Мушникова Э.Б.
Интегрированный курс «Духовно-нравственная культура»
(Петербургский вариант)
С 1 сентября 2009 года в
российских школах появится новый предмет – «Духовно-нравственная культура»
(ДНК). Это не просто радостное и долгожданное событие. Это событие высокой
значимости, возможно, поворот к новой парадигме образования. Событие особенное также и в плане подготовки к
нему. Никогда ещё не вводился новый предмет без предварительно подготовленных
программ и преподавателей. Сегодня мы таких программ и даже методических
разъяснений пока не имеем. И это, на мой
взгляд, хорошо. Хорошо, что регионам, отдельным субъектам федерации и даже
национальным округам и религиозным объединениям предоставлена возможность
разработать собственные программы преподавания этого предмета. Такой свободы
творчества в педагогике средней школы на моей памяти ещё не было. Оборотной
стороной свободы у цивилизованных людей является ответственность. Я думаю, что педагоги, искренне обеспокоенные состоянием
российского общества, готовы взять на себя эту почётную ответственность. Ведь
нравственная парадигма образования – это путь к возрождению, нравственному
выздоровлению общества. Введение
предмета ДНК в курс средней школы
явление необходимое и безусловно положительное. Но нельзя делать это
старым негодным способом – добавлять ещё
один предмет, как некое отдельное
знание, продолжая ту мозаичную раздробленность школьного образования, от
которого на словах все хотят избавиться, но не умеют. ДНК – это не предмет, не
отдельная дисциплина – это воспитание мироощущения, воспитание чувств.
Следовательно, процесс должен быть непрерывным и органически пронизывающим всё
содержание среднего образования.
Мы живём в городе, который является отдельным
субъектом Российской Федерации. Санкт-Петербург имеет яркую историю, отличную
от других российских городов. Культура Санкт-Петербурга формировалась под
влиянием и при участии не только
русского народа, но и представителей многих
европейских народов. Наш город с Петровских времён отличался многоконфессиональностью религиозной жизни и
общественной толерантностью. Здесь всегда с уважением относились к храмам различных христианских конфессий, к мусульманским, иудаистским и буддийским
храмам. На главной улице нашего города,
Невском проспекте рядом с Казанским собором – главной православной церковью
Санкт-Петербурга находится Армянская церковь,
католический собор, несколько протестантских церквей, лютеранская
евангелическая церковь. Даже во времена воинствующего коммунистического атеизма
действовала мусульманская мечеть, синагога, сохранялся буддистский храм. Толерантностью и уважением к инаковерующим
отличалась и образовательная деятельность Петербурга. Ряд учебных заведений
Петербурга предоставлял возможность преподавания религии представителям разных
христианских конфессий. Новая программа
преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школах Санкт-Петербурга
обязательно должна быть органично связана с духовно-нравственной культурой
нашего города, воплощать его GENIUS LOCI.
Именно петербургскую концепцию преподавания этого предмета, апробированную в течении почти 20 лет в нашей
гимназии «Петершуле», я и хочу представить.
С введением ДНК в курс средней школы может и должна измениться вся парадигма российского
образования. Парадигма – удобное слово
для определения суммы подходов,
принципов и методологий какого-либо процесса. Образование это процесс.
Этимология самого слова образование показывает первородность и неотъемлемость
воспитательной стороны этого процесса,
то есть нравственного преобразования
личности. Образование это процесс,
результат которого ощущает на себе как отдельная личность, так и социум и мир в
целом. Если вспомнить ноосферу
Вернадского, то результативность нашего
образования может оценить и почувствовать на себе вся наша Вселенная. К чему
такой пафос? В мире, где практически все процессы на сегодняшний день
глобализированы, нельзя мыслить не
глобально. Поэтому мы присоединяемся к Болонскому процессу. Главная цель Болонского процесса
сформулирована на «Всемирной конференции по высшему образованию. 9 октября 1998
года в Париже. Там было сказано, что «образование должно рассматриваться как
общественное благо» и что необходимо воздержаться от использования «коммерческого подхода к образованию». Последние
документы Болонского процесса – «Коммюнике конференции министров, отвечающих за
высшее образование» (Берлин. 19.09.2003.) – повторяют и усиливают эту
направленность. «Главное в Болонском процессе - это
отношение к образованию как к общественному благу и общественной
ответственности». Слово благо
(благое дело, благодать) – Библейское слово!
