Об особенностях преподавания «Духовно-нравственной культуры»

В.А. Полукеев

 

    Основной целью преподавания в современной школе является передача знания от учителя к ученику, о каком бы предмете ни шла речь.  Отсюда возникают кажущиеся естественными  попытки применить этот подход и к курсу «Духовно-нравственная культура» (ДНК), после чего единственной задачей оказывается определение  дидактическое содержания курса. Однако именно эта практическая задача вызывает в дискуссиях  острую полемику.  Автору представляется возможным снять возникающие противоречия через определение особенностей ДНК.

      Основным отличием курса ДНК от любого другого предмета является особенность задачи, на которую он направлен, а именно – способствовать преодолению отчуждения

человека  от своей божественной природы.  Автор предполагает, что данное отчуждение

обусловлено наличием в сознании ложных истин и, соответственно, кумиров, эти истины олицетворяющих и поддерживающих.  Кроме того, важным обстоятельством   является то, что такое сознание предрасполагает его носителя к т.н. «полевому зрению», характерному для преступников, когда человек концентрируется на желаемом и не способен видеть и учитывать сопутствующие обстоятельства.  Таким образом, задачу ДНК можно в общем определить как   борьбу с  властью кумиров в сознании учеников.

       Отсюда следует еще одно отличие данной дисциплины: контекст преподавания в данном случае может определяться не столько учебным планом, сколько актуальным состоянием сознания учеников в данном классе. Задачей преподавателя здесь будет состоять в том, чтобы определить, какое заблуждение, какая сверхценная идея, какие кумиры в данный момент оказывают влияние на  жизнь класса, после чего найти живой и доступный пример альтернативной идеи, которая лишала бы исходную ложную идею

ее абсолютного господства.  При этом важным и ценным становятся не только знания и способности учеников, но и их заблуждения, поскольку запускают  интерактивный процесс обучения.

     Явной целью такого обучения будет являться  становление критического мышления и осознавание того, что ни одна идея не является истиной в последней инстанции, что наличие разных мнений по одному вопросу может являться не только источником конфликта,  но и взаимно обогащающим фактором.  Неявно подразумеваемой  же целью является  приход к непостижимости с помощью мышления той истины, которая может открываться лишь в сердце. Практически же полезным будет для учеников открытие того, что именно их заблуждения являются в обществе основой для того, что кто-то мог ими манипулировать.

     Считаю весьма целесообразным  для курса ДНК создание сайта, с помощью которого

учителя могли бы делиться друг с другом примерами, запрашивать поддержку в решении

возникающих проблем, помещать полезные ссылки и материалы. В этом случае важнее будет не то, что учитель может с ходу ответить на любой вопрос и решить любую проблему, а то, что ученики таким образом через своего учителя будут иметь дело с целым сообществом учителей и что учитель будет ощущать за своей спиной поддержку коллег. Кроме того,  молодые люди обыкновенно стремятся найти способы, позволяющие

решать проблемы одним мановением руки. В этом смысле важно продемонстрировать им,

как созревает решение вопроса, какого терпения подчас оно требует. Другими словами, упор будет делаться не на скорость процесса (как в случае других предметов), а на его непрерывность.

      Одной из возможностей, которую предполагает данный поход, является игровой характер урока, когда, например, поручается отличнику сформулировать и отстоять жизненную позицию двоечника, или активному ученику – позицию пассивного. Это сможет позволить вовлечь  в процесс самых «трудных» участников, и кроме того, даст

возможность к сопереживанию учеником ситуации своего ближнего.  Автор полагает,

что игровая составляющая уроков ДНК настолько потенциально богата возможностями, что имеет смысл разработать систему обучения преподавателей таким техникам.

      Преподавателю ДНК следует быть готовым к тому, что его собственные заблуждения могут в свою очередь стать объектом внимания учеников, и воспринимать это не как угрозу его авторитету, а как возможность собственного личностного роста

    Поскольку  одной из целей  курса ДНК будет возрастание способности к единению  учеников, будет  важным, если данные курсы будут способствовать и единению учителей. Для этого, в частности,   необходимо, чтобы материал курса был сопряжен с материалом,

который в данное время изучается на других уроках,  с одной стороны дополняя его с учетом особенностей ДНК, и с другой стороны  вызывая повышение интереса учеников к

другим предметам.

    Таким образом, отличительной особенностью курса ДНК является то, что в отличие от остальных предметов,  его содержание определяется не позитивными знаниями. Здесь позитивные знания являются лишь полезным вспомогательным материалом.    Образно говоря,  на уроках ДНК учитель ведет своих учеников не к свету истиныо к мерцанию тайны. В этом смысле лозунг ДНК – «Знание – сила. Но не высшая».

     

 

 

 

Hosted by uCoz