Эпоха Коменского и современная картина мира

в православном воспитании

(о преподавании учебного предмета Мироведение в православной школе)

 

Эпоха Коменского

Эпохой часто называем отрезок времени, где начинаются, развиваются и приходят к концу события, явления и факты, которые для данного общества, или же для всего человечества, являются определителями развития – развития к восходу или к упадку. Так и эпоха Яна Коменского отражает некоторые обобщающие черты европейских обществ, намеченные в средние века и заканчивающиеся к XVII веку. XVII век знаменателен в истории Европы как век открытой борьбы между феодализмом и развивающимися капиталистическими элементами. Эта борьба захватывает умы творцов, равно как и умы и деятельность всех слоев населения. Сегодня мы тоже переживаем период борьбы между старой эпохой и Нового тысячелетия, начавшегося всего несколько лет назад: это борьба традиции с новыми, и порой кажущиеся фантастическими, явлениями в современных обществах, особенно европейских, которые стремятся закрепиться в качестве «новой традиции» человечества.

Современная конкретному творцу действительность во многом определяет его искания и характер его творчества. Часто, однако, творец поднимается над действительностью и «злобой дня» и передает в своих сочинениях следующим поколениям общечеловеческие истины и опыт. Таким образом, в творчестве одаренных мыслителей переплетаются два «потока мышления» - один повседневный и другой исторический. Последний и является тем звеном, которое связывает одну эпоху с общечеловеческой историей и общечеловеческим опытом.

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского самым наглядным образом доказывает этот факт: его искания и сочинения отражают характер его эпохи и в то же время они отражают общечеловеческие принципы, которые в его творчестве относятся прежде всего к педагогике, а также к религии и философии. Время бурных перемен в Европе Коменского дало ему импульс к многочисленным суждениям и обобщениям по разным вопросам человеческого бытия – от политики, экономики и военного дела до религии, философии и дела образования. Замечательно, однако, что Коменский делает не только теоретические обобщения и суждения, но и на практике доказывает немало теоретических положений, изложенных в его сочинениях, особенно что касается его педагогических воззрений.

 

Современная эпоха

Современная эпоха тоже отличается своими восходами и упадками. Двадцатый век принес обществам небывалые перемены в жизни народов и их стран. Если раньше войны и противоборства велись отдельными племенами, народами и странами для укрепления одного или другого государства и отстаивания независимости, то 20-ый век пережил две мировые катастрофы в начале и середине века, что привело к идеям глобализации и к тенденции отказа от первенства национальной политики перед первенством общеевропейской и мировой политики и тенденцией создания глобального общества. Если раньше черное называлось черным и белое – белым, сегодня понятия настолько опутаны «творцами» современной истории (правителями мира сего и их «слушателями»), что подчас все усилия государств и обществ то ли сводятся на нет в их попытке сохранить прежние нравственные устои человечества, то ли эти общества теряют «доверие» великих сил, то ли отдельные народы и нации становятся изгоями в этом мире. Перемены в современных обществах настолько разительные, что люди часто не успевают за ними и отдельные общества не могут настроить ритм их жизни на волну перемен и новшеств.

В то же самое время эти перемены дают творцам, таким, например, как продолжателям дела Коменского, немало материала для теоретических обобщений и немало попыток практически приложить идеи этих теорий. За последние без малого два десятка лет многое изменилось в системе образования, что является отражением общественных российских и международных изменений в сфере политики и социального управления. Религия тоже пережила свою «эпоху» восхода и упадка, многое изменилось в области религиозной жизни общества: от абсолютного запрета и попыток ее уничтожения до совершенно свободного, и даже слишком свободного, исповедания разных религий и верований.

Слишком быстрые перемены сказываются определенным образом на жизни людей, но особенно на жизни детей и молодых: иногда им ничего другого не остается, кроме как подражать миру взрослых из-за нехватки времени и способности следовать за переменами с умом и сердцем. А подражание не всегда приводит молодых в нужное русло развития и в необходимые для общества и для семьи рамки воспитания. Быстрые перемены в обществе рождают в сознании подрастающего поколения образ неустойчивого и расплывчатого нравственного порядка в мире, что приводит к относительным восприятиям внешнего мира. «Относительным» в том смысле, что все кажется переменчивым, мимолетным и колеблющимся и потому релятивным.

 

Православие в помощь воспитателям. Об учебном предмете Мироведение.

Православие и его многовековой опыт предлагают миру и людям устойчивость и незыблемость. Опыт православной церкви в катехизации и воспитании подсказывает, что чем больше нарастает тенденция неустойчивости в жизни, тем более людям, и особенно детям, нужна твердая основа, которая не так изменчива и на которую можно положиться в любой момент и при любых условиях. В воспитании подрастающего поколения огромную роль в правильном видении мира может сыграть учебный предмет Мироведение. Схожие по типу школьные учебные предметы (например, литература, история, МХК, обществоведение, и т.д.) тоже направлены на относительно устойчивое представление картины того мира, в котором дети живут и призваны войти в него с полным сознанием его особенностей и многообразия. Но незыблемость религиозных постулатов и принципов делают духовный учебный предмет (такой как Мироведение) незаменимым средством познания действительности – материальной и духовной.

