Ширяев В.Л.,
профессор кафедры истории педагогики
СПбАППО, доктор педагогических наук
О некоторых вопросах развития
национально-регионального
компонента в зеркале педагогического наследия
Я.А.Коменского
В современном педагогическом
пространстве России государством достаточно четко определена структура
содержания образования на двух уровнях: федеральном (80% от общего количества
учебного времени) и национально-региональном (12-15%), к которому примыкает
школьный (5-7%). Под понятием «национально-региональный» мы, с одной стороны,
подразумеваем конкретную территорию субъекта Федерации, определенную
Конституцией РФ (республика, область, город федерального значения, автономный
округ и др.), а с другой стороны, новое, более широкое управленческое образование
- федеральный округ (Северо-Западный, например). При этом учитывая, что часть
субъектов Федерации построены по территориальному принципу (Санкт-Петербург,
Вологодская, Псковская области и др.), а часть - национально-территориальному
(республики Коми и Карелия, Ненецкий автономный округ и др.), соответственно
вычленям региональный и национально-региональный компоненты образования, которые
в методологической основе можно рассматривать как тождественные. Главной целью
разработки и внедрения национально-регионального компонента является реализация
государственной политики субъекта Федерации в области образования и содействие
формированию деятельности структуры личности (познавательной, нравственной,
трудовой, эстетической и др.) как носителя этнокультурной среды.
Федеральный компонент призван
обеспечивать единое образовательное пространство России, устанавливать базовый
минимум содержания, нормировать базовый инвариант, определять стартовые
возможности получения образования.
Национально-региональный же компонент
вариативен, определяет региональные проявления тех сущностей, которые
раскрываются в инвариантном содержании. Он, несомненно, обладает самоценностью
и самозначимостью. Введение национально-регионального компонента в учебный план
образовательного учреждения любого уровня,- от дошкольного учреждения до
средней школы, придает образованию национально (регионально) значимые черты,
отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные и хозяйственные
особенности и проблемы. Дети должны ощущать себя прямыми наследниками
предшествующих поколений, трудом и стараниями которых создано все, чем мы
владеем сейчас. Поэтому с раннего возраста необходимо приобщать детей к
пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей
национальной (региональной) культуры народа. По мнению Я.А.Коменского,
разделяемому автором, «…
пороки начального воспитания сопровождают нас в течение всей жизни».
Я.А.Коменский (1592-1670), великий
гуманист, основоположник педагогической науки, начав педагогическую
деятельность в 1614 году в школе г.Пшеров, продолжал ее в течение 56 лет, до
конца жизни. Это были годы непосредственной практической работы с детьми, и,
хотя она порой прерывалась, глубокие теоретические поиски не прекращались.
Главный труд ученого - «Великая дидактика», в которой все законы и правила
обучения выведены из непосредственного народного опыта, естественной природы
человека. Несомненно, что на характер педагогических идей автора оказало его
мировоззрение.
Педагогическое наследие Я.А.Коменского
велико, разнопланово и многогранно.
В данной работе сделана попытка
остановиться на одном из его направлений, которое в современной педагогике
называется «национально-региональный компонент», «народная педагогика».
В свете сказанного одним из важнейших
направлений деятельности коллектива кафедры мы считаем решение проблемы
наполнения базисного учебного плана учреждений образования конкретного субъекта
Федерации национально-региональными материалами, которые позволят учащимся
лучше осознать себя, свой регион, свой город, свой поселок, свое село составной
и неотъемлемой частью России, понять значимость своего региона в составе
единого целого. Чтобы воспитать это чувство, необходимо, чтобы каждый ребенок
знал свой родной край, его историю и географию, его культуру и традиции, его
прошлое и настоящее. Ведь, как писал А. Твардовский, чувство Родины в широком
смысле - родной страны, Отчизны - связано в нашем сознании с чувством родины
малой - отчего края, района, города или деревни. Это перекликается с идеей
Я.А.Коменского, высказанной в работе «Материнская школа», что в качестве основы
для развития воспитанника необходимо изучать «место, где он родился и где
живет: деревню, город, крепость или замок. Что такое поле, что такое гора, луг,
лес, река и др.».
Помогая школам региона в решении
проблем по введению в учебные планы национально-регионального компонента,
структурные подразделения ИППК работают над составлением методических пособий,
разработок, целью которых является оказание помощи педагогу успешно решать основные
задачи, поставленные перед школой, через возвращение нравственного
самосознания, национальной гордости и приобщение к сохранению традиций жителей
Ненецкого автономного округа.
Отличительной особенностью
современного этапа развития образовательных систем является концепция об
использовании национально-региональных возможностей в образовании и воспитании
учащихся. Учет экономической, социально-культурной структуры региона, его
традиций, исторических и национальных особенностей позволяет обогатить учебно-воспитательный
процесс во всех типах учебных заведений, обеспечивает формирование
патриотических качеств личности.
Рассматривая проблему регионализации
образования, мы не можем не обратить внимание и на такой его аспект как
возрождение, развитие народной (традиционной) педагогики - важной области
педагогических знаний и живого народного опыта в области обучения и воспитания.
Народы, традиционно проживающие в
суровых условиях Севера, на наш взгляд, имеют ценный опыт нравственного
воспитания, так как в национальной культуре их аккумулировались более или менее
устойчивые принципы и нормы морали: честность, открытость, доброта и др. Нормы
морали, принятые у того или иного народа, всегда отражались в произведениях
фольклора (песнях, сказках, легендах, пословицах и поговорках), на них основаны
обычаи, обряды, игры. Методологической основой, позволяющей успешно
использовать компоненты народной педагогики в образовательной деятельности,
выступают положения этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального
развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического
самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым
чувством национальной гордости и человеческого достоинства.
