С.М.Машевская
Театр Яна Амоса Коменского.
В огромном неисчерпаемом наследии Яна
Амоса Коменского для нас представляет особенный интерес тема, связанная с
применением в его педагогической системе школьного театра.
Школьный театр не был изобретением
Коменского. В XV-XVII вв. в западной Европе под влиянием идей возрождения
античной культуры в университетах учёные-гуманисты Италии, Англии, Германии,
Испании изучали со своими студентами пьесы драматургов римской античности
Плавта и Теренция и ставили их на сцене (2, с.156), (1, с.484), (9, с.556),
(10, с.280). Пьесы нужны были не только ради изучения классиков, но и для
совершенствования в латыни и в ораторском искусстве. Среди схоластических
методов обучения, основанных на зубрёжке, театр как метод дидактики заметно
выделялся. С XVI века
школьный театр прочно утвердился в педагогической системе иезуитов как средство
обучения латинскому языку, риторике, поэтике, как средство воспитания в духе
католицизма. В педагогической практике протестантских педагогов XVI в. театр так же представлен: его применяли, например,
в своей деятельности Йоган Штурм и Филипп Меланхтон.
Какое место отводил театру Ян Амос
Коменский в своей педагогической системе? Каким был школьный театр великого
дидакта?
Роль театра в методической системе воспитания
и обучения Коменского не была главной, но, безусловно, была значимой, ключевой.
Об этом красноречиво свидетельствует сам учёный. Описывая в «Автобиографии» опыт педагогической деятельности в
Шарош-Патаке, в частности, он упоминает о возникших разногласиях с ректором
школы Толнаем, которые касались невозможности полностью воплотить в жизнь
«метод», в том числе, и такую его часть как театральные представления.
Коменский «с самого начала советовал,
чтобы были введены какие-нибудь театральные представления, имея определённый
опыт, что это самое эффективное средство для изгнания душевной вялости и для
возбуждения живости» (3, с.64-65), но этому всячески препятствовали. Когда
же конфликт был улажен, и педагогу была предоставлена свобода действий по
применению метода, то Коменский реализует его в постановке спектакля на
материале первых 20 глав «Двери».
Триумф постановки Коменский расценивает как торжество всего «метода». Он пишет об этом в конце жизни
с нескрываемой гордостью, приводя отзывы господ схолархов, присутствовавших на
премьере: «Признаемся, Коменский, что мы
до сих пор не знали, сколько тайн содержит твоя книга «Дверь языков» и сколько
пользы приносит она юношеству; ныне же мы были очевидцами этого»; «Радуйтесь и
вы, братья, что вам довелось видеть собственными глазами, каким способом вы
сможете впоследствии, умело руководя, воспитывать с наибольшим успехом
вверенное вам юношество» (Там же с.66). Безусловно, спектакль не только
продемонстрировал метод обучения, но и стал яркой впечатляющей презентацией
содержания обучения.
Постановка эта положила начало
сборнику пьес «Школа-игра».[1]
«Школа-игра» представляет собой
драматическое переложение содержания «Открытой
двери языков». Она даёт нам представление о том, на каком материале
разыгрывались пьесы, как строит диалоги автор, какие действующие лица введены в
пьесы дополнительно в сравнении с материалом «Двери», о языке драматурга.
Например: обрабатывание полей (Часть III, действие 2, явление 2) подаётся в
виде отчёта о работе пахаря с погонщиком, жнецов, молотильщиков и счетовода
перед королём (7, с.222-224). Короткая сценка, написанная живым языком,
предполагает активное действие в простых и в то же время интригующих
предлагаемых обстоятельствах. Образы персонажей, одновременно такие
разноплановые и знакомые актёрам-школьникам позволяют играть их естественно и
выразительно. Ремарки авторы указывают на обязательное применение реквизита:
персонажи появляются в королевском замке со своими орудиями труда, что в свою
очередь является не только театральным, но и дидактическим приёмом.
