Философские и логические идеи  в сочинениях Л. Кэрролла

(«Алиса в стране чудес» , «Алиса в Зазеркалье», «Охота на Снарка» и др.)

 

Аннотация

Программа межпредметного элективного курса объемом в 16 часов предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов и ориентирована на гуманитарный профиль..

Цель курса в яркой и занимательной игровой форме познакомить учащихся с некоторыми философскими и логическими проблемами и понятиями. Познакомить с историей логических учений, с историей становления и развития теории аргументации. Способствовать выработке навыков ведения дискуссии. Продемонстрировать близость некоторых моментов данных произведений проблемам философии древней Греции, Китая, Индии, западноевропейской средневековой и современной философии.

В процессе освоения программы элективного курса создаются благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся и актуализации навыков, необходимых в ряде профессий и специальностей: философ, логик, культуролог, литературовед, филолог, историк.

 

 

Пояснительная записка.

Писатель, математик и логик Льюис Кэрролл (1832-1898) давно и прочно обосновался на страницах современных  философских словарей и энциклопедий. Уже стало традицией обращение к философскому подтексту его сказок. К творчеству Кэрролла обращались Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгентштейн (1889-1951), Артур Стенли Эддингтон (1882-1944), Жюль Делёз (1925-1995) и другие философы и ученые. Историками философии признается значительная роль произведений Кэрролла и многочисленных философских, логических и т.п. комментариев к ним в развитии различных философских направлений в 20 веке.  Иногда даже раздаются голоса, не слишком ли увлекаются философы, отыскивая все новые и новые глубины в его творчестве, предназначенном, как известно, прежде всего для детей? Не пора ли, отобрать его у sages and grey-haired philosophers (мудрецов и поседелых философов) и вернуть его сказки детям?

Данный курс представляет собой своего рода такую попытку. Только теперь детям возвращается творчество Кэрролла, побывавшее в руках у философов и позволяющее увидеть многие философские проблемы и явления историко-философского рода в более живой, игровой форме.

Материал, положенный в основу программы элективного курса, - это прежде всего наиболее известные сказки Л.Кэрролла, помещенные в контекст истории философии и истории логики. Стоит отметить, что контекстом в данном случае выступает не только западноевропейская философская традиция. В качестве контекста берется история всей мировой философии. При этом в ряде случаев затрагивается не только логическая или метафизическая, но и этическая проблематика.

Реализация программы предусматривает разнообразные формы и методы организации учащихся: эвристические беседы, работа над первоисточником, работа с CD, содержащим текст сочинений Кэрролла, их перевод и англо-русский словарик, работа по сопоставлению переводов, поиск дополнительного материала в интернете, формирование навыков формулировки отстаиваемых тезисов, аргументации своей позиции, ведения дискуссии.

Критериями успешного выполнения программы элективного курса можно считать:

·        Выражение интереса учащихся к содержанию курса.

·        Успешное овладение специальной философской и логической терминологией в объеме необходимом для данного элективного курса.

·        Способность учащегося перечислить затронутые  философские и логические проблемы и пояснить их суть.

·        Повышение интереса к изучению языка первоисточника (в данном случае английского языка).

·        Если знакомство с элективным курсом помогает ученикам выбрать профиль обучения в старшей школе.

 

Содержание программы.

 

«Так-то лучше подумала Алиса.

-Загадки - это гораздо веселее…

Отгадала загадку? – спросил Болванщик, снова поворачиваясь к Алисе.

Нет, ответила Алиса. - Сдаюсь. Какой же ответ?

-Понятия не имею, сказал Болванщик

И я тоже ,- подхватил Мартовский заяц.

… Алиса вздохнула.

Если вам нечего делать, - сказала она с досадой, - придумали бы что-нибудь получше загадок без ответа».

                                                                          Л. Кэрролл

 

1. Роль загадок в сказках  и в некоторых философских традициях. – 2 часа.

Filosofia и philosophy.Философия и литература. Философия и поэзия. Философские сказки (Вольтер, Руссо) и философия в сказках. Роль загадок в сказках и роль загадок в некоторых философских традициях. Загадка как одна из форм инициации в философское знание. Вопросы-загадки в Алисе. Традиция интерпретации философских проблем как загадок без ответа. Пико делла Мирандолла (1463-1494). «Семь мировых загадок» Э. Дюбуа-Реймона (1818-1896). «Мировые загадки» Э. Геккеля (1834-1919). «Загадки философии» Р. Штейнера. Скептицизм и агностицизм. Эпиграф немецкого философа Хайдеггера к своему собранию сочинений «Не труды, а пути» (“Wegenicht Werke”). Ответ Чеширского Кота Алисе. Данный ответ в качестве эпиграфа к работе Кемени “Философ смотрит на науку” (1959).

 

2. Философские темы в сочинениях Л. Кэрролла. – 1 час.

