Розмыслова Л. В.

Аспирант Санкт-Петербургской Академии

постдипломного педагогического образования.

 Роль православных концептов на уроках в современной петербургской школе.

1. Проблема этнических меньшинств в современной петербургской школе.

      В наши дни возник довольно необычный тип межнациональных влияний. Хотя Россия не столь многонациональное государство, чем бывший Советский Союз, однако население нашего государства также неоднородно.
Кроме того, в связи с разным уровнем жизни бывших союзных республик происходит миграция и эмиграция населения, что увеличивает разнородность и многонациональность. Не все слои населения России образованны
одинаково, причём наименее образованные социальные группы это представители этнических и языковых меньшинств. Данная статистика основана на наблюдении в школах разного профиля: спортивная школа №108, школа с углублённым изучением немецкого языка №111, лицей №95, школа полного дня №619

 

Итак, примерное соотношение детей не русскоязычного происхождения в данных школах следующее: №108 - 28% (7 человек из 25), №619 – 20%(5 человек из 25), №95 – 16% (4 человека из 25), №111 – 8% (2 человека  из 25). В данном случае следует отметить, что и сам состав детей иноязычного происхождения тоже различен: в спортивной школе данная группа детей представлена выходцами из Узбекистана и Украины, в школе с углублённым изучением языка – выходцами с Украины и Белоруссии, в математическом  и медицинском лицее – выходцами из Азербайджана и Армении, а в школе полного дня  не только дети из бывших союзных республик, но и дети  смешанных браков: мулаты, метисы  (кроме того,  дети из бывших соцстран : Польши и Индии).

 

2. Православная концептосфера русской литературы

    Как известно, тексты классической    русской литературы немыслимы без православного контекста. В произведениях  содержатся  такие концепты, как: «грех», «искушение», «искупление» и.т.д. приведём примеры наиболее частотных концептов.

      «Рай и ад» А.Н.Островский «Гроза». Образ рая связан с воспоминаниями Катерины о детстве и о том, как она жила в девушках. Ад связан с появлением сумасшедшей барыни, а также с картиной «Гиены огненной».

   И.А.Гончаров «Обломов». Рай –это представление Обломова об Обломовке

   Ф.М.Достоевский  связывал образ ада с Санкт-Петербургом

Данный список писателей можно продолжать и продолжать, так как концепт ада и рая связан с православной трактовкой грехопадения, а поэтому нередко в контексте произведения классической русской литературы можно заметить всю легенду об изгнании Адама и Евы из рая. Например, у А.П.Чехова в рассказе «Чёрный монах» прослеживается вся библейская история изгнания из рая Адама и Евы. А  следовательно, не менее значим концепт сада.

«Сад». От А.И.Гончарова до А.П.Платонова  по- разному наполняется данный концепт, но основное то, что прослеживается потеря сада,а, значит и рая. Сад Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и сад  в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» имеют один ракурс толкования: потеря человечеством рая. Невозможно не упомянуть и концепт «Вавилонской башни».Полемика о Вавилонской башне проходит через всю русскую литературу: А.С.Пушкин «Медный всадник», Чернышевский «Что делать?», произведения Ф.М.Достоевского, А.Белый «Петербург», Е.Замятин «Мы», А.П.Платонов «Котлован».  Список православных концептов в классической русской литературе очень широк, а потому замысел автора, заложенный в том или ином произведении можно понять только в том случае, если знать библейский контекст и толковать его в рамках православной культуры     Задача же
педагогического процесса заключается в том, чтобы у ребёнка не зависимо от его социального уровня и национального менталитета сформировалась целостная картина мира. Прежде всего, возникают сложности на пути
решения этой задачи в гуманитарных науках, так как именно гуманитарный цикл больше всего связан с национальным менталитетом и культурой. Основной же барьер в понимании и усвоении предмета наблюдается при
чтении классической русской литературы представителями этнических и
языковых меньшинств.