Что же такое народная педагогика? Воспользуемся
определением, данным педагогом и философом Филоновым. Народная педагогика - это
система принятых в данной местности данным народом приемов и методов
воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Понятие «народная
педагогика» в современном обществе и науке звучит значительно реже, чем уже
привычное для всех «народная медицина». Тем не менее, и то, и другое явления
как социальные институты зародились и развивались одновременно с развитием
человечества.
Заслуга Я.А.Коменского состоит в том,
что он объединил прогрессивные идеи педагогики того времени и поддержал идею
создания национальной школы и развития языка, ведь «все разъяснения делаются на
знакомом языке».
Дальнейшее развитие его идеи получили
в трудах отечественных педагогов Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского и других.
Вслед за Я.А.Коменским А.С. Макаренко
на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика
рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива.
Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение
для будущей квалификации человека».
В.А. Сухомлинский, глубоко вникая в
суть народной педагогики, подчеркивал необходимость и важность изучения
нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. «Я
уверен, - писал он, - что народная педагогика это средоточение духовной жизни
народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера,
лицо народа».
Но лишь около тридцати лет назад
ученый-педагог, академик РАО Г.Н. Волков проявил научный интерес к мудрости
народной педагогики. Именно ему принадлежит название нового направления в
народной науке - "этнопедагогика",- которое изучает приемы, методы,
средства и содержание народной педагогики.
В целом этнопедагогику можно
представить как историю и теорию народного воспитания. По определению Волкова,
этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании
и образовании детей, о морально-этнических и эстетических воззрениях на
исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. А в педагогическом
словаре Г.М. Коджаспировой записано: «этнопедагогика - это наука, предметом
изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и
развития традиционных культур воспитания под воздействием социальных,
экономических и других факторов и способы их отражения и функционирования в
современной воспитательной системе».
Разъяснения и
убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к
труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое
значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного,
ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда,
обработке земли, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание
и т.д.). «Следует также приучать детей к постоянным трудам и постоянным
занятиям,- писал Я.А.Коменский,- все равно будет ли то серьезное дело или игра,
лишь бы дети не выносили безделья».
Надо отметить, что воспитание в труде
- основная проблема в педагогике всех народов, трудолюбие - главная забота в
воспитании, это положение неоднократно подчеркивал Я.А.Коменский: «чрезвычайно
полезно приучать их к труду, чтобы они
привыкли избегать ленивого досуга», ибо «праздность - подушка сатаны».
У северных народностей воспитание
трудолюбия осуществлялось в процессе общения детей с родными, которые изо дня в
день готовили их к самостоятельной жизни в условиях сурового климата. Здесь
происходило раннее трудовое взросление детей, их самоутверждение, которое
народная педагогика всячески стимулирует. Например, ненцы считают, что ребенку
нужно привить трудовые навыки, пока он мал, и что такую выучку он будет помнить
всю жизнь. Поэтому детей рано приучают к труду и домашним работам. Они носят
воду, дрова, заготавливают грибы, ягоды, ловят рыбу, участвуют в перегоне
оленьих стад на большие расстояния к местам летовок и зимовок. Ребенок знает,
что в тундре каждый имеет свои обязанности. С детства его приучают выполнять
свои обязанности без напоминания. В результате у детей вырабатывается потребность
в труде.
В числе других нравственных качеств,
которые северные народности стремились воспитать у детей, были доброта,
гуманность, отзывчивость. Эти качества особенно ярко раскрываются в отношении к
старикам. Пожилые люди всегда чувствовали заботу, без их совета и согласия
ничего не предпринималось.
Вообще, в народной педагогике ненцев
можно выделить более ста правил, регламентирующих те или иные аспекты
воспитания.
Опора на региональный компонент
сегодня - это объективная реальность практической деятельности педагогов
округа. Т.С. Москвина разрабатывает курс «История и культура ненецкого народа в
преподавании МХК», М.В. Чепильченко «Литературное краеведение», Г.Е. Коровина,
А.Н. Дерюгина - в преподавании иностранного языка, М.Г. Канюкова - на уроках
обучения грамоте, П.И. Тайбарей - оптимизация процесса обучения ненецкому
языку, О.В. Ковтунова - изучение ненецкого фольклора на уроках литературы, О.А.
Почипинец - изобразительного искусства, Л.В. Зимина - в работе с ослабленными
детьми, Н.Д. Кальянова - в воспитательной работе, Л.В. Пашкина - в работе Дома
детского творчества, Т.Е. Гашева изучает проблему этнопсихологических особенностей
детей и др.
Эффективность
реализации национально-регионального компонента напрямую зависит от наличия
соответствующей системы научно-методического обеспечения.
Редакционно-издательский отдел института вносит весомый вклад в разработку
рассматриваемой проблемы. В настоящее время
выпускается четыре серии литературы: «Педагогам Заполярья», «Читаем о Севере», «Народные праздники в детском
саду», «Методическая копилка». Кабинетом родного языка, истории и этнографии
подготовлены и изданы «Таблицы по преподаванию родного (ненецкого) языка» и
методическое пособие к ним. По поручению Администрации НАО,
редакционно-издательский отдел института совместно с Конгрессом интеллигенции
НАО - "Интеллигенция Севера", другими заинтересованными учреждениями
и лицами начал издание научно-исторического и литературно-публицистического
альманаха "Печорские были" (вышло шесть номеров), который для
педагогов округа служит важным источником наполнения национально-регионального
компонента, привития любви к своей малой родине - Ненецкому автономному округу.