Краткие сведения о писателе. Кэрролл и Санкт-Петербург. Кэрролл на страницах современных философских словарей и энциклопедии. Роль произведений Кэрролла и многочисленных философских, логических и т.п. комментариев к ним в развитии различных философских направлений в 20 веке. Warren A. Shibles “A Philosophical Commentary on Alice’s Adventures in Wonderland. Wittgenstein, Language and Philosophy. Dubuglie, Iowa, 1969. Обращение к философскому подтексту сказки. Бертран Рассел (1872-1970) , Людвиг Витгентштейн (1889-1951), Артур Стенли Эддингтон (1882-1944), Жюль Делёз (1925-1995) и другие философы и ученые. Этическая проблематика Плотник, Морж и устрицы. .. Затруднение Алисы Интерпретация английским философом Ф.К.С. Шиллером “Охоты на Снарка” как пародии на гегелевскую философию Абсолюта.

 

3.Фантазия как начало всего существующего. – 2 часа.

Фантазия как «более мудрый демиург». Аполлоний Тинский о фантазии (Apoll.Tyan.VI 19). Фантазия как начало всего существующего. Немецкий философ Яков Фрошаммер (1821-1893) о фантазии. Сочинение Фрошаммера “Die Phantasie als Grundprincip des Weltprocesses” (Munch. 1877). Книга Кэрролла “Фантасмагория”(1869). Фантазия и творчество. Философские аспекты литературы фэнтези. Putrill Richard “Lord of Elves and Eldils: Fantasy and Philosophy in C.S. Lewis and and J.R.R.Tolkien” (1974).

 

4. Парадоксальность как черта философского мышления. - 2 часа.

Традиция использования нонсенсов и парадоксов в английской литературе. Эдвард Лир (1812-1888) , Льюис Кэрролл (1832-1898), Оскар Уайльд (1854-1900), Гильберт Честертон (1874-1936).  Парадоксальность как черта философского мышления. Парадоксы и парадоксальные высказывания в истории древнекитайской и древнегреческой философии. Парадоксы и софизмы в средневековой логике. Парадоксы и фрактальная логика. «Бессмыслица» в народной английской поэзии. Нонсенс как логическая система, организованная по принципам игры. Интерпретация нонсенса  английским логиком Элизабет Сьюэлл ( Sewell Elizabeth. The field of Nonsense. L., 1952) и работа Хейзинги  Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры”.

 

5. Абсурд и парадокс. – 2 часа.

Понятие абсурда в античности. Абсурд как категория философско-религиозная. Тертуллиан: «Верую, ибо, абсурдно». Понятие абсурда у Гёте в «Фаусте». Абсурд и парадокс. Абсурд как эстетическая категория. Абсурд и философская мысль. Нонсенсы и парадоксы в творчестве Кэрролла. «Алиса» – одна из самых странных и неисчерпаемых сказок в мире.

 

6. Проблема ничто. - 3 часа.

Что такое ничто? Острое зрение Алисы. Можно ли увидеть ничто или никого? Существует ли небытие.? Индийские философские школы о восприятии ничто и о видах небытия.

Угощение Алисы чаем во время безумного чаепития. Меньше, чем ничего. Ничто и отрицательные числа. Учение о ничто, о небытии в восточной и западноевропейской философской традиции.

Древнекитайский мудрец Лао-цзы: «В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии». «Дао дэ цзин». Параграф 40. Японский философ 20 века Китаро Нисида (1870-1945) об идеи небытия. Поэма Парменида. Сочинение софиста Горгия «О не-сущем или о природе». Ксениад Коринфский о возникновении всего из не-сущего. Платон о взаимосвязи бытия и небытия в диалоге «Софист».

Меонизм. Знаменитый вопрос: Почему вообще есть сущее, а не ничто? Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) и Мартин Хайдеггер (1889-1976). Анри Бергсон (1859-1941) «Идея небытия». Идея небытия как «скрытая пружина, невидимый двигатель философской мысли» (А .Бергсон). Жан Поль Сартр (1905-1980) «Бытие и ничто». А.Н. Чанышев “Трактат о небытии”. Буджум из «Охоты на Снарка», символизирующий смерть как ничто (Мартин Гарднер).

 

7.Сон и действительность. - 3 часа.

Сон Черного Короля про Алису. Где бы была Алиса, если бы она не снилась Черному Королю? Комментарий М. Гарднера к данному месту книги. Беркли. Вопрос Алисы о том, чей это сон.

Спор о сне и яви в древнегреческой философии. Платон «Теэтет» 158 b-d. Сон древнекитайского мудреца Чжуан-цзы. Чжуан-цзы и бабочка. Древнекитайская притча в устах персонажей книги Виктора Пелевина «Чапаев и пустота». Дневниковая запись Кэрролла (9 февраля 1856 г.).