 

Мною был проведён эксперимент в школе №619.  Для  наблюдения была взята группа следующих учащихся: Чандра Пранав Прадин ( индус, родившийся в России 8 класс), Касса Вероника (отец эфиоп, 9 класс), Беберашвили Анри ( грузин, родившийся в России, 9 класс) Дельянидес Петрос (грек, родившийся в России, 9 класс), Карпенко Андрей (рождённый на Украине и 7 лет живущий в России, 9 класс), Бегларян Сонна (рождённая в  России армянка, 10 класс). Ученикам была предложена следующая анкета

Анкета

1.как вы понимаете идею стихотворения А.С.Пушкина

«Я вас любил…»

.

2. составьте модель своего мира: в центре «Я», от него , как лучики солнца, то , что вам близко, чем короче лучик, тем ближе вам то, что написано. На лучиках могут быть родственники, друзья, любовь, хобби и т.д.

 

Радиальная диаграмма

3. Составьте ассоциативную модель (концепт) р о д и н а

Радиальная диаграмма

 

 

4. как вы понимаете суть христианства?

5.как вы понимаете суть мусульманства?

6.какие православные праздники вы знаете?

7. опишите самый счастливый день своей жизни.

учащийся

Определение идеи произведения

Понимание авторской позиции

Особенности я-модели

Концепт Родина

Понимание идеи христианства

Понимание идеи мусульманства

Православные праздники

Бегларян Сонна

О несчастной любви

Желает счастья любимой и страдает

Самое близкое – мама, затем перечисляются другие родственники, потом друзья, хобби, школа

Армения, вторая родина Россия, родители, цветущая, детство

Вера в Иисуса Христа

Вера в Аллаха

Рождество, Пасха, троица, чистый понедельник

Касса Вероника

Пушкин говорит о безответной любви, желая счастья той девушке, которую любит

Радуется за девушку, но испытывает грусть, не желая любимой ничего плохого.

Самое близкое – семья,  ближайшие понятия: воспитанность, стихи Пушкина, ум и аккуратность, честные и преданные друзья; дальние понятия: кино, компьютер, сцена, спорт, животные

Сила, гордость, красота, свобода, дом, любовь, патриотизм, мудрость

Сын Божий Иисус Христос является спасителем мира. Когда человеку плохо или хорошо, он благодарит Бога или просит о помощи, вера делает человека мудрее

Мусульмане придерживаются строгих традиций и порядков для поддержания воспитанности и процветания общества и его духовного мира

Пасха, Рождество, Прощальное воскресенье, троица

Дельянидес Петрос

Идея сильной любви

Автор прощает возлюбленную

Самое близкое понятие – семья, затем друзья и перечисление различных увлечений

Солнце, много зелени, море, красота, цветущая, сильная

Бог-Отец, Бог-Сын и Святой дух

Затрудняюсь ответить

Пасха, троица, Ивана Купала

Карпенко Андрей

Пушкин признаётся даме, что он до сих пор её любит, хотя она любит  другого

Он объясняет ей, что она была для него любимым человеком, которого Пушкин любил с робостью и безмолвно

Самое близкое – любовь. Менее близких нет, дальние – алгебра, экономика, программирование, велотриал, тэйквондо,

Патриотизм, любовь к родине, сравнение с чужбиной, отцовский дом, поля, речка, традиции, родители, друзья детства, первый учитель, школа, детство, родная земля

Вера в Бога в Иисуса Христа. Соблюдение православных заповедей и праздников

Вера в Аллаха, соблюдение правил Корана, преданность вере и воле Аллаха

Пасха, Рождество ,троица, Ильин день

Беберашвили Анри

Любовь – это сильное чувство

Желает счастья девушке

Самое близкое – любовь, затем семья, друзья, хобби, учителя

Горы, солнце, море, Грузия, Россия, детство

Затрудняюсь объяснить

Затрудняюсь объяснить

Пасха

Чандра Пранав Прадин

Автор очень искренне любит всех

Автор предлагает, что мы тоже любим других, так же, как автор и были любимыми для всех

Самое близкое понятие  -родители, остальное – друзья, хобби, учёба

Красивая, заветная, мужественная, отважная, уважаемая, незабываемая, замечательная, прекрасная, изумительная, любимая, великая, родная, богатая

Религия, в основе которой лежит культ Иисуса Христа

Религия, основанная Магометом (Мухаммедом) в Аравии в начале 7 века. Ислам.

