Трофимова И.А.,
аспирант
Санкт-Петербургской Академии
постдипломного педагогического образования.
Духовно-нравственное
просвещение и задачи самовоспитания
личности
Любое педагогическое действие педагога, направленное на личность учащегося всегда является воздействием, оказывающим сильнейшее влияние на его внутреннее состояние, на его поведение и переживания, на направленность его интересов и содержание жизненных целей, а в целом на весь строй его души.
Началом любого педагогического действия всегда является установление контакта между педагогом и учащимся. Это своеобразная настройка двух душ, двух необозримых миров на совместное действие, на совместное проживание на духовном и социальном уровне. Это единение двух личностей, ведущего и ведомого, открытых и заинтересованных друг в друге, эмоционально сопричастных. Установление контакта порождает педагогическое общение, в котором только и возможно воспитать человека. В результате педагогического общения совершается акт педагогического воздействия на воспитанника, учащегося или обучающегося чему-то, с изменением его поведения, позиций, личностных установок, ориентиров и т.д.
Педагогическое общение является ведущим средством осуществления педагогической деятельности. Создание условий для педагогического общения, его формирование и реализация является основной задачей педагога. В педагогическом общении, в совместном внутреннем и внешнем действии педагога и учащегося только и возможно достижение педагогических целей, из которых ведущими являются:
а) научить учиться и самостоятельно добывать знания, вырабатывать необходимые умения и навыки; б) уметь управлять собой, изменять себя и воспитывать в себе необходимые качества; в) самостоятельно повышать свой образовательный уровень.
Таким образом, умение учащихся учиться, воспитывать себя и самостоятельно повышать свое образование являются основными критериями успешности педагогической деятельности в целом.
Научить учащегося учиться – значит научить его самостоятельно добывать
необходимые ему знания, формировать собственные умения и навыки в каком-либо
деле, ремесле или профессии.
Научить воспитывать себя – это, прежде всего, научить разбираться в себе, помочь познать себя, найти смысл своей жизни, разобраться в собственных чувствах, стремлениях и переживаниях, найти свой «талант», свое предназначение в жизни. Затем научить сознательно и требовательно относиться к себе. Научить примером, советом, сотрудничеством, как изменить в себе что-то, что мешает себе и другим. Научить управлять собой, помочь развить в себе желаемые качества, или избавиться от вредных привычек и нежелательных черт характера и т.д.
Научить образовывать себя – это, прежде всего, помочь воспитаннику понять чей Образ он в себе носит и как он может и должен себя преобразовывать в соответствии с теми возможностями которые предоставляют ему отечественная культура и история с ее традиционным православным вероисповеданием, мировая история, современное состояние общества и т.д. Учащемуся необходимо помочь найти себя, понять и раскрыть свое человеческое достоинство, определить свое место в жизни, в обществе, в истории и мировом развитии.
С позиций нашей отечественной православной культуры человек понимается однозначно как образ Божий, а смысл и назначение всей его жизни – уподобление Богу. Раскрыть смысл и содержание христианского понимания человека, особенностей его материальной, социальной и духовной природы, его предназначения и цели его жизненного пути – вот, основные задачи духовно-нравственного просвещения.
Необходимо отметить, что ни один учебный образовательный предмет, ни в средней, ни в высшей школе не раскрывает специфики, особенностей и закономерностей существования духовного мира. Нельзя пренебрегать тем фактом, что человек, являясь материальным, биологическим и социальным существом, одновременно является и существом духовным. В человеке сочетаются три природы – материальная (биологическая), социальная (душевная) и духовная (духовно-нравственная). В этом уникальность человека и этим он отличается от всех других биологических существ. Наличие в составе человека сверхматериальной, духовной силы обязывает включать в образовательные циклы предметы, которые освещают ее и просвещают человека знаниями о ней. В настоящее время это возможно только в рамках духовно-нравственного просвещения. Этот предмет на сегодняшний день является единственным, который раскрывает природу, особенности и закономерности духовного мира. Он не является «ноухау», он прошел длительную, можно сказать тысячелетнюю проверку временем и является образовательным циклом, раскрывающим основы православной культуры. Дать и получить качественное и полноценное образование в наше время иначе не возможно.
