Степанова А. С.
ОБ АНТИЧНЫХ ПРООБРАЗАХ И
АРХЕТИПАХ ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
Античность ярко представлена в трудах Яна Амоса Коменского. Особенно наглядно выступает наличие в них терминов с префиксом «pan-», имеющих фундаментальное значение для его концепции. Этот префикс со значением всеобщности актуален также для терминологии, характерной для литературных и философских текстов эллинистической эпохи (конец IV – II вв. до н. э.). Прежде всего, это относится к текстам древних стоиков. Использование родственной терминологии позволяет предположить наличие античных прообразов понятий, введенных Яном Амосом Коменским, а также высказанных им идей. Удивительный параллелизм идей стоиков можно наблюдать как с некоторыми идеями, так и в целом с творческим подходом Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сравнение этих идей позволяет прояснить как тенденции творческой мысли самого Яна Амоса Коменского, так и не совсем ясную до сих пор из-за фрагментарности источников концепцию стоиков. Кроме того, компаративистский подход позволяет внести несколько дополнительных штрихов в программу разработки общей типологии философских концепций и связанных с ними образовательных теорий для разработки актуальной для современности модели образования.
Несомненный
интерес представляет вопрос о том, почему учение Яна Амоса Коменского оказалось
востребованным в современную эпоху? Справедливо, что в данном случае необходимо
говорить о единстве, обнаруживаемом при сопоставлении разных эпох.1 Не менее важно выделить фундаментальные
черты, свойственные как самой эпохе Яна Коменского (эпохе кардинальных
перемен), так и его интеллектуальному наследию. Эти черты: универсализм,
склонность к рациональным построениям и творческий потенциал.2
Причем следует подчеркнуть, что речь идет о творчестве очень органичном.
Творческий характер проявился, прежде всего, в жанровых предпочтениях, и
интенция «Лабиринта света» Яна Амоса Коменского при всем богатстве жанровых
черт все же очевидна. Данное
произведение (с учетом его специфики) можно квалифицировать как утопию. Жанр
утопии в высшей степени символичен для эллинистической эпохи, и именно стоицизм
сыграл ведущую роль в распространении утопических идей и образов. Ветер перемен в условиях как кризисного
эллинистического, так и переходного европейского общества времен Яна Амоса
Коменского энергично диктовал необходимость новаций в области идей, понятий и
литературных жанров. Вместе с тем осознание неопределенности, затронувшей как
сами устои общества, так и сферу личного бытия каждого, не уверенного в своем
будущем человека в указанные эпохи, вело к возникновению образов либо
фантастического топоса – города-государства, населенного равноправными
гражданами – у стоиков, либо лабиринта – у Яна Коменского. Следует отметить,
что речь идет не о тождестве, а о сходстве.
Философия есть ответ на выставляемые эпохой запросы. Эллинистическая эпоха, ознаменованная разрушением античного полиса и переживанием социальных потрясений, последовавших за завоевательными походами Александра Македонского и обозначивших рождение новой, неведомой ранее реальности, материализовавшейся позже в римской империи, своей неустойчивостью напоминает рубеж XVI-XVII вв. в европейской истории. Эпоха Яна Амоса Коменского это время перехода от средневековья к новому времени, перехода достаточно трагического. Результаты Тридцатилетней войны и разгул Контрреформации имели радикальные последствия именно для Чехии. Не случаен и новый взгляд на вселенную как на динамическую систему, характерный и для эллинистической эпохи, и для эпохи XVII века.
Исторически
и идеологически идеи Яна Амоса Коменского были реакцией на схоластический
(статичный) способ мышления и явились выражением общественного сознания,
обогащенного идеями гуситов о всеобщем равенстве. Этот гуманистический идеал
был содержательно дополнен теоретико-познавательным подходом, нацеленным на
ценностные идеалы. Мыслитель призвал к новому отношению к знанию, которое
заключалось в понимании знания (мудрости) как реального отражения всех вещей,
существующих в мире. Неотъемлемым элементом
так понимаемого им знания должно служить имя. Аксиомой здесь является признание того факта, что «то, что
названо, – известно». Поэтому, как полагал Я. Коменский, всему необходимо дать
имя. Эллинистические авторы рассуждали так же: «еще не все названо, - писал
стоически мыслящий автор Арат, - а потому неизвестно»3.
На самом деле призыв Яна Коменского означал стремление к точности и
выразительности понятий. Это напоминает призыв Арата, манера письма которого
еще в античное время была названа стилем отточенных слов.
Мысль
Яна Коменского прозрачна: точность выражений призвана освободить от пут
схоластических логических выводов, уводящих за пределы жизни. У стоиков –
наименование есть выражение правильного понимания, а только таковое может быть
положено в основу правильного поведения. По определению стоиков философия есть
наука, взращивающая правильный разум.4 Но ведь это напоминает мысли Яна Коменского о
задачах педагогики, призванной взращивать сознание человека в мировом масштабе,
воспитывать способность понимания другого.