Театральные представления не являются
по замыслу Коменского разовыми мероприятиями. Среди «законов хорошо организованной школы» сформулированы им и «законы о театральных представлениях»,
сообразно которым, предполагалось, «чтобы
каждый класс ежегодно четыре раза выставлял своих учеников на подмостки
театра»; «чтобы, распределённое по различным ролям, было представлено всё,
пройденное в течение триместра»; «чтобы самые торжественные представления
давались в конце года, перед переводом из класса в класс» (5, с.140). В
работе «Пансофическая школа»
Коменский подробно останавливается на содержании драматизаций и их форме во
всех семи классах от подготовительного до богословского (6, с. 75, 77, 78, 80,
83, 85, 88).
Идея оформления в форме пьесы и
постановки на сцене всего учебного
материала позволяет выделить театр Коменского как отличный от театра
иезуитов, где тематика школьного театра была исключительно религиозного характера.
Естественно, что материал «Преддверия»,
«Двери», «Зала», предполагаемых к постановкам в первых трёх классах,
диктовал и совершенно особый жанр драматургии, отличный от распространённых в
иезуитской школе жанров моралите и миракль. Хотя, несомненно, в содержание
спектаклей в философском, логическом, политическом и богословском классах
должно было воплотиться с этих ведущих жанрах эпохи. Например, в логическом
классе Коменский предлагает построить представление на основе состязания
триединого искусства Грамматики, Логики и Метафизики, что соответствует
моралите. «Сперва борьба из-за первенства, а затем их мирное
соглашение – мудро управлять всем в царстве Мудрости – и их поцелуй. Эта драма,
в которой пятьдесят человек участвующих, представляет много привлекательного.
Кроме того, она проливает свет на то, как правильнее понимать самые основы
искусства речи, рассуждения и действия» (Там же, с.83). А вот постановка о
Соломоне в политическом классе явно тяготеет к жанру миракля: «Соломон – благочестивый, мудрый, богатый и
славный, а затем заблуждающийся, нарушитель закона, привлечённый к наказанию и
снова образумившийся» (Там же с. 85).
Рекомендуя к постановке сценическую
обработку учебных курсов, Коменский
решал важнейшую задачу: тщательного подбора материала для пьес, «устраняя посторонние истории», могущие
повредить процессу воспитания (Там же с.71).
Доказывая желательность драматических
представлений, Коменский приводит несколько аргументов. «Прежде всего – считает он – этими
публичными представлениями на сцене перед зрителями можно развивать остроту
человеческого ума более мощно, нежели какими бы то ни было наставлениями или
всей силой дисциплины» (Там же с.70). В данном случае речь идёт о влиянии
театрального действия на зрителей. Коменский отмечает облегчение процесса «усвоения памятью» при помощи театра: « …вещи… легче запечатлеваются в ней, если
они таким образом, представляются в живой форме, нежели их только слышат и
читают» (Там же с.70). Как достойные основания для того, чтобы вводить в
школах театр, Коменским выделяются: возможность публичного поощрения или
порицания учеников; возможность для учителей, организующих представления,
продемонстрировать усердие в работе; предоставление родителям радости за своих
преуспевающих чад; выявление наиболее талантливых детей и определения их
специфических способностей, в том числе и у бедных детей.
Но главной целью драматических
представлений является, по мысли педагога, подготовка детей к тому, чтобы «благопристойно выполнять всякую роль и во
всём вести себя непринуждённо». Исходя из распространённого в ту эпоху
положения, что, «то, что происходит в
жизни общественной, само по себе носит характер зрелища» (Там же с.88),
Коменский пишет, что «тех, кого в скором
времени надо будет послать в общественную жизнь, следует приучать к тому, чтобы
они умели прилично держаться в обществе и искусно подчинять себе выпадающие им
на долю обязанности» (Там же с.88). Так как жизнь, тех юношей, кто
предназначается для церкви, государства и школы «должна быть посвящена беседам и действиям», театр – это
естественное и эффективное педагогическое средство: «посредством примера и подражания юноши кратким и приятным путём
приучаются наблюдать в вещах различные стороны, сразу отвечать на различные
вопросы, искусно владеть мимикой, держать лицо, руки и всё тело сообразно с
обстановкой, управлять своим голосом, изменять его» (Там же с.70).
Театр Коменского задуман как
педагогическое средство могущее приносить «более,
чем один результат» (4, с.378). Полифункциональность театра, конечно,
заложена уже в самом этом искусстве. Но Коменскому удалось усилить
дидактическую функцию без ущерба для эстетической. В первую очередь, это
произошло благодаря его литературному таланту, и удивительному качеству
учебного материала, который, отражая настоящую жизнь, легко трансформировался в
пьесы. Не менее важна, вызывающая у нас особенный интерес, взаимосвязь театра и
игры. Не случайно книга пьес названа Коменским «Школа-игра»! «Весь мой метод
– пишет Коменский – направлен на то,
чтобы школьная подневольщина превратилась в забаву» (3. с.64). Путь к
актёрскому воплощению образа лежит через подражание,
которое лучше всего осуществляется в
игре, и не только на сцене, но и во время урока. «На уроках можно играть в ремесленника, в купца, в садовника. Итак,
представьте себе, что класс – это кузница, кругом инструменты, плуги, мотыги,
тележные решётки, молодой «плотник» и молодой «кузнец» доказывают друг другу
преимущества и особенности своего ремесла» – пишет исследователь жизни и творчества
Коменского Милош Кратохвил. (8, с.64-65). Для нас нет сомнения в том, что в
основе школьного театра Коменского лежит сюжетно-ролевая игра, а не актёрский
тренинг, или отбор только творчески одарённых детей. В постановках принимали
участие сразу около 50 учеников! И среди них были те, кто «прежде едва могли выдержать взгляд взрослого и ничего не могли сказать
без заикания» (3, с.66). Большого количества репетиций система
драматических представлений так же не предполагала. Театр-игра, школа-игра – это
один из секретов неувядающей
педагогической привлекательности метода Коменского.
Система применения театра как
педагогического средства, созданная Яном Амосом Коменским, чрезвычайно
интересна и актуальна для современного образования. Одним из удачнейших
примеров развития этих идей Коменского в XX веке, на наш взгляд, является использование театра в вальдорфской
педагогике.
Мы также пытаемся использовать
театральную деятельность дошкольников и младших школьников в процессе обучения.
Следуя идее Коменского обучать риторике уже на этапе материнской школы, мы
начинаем пропедевтичекий курс риторики с трёхлетнего возраста, применяя при
этом принцип природосообразности. В соответствии с психофизическими
особенностями детей младшего возраста, их желанием действовать, слабо развитым
аналитическим мышлением, ситуативностью и диалогичностью их речи, мы пошли
путём развития художественно-игровой деятельности через обогащение театральным
искусством сюжетно-ролевой игры. Опорой для этого служит, в первую очередь,
ярко проявляющаяся в каждом ребёнке ранняя способность к драматическому
переживанию, к продуктивному, естественному и оправданному действию. А именно
действие и есть то своеобразное выразительное средство театрального искусства,
которое делает его театром. В организации игры-драматизации мы также опираемся
на современную теорию театрального искусства, в частности, на этюдный метод
работы над спектаклем, предложенный К.С.Станиславским.
Продолжая традиции Яна Амоса
Коменского, используя так любимое им средство – театр-игру – мы стараемся
сделать так, чтобы можно было довести наших учеников «до вершин наук без трудности, скуки, окриков…, а как бы играя и шутя» (4,
с.243).
Опираясь на деятельностный подход,
повторяем вслед за Коменским: «деятельности
мы учимся путём деятельности исполнения различных действий именно в то время,
когда мы их исполняем» (6, с.68). Риторике общения необходимо учиться в
процессе самого общения, поэтому ключевой особенностью методики игры-драматизации
является то, что она позволяет придать деятельности театральной характер речевой деятельности. Метод речевой
импровизации, основанный на
естественном и оправданном действии в предлагаемых обстоятельствах,
соответствует психолингвистическому подходу к развитию речи детей, охватывает
весь процесс порождения высказывания. Решая актёрскую задачу, ребёнок «рождает» текст реплики в момент
игры, что позволяет ему развивать речь, а не только память. Развивается при
этом и стилистическое чутьё
– ведь реплика должна соответствовать не только ситуации, но и стилю сказки и
особенностям речи персонажа. Это выполнимо, т.к. проигрываемый эпизод невелик
по размеру, а актёрские задачи, сформулированные педагогом, чёткие и ясные. Возможность
импровизации позволяет сохранить естественность поведения, не даёт возникнуть
страху неправильно произнесённого текста. Импровизация – один из приёмов
сохранения игры. К тому же она развивает
внимание к речи партнёра, умение реагировать на услышанную, а не на ожидаемую
реплику. Всё это отвечает
задачам обучения риторике общения.
