Ширяев В.Л.,

профессор  кафедры  истории педагогики

СПбАППО, доктор педагогических  наук

 

О некоторых вопросах развития национально-регионального

компонента в зеркале педагогического наследия Я.А.Коменского

 

В современном педагогическом пространстве России государством достаточно четко определена структура содержания образования на двух уровнях: федеральном (80% от общего количества учебного времени) и национально-региональном (12-15%), к которому примыкает школьный (5-7%). Под понятием «национально-региональный» мы, с одной стороны, подразумеваем конкретную территорию субъекта Федерации, определенную Конституцией РФ (республика, область, город федерального значения, автономный округ и др.), а с другой стороны, новое, более широкое управленческое образование - федеральный округ (Северо-Западный, например). При этом учитывая, что часть субъектов Федерации построены по территориальному принципу (Санкт-Петербург, Вологодская, Псковская области и др.), а часть - национально-территориальному (республики Коми и Карелия, Ненецкий автономный округ и др.), соответственно вычленям региональный и национально-региональный компоненты образования, которые в методологической основе можно рассматривать как тождественные. Главной целью разработки и внедрения национально-регионального компонента является реализация государственной политики субъекта Федерации в области образования и содействие формированию деятельности структуры личности (познавательной, нравственной, трудовой, эстетической и др.) как носителя этнокультурной среды.

Федеральный компонент призван обеспечивать единое образовательное пространство России, устанавливать базовый минимум содержания, нормировать базовый инвариант, определять стартовые возможности получения образования.

Национально-региональный же компонент вариативен, определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании. Он, несомненно, обладает самоценностью и самозначимостью. Введение национально-регионального компонента в учебный план образовательного учреждения любого уровня,- от дошкольного учреждения до средней школы, придает образованию национально (регионально) значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные и хозяйственные особенности и проблемы. Дети должны ощущать себя прямыми наследниками предшествующих поколений, трудом и стараниями которых создано все, чем мы владеем сейчас. Поэтому с раннего возраста необходимо приобщать детей к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальной (региональной) культуры народа. По мнению Я.А.Коменского, разделяемому автором,            «… пороки начального воспитания сопровождают нас в течение всей жизни».

Я.А.Коменский (1592-1670), великий гуманист, основоположник педагогической науки, начав педагогическую деятельность в 1614 году в школе г.Пшеров, продолжал ее в течение 56 лет, до конца жизни. Это были годы непосредственной практической работы с детьми, и, хотя она порой прерывалась, глубокие теоретические поиски не прекращались. Главный труд ученого - «Великая дидактика», в которой все законы и правила обучения выведены из непосредственного народного опыта, естественной природы человека. Несомненно, что на характер педагогических идей автора оказало его мировоззрение.

Педагогическое наследие Я.А.Коменского велико, разнопланово и многогранно.

В данной работе сделана попытка остановиться на одном из его направлений, которое в современной педагогике называется «национально-региональный компонент», «народная педагогика».

В свете сказанного одним из важнейших направлений деятельности коллектива кафедры мы считаем решение проблемы наполнения базисного учебного плана учреждений образования конкретного субъекта Федерации национально-региональными материалами, которые позволят учащимся лучше осознать себя, свой регион, свой город, свой поселок, свое село составной и неотъемлемой частью России, понять значимость своего региона в составе единого целого. Чтобы воспитать это чувство, необходимо, чтобы каждый ребенок знал свой родной край, его историю и географию, его культуру и традиции, его прошлое и настоящее. Ведь, как писал А. Твардовский, чувство Родины в широком смысле - родной страны, Отчизны - связано в нашем сознании с чувством родины малой - отчего края, района, города или деревни. Это перекликается с идеей Я.А.Коменского, высказанной в работе «Материнская школа», что в качестве основы для развития воспитанника необходимо изучать «место, где он родился и где живет: деревню, город, крепость или замок. Что такое поле, что такое гора, луг, лес, река и др.».

Помогая школам региона в решении проблем по введению в учебные планы национально-регионального компонента, структурные подразделения ИППК работают над составлением методических пособий, разработок, целью которых является оказание помощи педагогу успешно решать основные задачи, поставленные перед школой, через возвращение нравственного самосознания, национальной гордости и приобщение к сохранению традиций жителей Ненецкого автономного округа.

Отличительной особенностью современного этапа развития образовательных систем является концепция об использовании национально-региональных возможностей в образовании и воспитании учащихся. Учет экономической, социально-культурной структуры региона, его традиций, исторических и национальных особенностей позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс во всех типах учебных заведений, обеспечивает формирование патриотических качеств личности.

Рассматривая проблему регионализации образования, мы не можем не обратить внимание и на такой его аспект как возрождение, развитие народной (традиционной) педагогики - важной области педагогических знаний и живого народного опыта в области обучения и воспитания.

