Смольников В. Ю., к. п. н., Институт  детства РГПУ им. А. И. Герцена

Знаково-символическая система как способ реализации

 духовно-нравственного развития личности.

Настоящее время характеризуется ускорением объёмов производимой и потребляемой информации, усилением взаимосвязей  между странами, материками, культурами. Постоянно изменяющиеся условия жизни (что находит обоснование в современных физических теориях, говорящих о неустойчивости мира, возможности его изменения в точках бифуркации) требует от человека умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные задачи и проблемы. Условия поликультурного общества выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Принципиальное изменение возможности коммуникации порождает новые возможности для принятия решений, требует критического восприятия информации, выработки собственной позиции. Все эти проблемы непосредственным образом касаются области образования, которая пока не успевает следовать за существующими изменениями. Существует возможность упустить тот момент, когда отставание рискует стать слишком большим. Одним из возможных путей преодоления негативных сторон в нашем образовании выбран путь, ориентированный на результат образования, как мерило его успешности.

«Концепция  модернизации российского образования на период до 2010 г  определяет ключевые задачи, отражающие направления формирования качеств личности и в совокупности определяющие результат общего образования. Важнейшими понятиями, которые описывают эти задачи становятся: личностное, общекультурное, интеллектуальное, коммуникативное развитие. Раскрывая эти понятия, можно говорить о том, что под  Личностным развитием понимается воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик; под Общекультурное развитие - освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры; Интеллектуальное развитие характеризует развитее интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования; Коммуникативное развитие обеспечивает формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном, иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Также в «Концепции…» говорится о том, что современные молодые люди должны быть креативными, мотивированными к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Кроме того, одной из приоритетных задач, заявленных в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» является подготовка «образованных, нравственных людей (способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия), ориентированных на сотрудничество, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны»

Но ориентация на результат при отсутствии философски обоснованной идеи существования понятия «образованный россиянин», усиленная меркантилизация общества вкупе с подавляющим требованием утилитарности знания, приводит к необходимости уравновесить эти процессы, более характерные для протестантского общества, нежели для страны, манифестирующей себя оплотом православия. Видимо и в связи с этим, далее говориться о том, что одной из составляющей повышения качества современного образования является духовное (духовно-нравственное) развитие личности. Уход государства из этой области является, скорее, следствием несформированности мнения государства, как общественного организма, о путях решения возникшей проблемы. Следует отметить, что она возникла не сейчас: существующее положение в сфере духовности, весьма печальное, является следствием наложения последствий разлагающегося псевдосоциалистического общества на результаты изменения общественного строя в последующие годы в нашей стране. И единственным социальным институтом, который не отказался взять на себя эту проблему, стала церковь, что само по себе выглядит вполне логичным, если забыть, правда, о существующем отделении церкви от государства. Отсюда уже следует, что любые проявления духовности и нравственности становятся суть религиозными проблемами. Далее делается вывод о том, что без религиозных структур решение вопросов духовно-нравственного развития личности невозможно. Таким образом, отбрасывается мысль о том, что предыдущий строй (который я ни в коем случае не защищаю), мог давать примеры духовности и нравственности людей не воцерквлённых, что, по моему мнению, противоречит реальному положению дел.

Отдельное преподавание основ духовно-нравственной культуры в школе должно способствовать нравственной ориентации учащихся, помогать им в развитии и самосовершенствовании, считают авторы «Концепции…». Большие надежды возлагаются на то, что «опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры будет способствовать качественному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика…, формировать у детей навыки толерантности (национальной, религиозной, личностной и социальной терпимости), сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме.  Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей. Именно она способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом и о самом себе, о своих возможностях и способностях». Такое длительное обращение к документу не случайно. Основываясь на его положениях, далее будет сделана попытка показать, какие пути формирования духовно-нравственного мира ребёнка, проверенные длительной практикой, возможны и реально осуществимы.

