Неадекватность атеистической картины мира.

В.В.Меликов к. филос.наук, проф. РПИ св. ап. Иоанна Богослова.

 

 

Эпоха великого педагога и философа Яна Амоса Коменского (1592- 1670) может быть названа и периодом научных революций в Европе.

Относительно небольшая работа Николая Коперника “De Revolutionibus” стала действительно революционной, получив свое завершение в «Математических началах натуральной философии» Исаака Ньютона. Это движение научной мысли, включавшее работы Браге, Кеплера, Галилея, Декарта, Бэйкона ответственно за создание современной атеистической картины мира, получившей свое завершение в конце XIX века прибавлением теории эволюции Ч. Дарвина.

Атеисты, априорно пользующиеся этим  мировоззрением не обращают внимание на то, что сами создатели естественно- научной картины мира были христианами, может быть не такими верующими, как Я. Коменский. Но, тем не менее, не отрицавшими роль Творца.

Даже Дарвин был уверен, что Господь создал Землю и несколько пра-видов, которые впоследствии эволюционировали в высшие формы. (Происхождение видов. М. 1952 г. С 450).

Необходимо подчеркнуть, что атеистическая идеология конца XIX начала XX века сознательно соединила космологические открытия XVI-XVII веков и идею Дарвина о эволюции жизни на Земле в одну лукавую и методологически необоснованную идеологему. Эта идеологема легла в основу базовой мировоззренческой доктрины, целью которой было воинствующее безбожие.

Методологическая недостоверность атеистической картины мира заключается в том, что в вопросе о бытии Бога всегда лежит онтологический аргумент (мысль С.Н. Трубецкого). Доказательства же онтологического аргумента лежат не в сфере фактов, а в домене разума. (Как ответил свят. Ансельм Кентерберийский своему критику: «Сапог не по ноге»).

В чем смысл онтологического аргумента?  Когда мы говорим о Боге, мы подразумеваем самое совершенное существо. Совершенство же предполагает существование. Иначе по определению, это существо не может быть признано совершенным. Следовательно, из двух положений: «Бог есть» и «Бога нет» необходимо выбрать первое, потому что второе положение имеет противоречие в самом себе. Когда мы говорим «Бога нет», мы противоречим сами себе, или не понимаем, о чем идет речь, так как само понятие «Бог» предполагает совершенство и, следовательно, предикат существования. Никакое научное построение, постольку поскольку оно научное, т.е. основанное на дискурсе о методе,  не может уйти от допущения о том, что Бог есть, как от такого допущения, которое доказано логическим образом.

Другой важный момент заключается в том, что небесная механика Коперника-Ньютона и теория Дарвина построены на взаимоисключающих теоретических посылках. Первое предполагает энтропию или «тепловую смерть» Вселенной, а второе- эволюцию, т.е. постоянно прилагаемую силу, выводящую виды от более простых к более сложным и совершенным.

Можно ли совместить энтропию, т.е. естественную тенденцию к разрушению системы и эволюцию, т.е. движение к совершенствованию системы. Можно. Но только в одном случае: если бороться с разрушением системы, сознательно противопоставляя хаосу и беспорядку создание порядка, гармонии, целесообразности.

Все, у кого есть сад или дом, или, к примеру, машина прекрасно знают, как быстро все приходит в упадок. Сад зарастает сорной травой, дом или квартира грязью, машина ломается. Сорная трава в ухоженном саду, накопление грязи и беспорядка в доме, поломки в машине суть энтропии системы, то есть нормальное, естественное следствие того, что все приходит в упадок и разрушение.

С точки зрения физики это следствие одного из законов термодинамики. В нашей повседневности мы постоянно сталкиваемся с проявлением этого закона. Манная крупа сама по себе никак не сможет усовершенствоваться до состояния манной каши. Манную крупу нужно сварить, целенаправленно придав ей определенное количество энергии.

С другой стороны, если мы будем питаться одной манной кашей с молоком, маслом и сахаром, мы получим избыточное количество  калорий, что, возможно, приведет к разбалансировки иммунной системы и ожирению. Другими словами, система для  своего существования не просто должна получать энергию, но необходимую ей энергию. Количество энергии должно быть целесообразно сбалансировано.

Что мешает нам применить эти простые, понятные наблюдения по отношению к тому, как устроен мир? Что мешает нам увидеть общую пропорциональность и гармоничность мира, и его строгую целесообразность?

Прежде всего, это - те знания, которые современный человек получает в школе. В школе ребенка учат, что окружающий его мир изначально лишен целесообразности, разумности, моральной ответственности, что он – игра случая. По версии Американской Ассоциации преподавателей биологии (НАБТ) мир – результат случайного безличного процесса.

