Орлова С.А., психолог, гимназия «Петершуле»
Целостность восприятия: педагогика,
психология, астрофизика.
В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам
образования и к воспитанию. Причина такого внимания заключается в понимании
того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества
является человек нравственный, способный к поиску и освоению знаний и принятию
нестандартных решений. Очевидно, что современное развитие общества требует
такой системы образования, которая сформировала бы у обучаемых способность к
проективной детерминации будущего, чувство ответственности за него, веру в себя
и свои профессиональные способности. Такое обучение требует междисциплинарного
подхода, призванного создать целостную картину мира. В этой связи актуально и
поразительно современно звучат предложения по реорганизации образования
представленные величайшим педагогом и мыслителем, 17-го века Я.А. Коменским в
книге «Великая дидактика»(1657)
В данной статье хотелось бы коснуться одного аспекта: целостности восприятия, и через него показать возможности междисциплинарных связей, способствующих созданию целостной картины мира. Великий гуманист, глубоко религиозный человек Коменский видел в каждой личности совершенное творение природы и отстаивал ее право на развитие всех своих способностей и возможностей. «Человек есть самое высшее, самое совершенное самое превосходное творение» - писал он в «Великой дидактике» и призывал к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы. Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофия, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания на родном языке до всех людей через школу. Он первым из педагогов последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании и необходимости целенаправленного воспитания: «… человек без воспитания становится не чем иным, как только зверем». Из принципа природосообразности вытекал принцип обучения от общего к частному.
Идея целостного восприятия перекликается с идеей выдвинутой Максом Вертгеймером, одним из авторов гештальтпсихологии, одного из направлений психологии – науки, тесно связанной с педагогикой и имеющей свои корни, глубоко уходящие в философию. Что же такое гештальт? В немецком языке гештальт – это одновременно и структура, и целостное восприятие и целостный образ (причем образ чего угодно – от образа предмета, фантазии до образа жизни). Это может быть целостная структура, как во временном, так и в пространственном аспекте. Авторами гештальтпсихологии считаются выдающиеся немецкие ученые: Макс Вертгеймер (1880 – 1943) и его друзья: Вольфганг Келер (1887 – 1967) и Курт Коффка (1886 – 1941).
Гештальтпсихология возникла в период появления первых работ в области
бихевиоризма и начала распространения психоанализа за пределы узкого круга
венских единомышленников Зигмунда Фрейда в противовес подходу в психологии
Вунда, рассматривавшего психику как отдельные кирпичики, соединенные раствором
цемента. Основная идея гештальта заключается в следующем: целое – это не сумма
его частей, а принципиально новое образование. Например, музыкальные ноты.
Каждая отдельная нота может звучать сама по себе, однако вместе, поставленные в
том или ином порядке они создают совершенно разные и вполне самостоятельные
целостные музыкальные фигуры – гештальты.(«Экспериментальное исследование
видимого движения». 1912)
Макс Вертгеймер рассматривал гештальт лишь в строго научном плане, многократно
проверял в лаборатории психофизические особенности познавательных процессов,
объединенных законами целостного восприятия.
Выдающийся американский психолог и философ Уильям Джеймс показал, что
наше восприятие зависит от апперцепции, т.е. от установок и аналогий,
отложившихся в нашем подсознании из предыдущего опыта, а так же существующих
априорно (до опыта), заложенными в нас от рождения природой (Богом). Из-за этих
и подобных выводов бихевиористы неоднократно обвиняли гештальтистов в том, что
они под видом априорных (существующих до опыта) гештальтов пытаются «протащить
в науку Господа Бога». В период становления гештальтпсихологии в университетах
господствовал дух физики. В частности В. Келер учился с М. Планком на
физическом факультете и перенес в психологию новаторский дух идеи Планка.
Традицию продолжил Курт Левин, применив идеи гештальта в социальной психологии.
В частности его знаменитое силовое поле в социальной психологии - в
значительной мере аналог физического силового поля. Точнее, он показал
возможности распространения идей данной физической теории на социальные
аспекты. К. Левин считал, что мотивация каждого человека определяется
потребностью в завершении гештальта, а гештальт – это определенная целостность,
которая для своего завершения требует удовлетворения какой то определенной
потребности. Это может быть по отношению, как отдельному человеку, так и по
отношению к группе.
Курт Коффка и Вольфганг Келер провели интереснейшие экспериментальные
исследования, в которых открыли междисциплинарные горизонты гештальтпсихологии,
как в теории, так и в практике. В частности, исходя из целостности восприятия,
они пришли к тому же выводу, что и Ян Амос Коменский в 17-ом веке: предложили
строить обучение детей от целого к частному.
Подтверждением важности и необходимости междисциплинарного подхода к обучению и воспитанию, а так же движение научной мысли в данном направлении может служить появление в 1962-ом году общей теории систем, сформулированной Людвигом Фон Берталанфи (1901 – 1972). Идея наличия общих закономерностей при взаимодействии большого, но не бесконечного числа физических, биологических и социальных объектов была впервые высказана Берталанфи в 1937 году на семинаре по философии в Чикагском университете. Однако первые его публикации на эту тему появились только после войны. (в кн: Исследования по общей теории систем». М. Прогресс. 1969)
«Тенденция исследовать системы как нечто целое, а не как конгломерат частей соответствует тенденции современной науки не изолировать исследуемые явления в узко ограниченном контексте, а изучать, прежде всего, взаимодействия и исследовать все больше и больше различных аспектов природы. Под флагом системного исследования (и его многих синонимов) мы уже наблюдали конвергенцию многих весьма специальных современных научных движений... Эта и многие другие подобные формы исследования представляют коллективную исследовательскую деятельность, включающую постоянно расширяющийся спектр научных и технических дисциплин. Мы участвуем в том, что, вероятно, является наиболее широкой из всех до этого сделанных попыток достигнуть синтеза научного знания» (Р. Акофф «Общая теория систем – критический обзор» перевод Н.С. Юлиной) . Приведенная цитата взята из статьи критического обзора имевшего место в 1977 году, которая звучит актуально и сегодня.
