Шапошникова Т.Д.

Институт теории и истории педагогики РАО

                                                                                                                                          госква

Проблема духовно - нравственного воспитания в современной

педагогической теории и  практике

   Образовательные стратегии формирования  духовности личности, духовной жизни на случайно выступают сегодня для нас на первый план. Российское общество все еще находится на переломном этапе своего становления: реформы, имевшие целью возрождение страны, воссоединение России с мировой цивилизацией, привели к глубокому кризису всех сфер социальной жизни; в особенно тяжелом состоянии оказались наука, культура, образование.   С другой стороны, социально-экономические реформы России создали принципиально новую ситуацию в сфере образования - все очевиднее становится осознание того, что  школа,  в первую очередь, призвана воспитывать  и именно  с воспитанием связано духовное возрождение страны.

   За последние годы  появился целый ряд концепций образования, в которых его реформирование связано прежде всего с изменением содержания образования и повышением роли воспитания. На протяжении ХХ столетия школу критиковали за  ее нацеленность исключительно на передачу знаний - сегодня акцент делается на иные аспекты и функции образовательного процесса: обучение, ориентированное на программу, глобальное образование, междисциплинарное (интегрированное) образование, личностно ориентированное, поликультурное и т.д. Сложнее обстоит дело  с  выделением целей и задач воспитания. В начале 90-х годов в первых образовательных концепциях, стандартах образования  воспитанию уделялось не так много внимания,  сегодня  вопрос: "кого  мы хотим воспитать?" - становится  центральным. И решить его - совсем непростая задача.

   Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества  существенно влияют  на воспитание как социально контролируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это, по мнению специалистов, проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабильного С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в поддержании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в стабильном обществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос "что транслировать?" объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.

   В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого характерны переход от одного типа общества к другому или существенное изменение  общества внутри одного типа, ситуация принципиально другая. В нем отсутствует социальный консенсус, то есть интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. На вопрос  о том, что надо изменить, а там более, в каком направлении изменить, единства нет.

      Меняющееся общество, коим и является еще пока, на наш взгляд, российское, в сегодняшней своей ситуации развития, не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария его развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые ориентиры и установки. Оно лишь знает, что нужно воспитать другого человека и делать это надо по-другому. В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактически стоит задача одновременно  с обществом искать ответ на вопрос "что развивать в человеке?", а вернее, "в каком направлении его развивать?" и параллельно искать ответ на вопрос "как это делать?". Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института, для которого важнейшим в этой ситуации, по нашему мнению, является определение  ценностно-смысловых его ориентиров, системы базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации  подрастающих поколений.

   Приходится признать, что процесс формирования новых ценностных ориентаций в системе общего и профессионального образования идет еще сложно, противоречиво, неоднозначно. Однако,  очевидно, что сегодня в стандартах образования второго поколения,  духовно-нравственный компонент становится важнейшей их составляющей, а в дальнейшем, возможно, и скорее всего, именно той составляющей, которая в будущем  станет доминантой и позволит  вообще поменять существующую сегодня образовательную парадигму на такую, где  воспитательный аспект станет главным и  связанным  с идеей восстановления образа и подобия Божия в человеке (какой бы нереальной,  может быть, для многих ни казалась  сегодня эта идея, но так или иначе она должна присутствовать в нашей системе образования).

    У всех современных культур ценностно-смысловое ядро складывается под влиянием одной из мировых религий. В России такой религией было христианство; в истории страны, в становлении и развитии её духовности и культуры особая роль принадлежит православию. Православное христианство (или христианское православие ?) является постоянной во времени этнодоминантой российского общества, то есть связью между обществом и происходящими в нем социальными, в том числе и педагогическими, процессами.  Именно поэтому, на наш взгляд, поиск  целей и задач духовно-нравственного образования, а еще и  потому, что  педагогика неразрывно связана с такими понятиями, как культура, духовность, а православная педагогика занимает особое место в отечественной истории, должен осуществляться в контексте  интеграции основ христианской и светской педагогики. Однако для такой интеграции необходимо в первую очередь, чтобы общество, школа и религия  были готовы к конструктивному диалогу, сориентированы на взаимопонимание и сотрудничество.  

