Научная
картина мира в языке младшего школьника
Младший
школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта учебной
деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего
готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического и психического,
прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. В
начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в
этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот
период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы
научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Известно, что
научные понятия становятся доступными ребёнку не сразу. В частности, они могут
быть долго непостижимы в системе, хотя каждое из них порознь и понятно ребёнку. Поэтому «само развитие детских, житейских понятий
должно достигнуть некоторого уровня, создать предпосылки в умственном развитии,
для того чтобы усвоение научных понятий стало для ребёнка возможным. Но и
развитие научных понятий теснейшим образом связано с житейскими понятиями
ребёнка». [1,c.452]
Учёт этой
связи особенно важен в процессе основных психических новообразований этого
возраста – произвольность, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся
при овладении учебным предметом.
«Ученик
умственно воспитывается лишь тогда, когда его окружает атмосфера многогранных
интеллектуальных интересов и запросов, когда его общение с людьми, окружающими
его, проникнуто пытливой мыслью, поисками», - писал В.А.Сухомлинский.
Таким
образом, научное понятие является кристаллизацией ряда выводов и возникает оно
как результат сложного мыслительного процесса, оно само есть обобщение. Поэтому
в структуру и содержание уроков необходимо включать обучение учащихся таким
мыслительным операциям, как: анализ понятия; выделение признаков по критерию
существенности (существенные и второстепенные); сопоставление и объединение
разных понятий по сходным признакам; определение видов связей между понятиями;
определение степени общности понятий.
Огромная
роль в развитии познавательной деятельности принадлежит речи. Чтобы начать
говорить, ребёнку необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим
восприятие и порождение речи. «Язык человека есть система знаков, служащая
средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения
самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения
информации» [2, с.432] Развивая учение Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева,
А.А.Леонтьев утверждает, что если язык понимается как единство общения и
обобщения, как система значений, выступающих как в предметной, так и вербальной
форме существования, то «языковое сознание», т.е. сознание, рассматриваемое как
опосредованное значениями, оказывается близким к пониманию «образа мира».
Именно через образ мира, или картину мира, которые человек носит в себе, он
воспринимает мир. Иначе говоря, картина мира по сути есть отражение окружающего
мира в сознании человека.
Термин
"картина мира" используется также для обозначения тех представлений о
мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом
смысле понятие «научная картина мира» используется для обозначения горизонта
систематизации знаний, полученных в постижении различных научных дисциплинах.
Научная картина мира при этом выступает как «целостный образ мира, включающий
представления о природе и обществе» [4].
Освоение окружающего мира младшим школьником происходит на уровнях значений и смыслов. Значения представляют собой «отражение действительности независимо от индивидуального, личностного отношения к ней человека». Личностный смысл – «лично пережитое, наделённое чертами уникальности, тесно связанное с индивидуальным опытом и поведением» субъективное отношение к значению (А.Н.Леонтьев).
Развитию
целостного образа мира способствует прежде всего активная позиция младшего
школьника в его познании, превращение учении в личностно значимое событие.
Событие состоится, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых
правил и определений, а станет подлинным процессом «добывания знаний», где
ученик вместе с учителем будут в определённом смысле его творцами. Они
участники события и вместе создают его. Основной пружиной событий в обучении
станет столкновение старого и нового в опыте детей, привычного и необычного в
понимании фактов реальной жизни. Обучение станет творческим процессом и для
учащихся, и для учителя, если оно с самого начала будет строиться на основе
исследовательской деятельности самих детей.
Если
учитель создаёт проблемную ситуацию, способную вызвать интерес, поиск, то
противоречия между прошлыми знаниями и приобретёнными во время поиска приводят
к рождению нового смысла. Основной инструмент этого действия – слово. И образы,
и понятия дают обобщённые знания о действительности, выражающиеся словом. Оно
оформляет идею, вопрос, привлекает внимание к привычному, помогает рождению
текста. Понять текст – это значит совершить переход от его внешней языковой
формы к модели предметной ситуации, составляющей его содержание. Текст, выступая
как единое целое, индивидуален: он всегда принадлежит определённому автору.