Масленица , Пасха, Рождество

В последнем задании нужно было описать самый счастливый день в жизни. Здесь мною были выявлены речевые навыки  учащихся

учащиеся

Умение сформулировать мысль

Умение аргументировать своё мнение

Логичность, связность

Речевые ошибки

Грамматические ошибки

Бегларян Сонна

 +

+

+

нет

незначительны

Берберашвили Анри

+

частично

_

1 тавтология

2.несочетаемость слов

3. неправильное употребление слова

4. паронимия

несогласованность деепричастных и причастных оборотов

Дельянидес Петрос

+

+

+

тавтология

незначительны

Касса Вероника

+

+

+

Тавтология

Неправильные построения синтаксических конструкций.

1.        точно ответа я не могу дать на этот вопрос

2.        .два самых счастливых дней

3.        этом не желая ничего плохого

Карпенко Андрей

+

+

+

1.        он объясняет ей, что она была для него любимым человеком, которого Пушкин любил с робостью и безмолвно

2.        самый счастливый день произошёл недавно

3.        весь мой прошлый класс приехал в Питер

 

нет

Чандра Пранав Прадин

Нет текста

 автор очень искренние любит всех и предлагает, что мы  тоже любил других так же, как автор и были любимыми для всех

Орфографические и пунктуационные ошибки были допущены всеми учащимися, кроме Бегларян Сонны

Из данных таблиц можно сделать следующие выводы:

1.Ближе всех позиция автора и идея стихотворения поняты Вероникой Касса, что выявляется в я-модели, где есть понятие «чтение стихов Пушкина», дальше всех в понимании стихотворения Чандра Пранав. В основе его восприятия прослеживается индийское мировоззрение, так как  понимание любви в Индии совсем иное, чем в западно-европейской культуре.

2.В я-модели и в концепте Родина отражается национальный менталитет учащихся.

3.Истинное понимание православия, христианства и мусульманства у учащихся отсутствует.

4.Грамматические и речевые ошибки отражают грамматические и речевые особенности родного языка учащихся.

5. Лучше всех адаптируются к русской  культуре армяне и азербайджанцы, что подтверждается большим процентом участия и побед этих учащихся в олимпиадах по предметам гуманитарного цикла, в частности в олимпиаде по русскому языку.

3. Типология молодёжных субкультур и их идеология в современной России

Беспокойство вызывают прежде всего увеличившиеся  по количеству молодёжные субкультуры, так как именно в них на сегодняшний день происходит основной процесс самоидентификации молодёжи и формирование религиозно – философских взглядов подростков.

На данной схеме показана вся сеть субкультур в России

. Данные субкультуры практически противопоставлены христианской морали. Например у неонацистов абсолютно отсутствует  понимание заповедей, таких как : «Не убий», «все равны перед Богом». Суицидники и сатанисты часто культивируют  самый страшный грех – самоубийство.

4. Социо-культурные барьеры в молодёжных субкультурах.

Исходя из предыдущего пункта, можно заметить, что, отвергая существующую православную систему ценностей, представители субкультур замещают её инородной, чужеродной, а иногда и противоположной системой ценностей, а отсюда у подростков возникают социо-культурные барьеры не меньше, чем у представителей этнических меньшинств. Например,  читая  роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», представитель скинхедов-неонацистов прежде всего обратит внимание на теорию Раскольникова «об обыкновенных и необыкновенных», опирающуюся на философские взгляды  Ницше, во многом искажённые фашистами. Такой читатель не сможет понять замысел автора, выраженный в цитате: «Бог и Дьявол борются, а место битвы - сердце человеческое».  Представитель готов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» прежде всего станет обращать внимание на прямое значение слова «мёртвые» и будет далёк от понимания этого слова в значении «мёртвая человеческая душа», то есть «бездушный». Поступок Катерины из пьесы Островского «Гроза» будет по достоинству оценён суицидником и так далее.  Православные концепты  станут непреодолимым «барьером» при понимании представителями молодёжных субкультур текстов классической русской литературы. Приведённые мною примеры искажений в понимании текстов классической русской  литературы представителями молодёжных субкультур  взяты  из ученических сочинений.

5.Пример разработанного урока, помогающего частично преодолеть социо-культурный барьер

УРОК ПО ТЕМЕ

ПРАВОСЛАВНЫЕ КОНЦЕПТЫ АДА И РАЯ В ПЬЕСЕ А.Островского «Гроза»

Установка и цель занятия (5 минут)

.

