Выступление
Юновой Н. И.
Основа образования – общечеловеческие ценности.
Как система
представлений человека о мире и своем месте в нем мировоззрение является очень значимым
фактором формирования его самосознания, а значит, личности. "Только. мировоззрение дает человеку сознание своего
места в мире, и тем самым "почву" в жизни, возможность выйти из себя самого,
оставаясь вместе с тем самим собой", (1) - писал Сергей Иосифович Гессен,
русский философ, рассматривавший педагогику как прикладную философию,
призванную вскрыть глубинный смысл педагогических явлений. Гессен в своей книге «Основы педагогики. Введение в
прикладную философию» выступал против классового подхода и диктата одной
идеологии, развивал идеи социальной
педагогики и проблемного обучения, синтеза общечеловеческого и
национального на основе ценностей мировой культуры. Добавим,
что благодаря именно мировоззрению мир становится для человека предметом
познания и практического освоения. Поэтому даже те, кто пытается поставить себя
вне мировоззренческих установок, на
деле оказываются в плену иллюзий, потому что становятся или приверженцами какого-либо другого, отличного
от наиболее распространенного и принятого
в обществе типа мировоззрения, или сознательно обрекают себя на социальное одиночество, исключение из жизни
своего народа и своей страны. Можно
возразить: пусть так, но, может, это
меньшая потеря для молодого человека, чем идеологизация
его сознания, начинающаяся со
школьной парты, как это имело место ранее.
Но тут следует заметить, что мировоззрение
- это не идеология, хотя, бесспорно, эти понятия сопрягаются, так как и то, и другое своей целью имеет включение
подрастающего поколения в общество, в систему существующих государственных
институтов. Идеология - это отвердевшее мировоззрение, мировоззрение, утратившее
личностный характер.
Идеология, в первую очередь, выражает
интересы определенных социальных групп, движений партий. А мировоззрение-это духовная среда человека, его "внутреннее
Я", и в этом смысле форма выражения его личного бытия. Гессен писал:
«Существо мировоззрения заключается в том, что оно связывает
культурно-творческую деятельность человека с
последним иррациональным корнем его живой личности. Именно эта связь и
пропадает в идеологии. Идеология есть
не что иное, как обезличенное мировоззрение».(2).Но мировоззрение есть фактор не только индивидуального
самосознания, оно есть фактор самосознания эпохи: выражая состояние
исторически определенного времени , оно характеризует
целые периоды жизни
человечества, и в этом смысле есть составляющая культуры в целом. Мировоззрение образует культурную основу, вне которой полноценное
образование невозможно уже просто потому, что лишается своего "цементирующего состава" - мировоззрения
в условиях растущей дифференциации
наук.
В отрыве от мировоззренческих ориентации невозможно и полноценное, т.е. отвечающее социальным ожиданиям,
воспитание, ведь в таком случае из него выхолащиваете социальное содержание. Вот
почему одна из главных задач школьного образования заключается в том, чтобы
сформировать у учащегося способность к мировоззренческому видению мира.
Таким образом, можно сделать следующие
выводы.
1.В условиях постоянно ускоряющейся дифференциации наук мировоззрение
выполняет роль объективного основания для
объединения различных учебных дисциплин в необходимое целое -
это справедливо не только для естественно-научного, но и гуманитарного
знания. Если мы будем пренебрегать этим, образование утратит систематический
характер, а учащийся "потонет" в море фактов, познавательную ценность
которых он будет определять сообразно своим собственным ориентациям.
2. Образование без обращения к личности
учащегося, его духовным устремлениям, фиксируемым мировоззренческими установками,
приобретает настолько формальный характер, что появляется реальная угроза превращения его в
процесс, обращенный к
никому.
3. Мировоззрение есть одна из высших ценностей образования. Одновременно оно является его
исходным культурным основанием, поскольку именно оно подготавливает молодое
поколение к жизни в культуре, превращает его в культурного человека.
(1) Гессен С.И. Основы педагогики.
Введение в прикладную философию: М.:Школа-пресс, 1995,
с. 225
(2) Гессен С.И. Основы педагогики. Введение
в прикладную философию: М.:Школа-пресс, 1995, с. 48