Марчукова С.М.

Об актуальности пансофических трудов Я.А. Коменского (1592 – 1670).

                                  

Пансофия есть не что иное, как искусство отличать нужное от  ненужного.

Я.А.Коменский

 

Термин «пансофия» впервые встречается в книге Франческо Патриции «Новая философия Вселенной» («Nova de universitas philosophia»), вышедшей в 1592 г. Под этим термином, как отмечает Ф. Йейтс, автор подразумевал «доктрину универсальной гармонии, связи между «внутренним» миром человека и «внешним» миром природы – короче говоря, философию макро – и микрокосма» (2, с. 303).

Пансофия связана с универсализмом Коменского. Анализируя понятие «cultura universalis», К. Шаллер сопоставляет Коменского с его современником Г.В.Лейбницем. «Г.В.Лейбница (1646-1716), - пишет он в статье «Универсализм Я. Коменского», -  считают последним универсальным ученым Нового времени… Универсализм Коменского другого рода. Это универсализм, который не ограничивается знаниями, направленными на ясность и четкость, но который относится к мудрости; универсализм, в котором сознание и поведение сливаются в одно. Пансофия Коменского заслуживает префикса «пан-» не только потому, что имеет в виду нередуцированную человеческую универсальность познания, но и нередуцированный человеческий путь жизни (курсив мой- С.М.). Этот универсализм в традиционных исследованиях о Коменском бывает умышленно игнорирован» (1, с. 66).

Формирование пансофии возвращают нас к традициям и ориентирам («Unum, Bonum, Verum» - «Единое, Благое, Истинное»)* *«Пропасть принципа «verumfactum» изобличает науку и технику Нового времени», «в логике принципа  «verumfactum» уже заложено стремление… использовать любые цели», «без принципа  «verumfactum», перенесённого в политику, тоталитаризм понять невозможно» - пишет В. Хёсле в книге «Философия и экология». М., 1993. (с. 61, 65). средневековых философских и дидактических трактатов. Убеждение Коменского в том, что знание ведет к счастью, приводит его к пониманию науки как одного из путей достижения высших целей в системе христианских ценностей. Таким образом, сама наука, научная деятельность является одной из форм «всеобщего исправления» - основной цели человечества в философской системе Коменского. Он неоднократно повторяет: основа пансофии – в единстве истины, добра и блага.

Вот что пишет он об этих трёх основных метафизических принципах пансофического метода:  они «сами собою представлялись мне коренящимися в некоторых важных, имеющих большое значение обстоятельствах, в первых атрибутах вещей (едином, истинном, добром), так что я иногда останавливался в изумлении, поражённый новизною дела.  Я начинал, исходя из примеров в какой – либо одной отрасли, - и видел, что то же самое имеет место и везде. Поэтому я не осмеливался противиться истине вещей, представляющейся по большей части в виде тройственной тайны; напротив, я скорее был рад схватить такую гармонию священной троичности. И я с наслаждением прослеживал её в остальном, нигде (я в этом твердо уверен) не насилуя вещей, которые как бы самопроизвольно располагались таким образом» (1, с. 111).

Эпоха Коменского, преддверие Нового времени и Просвещения, не располагала к интеграции знаний, это было время формирования отдельных научных дисциплин, время дифференциации наук. Кроме того, знание становилось секулярным, уходили в прошлое те времена, когда теологические построения были основой натурфилософских систем.  «Длительный этап расчленения, синкретизма научных знаний, - пишет Г. П. Мельников в статье «Автопортрет ученого XVII века. Я.К.Коменский в зеркале своих сочинений», - начинается, собственно, в XVII в. В этом отношении Коменский – последний синкретист науки, стоявший на пороге «века Разума». Вновь возникающее в наши дни стремление  к неосинкретизму науки и религии делает именно эту сторону научной деятельности Коменского особо актуальной» (4, с. 119 – 120). Такой неосинкретизм может стать основанием интеграции нового качества, способной формировать многомерность видения мира, взаимодополнительность разных аспектов миропонимания.

Актуальность такого направления в современной педагогики обусловлена, на наш взгляд, следующими причинами:

1. В современных педагогических исследованиях активно обсуждается проблема возвращения в лоно европейской педагогики. Этот процесс находит отражение и в документах, определяющих стратегию развития отечественной системы образования. В этой связи наследие Коменского - основоположника педагогики нового времени вызывает актуальный интерес как «своеобразный критерий оценки концептуальных основ современной российской педагогики» (Л.С. Степашко).