Но, в любом случае, что-то должно было начать этот процесс? Причем этот «что-то» должно было обладать невероятной созидательной энергией, ведь в нашей Вселенной, как полагают ученые, не менее 50 миллиардов галактик, не говоря уже о триллионах и триллионах звезд, планет, других небесных тел.

Ученые атеистического направления полагают, что вся Вселенная была создана случайно в результате взрыва первоначальной материи в состоянии сингулярности. Подтверждение этого они видят в том, что Вселенная продолжает расширяться, соответственно последствия этого взрыва продолжают действовать во всей Вселенной и до настоящего времени.

В одном из учебников утверждается, что современной науке известны не только хронология Большого взрыва и создание Вселенной (15 млрд. лет назад- Большой взрыв, 3 минуты спустя- образование вещественной основы, через несколько сотен тысяч лет- появление атомов), «но во многом и сами механизмы эволюции Вселенной от Большого взрыва до наших дней. Это фантастический результат!» (Концепции современного естествознания. М.2004.с. 84-85.)

Какая точность: 15 млрд. лет и 3 минуты тому назад образовалась вся вещественная основа Вселенной. Это действительно фантастический результат! Как взрыв, какой угодно силы мог сам по себе создать миллиарды галактик, и не просто создать, но и поддерживать эти системы в сбалансированном движении?

Действительно, Вселенная расширяется, но она сбалансировано, точно и целесообразно расширяется со скоростью единственно возможной для существования Вселенной. Как установил астроном Бернард Ловелл, если бы Вселенная расширялась на одну триллионную быстрее, то к настоящему времени во Вселенной исчезла бы вся материя. А если бы на одну триллионную медленнее, то силы гравитации заставили бы Вселенную сжаться до первоначального состояния. (Существует ли заботливый Творец? Нью-Йорк. 1998. С.14.)

Целесообразность проявляется во всех формах движений во Вселенной от космических сфер до атомарных структур. В школе мы слышим о четырех главных взаимодействиях (гравитационном, электромагнитном, сильном и слабом). Если бы эти четыре взаимодействия, действующие во всем мире, не были отрегулированы с абсолютной точностью, ни о каком существовании Вселенной и жизни на Земле не могло бы быть речи. Например, электромагнитное взаимодействие должно быть в 10 в 40-ой степени больше гравитационного. А если бы оно было больше гравитационного в 10 в 41 степени, то тогда бы уменьшилось гравитационное взаимодействие, а это в свою очередь привело бы к тому,  что не смогло бы включиться слабое взаимодействие и Солнце не начало свою работу как светило.

Именно благодаря точнейшему балансу четырех взаимодействий возможно существование химических элементов. И Периодическая система Менделеева ясное тому подтверждение.

Могла ли такая точность и согласованность строения материи появиться во Вселенной в результате спонтанного, неуправляемого взрыва? Конечно, нет. Любые миллиарды и миллиарды спонтанных, неуправляемых движений, как, например, в случае с Большим взрывом никогда не смогут создать самую простую, упорядоченную систему.

Почему? Потому, что для того, чтобы создать какую-то самую простую взаимосвязанную систему, построить, например, карточный домик, необходимо не движения вообще, а целенаправленные движения, блокирующие беспорядок и приводящие к порядку. А для этого, в свою очередь, необходимо устройство, выбирающее эти движения. Современный философ В. Смит поясняет эту мысль на образном примере самозаводящихся механических часов, которые заводятся от случайных движений вверх, вниз, влево, вправо и пр. Почему часы заводятся от случайных движений? Потому, что в них встроено устройство, выбирающее нужные движения и отсеивающее ненужные. По существу это устройство, запрограммированное на принятие правильных решений, на то, чтобы принять какое-то движение за положительное, а какое-то движение за отрицательное. Именно это позволяет часам «самозаводиться», т.е. поддерживать систему в правильном режиме, снижая её энтропию. (В.Смит. Отставка научного коммунизма.\\  Диалектика: Проблемы и поиски. Ч.2.М. ИФАН 1988.) Часы как самозаводящаяся система могут существовать постольку, поскольку в них есть это приспособление для принятия правильных решений и целесообразного применения сил внутри данной системы. Когда такое приспособление ломается, часы уже больше не заводятся, перестают работать как система, способная преодолевать энтропию. В любой функционирующей системе обязательно присутствуют аналогичные приспособления, правильно распределяющие энергии и силы в этих системах и играющие роль центров аналитики и принятия решений. Причем эти устройства никак не могут появиться в этой системе случайно. Они для того и созданы, чтобы система могла отсеивать всякую случайность.

Такие центры, вне сомнения, должны быть и во Вселенной постольку, поскольку Вселенная существует в системных отношениях пространственно-временного и причинно-следственного континуума. Мы не можем понять, какие конкретно приспособления играют эту роль, просто в силу того, что мы не видим Вселенную как вещь.

Но на единый центр управления Вселенной, Солнечной системой и всей жизнью на Земле прямо указывает соотнесенность всех законов природы и конститутивных частей мира друг к другу. Законы природы и Вселенной имеют одну единственно возможную форму. Константы взаимодействий, входящих в них, принимают строго обусловленные числовые значения, подобранные друг к другу с абсолютной точностью.

Будь эти константы иными и весь мир, т. е вся природа Земли, Земля как космическое тело и вся Вселенная перестали бы существовать в той единственно возможной стройной иерархии отношений, в которой они существуют. Это в свою очередь предполагает постоянно действующую разумную силу и Творца этой силы в том смысле, в котором трактует Бога онтологический аргумент. Творец этой разумной, всеобъемлющей силы должен быть самым совершенным существом, что, повторим это еще раз, неизбежно предполагает Его существование.

Давайте проведем небольшой эксперимент. Посмотрим на себя не как на социальных или экзистенциальных  индивидов, физических лиц, а с системно- методологической точки зрения.

Как живая телесная система человек состоит из 100 триллионов клеток. Эти клетки организованы достаточно сложно. Они имеют несколько частей, выполняющих различные функции и ядра. Ядро представляет собой управляющий центр, который оперирует цифровой кодированной информацией сравнимой по объему с информацией, содержащейся в 30- томной справочной энциклопедии. (Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди.М.2004. с.52)  Все 100 триллионов клеток объединены в систему управления человеческим организмом. Если подсчитать приблизительно все сигналы, приказы, распоряжения, проходящие по этой системе для того, чтобы человеческий организм мог нормально функционировать за единицу времени мы получим цифру 100 в 73 степени. Сюда входит информация по обмену сигналами между клеточными центрами, информация, получаемая человеческим глазом, информация, обрабатываемая иммунной системой, информация, которой обменивается головной и спинной мозг и некоторые другие виды управленческой информации.

Подчеркнем, это приблизительный подсчет, далеко не полный. Невозможно учесть контрольную информацию, получаемую за единицу времени органами слуха, обоняния, осязания и пр. Вместе с тем эта приблизительная цифра ясно показывает, что поддержание жизни в человеческом организме, его дыхание, энергообмен, зрение, иммунозащита и прочее является делом невозможным для человека и непредставимо сложным для человеческого сознания. Мы не управляем своим организмом, таким родным и, казалось бы, понятным для нас.

Но ведь все эти триллионы и триллионы клеток не могут же действовать сами по себе. Кто-то должен всем этим руководить! Кто-то должен управлять этим соединением 100 триллионов клеток для того, чтобы это соединение существовало как телесный организм, как человек.

И кто-то должен управлять миллиардами других людей, как и миллиардами и миллиардами других живых существ, живущих на Земле. Здесь мы опять приходим к идее Бога, который обязательно должен быть не для культуры, как говорит Кант, а непосредственно для жизни, причем жизни самой простой: телесной, органической, травяной, лесной, живой.

Значит, Тот, кто управляет, или, как толкует религиозная традиция, Господь и Творец не просто должен быть априорно в силу своего совершенства ( онтологический аргумент), но Он есть и апостериорно в живой связи с верующими в Него и в незримой связи со Вселенной и живой природой.

В деле воспитания и образования, безусловно, нельзя следовать только рационалистической догме или научному допущению о принципиальной разложимости всех связей и элементов на логические или метафизические.

Методологическая неадекватность атеистической  картины мира должна подкрепляться  образно- метафорическими соответствиями мира и его Творца. Эти соответствия в избытке дает нам природа, стоит только внимательно приглядеться к её красоте, гармонии и порядку, созданным для жизни человеческого рода, мужчины и женщины. Недаром первое доказательство бытия Бога в псалмах поэтически выводится от красоты и совершенства мира, у которого должен быть Создатель.

В силу нашей ограниченности мы не можем понять как именно Господь управляет миром. Но наблюдая гармонию природы, мы можем солидарно повторить вслед за псалмопевцем: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; Земля полна произведений Твоих» (Пс.108).

Hosted by uCoz