Мудрость же в проекции мыслей стоиков это такой выбор, который позволяет
поступать в соответствии с правильным разумом. Итак, рационалистический подход
здесь дополнен этической составляющей и, благодаря этому догматика обретает
живые очертания, наполняясь «человечным» содержанием. Лелея мысль о «всеобщем
исправлении дел человеческих» Ян Амос Коменский постулировал единство
теоретических и практических образовательных задач, обращенных к каждому
конкретному человеку. Его образовательно-воспитательная концепция по существу
своему глубоко эстетическая, поскольку зиждется на признании первостепенной
роли чувств (aistesis) в
процессе познания и обучения ребенка. Его мир чувственных вещей в картинках»
реализовывал идею использования чувственно-наглядного метода в образовании
детей, что так напоминало идеи стоика Посидония.
Образовательная
концепция выдающегося чешского мыслителя и теоретика образования может быть
названа философско-педагогической. Наилучшим образом ее суть иллюстрирует
термин «пансофия» (всеобщая мудрость). Сама терминология, употребляемая
мыслителем, в высшей степени символична. Она выразительна не только благодаря
своей внешней греческой форме, но и по внутреннему содержанию, то есть
семантически. Провозглашение всеобщего
ведущим принципом образовательных стратегий соответствовало историческому
моменту: педагогическая система требовала обновления. И для стоиков вопрос,
адресованный Аристотелем педагогам в преддверии кризисной эллинистической
эпохи, был как нельзя белее своевременным. Это был вопрос о том, чему же надо
учить учеников, – аналитике и доказательствам силлогизмов, или постулатам этики
и нравственным нормам поведения? Он и послужил программой для стоиков. Уже
эллинистическая эпоха обернется лицом к человеку и сделает акцент на всеобщности образования (в рамках
античного понимания). Идея, а вместе с ней и понятие всеобщего становится интеллектуальной парадигмой эллинистической
эпохи, она свидетельствовала в то время об обретении частными науками
самостоятельного статуса – вне философии.
Аналогичный
процесс испытывала и натурфилософия в XVII веке.
Процесс секуляризации знания затронул и чешскую общественную жизнь в эпоху
творческой деятельности Я. Коменского. Требование времени звучит в призыве Яна
Коменского к «искусству создавать всеобщие школы».5
Таким образом, идея всеобщего, так
отчетливо звучавшая в концепции стоиков, оказывается наиважнейшей для духовных
исканий чешского мыслителя XVII века.
Идейно этот его строй мыслей был подготовлен философскими исканиями Теофраста
Парацельса ученого гуманиста, для которого наука о человеке, пребывающем в
пространстве единого космоса мыслилась как опытно-теоретическая и предполагала
постижение «света натуры». Подход Яна Коменского к образованию, с позиций
универсализма может быть назван творческим, а предлагаемый им метод в отличие
от схоластического аналитического метода синтетическим. В античности с подобным
синтетическим (целостным) видением и мира, и идеала образования выступили
стоики, в их противостоянии аналитике Аристотеля, а также парадигматическому
подходу Платона. Идея уподобления образцу, как известно, центральная в
образовательной теории Платона была повторена позже Аристотелем, но стоики
призывали к творческому проекту (и в области философии, и в сфере образования).
Их идеи повлияли на образовательные концепции (например, теорию Квинтилиана) и
саму практику образования римской эпохи, все более приобретавшую характер
всеобщности (общие школы, высшее – философское образование для женщин).
Призывая
вступить на «всеобщий путь, – путь единства»,6
Ян Амос Коменский воспроизводит идею римского стоика Сенеки о самодостаточности
мудреца, цель которого стремление к высшему благу. Это есть единственно
возможный путь нравственного подвига, и мудрец всегда помнит о том, что ему
«всего довольно».7 Ян Амос Коменский писал:
«Богат и ни в чем не нуждается тот, кто умеет остановиться на том, что имеет
<…> святые имеют изобилие всего, так как каждый считает себя имеющим
довольно».8 В данном высказывании ярко выражена
мысль о духовном богатстве личности, и именно в нем – в этом богатстве как
высшей ценности – заключается смысл идеи всеобщего пути. Константность
парадигмы духовного начала в повторении той же самой мысли чешским мыслителем
несомненна, меняется лишь переменная в высказывании
– «святой» вместо «мудрец». Образ пути
здесь также несет значительную ценностную нагрузку. Стоики трактовали образ
мудреца как человека «стремящегося» в контексте их учения о цели как пути к
благу. Собственно говоря, концепция стоиков может быть названа
этико-гносеологической, поскольку путь познания и путь блага, это единый путь.
Те же акценты – в учении Яна Амоса Коменского.
Еще одной, не менее важной чертой, указывающей на параллель со стоическим дискурсом, является постоянно звучащий мотив выбора. Хотя путь, согласно Я. Коменскому «подсказан» богом, но человек все равно оказывается перед выбором: «Если Богом указан какой-то новый, еще не хоженый путь», то ему необходимо следовать, а не отвергать, ибо «этот путь направлен на высшие цели человеческих и божьих стремлений». Более того, «он показывает и средства».9 Для сравнения – знание дел божеских и человеческих как воплощение стремления к «всеобщему» является и целью мудреца у стоиков. В приведенном фрагменте из книги Я. Коменского слова о путях образования при особо выделяемом им пути панавгии как пути всеобщего просвещения знаменательны, поскольку указывают на методологический подход в предлагаемой им образовательной концепции, являющейся по своему существу проективной.