Процесс
игры-драматизации по сказке имеет и другую принципиальную особенность.
Важно то, что мы никогда не
занимаемся распределением ролей.
Осваивая сказку, эпизод за эпизодом, мы позволяем всем детям сыграть в каждом эпизоде все роли. Таким образом, технология игры-драматизации
позволяет каждому ребёнку, даже самому слабому, сыграть все роли в сказке. И
испытать удовольствие оттого, что и у
него тоже получилось! Следуя завету Коменского, мы учим всех всему, если применить этот принцип к отдельному классному
коллективу.
Развитию памяти Коменский придавал
огромное значение и указывал, как мы уже упоминали, на плодотворное влияние
театральных представлений на процесс запоминания. Наши исследования подтверждают,
что пересказ текста, проигранного в игре-драматизации, получается у
дошкольников с удивительной лёгкостью и с высокой степенью мотивации к этой
учебной деятельности. Материал, когда-то
проигранный детьми, сохраняется в памяти годами в вербальной, кинетической и
эмоциональной памяти. Значительно повышается мотивация к занятиям риторикой,
когда в программе основным средством развития коммуникативно-риторических
умений является театр. Мы пробуем создавать вместе с детьми и дидактические
пьесы для изучения истории, и инсценировать их. Использование театральной
деятельности принесёт свои плоды в изучении любого школьного курса.
Исследование творческого метода
применения театра в школе, предложенного Коменским, незаслуженно обойдено
вниманием отечественных учёных. Театр-игра на уроке и вне него – абсолютно
современное, природосообразное, культуросообразное и гуманистическое средство.
Для того, чтобы сделать театр процветающим в нашем образовании, необходимо
поучиться у Коменского: проанализировать методику перевода учебного
прозаического текста в драматургический, исследовать технологию самой
театральной деятельности. Безусловно, Ян Амос Коменский и его эпоха, глубоко
пропитанная идеями театра, может раскрыть нам множество интереснейших путей в
педагогике.
Список
использованной литературы:
1.Аникст А.А. Английский театр эпохи
возникновения буржуазных
отношений // История
западноевропейского театра / Под общ. ред.
С.С.Мокульского, в 8 т. − Т.1. –
М.: Искусство, 1956.
2.Бояджиев Г.Н., Дживелегов А.К. Театр эпохи возникновения
буржуазных отношений // История
западноевропейского театра, в 8 т.
Т.1. − М.: Искусство, 1956.
3. Коменский Я.А. Автобиография //
Избранные педагогические
сочинения: в 2-х т., Т.1. – М.:
Просвещение, 1982.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика //
Избранные педагогические
сочинения: в 2-х т., Т.1. – М.:
Просвещение, 1982.
5. Коменский Я.А. Законы хорошо
организованной школы // Избранные
педагогические сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.:
Просвещение, 1982.
6. Коменский Я.А. Пансофическая школа //
Избранные педагогические
сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.:
Просвещение, 1982.
7. Коменский Я.А. Фрагменты из учебника
«Школа-игра» // Избранные
педагогические сочинения: в 2-х т.,
Т.2. – М.: Просвещение, 1982.
отношений // История западноевропейского
театра / Под общ. ред.
С.С.Мокульского, в 8 т. – Т.1.– М.:
Искусство, 1956.
[1] «Школа-игра» была переведена на русский язык и представлена российской педагогической общественности известнейшим историком педагогики Л.Н.Модзалевским во время празднования 300-летнего юбилея Я.А.Коменского.