Розмыслова Л. В.
Аспирант
Санкт-Петербургской Академии
постдипломного
педагогического образования.
Роль православных концептов на
уроках в современной петербургской школе.
1. Проблема этнических меньшинств в современной петербургской школе.
В наши дни возник довольно необычный тип межнациональных влияний. Хотя
Россия не столь многонациональное государство, чем бывший Советский Союз,
однако население нашего государства также неоднородно.
Кроме того, в связи с разным уровнем жизни бывших союзных республик происходит
миграция и эмиграция населения, что увеличивает разнородность и многонациональность. Не все слои населения России
образованны
одинаково, причём наименее образованные социальные группы это представители
этнических и языковых меньшинств. Данная статистика основана на наблюдении в
школах разного профиля: спортивная школа №108, школа с углублённым изучением
немецкого языка №111, лицей №95, школа полного дня №619
Итак, примерное соотношение детей не
русскоязычного происхождения в данных школах следующее: №108 - 28% (7 человек
из 25), №619 – 20%(5 человек из 25), №95 – 16% (4 человека из 25), №111 – 8% (2
человека из 25). В данном случае следует
отметить, что и сам состав детей иноязычного происхождения тоже различен: в
спортивной школе данная группа детей представлена выходцами из Узбекистана и
Украины, в школе с углублённым изучением языка – выходцами с Украины и
Белоруссии, в математическом и
медицинском лицее – выходцами из Азербайджана и Армении, а в школе полного
дня не только дети из бывших союзных
республик, но и дети смешанных браков:
мулаты, метисы (кроме того, дети из бывших соцстран : Польши и Индии).
2. Православная концептосфера русской
литературы
Как известно, тексты классической
русской литературы немыслимы без православного контекста. В произведениях содержатся такие концепты, как: «грех», «искушение»,
«искупление» и.т.д. приведём примеры наиболее частотных концептов.
«Рай и ад» А.Н.Островский «Гроза». Образ рая
связан с воспоминаниями Катерины о детстве и о том, как она жила в девушках. Ад связан с появлением сумасшедшей
барыни, а также с картиной «Гиены огненной».
И.А.Гончаров «Обломов». Рай –это
представление Обломова об Обломовке
Ф.М.Достоевский связывал образ ада с Санкт-Петербургом
Данный список писателей можно
продолжать и продолжать, так как концепт ада
и рая связан с православной трактовкой грехопадения, а поэтому нередко в
контексте произведения классической русской литературы можно заметить всю
легенду об изгнании Адама и Евы из рая. Например, у А.П.Чехова в рассказе
«Чёрный монах» прослеживается вся библейская история изгнания из рая Адама и
Евы. А следовательно, не менее значим
концепт сада.
«Сад». От А.И.Гончарова до А.П.Платонова по- разному наполняется данный концепт, но
основное то, что прослеживается потеря
сада,а, значит и рая. Сад Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и сад в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» имеют один
ракурс толкования: потеря человечеством рая. Невозможно не упомянуть и концепт «Вавилонской башни».Полемика о Вавилонской башне проходит через всю русскую литературу:
А.С.Пушкин «Медный всадник», Чернышевский «Что делать?», произведения
Ф.М.Достоевского, А.Белый «Петербург», Е.Замятин «Мы», А.П.Платонов
«Котлован». Список православных
концептов в классической русской литературе очень широк, а потому замысел автора,
заложенный в том или ином произведении можно понять только в том случае, если
знать библейский контекст и толковать его в рамках православной культуры Задача же
педагогического процесса заключается в том,
чтобы у ребёнка не зависимо от его социального уровня и национального
менталитета сформировалась целостная картина мира. Прежде всего, возникают
сложности на пути
решения этой задачи в гуманитарных науках, так как именно гуманитарный цикл
больше всего связан с национальным менталитетом и культурой. Основной же барьер
в понимании и усвоении предмета наблюдается при
чтении классической русской литературы представителями этнических и
языковых меньшинств.
Мною был
проведён эксперимент в школе №619.
Для наблюдения была взята группа
следующих учащихся: Чандра Пранав Прадин ( индус, родившийся в России 8 класс),
Касса Вероника (отец эфиоп, 9 класс), Беберашвили Анри ( грузин, родившийся в
России, 9 класс) Дельянидес Петрос (грек, родившийся в России, 9 класс),
Карпенко Андрей (рождённый на Украине и 7 лет живущий в России, 9 класс),
Бегларян Сонна (рождённая в России
армянка, 10 класс). Ученикам была предложена следующая анкета
Анкета
1.как
вы понимаете идею стихотворения А.С.Пушкина
«Я
вас любил…»
.