Первое, о чём хочется сказать, это обращение к форме представления знаний, которая непосредственно связана (как видится автору) с идеями интеллектуального и коммуникативного развития, показанными в «Концепции…».  В течении более чем двадцати лет, автор изучал возможности знаково-символической системы при преподавании предметов естественнонаучного цикла в средней и начальной школе.(8, 9)  Именно естественнонаучное направление вооружает учащихся знаниями объективно существующих фактов и закономерностей (не мнениями специалистов и идеологов). Ведь научные знания во всей своей полноте способны стать мировоззренческой основой поведения личности, осуществляющей свой нравственный выбор, ответственность за последствия которого  она сознает и полностью принимает на себя. Формализация знаний является одной из важных составляющих собственно науки, позволяющая адекватно оценивать полученный результат. В данном случае речь идёт о формализации учебных текстов средствами знаково-символической системы подачи учебного материала. Максимально большая часть информации в процессе образовательной деятельности учащихся передается от учителя к ученику при помощи текста - письменного или устного; текст составляет определенная последовательность знаков алфавита - так называемый буквенный текст. Но возможен и другой способ передачи информации - при помощи определенной системы знаков и символов. В связи с этим необходимо говорить об особенностях такого знаково-символического способа предъявления информации. (11) Многие принципы работы в этом направлении лежат в плоскости ценностно-синэргетического подхода, сформулированного В.Маткиным. (1) Отношение к духовности и нравственности здесь самое прямое. Символика, знаковость являются одним из важнейших проявлений культуры. (Можно провести параллель с религией, основа которой символична во всех проявлениях). Освоение системы символов и знаков, своеобразных «кодов культуры», по выражению Ю.М.Лотмана, обогащает мир ученика, позволяет ему с уважением и пониманием относится к этим проявлением духовной жизни; сошлемся на данное Ю.М.Лотманом и  Б.А.Успенским определение: “... культуру также можно рассматривать как складывающуюся в общественном филогенезе “метаинформацию”, задающую определенные нормы и способы деятельности, как наследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний” (2) Как “метаинформация” культура задает прежде всего различные коды - программы и способы переработки информации.культура каждого коллектива представляет собой совокупность языков” (3). И здесь понятия культура и религия очень близки друг другу.

«Увеличение числа доступных культурных кодов все больше освобождает ... не только от подчинения “слепой необходимости”..., но и от обязанности строить свою мысль по схемам, предписанным лишь каким-нибудь одним из имеющихся в культуре кодов. Свободное творческое мышление возникает не за счет полного освобождения от сложившихся в культуре программ переработки информации, ибо отказ от них может вернуть все к  той же “слепой необходимости” биологических программ поведения. Напротив, только свободно владея различными культурными кодами, субъект может произвольно переключаться от одного из них к другому или строить на их основе какие-то новые коды. ..ез способности свободно оперировать разными программами смыслообразования и различным образом сочетать их друг с другом невозможно научное или художественное творчество (4). Можно наблюдать в этом случае и общекультурное, и интеллектуальное развитие учащихся. Проявляется это  и в осознании роли понимания в них, ведь понимание, без которого невозможно выделение смысла, который скрыт за системой знаков и символов. К.Крэйк в “Природе объяснения” выделяет в связи с пониманием три процесса в мышлении: 1) перевод внешних процессов во внутренние при помощи слов, чисел, других символик; 2) выделение на их основе новых символов; 3) актуализация этих символов или, по меньшей мере, установление соответствия между ними и внешними событиями.”(5).  Эти процессы лежат и в основе применения знаково-символической системы как основы образовательной деятельности учащихся. Коммуникативные навыки, применительно к такой деятельности, нарабатываются благодаря необходимости постоянного взаимодействия учителя и ученика как субъектов деятельности. Что очень важно, ребёнок получает возможность построения удобной ему (с разных точек зрения) системы отношений учитель-ученик (межличностной коммуникации) и выбора стратегии обучения. Трудно представить себе духовное общение, в котором один из его участников представляет собой некий обезличенный объект воздействия: тогда теряется личная сопричастность к действию, а, следовательно, и смысл его. Таким образом достигается овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования; обеспечивается овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.(10) В рамках знаково-символической системы хорошо обеспечивается совместная деятельность детей, что также соответствует положениям «Концепции…» Поэтому с уверенностью можно сказать о том, что применение знаково-символической системы в процессе обучения даёт значительные преимущества в развитии культуры ребёнка как части духовно-нравственного развития (7, 8)