Предмет Мироведение в действительности представляет комплекс методических разработок, включающий в себя учебники, методические указания, наглядные средства (слайды, фильмы, картины, технические средства обучения и т.д.) и стройное распределение учебного времени в классной и внеклассной формах обучения. В недавно вышедшей книге Мироведение (Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Христианская жизнь, Клин, 2004 г.) представлены двенадцать основных разделов, где рассказывается о мире, жизни и обществе с точки зрения православного видения о них. Разделы охватывают две основные характеристики мира и общества – материальную основу и духовное направление его движения. К первой относятся разделы Мир, Человечество и искусство, Два пути жизни, Семья и Братство, а ко второй – Свобода человека, Церковь, Любовь, Смысл жизни, Добро, Благодарение, Религия и искусство.

Основным вопросом всего комплекса является вопрос о способности правильного видения окружающего мира (урок первый в книге Мироведение: Умеем ли правильно видеть? Что такое впечатление?). От впечатления и чувственного восприятия, сознание ребенка ведется к обобщающим характеристикам мира и к обобщению исторического процесса в лице человека (урок второй: Мир физический и мир духовный. Урок третий: Человек – венец творения. Урок четвертый: Человек в мире). Дальше в содержании комплекса раскрываются основные элементы, характеризующие мир и общество, и по мере сочетания теоретических и практических уроков, а также при правильном использовании методического набора, входящего в учебный комплекс, в сознании детей должна выработаться правильная картина современного мира и современного общества с тем, чтобы будущие полноправные граждане страны, имея уже правильное понятие о современных процессах и развитии мира, могли наиболее успешным способом прилагать свои знания и умения для достойного и устойчивого развития общества как противовес неустойчивости и ненадежности современного развития обществ в стране и в мире в целом.

Данное пособие, однако, нуждается в доработке (пока оно используется только как дополнение к урокам по Основам православной культуры) и в создании учебных комплексов для всех классов средней школы с целью преподавания предмета Мироведение в качестве факультатива. Только при правильном, целенаправленном и многолетнем преподавании по этому предмету в детях, принимающих участие в занятиях по Мироведению, должно установиться правильное понимание мира и общества с тем, чтобы в дальнейшем настоящие воспитанники стали будущими ревнителями исконного нравственного порядка человечества, установленного мировыми религиями и прежде всего – Православием.

Ведение мира, т.е. знание мира, включая общество, на уровне школы предполагает приобретение взаимодополняющихся знаний по разным предметам. Нужно отметить, однако, что все еще продолжается противоречие между содержанием некоторых учебных предметов и содержанием эпохи, в которой мы живем. Процесс адаптации содержания связан с процессом адаптации сознания творцов (писателей, ученых, художников, педагогов и т.д.) к современной эпохе и ее требованиям. Адаптацию эту мы понимаем не как беспристрастное и обязательное приспособление ко всему, что современная действительность предлагает людям: настоящая адаптация предполагает выбор и чутье к нравственной традиции человечества в его исканиях новых нравственных высот.

Потому нам кажется, что развитие того начала, которое так успешно поставил комплекс Мироведения 2004 года, является одной из главных задач православных педагогов в настоящее время с тем, чтобы желающие (т.е. не в обязательном порядке) приучились видеть мир именно таким, каким он есть, и жили в соответствии с этим правильным видением, основанным на многовековой православной традиции русского народа. Потому здесь мы предлагаем одиннадцать основных тем по предмету Мироведение для одиннадцати классов средней школы.

Основными разделами для учеников начальной, основной и средней ступени школы являются: для учеников начальных классов (первый по четвертый) – правильное понимание природы и окружающей среды; для учеников основной школы (пятый по девятый классы) – правильное понимание человека; для учеников средней (полной) школы (десятый и одиннадцатый классы) – правильное понимание мира.

Основными мы видим следующие обобщенные темы для соответствующих годов обучения:

В 1-м году: Окружающая среда. Основная тема учебного комплекса: правильное понимании/видение семьи (родителей, детей, отношений в семье и т.д.), о школе как виде семьи, о нашем городе/деревне и о близкой природе.

Во 2-м году: Близкая природа. Основная тема учебного комплекса: правильное понимании/видение близкой (окружающей ребенка) природы, включающей мир животных и растений и мир людей, также знания о человеке (в связи с семьей и близким окружением ребенка)

В 3-м году: Природа и родной край. Основная тема учебного комплекса: правильное понимание/видение окружающей среды и среды родного края: нашего города (нашей деревни), нашей области и нашей родины.

В 4-м году: Природа и история. Основная тема учебного комплекса: правильное понимание/видение земной природы и истории земли и человечества; роль человека в природе.

В 5-м году: Человек и его природа. Основная тема учебного комплекса: правильное понимание природы человека в его отношении к другим людям.