2.
составьте модель своего мира: в центре «Я», от него , как лучики солнца, то ,
что вам близко, чем короче лучик, тем ближе вам то, что написано. На лучиках
могут быть родственники, друзья, любовь, хобби и т.д.
3.
Составьте ассоциативную модель (концепт) р о д и н а
4.
как вы понимаете суть христианства?
5.как
вы понимаете суть мусульманства?
6.какие
православные праздники вы знаете?
7.
опишите самый счастливый день своей жизни.
учащийся |
Определение идеи произведения |
Понимание авторской позиции |
Особенности я-модели |
Концепт Родина |
Понимание идеи христианства |
Понимание идеи мусульманства |
Православные праздники |
Бегларян Сонна |
О несчастной любви |
Желает счастья любимой и страдает |
Самое близкое – мама, затем
перечисляются другие родственники, потом друзья, хобби, школа |
Армения, вторая родина Россия,
родители, цветущая, детство |
Вера в Иисуса Христа |
Вера в Аллаха |
Рождество, Пасха, троица, чистый
понедельник |
Касса Вероника |
Пушкин говорит о безответной любви,
желая счастья той девушке, которую любит |
Радуется за девушку, но испытывает
грусть, не желая любимой ничего плохого. |
Самое близкое – семья, ближайшие понятия: воспитанность, стихи
Пушкина, ум и аккуратность, честные и преданные друзья; дальние понятия:
кино, компьютер, сцена, спорт, животные |
Сила, гордость, красота, свобода,
дом, любовь, патриотизм, мудрость |
Сын Божий Иисус Христос является
спасителем мира. Когда человеку плохо или хорошо, он благодарит Бога или
просит о помощи, вера делает человека мудрее |
Мусульмане придерживаются строгих
традиций и порядков для поддержания воспитанности и процветания общества и
его духовного мира |
Пасха, Рождество, Прощальное
воскресенье, троица |
Дельянидес Петрос |
Идея сильной любви |
Автор прощает возлюбленную |
Самое близкое понятие – семья, затем
друзья и перечисление различных увлечений |
Солнце, много зелени, море, красота,
цветущая, сильная |
Бог-Отец, Бог-Сын и Святой дух |
Затрудняюсь ответить |
Пасха, троица, Ивана Купала |
Карпенко Андрей |
Пушкин признаётся даме, что он до
сих пор её любит, хотя она любит
другого |
Он объясняет ей, что она была для
него любимым человеком, которого Пушкин любил с робостью и безмолвно |
Самое близкое – любовь. Менее
близких нет, дальние – алгебра, экономика, программирование, велотриал,
тэйквондо, |
Патриотизм, любовь к родине,
сравнение с чужбиной, отцовский дом, поля, речка, традиции, родители, друзья
детства, первый учитель, школа, детство, родная земля |
Вера в Бога в Иисуса Христа.
Соблюдение православных заповедей и праздников |
Вера в Аллаха, соблюдение правил
Корана, преданность вере и воле Аллаха |
Пасха, Рождество ,троица, Ильин день |
Беберашвили Анри |
Любовь – это сильное чувство |
Желает счастья девушке |
Самое близкое – любовь, затем семья,
друзья, хобби, учителя |
Горы, солнце, море, Грузия, Россия,
детство |
Затрудняюсь объяснить |
Затрудняюсь объяснить |
Пасха |
Чандра Пранав Прадин |
Автор очень искренне любит всех |
Автор предлагает, что мы тоже любим
других, так же, как автор и были любимыми для всех |
Самое близкое понятие -родители, остальное – друзья, хобби, учёба |
Красивая, заветная, мужественная, отважная,
уважаемая, незабываемая, замечательная, прекрасная, изумительная, любимая,
великая, родная, богатая |
Религия, в основе которой лежит
культ Иисуса Христа |
Религия, основанная Магометом
(Мухаммедом) в Аравии в начале 7 века. Ислам. |
Масленица , Пасха, Рождество |
В последнем задании нужно было
описать самый счастливый день в жизни. Здесь мною были выявлены речевые
навыки учащихся
учащиеся |
Умение сформулировать мысль |
Умение аргументировать своё мнение |
Логичность, связность |
Речевые ошибки |
Грамматические ошибки |
Бегларян Сонна |
+ |
+ |
+ |
нет |
незначительны |
Берберашвили Анри |
+ |
частично |
_ |
1 тавтология 2.несочетаемость слов 3. неправильное употребление слова 4. паронимия |
несогласованность деепричастных и
причастных оборотов |
Дельянидес Петрос |
+ |
+ |
+ |
тавтология |
незначительны |
Касса Вероника |
+ |
+ |
+ |
Тавтология Неправильные построения
синтаксических конструкций. |
1.
точно
ответа я не могу дать на этот вопрос 2.
.два
самых счастливых дней 3.
этом
не желая ничего плохого |
Карпенко Андрей |
+ |
+ |
+ |
1.
он
объясняет ей, что она была для него любимым человеком, которого Пушкин любил
с робостью и безмолвно 2.
самый
счастливый день произошёл недавно 3.
весь
мой прошлый класс приехал в Питер |
нет |
Чандра Пранав Прадин |
Нет текста |
автор очень искренние любит всех и
предлагает, что мы тоже любил других так
же, как автор и были любимыми для всех |
|||
Орфографические и пунктуационные
ошибки были допущены всеми учащимися, кроме Бегларян Сонны |
Из данных таблиц можно сделать следующие выводы:
1.Ближе всех позиция автора и идея
стихотворения поняты Вероникой Касса, что выявляется в я-модели, где есть
понятие «чтение стихов Пушкина», дальше всех в понимании стихотворения Чандра
Пранав. В основе его восприятия прослеживается индийское мировоззрение, так
как понимание любви в Индии совсем иное,
чем в западно-европейской культуре.
2.В я-модели и в концепте Родина
отражается национальный менталитет учащихся.
3.Истинное понимание православия,
христианства и мусульманства у учащихся отсутствует.
4.Грамматические и речевые ошибки
отражают грамматические и речевые особенности родного языка учащихся.
5. Лучше всех адаптируются к
русской культуре армяне и азербайджанцы,
что подтверждается большим процентом участия и побед этих учащихся в олимпиадах
по предметам гуманитарного цикла, в частности в олимпиаде по русскому языку.
3. Типология молодёжных субкультур и их идеология в современной России
Беспокойство вызывают прежде всего
увеличившиеся по количеству молодёжные
субкультуры, так как именно в них на сегодняшний день происходит основной
процесс самоидентификации молодёжи и формирование религиозно – философских
взглядов подростков.
На данной схеме показана вся
сеть субкультур в России
. Данные субкультуры практически противопоставлены христианской морали.
Например у неонацистов абсолютно отсутствует
понимание заповедей, таких как : «Не убий», «все равны перед Богом».
Суицидники и сатанисты часто культивируют
самый страшный грех – самоубийство.
4. Социо-культурные
барьеры в молодёжных субкультурах.
Исходя из предыдущего пункта, можно заметить, что, отвергая
существующую православную систему ценностей, представители субкультур замещают
её инородной, чужеродной, а иногда и противоположной системой ценностей, а
отсюда у подростков возникают социо-культурные барьеры не меньше, чем у
представителей этнических меньшинств. Например,
читая роман Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание», представитель скинхедов-неонацистов прежде всего
обратит внимание на теорию Раскольникова «об обыкновенных и необыкновенных»,
опирающуюся на философские взгляды Ницше,
во многом искажённые фашистами. Такой читатель не сможет понять замысел автора,
выраженный в цитате: «Бог и Дьявол борются, а место битвы - сердце
человеческое». Представитель готов в
поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» прежде всего станет обращать внимание на прямое
значение слова «мёртвые» и будет далёк от понимания этого слова в значении
«мёртвая человеческая душа», то есть «бездушный». Поступок Катерины из пьесы
Островского «Гроза» будет по достоинству оценён суицидником и так далее. Православные концепты станут непреодолимым «барьером» при понимании
представителями молодёжных субкультур текстов классической русской литературы.
Приведённые мною примеры искажений в понимании текстов классической
русской литературы представителями
молодёжных субкультур взяты из ученических сочинений.
5.Пример
разработанного урока, помогающего частично преодолеть социо-культурный барьер
УРОК ПО ТЕМЕ
ПРАВОСЛАВНЫЕ КОНЦЕПТЫ АДА И РАЯ В ПЬЕСЕ А.Островского «Гроза»
Установка и цель
занятия (5 минут)
.
