер.
Идея небытия как «скрытая пружина, невидимый двигатель философской мысли»
(А.Бергсон). Буджум из «Охоты на
Снарка», символизирующий смерть как ничто.
|
3 |
1 |
2 |
Педагогические наблюдения. Собеседование. |
|||||
7. |
Сон Черного Короля про Алису. Где бы была Алиса, если бы она не снилась Черному Королю? Вопрос Алисы о том, чей это сон. Спор о сне и яви в древнегреческой философии. Платон «Теэтет» 158 b-d. Сон древнекитайского мудреца Чжуан-цзы. Древнекитайская притча в устах персонажей книги В. Пелевина «Чапаев и пустота». Р. Декарт о критериях сна и бодрствования. Мир- это иллюзия. Уподобление философами Анаксархом и Монимом сущего происходящему во сне или в безумии. Мудрец Гаудапада об иллюзорности эмпирической действительности. Данная идея в западной литературе. Трансцендентная реальность и имманентная. Феноменализм. Имманентизм. Меонизм. Солипсизм в истории философии. |
3 |
1 |
2 |
Педагогические наблюдения. Собеседование. |
|||||
8 |
Определение философа. Образ
философа в античности. Образ философа в древнерусской философии. Философ в современной
западноевропейской традиции.
Шалтай-Болтай как философ. Шалтай-Болтай и Уильям Оккам. Жиль Дёлез о Шалтае-Болтае
как об учителе-стоике. Условный характер языка. Языковые причуды древнегреческого
философа Диодора Кроноса. Некоторые парадоксальные высказывания древнекитайской
школы имен. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогические
наблюдения. Собеседование. |
|||||
|
Итого: |
16 |
6 |
10 |
|
|||||
Литература.
Основная литература.
В качестве основных текстов
подходит любое издание с примечаниями,
содержащими извлечения из классического комментария известного американского
специалиста в области занимательной математики Мартина Гарднера (т.н.
«Аннотированная Алиса»).
Например: Кэрролл Льюис
Приключения Алисы в Стране Чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или
Алиса в Зазеркалье.-2-е изд., испр. - СПб., 2000.
Кэррол Л. История с узелками. Пер. с англ. Ю. А.
Данилова. М., 1973. – 408 с. с илл.
Кэрролл Л. Логическая игра. Пер. с англ. Ю.А. Данилова. М., 1991.-192
с. - (Б-чка «Квант». Вып. 73.).
Кэрролл Л. Охота на Снарка: Агония в восьми воплях./
Пер с англ.
Г.М. Кружова.- СПб., 2001.
Кэрролл Л. Дневник путешествия в Россию. – М., 2004.-480 с. - (Антология мудрости).
Большим подспорьем в прохождении курса может служить «Алиса в стране чудес и в Зазеркалье» на CD, содержащая не только английский текст, параллельные переводы (В.Азова, В. Набокова, Б.Заходера и др.), прекрасные иллюстрации (Л.Кэрролла, Д. Тенниела, Т. Ярыгиной и др.), но и языковые, литературные, исторические и философские комментарии.
Дополнительная литература.
Демурова Н.М. Льюис Кэрролл:
Очерк жизни и творчества. М., 1979
Падни Д. Льюис Кэрролл и его мир. М., 1982
Галинская И.Л. Льюис Кэрролл и загадки его текстов. М., 1995
Демин Р.Н. Загадка как
одна из форм инициации в философское знание //Петербургская школа, № 1. 1998
Демин
Р.Н. Дэн Си, Гунсунь Лун, сицилийские риторы и школьный курс истории философии
//Универсум платоновской мысли. Двадцать четыре века платонизма: традиции и
инновации в истории древнейшей европейской философской школы. Материалы XI Платоновской конференции.
- СПб., 2003.
Демин Р.Н. Аполлон и Шалтай-Болтай как наставники философии.// Философия –
детям: Материалы первой международной практической конференции, проведенной в честь 75-летия
Центрального Ордена Дружбы народов Дома работников искусств. 27-29 января
Специальная литература.
Кэрролл Льюис / Новейший философский словарь: 2-е
изд, переработ. и дополн.. Минск, 2001. С.531-532.
«Охота на
Снарка» // Новейший философский словарь: 2-е изд, переработ. и дополн.. Минск,
2001. С.728-730.
Бахитяров К.И. Кэрролл // Новая философская
энциклопедия, т. 2.-М., 2001
Бахтияров К.И. Логическая игра Л. Кэрролла на
компьютере.// Информатика. 1995
Бахтияров К.И. Интерактивная игра «Кэролл» и
калькулятор «Аристотель» // Логические исследования. М., 1999. Вып. 6. С.
268-275.
Бахтияров К.И. Интерактивные диаграммы Л. Кэролла.//
Международная конференция «Смирновские чтения» М.1997 (соавтор А.Н. Григорьев
).
Бахтияров К.И. Логика с точки зрения информатики. 12
этюдов в стиле Льюиса Кэрролла. М., 2002.
Бирюков А.В. Из истории математической логики в
России: Задача Кэрролла» в трактовке о. Павла Флоренского.// Логические исследования
. М., 1999. Вып. 6. С. 163-169.
Брусенцов Н.П. Диаграммы Льюиса Кэрролла и
аристотелева силлогистика.// Вычислительная техника и вопросы кибернетики. М.,
1977. Вып. 13. С. 164-182.
Колесников Н.Г. Теория суждений существования Льюиса
Кэрролла и аристотелева силлогистика.// Логика Аристотеля: Материалы симпозиума
(16-17 ноября
Колесников Н.Г. Формализация силлогистики Льюиса
Кэрролла. //Логические исследования. М., 1982. С. 49-58.