ОТ ИГУМЕНА ВЕНИАМИНА.

 

1. Мы настолько пропитаны атмосферой сциентизма (позитивизма), что уже её часто не чувствуем. Или же решили как-то эту проблему для себя лично и не чувствуем её остроты. Но проблема остается на уровне общественного сознания и образования. Как бы наука и техника не обмишурились в 20в. (в своей слепоте и варварских приложениях), они все равно стоят выше по своей авторитетности не только любой религии, но и любой философии.

 

2. Далее: как только человечество пролепетало "религия - частное дело", оно тут и положило начало своей религиозной стерилизации. "Частное дело" - это субъективное дело, некое хобби, семейная странность. А наука занимается "объективным делом" (т.е. общим  делом) - познанием проверяемой (в эксперимент. науках) истины. Может ли частное дело устоять   против общего дела? Никак.

 

3. А посему все духовное и религиозное (и даже курс литературы) обречено сидеть на голодном пайке соотв. остаточному принципу. Вот так-то обернулась пресловутая свобода совести.  Детей родители не спрашивают, во что они хотят верить, не правда ли?

 

4. Большинство т.н. взрослых по своей психологии остаются детьми, а кое у кого совесть либо отсутствует, либо искажена.

 

5. Вдумайтесь: какая м.б. свобода совести при испорченной совести? Кое-кто начнет упрекать меня в комплексе "Великого инквизитора" (см. роман ФМД  "Братья Карамазовы"). Я готов к этому и другим инсинуациям. Но вопрос-то остаётся! Просто лепетать о том, как хороша свобода и прочие либеральные прелести, могут только люди не взявшие на себя историческую ответственность.

----------------------------

 

ОТВЕТ ИВАНОВА КК.

 

1.    Вполне согласен с этим пунктом, на который я бы обратил внимание о. Андрея

 

2.    Таков исторический факт, как говорят историки. Но думаю, что есть перспектива исправления положения вещей в смысле различения "субъектности" в отношении к религии (что надо признать в первую очередь за наукой) и "субъективизма" в отрицательном смысле произвола. Наше обычное понятие "субъективности" двусмысленно и нуждается в уточнении по существу.

 

3.    Не вполне понял. И кто кого не спрашивает?

 

4.    В России очень много инфантильных граждан, особенно среди "могучих мужиков". Но безбожие во всем мире по существу инфантильно, являет собой легкомысленную рассеянность и неспособность сосредоточиться. Это - парадокс, когда Бонхеффер объявляет нашу эпоху временем "повзросления". В каком-то смысле быстрее всего "взрослеют" на путях разврата и скуки+

 

5.                Об этом у нас был разговор. Повторю. Надо обойти Харибду и Сциллу, -политическую идеологию отвлеченного либерализма, равно как и консервативного противостояния таковому. Свобода - величайший дар, но она идет впрок только по мере возрастания ответственности. Одним этим уже много сказано.

 

От игумена Вениамина:

К.К.Иванову:

Я думаю, что скромная (мягко говоря) роль религии в обществе объясняется не только тем, что плохо объяснили нроду различие между субъектностью и субъективностью. Мнимая автономия и самодостаточность человеческого разума - вот причина.

 

Дискуссия HOME

 

Hosted by uCoz