Я бы
предложила следующее рабочее
определение концепта: «национальный концепт — это словесно выраженная
содержательная единица сознания, которая включает понятие, но не
исчерпывается им, обогащается культурными смыслами и индивидуальными
ассоциациями и изменяется вместе с развитием языка и культуры».
1.Этап литературной
установки на диалог с культурным концептом:
«что знает о данном концепте писатель
(поэт)?»
2
Этап овладения «языком» концепта в ходе школьного КА слова: «что
знает о данном концепте сам язык?»
3.
Этап личного речевого творчества: «что знаю о данном концепте я?»
Ход урока
1.Рассмотрите внимательно
репродукции. Что на них изображено?
2.Что вы знаете об Адаме и
Еве и изгнании их из рая? (5 минут)
3. Какие слова в вашем
сознании связаны с понятием рая и ада?
4. Запишите слова-ассоциации
в данную схему (4-5 основных ассоциаций, для этого выберете один цвет) (5
минут)
5. Прочитайте толкование ада
и рая в мифологическом словаре
На лучах запишите ключевые
понятия о рае и аде .(10 минут)
.
Ад преисподняя в христианских место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников.
В канонических ветхозаветных текстах подобные мотивы
практически отсутствуют (см. Шеол). В
каноне Нового завета предупреждение об
угрозе страшного
суда и А. Состояние
пребывающего в А.
описывается не
извне (как зрелище), но изнутри (как боль); упоминания об А. в
притчах Иисуса Христа
рефреном замыкаются
словами: «там будет плач и ъкрежет зубов>> {Матф.
8, 12; 13, 42 и
50; 22, 13; 24, 51; 25, 30). А. определяется
как «мука вечная» (25, 46), «тьма
внешняя» (8, 12 и др.; по-церковнославянски «тьма кромешная»). Наиболее устойчивая конкретная черта А. в
Новом завете — это упоминание огня,
символический характер которого
выявлен через очевидную
цитатность соответствующих мест: уподобление
А. «печи огне Авраам i нители образ А. «озера огненного и серного» ,Содомом и
Гоморрой (Быт. 24). Символика огня получает
глубокие измерения, поско. огонь — это
метафора для опис! самого бога:
Яхве — «огнь поя; щий» огнём, очищающим достойных и опаляющим недостойных
о Рае. известно только ,что там человек всегда с богом-образов Р. в христианской иконографической традиции, то она идёт по "лниям: Р. как сад; Р.. как небеса. Исходной точкой служат библейские околобиблейские тексты: первой — ветхозаветное (Быт. 2, 8—3, 24); для второй— новозаветное описание Небес-Иерусалима (Апок. 21, 2—22, ;дя третьей — апокрифические Вешня надстроенных один над других населённых ангелами небесных = начиная с «Книг Еноха Пра-вго»). Каждая линия имеет своё m к человеческой истории:
. Эквивалент-, образов «сада» и «города выражен уже в языке (слав, град означало и «город» и «сад, огород», ср. градарь, «садовник», вертоград, нем. Garten, «сад»). Они эквивалентны как образы пространства «отовсюду ограждённого» (ср. выше этимологию слова «парадиз») и постольку умиротворённого, укрытого, упорядоченного и украшенного, обжитого и дружественного человеку — в противоположность «тьме внешней» (Матф. 22, 13), лежащему за стенами хаосу (ср. в скандинавской мифологии оппозицию миров Мидгард—Утгард).
Ограждённость и замкнутость Эдема, у врат которого после грехопадения Адама и Евы (см. «Грехопадение») поставлен на страже херувим с огненным мечом (Быт. 3, 24), ощутима тем сильнее, что для ближневосточных климатических условий сад —
всегда более или менее оазис, орошаемый проточной водой (Быт. 2, 10, ср. проточную воду как символ благодати, Пс. 1, 3) и резко отличный от бесплодных земель вокруг, как бы миниатюрный мир со своим особым воздухом сравнительно с которыми дуновения обычного воздуха — зачумлённые и тлетворные).
7.Прочитайте отрывки из пьесы А.Островского «Гроза». Найдите понятия об
аде и рае , совпадающие с вашими
представлениями и с толкованием в словаре, заштрихуйте их на схеме.(10 минут) 8. Запишите в кружочки другого цвета те слова,
связанные с понятием ада и рая у писателя, которые не совпадают с вашими и с
толкованием статьи.(5 минут)
Молчание.