Вопрос о сне и реальности. Обсуждение этой темы в платоновском диалоге «Теэтете» 158а -158d. Французский философ Рене Декарт о критериях сна и бодрствования. Сомнение в реальности мира. Мир - это сон. Мир - это иллюзия. Уподобление философами Анаксархом и Монимом Сиракузским сущего происходящему во сне или в безумии. Ведантистский мудрец Гаудапада об иллюзорности эмпирической действительности («Мандукья-карика»). Данная идея в западной литературе. Кальдерон «Жизнь-это сон». Марк Твен «Таинственный незнакомец». Трансцендентная реальность и имманентная. Феноменализм. Имманентизм. Меонизм. Меонизм в смысле Владимира Эрна и меонизм в смысле Минского. Беркли. Эрн. Лопатин. Ленин. Мур. Солипсизм в истории философии. Беркли. Фихте. Вильгельм Шуппе (1836-1913).

 

8. Шалтай-Болтай как философ. – 1 час.

Определение философа. Образ философа в античности. Образ философа в древнерусской философии. Философ в современной западноевропейской традиции. Шалтай-Болтай и средневековый философ Уильям Оккам. Номинализм. Жиль Дёлез о Шалтае-Болтае как об учителе-стоике. Условный характер языка. Языковые причуды древнегреческого философа Диодора Кроноса. Некоторые парадоксальные высказывания древнекитайской школы имен.

 

 

Учебно-тематический план

№ пп

Содержание

Всего

часов

В том числе:

Формы контроля

Теор.

Практ.

1.

Роль загадок в сказках и роль загадок в некоторых философских традициях. Загадка как одна из форм инициации в философское знание. Вопросы-загадки в Алисе. Традиция интерпретации философских проблем как загадок без ответа.

2

1

1

Педагогическое наблюдение. Собеседование

2.

Краткие сведения о писателе. Кэрролл и Санкт-Петербург. Философские темы в сочинениях Л. Кэрролла. Л. Кэрролл на страницах современных философских словарей и энциклопедии. Роль произведений Л. Кэрролла и многочисленных философских, логических и т.п. комментариев к ним в развитии различных философских направлений в 20 веке.

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение. Собеседование

3.

Фантазия как  начало всего существующего. Фантазия как «более мудрый демиург». Аполлоний Тинский о фантазии. Немецкий  философ Яков Фрошаммер (1821-1893) о фантазии. Книга Кэрролла “Фантасмагория”(1869). Фантазия  и творчество. Философские аспекты литературы фэнтези.

2

1

1

Педагогическое наблюдение. Собеседование

4.

Парадоксальность как черта философского мышления. Парадоксы и парадоксальные высказывания в истории древнекитайской и древнегреческой философии. Парадоксы и софизмы в средневековой логике. Парадоксы и фрактальная логика. «Бессмыслица» в народной английской поэзии Традиция использования нонсенсов и парадоксов в английской литературе. Эдвард Лир (1812-1888) , Льюис Кэрролл (1832-1898), Оскар Уайльд (1854-1900), Гильберт Честертон (1874-1936). 

2

1

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

5.

Абсурд и философская мысль. Абсурд и парадокс Нонсенсы и парадоксы в творчестве Кэрролла. Абсурд как категория философско-религиозная. Тертуллиан «Верую, ибо, абсурдно». Понятие абсурда у Гёте в «Фаусте». Абсурд как эстетическая категория.

2

1

1

Педагогические наблюдения.

Собеседование.

6.

Острое зрение Алисы. Можно ли увидеть ничто или никого? Учение о ничто, о небытии в восточной и западноевропейской философской традиции. Древнекитайский мудрец Лао-цзы.   Японский философ 20 века Китаро Нисида (1870-1945) об идеи небытия. Поэма Парменида. Сочинение софиста Горгия. Платон о взаимосвязи бытия и небытия в диалоге «Софист». Шеллинг и Хайдеггер. Идея небытия как «скрытая пружина, невидимый двигатель философской мысли» (А.Бергсон).  Буджум из «Охоты на Снарка», символизирующий смерть как ничто. 

3

1

2

Педагогические наблюдения. Собеседование.

7.

Сон Черного Короля про Алису. Где бы была Алиса, если бы она не снилась Черному Королю?  Вопрос Алисы о том, чей это сон. Спор  о  сне и яви в древнегреческой философии. Платон «Теэтет» 158 b-d. Сон древнекитайского мудреца Чжуан-цзы. Древнекитайская притча в устах персонажей книги В. Пелевина «Чапаев и пустота».  Р. Декарт о критериях сна и бодрствования. Мир- это иллюзия. Уподобление философами Анаксархом и Монимом сущего происходящему во сне или в безумии. Мудрец Гаудапада об иллюзорности эмпирической действительности.  Данная идея в западной литературе.  Трансцендентная реальность и имманентная.  Феноменализм. Имманентизм. Меонизм. Солипсизм в истории философии.