К вышесказанному хочется добавить, что к списку наук, где теория систем
получила свое теоретическое и практическое применение можно отнести психологию
и педагогику. Эта теория и по сей день успешно используется в теоретической и
практической психологии, в частности в семейном консультировании.
Предложенная общая теория систем активизировала и ускорила процесс
возникновения МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕОРИЙ. Один
из важных аспектов современного развития научной мысли состоит в том, что все
научные построения являются моделями, представляющими определенные аспекты, или
стороны, реальности. Различные теории систем также являются моделями различных
аспектов мира. Для открытой системы характерен постоянный взаимообмен с внешним
миром. Внутри системы происходят различные реакции, которые частично меняют
входящие в нее компоненты. Одновременно с этим некоторые из входящих в нее
компонентов или конечных продуктов, могут выводиться из системы. Некоторые
черты открытых систем состоят в том, что при соответствующих условиях открытая
система достигает состояния подвижного равновесия, в котором ее структура остается
постоянной. Однако в противоположность обычному равновесию это постоянство
сохраняется в процессе непрерывного обмена и движения, входящих в нее
компонентов.
Теория открытых систем способна объяснить основные особенности живых организмов, которые приводили в замешательство физиков, биологов и философов, казались нарушением законов физики и объяснялись только действием виталистических факторов, Построенная Берталанфи теория организации, теория организованных комплексов, является специальной научной дисциплиной. Вместе с тем она, безусловно, выполняет определенную методологическую функцию» (то есть ликвидирует дублирование работ в различных дисциплинах путем использования единого формального аппарата).
Приложения теории открытых систем в биохимии, биофизике, физиологии, психологии и т. д. слишком многочисленны, чтобы в настоящей статье позволить больше, чем краткое упоминание о них. Возможность таких приложений следует из того, что живой организм, клетка, а также другие биологические единицы находятся, по существу, в состояниях подвижного равновесия (или эволюционируют к ним). Из этого вытекает фундаментальное значение данной теории не только для биологии и психологии, но и для астрофизики.
Применимо к космосу второе начало термодинамики означало бы смерть
вселенной. Против этого и восстал Николай Александрович Козырев, который
говорил, как пишет в своих воспоминаниях его ученик и последователь Павел
Зныкин: «… В космосе существуют две силы, направленные против хода энтропии –
звезды и люди...»
По словам Андрея Вознесенского Николай Александрович Козырев
«…Явился в мир стереть
Второй закон термодинамики
И с ним тепловую смерть»
«Второе начало термодинамики хорошо для паровоза, но во Вселенной
действуют совершенно иные процессы - во Вселенной процессы жизнедеятельности
противодействуют обычному ходу разрушения систем» (из воспоминаний о П.А.
Зныкина о Н.А. Козыреве). Козырев задолго до Шеннона искал и предвидел
нахождение в звездном небе того, что сегодня называют НЕГЭНТРОПИЕЙ, Клод Шеннон
крайне интересен, как и Больцман. Больцман утверждает тепловую смерть
Вселенной. Николай Александрович и Клод Шеннон утверждают тепловое бессмертие
Вселенной.
В марте 1947 года Н Козырев защитил диссертацию, которая под названием
"Источники звездной энергии и теория внутреннего строения звезд"
опубликована в "Известиях Крымской астрофизической обсерватории АН
СССР", научным сотрудником которой он состоял до середины августа 1957г.
Этот капитальный труд Н.А. Козырева, был положен в основу его последующих
исследований в разных направлениях – астрономическом, физическом, философском.
Особенно интересна выдвинутая Козыревым "теория времени". Она затрагивает сложные философские вопросы и фактически по-новому, вполне конкретно, ставит проблему "четвертого начала" термодинамики – организующего, противодействующего второму началу – также повсеместно и постоянно проявляющегося. Развивая свою гипотезу, Н.А.Козырев заложил основы принципиально новой науки – теории физических свойств времени или, как назвал ее он сам, причинной или несимметричной механики. Более четырех десятилетий ученый посвятил разработке этой науки. Он проделал огромную теоретическую и экспериментальную работу, которую дополнил циклом астрономических наблюдений.
Асимметрия планет, биологических структур, жизни и разума очевидна.
Сегодня на этот счет множество работ, как и множество экспериментальных данных,
подтверждающих справедливость выводов, сделанных Козыревым много лет назад.
Литература:
1. Берталанфи Л.Ф. Общая теория систем – критический обзор 1962.=L. von
Bertalanffy, General System Theory — A Critical Review, «General Systems», vol.
VII, 1962, p. 1—20.
2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
3. Зныкин П.А. Предвидение Козырева. Время и звезды: к 100-летию
Н.А.Козырева. — СПб.: Нестор-История, 2008. — С. 225-27
4. Козырев Н. А. Время как физическое явление (Рига, 1982)
5. Коменский Я.А., Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо,… Педагогическое наследие сост. В.М. Кларинский, А.Н. Джуринский. Москва «Педагогика» 1989.
6. Марчукова С.М. Я.А. Коменский: человек в лабиринте света СПБ: Издательство Христианского Библейского Братства Св. Апостола Павла, 2006.
7. Романин А.Н. Гуманистическая психология и психотерапия издательство КноРусс 2005 год.