Второе, о чём также хотелось бы сказать, это практическое развитие духовно-нравственных черт личности в условиях внеурочной деятельности. Сошлюсь на опыт работы с детьми в рамках деятельности Валдайской экологической экспедиции школьников и студентов Русского Географического Общества. Краеведческий принцип, расширенный и технологически выдержанный в полевых исследованиях, позволил рассмотреть на примере Валдайского приселья такие вопросы, как эстетическая ценность территории, провести этноботанические и этноэкологические исследования, а также исследования культурной и культово-обрядовой деятельности населения. В течение нескольких лет в работах участвовали более 30 учащихся. Результатами исследований стало прежде всего не достижение зримых научных результатов (участие и победы в различного уровня конкурсах; составление тематических карт; написание научных работ), а изменение мировоззрения учащихся. Пожалуй, наиболее значимый результат был спонтанно оформлен в высказывании одного из участников: «Я не знал, в какой стране я живу»(6). Есть ещё один пример: помощь Иверскому Святоозёрному монастырю в момент его нового становления (1997 год) расценивалась участниками экспедиции не как нечто особенное, а как помощь Родине в воссоздании её культуры. При этом конфессиональная принадлежность каждого, или отсутствие таковой не обсуждалась. По моему убеждению, человек, нравственно относящийся к природе, умеющий чувствовать духовную составляющую жизни людей и их отношений к природе, во многом, если не полностью, соответствует тому результату духовно-нравственного воспитания, который        хочет получить общество.

1.Маткин В.В.Теория и практика развития интереса к профессионально-творческой деятельности у будущих учителей: ценностно-синергетический подход. Автореф. дисс.... докт.пед.наук.-  Екатеринбург, 2002.

2. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Ученые записки ТГУ. Вып.284. Труды по знаковым системам V.- Тарту, 1971.- С.147.

3. Лотман Ю.М., Статьи по типологии культуры. Вып.1 Типология культуры.- Тарту, 1970.- С.8.

4. Чертов Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи.- СПб, 1993.- С.346

5. Jonson-Laird P.N. Mental models. Cambridge etc.Cambridge univ.Press, 1983, 513 p.

6. Отчёт о полевых исследованиях 1997 г. Валдайской экологической экспедиции школьников и студентов РГО (рукопись)

7. Смольников В.Ю. Педагогический потенциал знаково-символической системы как отражение процесса гуманизации образования // Гуманизация в образовании: исторический и современный аспект.-СПб.: СПбГУПМ, 1997. - С. 62-67.

8. Смольников В.Ю. Психолого-педагогические особенности применения графо-символической знаковой системы при изучении понятий в курсе природоведения // Прикладная психология.- №2.- М.: Магистр, 1999.- С. 41-59

9. Смольников В.Ю.Знаково-символическая система конструирования учебного текста как средство организации образовательной деятельности учащихся. Автореф. дисс…. к.пед. н., СПб, 2004

10. Знаково-символическая система конструирования учебного естественнонаучного текста как условие развития интеллектуально-графической культуры учащихся. Спб, Герценовские чтения 2009

11. Знаково-символическая система конструирования учебного естественнонаучного текста как условие гуманитаризации образования. Материалы международной научно-практической конференции по Метаметодике  СПб, 2008

 

 

 

Hosted by uCoz