Наконец, подчеркивая роль методологии, Ян Амос Коменский дает и обоснование своей педагогической теории, являющееся в своей основе философским: «Мы изыскиваем способ, каким можно было бы охватить в свете разума совокупность мира некими пределами, чтобы умственному взору предстала связная, нигде не прерываемая цепь вещей, позволяющая единым взором обозреть все, что где бы то ни было существует, увидеть все в той последовательности и таким образом, как оно существует, и это будет у нас пантаксия – всеобщее упорядочивание мира».10 Античная и, прежде всего, стоическая параллель здесь очевидна, поскольку различимы такие, значимые для греческого философского словаря термины как «разум», «порядок», «связь». Но следует учитывать, что эти общие термины в разных античных учениях обретали свои особенные смысловые оттенки. Идея природосообразности, свойственная концепции Яна Амоса Коменского, действительно античная.11 Вместе с тем следует уточнить, что эта идея развивалась все же именно стоиками, а не Аристотелем. Действительно по существу для всех античных мыслителей, – а Аристотель лишь обобщил взгляды своих древних предшественников, – аксиомой был образ мира, наделенного гармонией. Но в учении стоиков присутствует другая доминанта, – они говорили не просто о гармонии в статичном понимании, а о симпатии (сочувствии), причем сочувствии деятельном. Все, что существует в мире, сопричастно (сродственно) друг другу и потому сочувствует и соучаствует друг в друге. Мотив заботы (как ответа на вызов мира – термин antilepsis), возникнув в недрах этики стоиков, оказался укоренен и в образовательной концепции, поэтому философия в их проекте предстает как образовательный феномен [Diog. L. VII 85, Tertull. De carn. Christ.12]. Надо отметить также, что идея природосообразности воспринималась стоиками именно применительно к вопросам детского обучения. Так стоик Посидоний, следовавший постулату «согласия с природой и с разумом», высказывал новаторские идеи. Он предлагал внедрение способа обучения детей с помощью наглядных пособий – картинок, поскольку речь шла об апелляции к чувствам ребенка. Так достигалась цель наиболее полного развития в ребенке природных задатков. Такой новаторский для античной эпохи проект детского образования объясним как спецификой изобразительного искусства эллинистической эпохи, ориентированного на визуализацию образов, так и предпочтениями самих стоиков, создававших новую теорию искусства, основанную на учении о воображении, противостоящую аристотелевской. Сходство с образовательным проектом Яна Амоса Коменского здесь напрашивается само собой, и эта общая парадигма образования объяснима с точки зрения сходства мировоззренческих доминант, которые были выше отмечены. Кроме того, здесь сказался и в целом новаторский характер науки XVII века, проявившийся в новом истолковании пространства как динамичного континуума (аналогичная тенденция наблюдалась и в эллинистическую эпоху). Новые представления были подкреплены открытием, совершенным математиком Дезаргом проективной геометрии. Образ лабиринта у Яна Коменского, содержащий в себе явную пространственную доминанту, также является подтверждением этого нового понимания топоса, повлиявшего на новое видение мира как целого.
Итак, путь образования в понимании чешского философа-педагога есть одновременно и путь философии. Теоретические построения Яна Амоса Коменского, так же как и учение стоической школы, обнаруживающие удивительное сходство друг с другом строем мыслей, методологическими установками и терминологическими предпочтениями, свидетельствуют о схожих архетипах. Они актуальны и поныне, прежде всего благодаря своей интенции на целостность, творческое начало и идею проекта.
Примечания
1 Марчукова С. М. Ян Амос Коменский: Человек в лабиринте света. СПб, 2006. С. 10.
2 Там же.
3 Арат. Явления. СПб., 2000.
Фр. 375, 400.
4 Степанова А. С. Философия
Древней Стои. СПб., 1995. С. 41.
5 Коменский Ян Амос. Великая
дидактика // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пискунова. М.,
1982. Т. 1. С. 245.
6 Коменский Ян Амос. Панегерсия // Ук. соч. Т. 2. С. 305.
7 Сенека. Письма XX 3.
8 Коменский Ян Амос. Лабиринт
света и рай сердца // Ук соч. Т. 1. С. 182.
9 Коменский Ян Амос. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Ук. соч. Т. 2. С. 286.
10 Там же. Т. 2. С. 287.
11 Красновский А. А. Ян Амос
Коменский. М., 1953. С. 176.
СВЕДЕНИЯ
ОБ АВТОРЕ
Фамилия, имя, отчество: СТЕПАНОВА
Место работы: РГПУ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Должность: ПРОФЕССОР
Ученая
степень, ДОКТОР философских наук
ученое
звание: ДОЦЕНТ
Почтовый
адрес для переписки: 191036 Санкт-Петербург, аб /я 71
Телефон: 717-96-33
Электронный адрес:
A-Step@ mail.ru