     Основными проектами документов по стандартам образования,  предлагаемые сегодня для обсуждения -документы  Института проблем образовательной политики "Эврика"(г. Москва);  временного научно-исследовательского коллектива ИПК"Институт развития регионального образования" (г. Екатеринбург), Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования(госква).

    В первом документе важнейшими  задачами декларируются воспитание личностей, граждан и работников в условиях открытого и непредсказуемо меняющегося мира;  социально ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях изменяющегося мира;  человека, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни, усвоившего от предшествующих поколений нормы и ценности, обеспечивающие преемственность родной духовно-культурной традиции,  открытости, толерантности, гармоничности отношений с людьми и природой (ДНГ - духовно-нравственная грамотность, компетенция).

    В следующем проекте отмечается, что в настоящее время постоянное обновление представлений о природных, общественных процессах требует от каждого человека зрелых навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития во всех видах повседневной жизнедеятельности, выделяются, в соответствие с этим, следующие компетенции: социокультурная,  как совокупность навыков успешного освоения принятых в социуме основных норм и правил взаимодействия с природой, техническими системами, малыми и большими общностями; реализация требований культуры

многонационального Российского государства, того этноса, представителем которого является личность, и  компетенции личностного самосовершенствования (саморазвитие, самовоспитание личности , самоорганизация, самореализация, самоутверждение, самоопределение). Стандарт реализуется через специальную, разрабатываемую образовательным учреждением, программу воспитания учащихся, с

учетом возрастных, гендерных,  социокультурных и индивидуальных различий. Эта программа призвана обеспечить: создание воспитывающей среды в образовательном учреждении; определение направленности и содержания тех ориентаций и установок, которые формируются у обучающихся при освоении требований современной культуры; квалифицированную диагностику.

   В "Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников" (ИСИО РАО) предпринята попытка выделения: национального воспитательного идеала, целей и задач воспитания школьников  в соответствии с  духовно-нравственным развитием граждан России, ценностные установки обучения и воспитания, система воспитательной работы и управление воспитательным процессом и т.д. Отмечается, что современное российское образование нацелено на  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и  саморазвивающейся личности; нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Процесс образования  понимается не только как усвоение системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебных деятельностей учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.  Духовно-нравственное развитие гражданина России  представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; честь; достоинство); гражданственность (правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей; забота о старших и младших; забота о продолжение рода); труд и творчество (творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость); наука (познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание); традиционные российские религии (при светском характере образования в общеобразовательной школе обучающиеся получают системные представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира); искусство и литература (красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие); природа (жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля); человечество (мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество).

Даже беглое прочтение документов показывает, что в целях воспитания в светских документах и в понимании их христианской, православной педагогикой, есть много общего, необходимо только, чтобы основные понятия, категории и характерные черты христианской педагогики были понятны как современными педагогами-теоретиками, так и педагогами-практиками.

Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной. К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры

   Понятие духовности последнее время сводится только к религиозности человека - им традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике "духовностью" называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. На сегодняшний день, по мнению ученых, набирает силу "никакая" духовность (В.И.Слободчиков). Просто нулевая, хотя она тоже называется духовностью, это так называемая "культурная духовность". За этим есть некий пафос   высшие образцы человеческих достижений в искусстве, в литературе, в производящей деятельности: технической, интеллектуальной и т. д. Соответственно для секулярного сознания освоение высших образцов исторических и сегодняшних достижений культуры как раз и есть духовное развитие человека, а духовные ценности могут существовать только в пространстве самой культуры .

   В христианстве духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Именно оно  формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.

   Великий славянский педагог,  Ян Амос Коменский, оказавший огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире, считал, что  человек - это гармония в отношении как тела, так и души, мир - это "создание Божье", познание - это "Богоискание повсюду". Земную жизнь  он, как и православные педагоги, считал подготовкой к вечной загробной жизни и видел в этом цель воспитания. Коменский в ребенке усматривал природное влечение к свету, знанию, добру, а роль воспитания оценивал очень высоко, считая, что именно оно делает человеком Человеком ( 1 ).

   В светской педагогике воспитание связано с развитием. Светская трактовка этого термина (от ярко выраженной классовой,  марксистской до более мягкой культурологической, гуманистической) исходит из материалистического определения человека как "продукта среды" и поэтому преследует задачу, прежде всего, ее улучшения, облагораживания, создания соответствующих условий через правильную организацию детской жизни и деятельности, включая также и "подгонку" индивида к среде. При этом недостатки в воспитании, отсутствие ожидаемых положительных результатов объясняется так называемыми стихийными, неорганизованными влияниями на личность или ее биологическими особенностями".

    В православии особое понимание духовности   связано с "обожением", понятие "дух" в его предельном значении идентично понятию "Бог" "Бог есть дух". Воспитание направлено на правильное иерархическое устроение трех сторон человека - духа, души и тела, то есть на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. Первое и самое важное условие - восстановление человеческой природы, подчинившей свое духовное начало психофизической сфере и тем самым затмившей в себе образ Божий. Восстановление человеческой природы совершается под воздействием Божественной благодати и конечная цель земной жизни человека - достичь идеала Богоподобия (обожения) при благодатной помощи свыше. Отсюда и особое понимание духовности в православии.

    Духовное развитие есть актуализация возможного; оно подразумевает развитие человека в сторону Духа, в сторону более духовной жизни. Это следует понимать так, что духовность в скрытом, не пробужденном состоянии в человеке всегда была как "искра" Божия, как отражение Божественной любви к человеку, сотворенному по Его образу и подобию. Путь становления человека личностью, которая есть истинное, глубинное, настоящее его "я", теснейшим образом связанное с духовностью. Человек может достичь этого, увеличивая роль Духа в своей жизни, то есть чаще обращаться к своей совести, слушаться ее голоса, отказываться от всего того, что заставляет его поступать не по совести. Человек может реализовывать свои творческие способности, "раздувая", выращивая тем самым свой внутренний Божественный огонь. При этом истинным творчеством может считаться только то, что согласуется с совестью, что не противоречит воле Творца, что укрепляет мировое Добро и уменьшает зло. Вот именно это и приближает людей к Богу, делает их совершеннее, духовно их развивает.  Человечность это Богочеловечность; человек должен осознать, что сотворен по образу и подобию Божьему, и это осознание должно руководить его действиями, направляя на труднейший путь Богоподобия (2, 420).

    Данное понимание духовности созвучно одному из ведущих и, на наш взгляд, важнейшему принципу воспитания - принципу незавершенности воспитания (3,171). Он предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями,  а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни (по словам известного немецкого ученого Деопольда фон Ранке, каждый возрастной этап по-своему соотносится с Богом). Принцип незавершенности воспитания предполагает признание того, что  в каждом ребенке, подростке, юноше, а в дальнейшем  уже  и во взрослом человеке есть нечто  незавершенное и  в принципе незавершимое, ибо находясь  в диалогических отношениях с миром и с самим собой, они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения (Л.Н.Толстой считал, что на протяжении жизни  в нем сменилось пять разных людей).

   В соответствии с принципом незавершимости воспитания его необходимо строить таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе каждый имел возможность "состояться заново": заново познать себя и других, заново развить и реализовать свои возможности, заново найти свое место в мире и смысл своего существования. В свое время Л. Толстой озвучил такую формулу: "Пустыня отрочества". Вдумаемся в это словосочетание! Отрок (наш подросток) оказывается и проходит сквозь пустыню. Через какую пустыню? Смысловую и ценностную   духовную. А потому и выход из "пустыни отрочества" может быть трагическим, а может быть болезненным, но духовно развивающим.

Литература

1.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1,2.,М.,1982.

2.Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого /Н.А.      Бердяев. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2005. - 623с

3.А.В.Мудрик  Социальная педагогика: Учеб. Для студ.пед.вузов / Под ред. В.А.Сластенина. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 200с.

 

 

Hosted by uCoz