Знаешь, мне что в голову пришло?
Варвара. Что?
Катерина. Отчего люди не летают!
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нетто теперь? (Хочет бежать.)
Варвара. Что ты выдумываешь-то?
Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Варвара. Ты думаешь, я не вижу?
Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи.
И до смерти я любила в церковь ходить1 Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану, — у нас тоже везде лампадки горели, — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего я просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
Катерина (берет ее за руку). А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх
такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой.)
Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты?
Катерина. Здорова... Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться—не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...
Катерина (одна, держа ключ в
руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая,
право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда.
Он мне руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.)
Вот так-то и гибнет наша
сестра-то. В неволе-то кому весело!
Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада, так, очертя голову,
и кинется. А как же это можно, не подумавши,
не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть!
А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горче покажется. (Молчание.)
А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюся, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.)
Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел;
стены-то даже противны. (Задумчиво
смотрит на ключ.) Бросить его?
Разумеется, надо бросить. И как он это
ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу
мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого!.. Что я так испугалась И ключ спрятала... Ну, уж знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то!
Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А
как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да может, такого и
случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда
и плачься на себя: был случай, да не
умела пользоваться. Да что я говорю-то,
что я себя обманываю? Мне хоть умереть,
да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на
свете! Он мой теперь... Будь что
будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..
1-й. Еще хорошо, что есть где схорониться. Входят все под своды.
Женщина. А что народу-то гуляет на бульваре! День праздничный, все повышли. Купчихи такие разряженные.
1-й. Попрячутся куда-нибудь.
2-й. Гляди, что теперь народу сюда набьется!
1-й (осматривая стены). А ведь тут, братец ты мой, когда-нибудь, значит, расписано было. И теперь еще местами означает.
2-й. Ну, да, как же! Само собой, что расписано было. Теперь, ишь ты, все впусте оставлено, развалилось, заросло. После пожару так и не поправляли. Да ты и пожару-то этого не помнишь, этому лет сорок будет.
1-й. Что бы это такое, братец ты мой, тут нарисовано было; довольно затруднительно это понимать.
2-й. Это геенна огненная.
1-й. Так, братец, ты мой!
2-й. И идут туда всякого звания люди.
1-й. Так, так, понял теперь.
2-й. И всякого чину.
1-й. И арапы?
2-й. И арапы.
1-й. А это, братец ты мой, что такое?
2-й. А это Литовское разорение*. Битва! видишь? Как наши с Литвой бились.
1-й. Что ж это такое Литва?
2-й. Так она Литва и есть.
1-й. А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.
2-й. Не умею я тебе сказать. С неба, так с неба.
Женщина. Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для
памяти курганы
насыпаны.
1-й. А что, братец ты мой! Ведь это так точно.
Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное положение.
Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!., что в могилу! В могиле лучше... Под деревцем могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком
ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на
дерево, будут
петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается),
всякие... W&K тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется.
Опять жить? Нет,, нет, не надо... нехорошо! И люди мне противни, и дом мне противен, и
стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а
на что мне это! Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь...
Умереть
бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут?
Кто любит, тот будет молиться... Руки
крест-накрест складывают... в гробу! Да,- так... я вспомнила. А поймают меня,
да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей!
(Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)
Итак, подведём итог,
составим концепты ада и рая. В центре пересечений будут общие и постоянные
понятия для всех. Те, которые сложились веками в сознании народа. Сделайте
вывод об особенностях концептов ада и рая у /А.Островского.(5 минут)
Заключение
В современных условиях российской действительности огромная ответственность за сохранение классического литературного контекста ложится на плечи учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла. Полиэтнические классы в современной России состоят на 15-25% из представителей этнических меньшинств, выходцев из бывших союзных республик. Остальная же часть класса в старшей школе ориентируется на различные направления молодёжных субкультур. И лишь немногие ученики (5-10%) воспитаны в традиции русской культуры. Необходимо создавать новые методики в преподавании гуманитарных дисциплин, опирающиеся на концептосферу православной культуры, с одной стороны, и соблюдающие толерантность, с другой стороны. Основная задача – это не навязывание своих традиций, а помощь в понимании текстов классической русской литературы с учётом особенностей представителей иного менталитета, а также возвращение членам молодёжных субкультур этнической самоидентификации.