 Я бы предложила  следую­щее рабочее определение концепта: «национальный концепт — это сло­весно выраженная содержательная единица сознания, которая включает понятие, но не исчерпывается им, обогащается культурными смыслами и индивидуальными ассоциациями и изменяется вместе с развитием языка и культуры».

 

1.Этап литературной установки на диалог с культурным концептом:

«что знает о данном концепте писатель (поэт)?»

 2    Этап овладения «языком» концепта в ходе школьного КА слова: «что

знает о данном концепте сам язык?»

 3.    Этап личного речевого творчества: «что знаю о данном концепте я?»

 

Ход урока

1.Рассмотрите внимательно репродукции. Что на них изображено?

 

2.Что вы знаете об Адаме и Еве и изгнании их из рая? (5 минут)

3. Какие слова в вашем сознании связаны с понятием рая и ада?

4. Запишите слова-ассоциации в данную схему (4-5 основных ассоциаций, для этого выберете один цвет) (5 минут)

Радиальная диаграммаРадиальная диаграмма

5. Прочитайте толкование ада и рая в мифологическом словаре

На лучах запишите ключевые понятия о рае и аде .(10 минут)

.

Ад  преисподняя в христианских  место  вечного   наказания отверженных ангелов и душ умер­ших грешников.

В ка­нонических     ветхозаветных     текстах подобные мотивы  практически отсут­ствуют  (см.  Шеол).  В  каноне  Нового завета    предупреждение     об     угрозе страшного суда  и  А.    Со­стояние   пребывающего   в   А.   описы­вается не извне (как зрелище), но из­нутри  (как боль); упоминания об А. в   притчах  Иисуса   Христа   рефреном замыкаются словами: «там будет плач и ъкрежет   зубов>>   {Матф.   8,   12;   13, 42 и 50; 22, 13; 24, 51; 25, 30). А. опре­деляется как «мука вечная»  (25,  46), «тьма внешняя» (8,  12 и др.;   по-цер­ковнославянски    «тьма   кромешная»).     Наиболее   устойчивая   конкрет­ная черта  А.   в   Новом  завете — это упоминание огня,  символический ха­рактер   которого   выявлен  через   оче­видную   цитатность   соответствующих мест:   уподобление  А. «печи огне Авраам i нители образ А. «озера огненного и серного» ,Содомом   и   Гоморрой   (Быт. 24). Символика огня получает   глубокие   измерения,    поско. огонь — это   метафора   для   опис! самого   бога:   Яхве — «огнь     поя; щий» огнём, очищающим достойных  и  опаляющим  недостойных

о Рае. известно только ,что там человек всегда с богом-образов Р. в христианской  иконографической   традиции,   то   она   идёт   по "лниям: Р. как сад; Р.. как небеса.   Исходной точкой служат библейские    околобиблейские    тексты: первой — ветхозаветное         (Быт. 2, 8—3, 24); для второй— новозаветное   описание   Небес-Иерусалима   (Апок.   21,   2—22, ;дя      третьей — апокрифические Вешня надстроенных один над других населённых ангелами небесных =   начиная с «Книг Еноха Пра-вго»).  Каждая  линия имеет своё m   к   человеческой   истории:

. Эквивалент-, образов  «сада» и «города выражен уже в языке (слав, град означало и «город» и «сад, огород», ср. градарь, «садовник», вертоград, нем. Garten, «сад»). Они эквивалентны как образы пространства «отовсюду ограждён­ного» (ср. выше этимологию слова «парадиз») и постольку умиротворён­ного, укрытого, упорядоченного и ук­рашенного, обжитого и дружественно­го человеку — в противоположность «тьме внешней» (Матф. 22, 13), лежа­щему за стенами хаосу (ср. в сканди­навской мифологии оппозицию миров Мидгард—Утгард).

Ограждённость и замкнутость Эде­ма, у врат которого после грехопа­дения Адама и Евы (см. «Грехопаде­ние») поставлен на страже херувим с огненным мечом (Быт. 3, 24), ощути­ма тем сильнее, что для ближневос­точных климатических условий сад — всегда более или менее оазис, орошае­мый проточной водой (Быт. 2, 10, ср. проточную воду как символ благода­ти, Пс. 1, 3) и резко отличный от бес­плодных земель вокруг, как бы миниа­тюрный мир со своим особым возду­хом сравнительно с ко­торыми дуновения обычного воздуха — зачумлённые и тлетворные).