В 6-м году: Человек в истории. Основная тема учебного комплекса: правильное понимание природы человека в его отношении к миру.

В 7-м году: Человек в государстве.  Основная тема учебного комплекса: правильное понимание природы человека в его отношении к свободе и не-свободе.

В 8-м году: Человек и общество. Основная тема учебного комплекса: правильное понимание человека в его отношении к ближнему и не-ближнему.

В 9-м году: Человек в современном мире. Основная тема учебного комплекса: правильное понимание человека в отношении его назначения.

В 10-м году: Мир и его природа. Основная тема учебного комплекса: правильное понимание происхождения мира и его природы.

В 11-м году: Назначение мира и человека. Основная тема учебного комплекса: правильное понимание мира и человека и их назначение.

Некоторые из вышепредставленных тем можно найти также в школьных учебниках по истории, литературе, обществоведению и т.д., но то, что отличает темы комплекса Мироведения от подобных в других учебниках – это их мировоззренческий характер и взаимосвязь материального с духовным (понимая эти категории с точки зрения традиционной русской духовной основы -  православного учения). Мировоззрение учеников формируется на основе современного научного познания мира и его объяснения христианством и более конкретно – православным христианством. Потому в каждом учебном комплексе по Мироведению для отдельных классов все темы неразрывно связаны с учением православной церкви и в учебниках для школьников представлены все основные аспекты вероучения, начиная от Священного Писания и заканчивая Нравственным богословием и Апологетики. Многовековой опыт православной традиции подсказывает, что ее учение и практика самые древние, основанные на истинном учении Христа. Потому Мироведение настаивает на том, что оно дает поистине правильное понятие о действительности и о человеке во всем многообразии их функционирования и жизни. И потому во всех темах ключевым является сочетание «правильное понимание». Оно является ключевым в отдельных темах и потому, что темы разрабатываются предметом Мироведение в противовес многим современным неправильным (и даже пагубным) учениям и теориям, некоторые из которых находят место в российском образовательном пространстве, в медийном пространстве и в обществе в целом.

Нужно подчеркнуть, что процесс формирования мировоззрения по предмету Мироведение имеет целенаправленный характер – составление картины мира и человека в сознании призвано дать детям и молодым путь к такому познанию действительности и человека, которое будет им на благо и на пользу как для этой, материально-духовной жизни, так и для будущей, духовной, жизни. Этому учил нас и Ян Коменский. Даже в самом названии своей Великой дидактики он говорит, что школы должны создаваться с тем, чтобы «все юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполнятся благочестия и, таким образом, в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Совершенно очевидно, что говоря о нравах, благочестии и о будущей жизни, Коменский под ними понимает только христианские нравы, христианское благочестие и христианское учение о жизни будущей.

Другие школьные учебные предметы могут дать некоторое познание детям о мире и человеке, но ни один предмет не может показать его в той перспективе, в какой оно представлено в предмете Мироведение. И если Коменский в свое время боролся против средневекового догматизма и схоластики, то наверно нам тоже нужно приложить усилия преодолеть накопившуюся «школьную схоластику» в представлении современного мира только как мира материального и мира человека с его хотениями и «правами». Потому что мир есть мир духовный, и только после духовного его проявления он был выявлен как мир материальный и мир людей. Его назначение – усовершенствование и возвращение к изначальной святости: совершенствование и святость людей и, через них – совершенствование и святость мира. По отношению к образованию, совершенствование предполагает «набираться мудрости» - мудрости для мира этого и для мира духовного. Если Бог дал различные дарования каждому, то эти дарования нужно развивать и совершенствовать. Мысль Коменского, что усовершенствование природных дарований может возвысить нас до уподобления Богу (и потому оно должно быть высшей целью наших стремлений), нужно дополнить также православным пониманием о дарованиях и их совершенствовании.

 

Использованная литература

 

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1939. Т. II. С. 147.

 

Лордкипанидце Д. О. Ян Амос Коменский. Изд. 2-е, М., Педагогика, 1970.

 

Нипков К. Э. Ян Коменский сегодня. «Глаголь», Спб. 1995.

 

Пешков Я. Философская основа творчества Я.А. Коменского // Человек – Культура – Об-щество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. С. 146.

 

Скалкова Я. Постулат Коменского «все для человека» и современная концепция образования и воспитания // Человек – Культура – Общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. С. 201–204.

 

Чапкова Д. Некоторые актуальные аспекты понятия культуры у Я.А. Коменского // Чело-век – Культура – Общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. С. 140.

 

Шувалова Н. В. Онтологические основания мира человека в философии Я. Коменского. Материалы Сибирского психологического форума 16-18 сентября 2004 г. Томск, Томский государственный университет, 2004, с. 677-681.

 

 

Автор:

 

Кожухаров Валентин Цветанов (Болгария)

доктор богословия

 

Преподаватель по педагогике в Российском православном институте св. Иоанна Богослова, г. Москва; сотрудник по Православной педагогике в Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата

 

Имейл: valentin_bg@mail.ru

 

Москва, апрель 2007 г.

Hosted by uCoz