РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ ЯНА КОМЕНСКОГО
Фактически РФПИЦ начал свою работу восемнадцать лет назад, одновременно с открытием гимназии «Петершуле» и общества «Открытое христианство». Основной целью нашей педагогической работы мы считали воспитание христианских нравственных принципов, образование рассматривали только как средство. Наша концепция декларирует воспитание в учащихся христианских принципов миропонимания, в идеале принятие христианских нравственных норм. Как альтернативу идеологии сциентизма и атеизма, которой до сих пор пронизаны все учебные программы, мы предложили христианскую педагогику. Вы, наверное, прекрасно представляете, что в 1990 году не было никаких программ или методических пособий для организации такого образовательного процесса. Всё надо было делать заново: и содержание образования и его формы. Для этого нам стал насущно необходим исследовательский религиозно-философский и педагогический центр.
Мы пригласили
для совместной работы священников
основных христианских конфессий.
Нам очень повезло, потому что все священники, работавшие с нами- все они, наверное, самые интересные, самые глубокие, самые образованные и широко мыслящие люди преданные своей Церкви. Я не могу не вспомнить самыми добрыми словами уже ушедших в иной мир: Владыку Михаила Мудьюгина, священника римско-католической церкви Хартмута Кания, лютеранского священника Сергея Преймана. Слава Богу работают и здравствуют отец Владимир Фёдоров, Геннадий Украинский, Георгий Иоффе и отец Виталий – наши православные коллеги, отец Августин и Евгений Гейндрихс из католической церкви, пастор Энгельс, Франк Лотихиус, Бенджамин Скотт и Александр Шмидт из евангелическо-лютеранской церкви. Они совместно создали программы надконфессионального преподавания христианской религии. Причём не только для гимназии, но и для взрослых. Наш центр всегда вёл богословские семинары, как для наших преподавателей, так и для родителей, и для взрослых слушателей самого разного возраста и профессий. Мы издаём учебники, методические пособия, книги религиозно-философской, педагогической и исторической тематики.
В период коммунистического государственного атеизма существовала самая настоящая блокада всех религиозных знаний, поэтому мы всегда тесно работали вместе с нашими зарубежными коллегами, пользуясь их библиотеками и опытом. Например, в 1992 году именно здесь впервые в России была проведена конференция и представление всех зарубежных христианских конфессий и миссий, работающих в нашем городе. В течение всех этих лет мы постоянно проводим международные конференции и семинары, необходимые нам для расширения творческого кругозора и обмена информацией поддерживаем очень тесные контакты с религиозно-философскими и педагогическими организациями в Германии, в США и в Украине.
Постоянно
проводим исследовательскую работу, поиск форм и содержательного материала для
воспитания христианских нравственных ценностей и преподавания христианских знаний
адекватных вызовам современности. Одним из успешных и практикуемых в нашей
гимназии методов является воспитание христианского миропонимания с помощью
возвращения духовной теистической составляющей во все преподаваемые предметы. В нейрофизиологии есть такой термин «синдром
обкрадывания мозга». Мне кажется, его можно применить к оценке наших
государственных образовательных программ. Они до сих пор носят отчётливо
атеистический характер. Несмотря на
почти столетний юбилей релятивистской науки, преподавание физики и других
естественных наук основаны на принципах вульгарного материализма. Философия в ВУЗах зачастую не отражает всю полноту знаний
мировой философии, вследствие недоступности первоисточников этих знаний. Учебники истории,
особенно сейчас, после рекомендаций в
очередной раз изменить взгляд на историю, это просто клишированный
нонсенс. Все учебники обучают только
научному подходу к познанию мира, хотя
это далеко не всеобъемлющий и не всегда корректный и уж тем более не лучший
метод. Мы стремимся в рамках каждого предмета научить наших учеников познавать
мир через изучение не только сугубо научных, но и духовных ценностей, не только
через интеллектуальное, но и через эмоциональное и трансцендентное восприятие
мира. Вводим нехарактерные для государственной школы
предметы, такие как христианская этика,
мировоззрение, философия, история естествознания. Находимся в постоянном
творческом поиске.