7.Прочитайте отрывки из пьесы А.Островского «Гроза». Найдите понятия об аде и рае , совпадающие  с вашими представлениями и с толкованием в словаре, заштрихуйте их на схеме.(10 минут)  8. Запишите в кружочки другого цвета те слова, связанные с понятием ада и рая у писателя, которые не совпадают с вашими и с толкованием статьи.(5 минут)

Молчание.

Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нетто теперь? (Хочет бежать.)

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золо­том, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут ста­рухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи.

И до смерти я любила в церковь ходить1 Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А зна­ешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану, — у нас тоже везде лампадки горели, — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего я просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкно­венные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Катерина (берет ее за руку). А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх

такой-то на меня страх! Точно я стою над про­пастью и меня кто-то туда толкает, а удержать­ся мне не за что. (Хватается за голову рукой.)

Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты?

Катерина. Здорова... Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться—не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...

Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить дале­ко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он мне руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада, так, очертя голо­ву, и кинется. А как же это можно, не поду­мавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горче покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюся, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывает­ся.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого!.. Что я так испугалась И ключ спрятала... Ну, уж знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворя­юсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..

1-й. Еще хорошо, что есть где схорониться. Входят все под своды.

Женщина. А что народу-то гуляет на бульваре! День праздничный, все повышли. Купчихи такие разряженные.

1-й. Попрячутся куда-нибудь.

2-й. Гляди, что теперь народу сюда набьется!

1-й (осматривая стены). А ведь тут, братец ты мой, когда-нибудь, значит, расписано было. И теперь еще местами означает.

2-й. Ну, да, как же! Само собой, что расписано было. Теперь, ишь ты, все впусте оставлено, развалилось, заросло. После пожару так и не поправляли. Да ты и пожару-то этого не помнишь, этому лет сорок будет.

1-й. Что бы это такое, братец ты мой, тут нарисо­вано было; довольно затруднительно это пони­мать.

2-й. Это геенна огненная.

1-й. Так, братец, ты мой!

2-й. И идут туда всякого звания люди.

1-й. Так, так, понял теперь.

2-й. И всякого чину.

1-й. И арапы?

2-й. И арапы.

1-й. А это, братец ты мой, что такое?

2-й. А это Литовское разорение*. Битва! видишь? Как наши с Литвой бились.

1-й. Что ж это такое Литва?

2-й. Так она Литва и есть.

1-й. А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.

2-й. Не умею я тебе сказать. С неба, так с неба.

Женщина. Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны.

1-й. А что, братец ты мой! Ведь это так точно.

Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное положение.

Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!., что в могилу! В могиле лучше... Под деревцем могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком

ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... W&K тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет,, нет, не надо... нехорошо! И люди мне противни, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это! Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь... Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу! Да,- так... я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)

 

Итак, подведём итог, составим концепты ада и рая. В центре пересечений будут общие и постоянные понятия для всех. Те, которые сложились веками в сознании народа. Сделайте вывод об особенностях концептов ада и рая у /А.Островского.(5 минут)

Диаграмма ВеннаДиаграмма Венна

 

Заключение

В современных условиях российской действительности огромная ответственность за сохранение  классического литературного контекста ложится на плечи учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла. Полиэтнические классы в современной России состоят на 15-25% из представителей этнических меньшинств, выходцев из бывших союзных республик. Остальная же часть класса в старшей школе ориентируется на различные направления молодёжных субкультур. И лишь немногие ученики (5-10%) воспитаны в традиции русской культуры. Необходимо создавать новые методики в преподавании гуманитарных дисциплин, опирающиеся  на концептосферу православной культуры, с одной стороны, и  соблюдающие толерантность, с другой стороны. Основная задача – это не навязывание  своих традиций, а помощь в понимании текстов классической русской литературы  с учётом особенностей представителей иного менталитета, а также возвращение  членам молодёжных субкультур этнической самоидентификации.

 

 

 

Hosted by uCoz