Духовная природа является высшей и ведущей силой в человеке и посему она определяет в целом его облик, состояние и окружение. Универсальные и всеобщие законы, определяющие закономерности существования мира, вселенной, человека и общества на всех трех уровнях: материальном, социальном и духовном являются в своей основе духовными законами. Это законы мироздания, это всеобщие принципы существования и развития сложных систем, сложнейшими из которых являются человек и общество, это законы или принципы:
1. ИЕРАРХИИ,
2. ЦЕЛОСТНОСТИ,
3. ДВОЙСТВЕННОСТИ,
4. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.
Если мы исключим в образовательном процессе духовную составляющую мирового развития, то образование станет некачественным и неполноценным. А этого нельзя допустить, так как в обществе вместо прогресса начнется регресс, а человек будет деградировать.
Любое просвещение, любой образовательный процесс будет эффективным в том случае, если человек, усвоив знания извне, сделает их достоянием собственного мировоззрения и установками в своей практической деятельности и жизни. Иными словами педагогические цели образования, обучения и воспитания будут достигнуты, если их содержание трансформируется в цели самообразования, самообучения и самовоспитания.
С этой точки зрения духовно-нравственное просвещение молодежи должно включать следующие положения:
Во-первых, для слушателей, учащихся или студентов, раскрывается духовно-нравственный мир как в себе, так и в окружающей действительности. Расширяются мировоззренческие горизонты, изменяется взгляд на мир и на себя. Необходимо учитывать тот факт, что в процессе духовно-нравственного просвещения изменяется человек, расширяются горизонты его знания и восприятия себя, изменяется его миросозерцание и мировосприятие. Он находит для себя новые смыслы существования. Он становится другим человеком.
Во-вторых, воспитывая себя в доброделании и удерживая себя от всякого зла, человек становится способным воздействовать на окружающий мир, изменять его духовно-нравственное состояние. Человек в результате духовно-нравственного просвещения возвращается к своим духовным корням – национальным, культурным традициям своих предков и тем самым приобщается к своему этносу, духовно соединяется с ним, одновременно приобретает свое социальное и духовное лицо, духовно укрепляется и усиливается, несоизмеримо повышается его духовный и энергетический и творческий потенциал.
В-третьих, здесь он обретает самый важный элемент для своего совершенствования и развития – духовный И д е а л. В истории отечественной духовно-нравственной культуры человек находит образцы для подражания и прежде всего он находит духовный идеал в православной вере становится на путь богоподобного преобразования себя.
В-четвертых, духовно-нравственное просвещение помогает найти человеку цель и назначение своей жизни, своего развития и совершенствования. Духовно-нравственное просвещение должно прививать человеку вкус к Добру и прежде всего к Добру в себе, а также его сознательное влечение к Нему. Здесь человек находит средства для своего преобразования и развития.
Таким образом, принятая и усвоенная в образовательном процессе система духовно-нравственных ценностей формирует духовное ядро личности, из которого, как деревья из ствола образуются и вырастают индивидуальные личностные качества. Вырастает личность, способная к духовно-нравственному преобразованию себя и всего окружающего материального и социального мира. Вне духовно-нравственного просвещения формирование личности человека невозможно.
Если мы попытаемся раскрыть смысл слова «личность», то в основе его обнаружим корень «лич-», указывающий на соборное начало, то есть на обращенность человека к другому лицу и единение с ним в этом обращении мыслью или делом. В духовной глубине человеческой природы, в основании личности каждого человека, как в зеркале мы найдем отражение Святой Троицы. Человек является богоподобным существом по своему происхождению. Он как живое зеркало призван отражать в себе Бога и радоваться Его необозримому и неописуемому величию и красоте. А это значит что смысл человеческого существования в поисках Бога и единении с Ним. И это запечатлено в слове и речи человека, в нашей речевой культуре, таинственный мистический смысл которой нами еще не познан.
Духовно-нравственное просвещение в полноте своей открывает для человека истинные смыслы его существования, перспективы развития и совершенствования и посредством этого повышает потенциал социального и духовно-нравственного развития общества в целом.