Другими словами, каждый текст отражает языковую личность автора. Так как
потребность в общении, или коммуникации, – условие для успешного становления
языковой личности младшего школьника, в обучении должны быть предусмотрены
такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят ребёнка перед
необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание
поделиться чем-то, рассказать о чём-то. Ученик ощущает потребность понять,
осмыслить свое непонимание, а значит, начинает действовать: высказывает
предположения, создает модели, выстраивает логические рассуждения.
«Грамотный
школьник отличается от неграмотного не тем, что первый умеет, а второй не умеет
писать, а тем, что первый двигается в другой структуре знаний, чем второй. У
первого совершенно иное отношение к своей собственной речи и, следовательно, к
тому основному средству формирования мысли, которым является речь», – отмечал в
своей работе Лев Семёнович Выготский [1, с.489].
Речь
всегда имеет определённые мотивы, раскрывающие смысл того, то, ради чего человек говорит. При освоении
системы научных понятий в школьной жизнедеятельности, когда особенно активно у ребёнка идет освоение
языка, необходимы реальные условия для активной речевой деятельности детей, так
как мотивация рождается только в деятельности.
Именно
в речи ребёнок может совершать сложнейшие операции анализа и синтеза: ученику
нужно понять природу и назначение предмета, выделить в нём важные признаки,
синтезировать эти признаки в значении слова. Трудность введения ребёнка в сферу
науки заключается в том, что простое
указание на то или иное свойство вещи или явления, простое сообщение готового знания не приводят к
изменению мышления ребёнка, его представлений. Именно поэтому на самых
начальных этапах обучения прежде всего необходимо решать задачу выделения
учеником в вещах и явлениях отдельных сторон, свойств и их отношений, которые
являются предметом изучения в той или иной области знаний. Для выделения в
вещах тех или иных свойств ребёнок должен быть снабжён каждый раз системой
средств, предназначенных для выделения этих свойств, и вооружён специальными
приёмами по применению этих средств к отдельным вещам, посредством которых он
производит выделение искомых свойств. Это требует обучения формами предметного,
пространственно-графического или символического моделирования, выделенных
параметров и их отношений.
Такая
деятельность позволяет ребёнку проявить себя индивидуально или в группе,
попробовать свои силы, приложить свои знания, показать достигнутый результат. А
результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы, и что весьма
важно, полученное научное понятие составит основу научной картины мира.
В
своей работе «Виды обобщения в обучении» В.В.Давыдов предлагает следующие
основные стадии для введения нового научного понятия:
1)
ориентация ученика в ситуации задачи, решение которой требует нового понятия;
2)
овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет в нём
отношение, служащее общей основой решения любой задачи данного вида;
3)
фиксация этого отношения в предметной или знаковой модели, позволяющей изучать
его свойства в «чистом виде»;
4)
выявление таких свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести
условия и способы решения исходной задачи.
Речь
учителя призвана акцентировать то или иное значение, вкладываемое в слова.
Значение слова – более узкое понятие, чем смысл слова, оно входит в понятие
смысла слова и является его устойчивой частью. Какое значение обретут слова
учителя? Как они запомнятся и сохранятся в памяти ребёнка? Бодрое и уверенное –
дисциплинирует, остроумное и меткое – зажигает творческий дух, содержательное и
образное – расширяет кругозор ребёнка.
М.
Хайдеггер считает, что «картина мира, сущностно понятая, означает не картину,
изображающую мир, а мир, понятый как картина».[6] Тогда научная картина мира -
это «особая форма теоретического знания, посредством которой интегрируются и
систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного
поиска».[4]
Такое
понимание теоретического осмысления действительности повышает требования к речи
любого человека, но в большей мере к речи педагога, учителя, использующего
речевое действие с целью формирования научной картины мира в языке младшего
школьника, а следовательно, преобразования, со-творения личности ребенка.
Литература
1.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Лев
Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671 с.
2.
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд.
4-е, стереотипное. – М /: Едиториал УРСС, 2004. – 264 с
3.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность, М.,
Просвещение, 1969. 214 с
4
Новейший философский словарь.// Под редакцией Грицанова А.А.
Издательство «Книжный Дом», 2002
5. Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч.:В 3т. –
М.,1997. – Т.1. – С.359-362
6. Хайдеггер М. Время картины мира// Новая
технократическая волна на Западе. М., 1986