Народы, традиционно проживающие в суровых условиях Севера, на наш взгляд, имеют ценный опыт нравственного воспитания, так как в национальной культуре их аккумулировались более или менее устойчивые принципы и нормы морали: честность, открытость, доброта и др. Нормы морали, принятые у того или иного народа, всегда отражались в произведениях фольклора (песнях, сказках, легендах, пословицах и поговорках), на них основаны обычаи, обряды, игры. Методологической основой, позволяющей успешно использовать компоненты народной педагогики в образовательной деятельности, выступают положения этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

Что же такое народная педагогика? Воспользуемся определением, данным педагогом и философом Филоновым. Народная педагогика - это система принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Понятие «народная педагогика» в современном обществе и науке звучит значительно реже, чем уже привычное для всех «народная медицина». Тем не менее, и то, и другое явления как социальные институты зародились и развивались одновременно с развитием человечества.

Заслуга Я.А.Коменского состоит в том, что он объединил прогрессивные идеи педагогики того времени и поддержал идею создания национальной школы и развития языка, ведь «все разъяснения делаются на знакомом языке».

Дальнейшее развитие его идеи получили в трудах отечественных педагогов Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского и других.

Вслед за Я.А.Коменским А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

В.А. Сухомлинский, глубоко вникая в суть народной педагогики, подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. «Я уверен, - писал он, - что народная педагогика это средоточение духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа».

Но лишь около тридцати лет назад ученый-педагог, академик РАО Г.Н. Волков проявил научный интерес к мудрости народной педагогики. Именно ему принадлежит название нового направления в народной науке - "этнопедагогика",- которое изучает приемы, методы, средства и содержание народной педагогики.

В целом этнопедагогику можно представить как историю и теорию народного воспитания. По определению Волкова, этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. А в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой записано: «этнопедагогика - это наука, предметом изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием социальных, экономических и других факторов и способы их отражения и функционирования в современной воспитательной системе».

Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработке земли, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и т.д.). «Следует также приучать детей к постоянным трудам и постоянным занятиям,- писал Я.А.Коменский,- все равно будет ли то серьезное дело или игра, лишь бы дети не выносили безделья».

Надо отметить, что воспитание в труде - основная проблема в педагогике всех народов, трудолюбие - главная забота в воспитании, это положение неоднократно подчеркивал Я.А.Коменский: «чрезвычайно полезно приучать их к труду, чтобы  они привыкли избегать ленивого досуга», ибо «праздность - подушка сатаны».

У северных народностей воспитание трудолюбия осуществлялось в процессе общения детей с родными, которые изо дня в день готовили их к самостоятельной жизни в условиях сурового климата. Здесь происходило раннее трудовое взросление детей, их самоутверждение, которое народная педагогика всячески стимулирует. Например, ненцы считают, что ребенку нужно привить трудовые навыки, пока он мал, и что такую выучку он будет помнить всю жизнь. Поэтому детей рано приучают к труду и домашним работам. Они носят воду, дрова, заготавливают грибы, ягоды, ловят рыбу, участвуют в перегоне оленьих стад на большие расстояния к местам летовок и зимовок. Ребенок знает, что в тундре каждый имеет свои обязанности. С детства его приучают выполнять свои обязанности без напоминания. В результате у детей вырабатывается потребность в труде.

В числе других нравственных качеств, которые северные народности стремились воспитать у детей, были доброта, гуманность, отзывчивость. Эти качества особенно ярко раскрываются в отношении к старикам. Пожилые люди всегда чувствовали заботу, без их совета и согласия ничего не предпринималось.

Вообще, в народной педагогике ненцев можно выделить более ста правил, регламентирующих те или иные аспекты воспитания.

Опора на региональный компонент сегодня - это объективная реальность практической деятельности педагогов округа. Т.С. Москвина разрабатывает курс «История и культура ненецкого народа в преподавании МХК», М.В. Чепильченко «Литературное краеведение», Г.Е. Коровина,
А.Н. Дерюгина - в преподавании иностранного языка, М.Г. Канюкова - на уроках обучения грамоте, П.И. Тайбарей - оптимизация процесса обучения ненецкому языку, О.В. Ковтунова - изучение ненецкого фольклора на уроках литературы, О.А. Почипинец - изобразительного искусства, Л.В. Зимина - в работе с ослабленными детьми, Н.Д. Кальянова - в воспитательной работе, Л.В. Пашкина - в работе Дома детского творчества, Т.Е. Гашева изучает проблему этнопсихологических особенностей детей и др.

Эффективность реализации национально-регионального компонента напрямую зависит от наличия соответствующей системы научно-методического обеспечения. Редакционно-издательский отдел института вносит весомый вклад в разработку рассматриваемой проблемы. В настоящее время  выпускается четыре серии литературы: «Педагогам Заполярья», «Читаем о Севере», «Народные праздники в детском саду», «Методическая копилка». Кабинетом родного языка, истории и этнографии подготовлены и изданы «Таблицы по преподаванию родного (ненецкого) языка» и методическое пособие к ним. По поручению Администрации НАО, редакционно-издательский отдел института совместно с Конгрессом интеллигенции НАО - "Интеллигенция Севера", другими заинтересованными учреждениями и лицами начал издание научно-исторического и литературно-публицистического альманаха "Печорские были" (вышло шесть номеров), который для педагогов округа служит важным источником наполнения национально-регионального компонента, привития любви к своей малой родине - Ненецкому автономному округу.

Hosted by uCoz