2. Многолетнее традиционное разделение идей Коменского на педагогические

(«прогрессивный педагог»), дидактические («великий дидакт», а часто «Великий Дидакт»), и теологические («особенность того времени») способствовали созданию парадоксальной ситуации: и сейчас, после празднования 400 – летнего юбилея со дня его рождения, его наследие ещё не осмыслено как целостная педагогическая система.

            3. При жизни автора его современники, как сторонники, так и оппоненты оценивали его прикладные работы выше фундаментальных. За последние 100 лет было найдено около 150 новых сочинений Коменского, среди них – «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» и задуманное автором как вариант «Всеобщего совета» произведение «Крики Илии» («Крики последнего века»). Ещё ждут своего издания в России многие сочинения Д. Чижевского, занимающие особое место в современной комениологии, самым перспективным направлением в которой, несомненно, будет исследование его фундаментальных, «пансофических» трудов.

4.      «В современном научном и педагогическим знании, - отмечает К.Э. Нипков, -

растет интерес к теоретическим построениям обобщающего характера; обращает на себя внимание интерес ученых – естественников к религиозно - метафизическим проблемам; заново встаёт вопрос о кризисе цельного мировосприятия и о путях, ведущих, насколько это возможно, к универсальному взаимопониманию вопреки универсальному плюрализму» (3, с. 58-59). Постоянно возрастает эвристическое значение интеграции знаний как одного из основных педагогических принципов.

Рассуждая об интеграции, редко вспоминают Коменского. «Ars didactica, - отмечает К. Шаллер, - дидактическое мастерство состоит в быстром, достоверном и приятном обучении, однако в этом универсальном понимании нет знания, мудрость и пансофия остались в стороне». ( 4, с. 70).

 

Изменение стереотипов в восприятии Коменского началось в середине XX века, особенно после того, как в 1934 году Д. Чижевский нашел важнейшее пансофическое сочинение Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». «Высшим достижением Коменского, - было отмечено на международном симпозиуме «Человек – культура – общество в концепции Яна Амоса Коменского» (Москва, 1990), -  стала Пансофия – не только принципиальный синтез всех имеющихся знаний, но и их всеединство, имеющее своей основой Божественную Истину» (4, с. 6).  «После нахождения его главного пансофического произведения последних лет жизни «Всеобщий совет по исправления дел человеческих», - пишет К. Шаллер, - уже нельзя сводить универсализм Коменского к педагогике, несмотря на то, что традиция этого недоразумения… очень длинная…уже его современники, но прежде всего критика дальнейшего периода отвергли его пансофию. Коменского, разделённого пополам, редуцированного частично в учителя, считали в основном дидактиком… Этот путь… пансофического знания являет полный контраст универсальной учености послекартезианской науки… Здесь речь идет не о простом знании всех и каждого, которое бы составило людям путь безудержной спонтанности, но о знании, которое имеет в виду улучшение человеческих взаимоотношений и благо людей, как гуманный критерий в рамках знания, дающего возможность деятельности» (4, с. 65 – 66).

Необходимо отметить в заключение ещё об одной пансофической тенденции наследия Коменского, последовательно развиваемой им в период Тридцатилетней войны и особо отмеченной на московском международном симпозиуме 1990 г. Это актуальная сегодня идея толерантности. «Теперь, когда достижения науки и техники привели человека к роковому перепутью, - отмечает А. Вукасович в статье «Концепция пансофии у Я.А. Коменского», - откуда дорога может вести к благосостоянию или к катастрофическому концу человечества и отрицанию достижений цивилизации, снова возникает насущная потребность в смягчении идеологических, религиозных, расовых, политических, национальных и других конфликтов в духе идеи пансофии. Её дух терпимости и взаимопонимания между людьми и народами и в настоящее время затрагивает суть общественных процессов» (4, с. 159).

Изучение наследия Коменского с учётом исторического контекста могло бы помочь новому прочтению трудов В.В. Зеньковского, С.И. Гессена, И.А. Ильина. Эти сочинения продолжают пансофические традиции педагогики Коменского как универсального учения о человеке и мире. Написанные на русском языке, они могут стать путём к отчасти утраченной общекультурной европейской педагогической традиции, основа которой содержится в классических сочинениях Коменского. Найденные в последние десятилетия фундаментальные труды основоположника педагогики Нового времени подтверждают заключение известного российского комениолога: «Идея пансофии у Коменского носит не узкопедагогический характер, как ей в большинстве случаев приписывали, - а является понятием, имеющем общеметодологическое значение»  (1, с. 112).

 

 

Литература

1. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. М., 1982.

2. Йейтс Ф. Розенкрейцеровское Просвещение. М., 1999.

3. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня. СПб, 1992.

4. Человек – культура – общество в концепции Яна Коменского. Материалы работы

     международного симпозиума. М., 1997.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz