Об особенностях преподавания «Духовно-нравственной
культуры»
В.А. Полукеев
Основной целью преподавания в современной школе является передача знания от учителя к ученику, о каком бы предмете ни шла речь. Отсюда возникают кажущиеся естественными попытки применить этот подход и к курсу «Духовно-нравственная культура» (ДНК), после чего единственной задачей оказывается определение дидактическое содержания курса. Однако именно эта практическая задача вызывает в дискуссиях острую полемику. Автору представляется возможным снять возникающие противоречия через определение особенностей ДНК.
Основным отличием курса ДНК от любого другого предмета является особенность задачи, на которую он направлен, а именно – способствовать преодолению отчуждения
человека от своей божественной природы. Автор предполагает, что данное отчуждение
обусловлено наличием в сознании ложных истин и, соответственно, кумиров, эти истины олицетворяющих и поддерживающих. Кроме того, важным обстоятельством является то, что такое сознание предрасполагает его носителя к т.н. «полевому зрению», характерному для преступников, когда человек концентрируется на желаемом и не способен видеть и учитывать сопутствующие обстоятельства. Таким образом, задачу ДНК можно в общем определить как борьбу с властью кумиров в сознании учеников.
Отсюда следует еще одно отличие данной дисциплины: контекст преподавания в данном случае может определяться не столько учебным планом, сколько актуальным состоянием сознания учеников в данном классе. Задачей преподавателя здесь будет состоять в том, чтобы определить, какое заблуждение, какая сверхценная идея, какие кумиры в данный момент оказывают влияние на жизнь класса, после чего найти живой и доступный пример альтернативной идеи, которая лишала бы исходную ложную идею
ее абсолютного господства. При этом важным и ценным становятся не только знания и способности учеников, но и их заблуждения, поскольку запускают интерактивный процесс обучения.
Явной целью такого обучения будет являться становление критического мышления и осознавание того, что ни одна идея не является истиной в последней инстанции, что наличие разных мнений по одному вопросу может являться не только источником конфликта, но и взаимно обогащающим фактором. Неявно подразумеваемой же целью является приход к непостижимости с помощью мышления той истины, которая может открываться лишь в сердце. Практически же полезным будет для учеников открытие того, что именно их заблуждения являются в обществе основой для того, что кто-то мог ими манипулировать.
Считаю весьма целесообразным для курса ДНК создание сайта, с помощью которого
учителя могли бы делиться друг с другом примерами, запрашивать поддержку в решении
возникающих проблем, помещать полезные ссылки и материалы. В этом случае важнее будет не то, что учитель может с ходу ответить на любой вопрос и решить любую проблему, а то, что ученики таким образом через своего учителя будут иметь дело с целым сообществом учителей и что учитель будет ощущать за своей спиной поддержку коллег. Кроме того, молодые люди обыкновенно стремятся найти способы, позволяющие
решать проблемы одним мановением руки. В этом смысле важно продемонстрировать им,
как созревает решение вопроса, какого терпения подчас оно требует. Другими словами, упор будет делаться не на скорость процесса (как в случае других предметов), а на его непрерывность.
Одной из возможностей, которую предполагает данный поход, является игровой характер урока, когда, например, поручается отличнику сформулировать и отстоять жизненную позицию двоечника, или активному ученику – позицию пассивного. Это сможет позволить вовлечь в процесс самых «трудных» участников, и кроме того, даст
возможность к сопереживанию учеником ситуации своего ближнего. Автор полагает,
что игровая составляющая уроков ДНК настолько потенциально богата возможностями, что имеет смысл разработать систему обучения преподавателей таким техникам.
Преподавателю ДНК следует быть готовым к тому, что его собственные заблуждения могут в свою очередь стать объектом внимания учеников, и воспринимать это не как угрозу его авторитету, а как возможность собственного личностного роста
Поскольку одной из целей курса ДНК будет возрастание способности к единению учеников, будет важным, если данные курсы будут способствовать и единению учителей. Для этого, в частности, необходимо, чтобы материал курса был сопряжен с материалом,
который в данное время изучается на других уроках, с одной стороны дополняя его с учетом особенностей ДНК, и с другой стороны вызывая повышение интереса учеников к
другим предметам.
Таким образом, отличительной особенностью курса ДНК является то, что в отличие от остальных предметов, его содержание определяется не позитивными знаниями. Здесь позитивные знания являются лишь полезным вспомогательным материалом. Образно говоря, на уроках ДНК учитель ведет своих учеников не к свету истины,но к мерцанию тайны. В этом смысле лозунг ДНК – «Знание – сила. Но не высшая».