 

 

3

1

2

Педагогические наблюдения. Собеседование.

8

Определение философа. Образ философа в античности. Образ философа в древнерусской философии. Философ в современной западноевропейской традиции.  Шалтай-Болтай как философ. Шалтай-Болтай и  Уильям Оккам. Жиль Дёлез о Шалтае-Болтае как об учителе-стоике. Условный характер языка. Языковые причуды древнегреческого философа Диодора Кроноса. Некоторые парадоксальные высказывания древнекитайской школы имен.

 

 

1

0,5

0,5

Педагогические наблюдения. Собеседование.

 

Итого:

16

6

10

 

 

Литература.

 

 Основная литература.

В качестве основных текстов подходит  любое издание с примечаниями, содержащими извлечения из классического комментария известного американского специалиста в области занимательной математики Мартина Гарднера (т.н. «Аннотированная Алиса»).

Например: Кэрролл Льюис Приключения Алисы в Стране Чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье.-2-е изд., испр. - СПб., 2000.

Кэррол Л. История с узелками. Пер. с англ. Ю. А. Данилова. М., 1973. – 408 с. с илл.

Кэрролл Л. Логическая игра.  Пер. с англ. Ю.А. Данилова. М., 1991.-192 с.  - (Б-чка   «Квант». Вып. 73.).

Кэрролл Л. Охота на Снарка: Агония в восьми воплях./ Пер с англ.

Г.М. Кружова.- СПб., 2001.

Кэрролл Л. Дневник путешествия в Россию. – М., 2004.-480 с. - (Антология мудрости).

Большим подспорьем в прохождении курса может служить «Алиса в стране чудес и в Зазеркалье» на CD, содержащая не только английский текст, параллельные переводы (В.Азова, В. Набокова, Б.Заходера и др.), прекрасные иллюстрации (Л.Кэрролла, Д. Тенниела, Т. Ярыгиной  и др.), но и языковые, литературные, исторические и философские комментарии.

 

Дополнительная литература.

Демурова Н.М. Льюис Кэрролл: Очерк жизни и творчества. М., 1979
Падни Д. Льюис Кэрролл и его мир. М., 1982
Галинская И.Л. Льюис Кэрролл и загадки его текстов. М., 1995

Демин Р.Н. Загадка как одна из форм инициации в философское знание //Петербургская школа, № 1. 1998

Демин Р.Н. Дэн Си, Гунсунь Лун, сицилийские риторы и школьный курс истории философии //Универсум платоновской мысли. Двадцать четыре века платонизма: традиции и инновации в истории древнейшей европейской философской школы. Материалы  XI Платоновской конференции. - СПб., 2003.

Демин Р.Н. Аполлон и Шалтай-Болтай  как наставники философии.// Философия – детям: Материалы первой международной практической  конференции, проведенной в честь 75-летия Центрального Ордена Дружбы народов Дома работников искусств. 27-29 января 2005 г. Москва, 2005

 

Специальная литература.

Кэрролл Льюис / Новейший философский словарь: 2-е изд, переработ. и дополн.. Минск, 2001. С.531-532.

 «Охота на Снарка» // Новейший философский словарь: 2-е изд, переработ. и дополн.. Минск, 2001. С.728-730.

Бахитяров К.И. Кэрролл // Новая философская энциклопедия, т. 2.-М., 2001

Бахтияров К.И. Логическая игра Л. Кэрролла на компьютере.// Информатика. 1995

Бахтияров К.И. Интерактивная игра «Кэролл» и калькулятор «Аристотель» // Логические исследования. М., 1999. Вып. 6. С. 268-275.

Бахтияров К.И. Интерактивные диаграммы Л. Кэролла.// Международная конференция «Смирновские чтения» М.1997 (соавтор А.Н. Григорьев ).

Бахтияров К.И. Логика с точки зрения информатики. 12 этюдов в стиле Льюиса Кэрролла. М., 2002.

Бирюков А.В. Из истории математической логики в России: Задача Кэрролла» в трактовке о. Павла Флоренского.// Логические исследования . М., 1999. Вып. 6. С. 163-169.

Брусенцов Н.П. Диаграммы Льюиса Кэрролла и аристотелева силлогистика.// Вычислительная техника и вопросы кибернетики. М., 1977. Вып. 13. С. 164-182.

Колесников Н.Г. Теория суждений существования Льюиса Кэрролла и аристотелева силлогистика.// Логика Аристотеля: Материалы симпозиума (16-17 ноября 1983 г. г. Тбилиси) Тбилиси, 1985. С. 58-70.

Колесников Н.Г. Формализация силлогистики Льюиса Кэрролла. //Логические исследования. М., 1982. С. 49-58. 

Hosted by uCoz