Давать благо, делать благое дело, проявлять благодать, милость, быть
добрым - это есть вечная нравственная основа образовательного процесса и это
же должно быть фундаментом
любой новой парадигмы образования.
Из определения «образование есть общественное благо»
следует:
1.
Приоритет
нравственного воспитания в образовании
2.
Признание
абсолюта нравственных принципов
3.
Поскольку документ принят в Европе – признания
абсолюта христианских нравственных принципов, лежащих в основе Европейской
цивилизации.
Фундамент вечных ценностей никогда не
исчезал в мире, но при некоторых исторических обстоятельствах уходил в подполье
или на задний план социальной жизни, а иногда использовался демагогически для прикрытия
противоположной безнравственной цели. К
счастью, при изменении ситуации вечные ценности вновь занимают в сознании
социума своё почётное место, и данный социум идёт по пути возрождения.
Достаточно вспомнить, что христианские нравственные ценности являлись
первоосновой любого вида образования в дореволюционной России. Потом на долгие
80 лет они исчезли из содержания образования. Педагогика сознательно лишилась рассмотрения воспитательных аспектов
проблем Бога, души, формирования отношения к миру, к ближнему. Вместе с этим
вытравились и проблемы обучения пониманию Добра и зла, порока и Добродетели,
высокого и низкого и т.д.
Поэтому нашей педагогической, да и любой другой
общественности в нашей стране ещё
следует осознать и признать необходимость духовно-нравственного
фундамента образования. Ведь всего только год назад в Закон
Российской Федерации «Об образовании» была внесена поправка гласящая, что
основная задача образования – это формирование духовно-нравственной личности. Для
достижения такой цели недостаточно введения ещё одного, возможно, малоинтересно представленного предмета,
утяжеляющего нашу и без того
перегруженную мозаично-знаниевую парадигму образования. Эта высокая цель
требует, прежде всего, изменить тип педагогического мышления. Педагог должен видеть основу успешности ученика (а значит и собственной
педагогической работы), основу успешности и благополучия своей страны
не только в навыках, в «знаниях
по предмету», а, прежде всего, в обретении нравственной опоры, без которой
всё: политика, экономика, культура – всё со временем обречено на разрушение.
Совершенно необходимо и в самой форме и в содержательной части
образования всех уровней создать духовно-нравственный
фундамент.
Можно вывести следующие
принципы нового нравственного подхода к образованию в дидактическом плане.
1.
Акцентировать нравственную составляющую во всех предметах, изучаемых на всех
уровнях образования. Духовный компонент
присутствует во всех областях знаний, его надо только увидеть, понять. Учителю НЕОБХОДИМО расширять и углублять своё
миропонимание. Не надо отказывать себе в
праве на христианское, трансцендентное мировоззрение. Это не обязанность, но
право, которое надо уважать. Преподаватели всех
предметов должны включать в каждый урок ненавязчиво, без поучительства,
(возможно, как результат какого-то наблюдения, или исторический пример или итог
игровой ситуации на уроке), нравственную составляющую, которую также как и
знаниевую, надо планировать. Примеры - на сайте РФПИЦ. Введение предложенных
принципов потребует пересмотреть
содержательную часть программ начальной школы. В неё будут введены некоторые
понятия и сведения, которые сегодня изучают
в средней школе. Возможность усложнения и некоторого увеличения объёма
информации, получаемой в начальной школе, основана на представлении детских
психологов о снижении скорости усвоения
информации по мере взросления. Разумно увеличить объём информации в тот период,
когда скорость её усвоения велика, и ослабить поток информации позже, когда
скорость снизится. Тенденции
изменения научной картины мира подсказывают в свою очередь направление изменений в содержательной части образования. Бурное
развитие на рубеже веков постнеоклассической физики, астрономии и астрофизики,
исследований природы информации, информационных процессов и явлений,
молекулярной биологии и генетики и других областей науки, а также появления
ряда технических средств, таких как радио, телевидение, компьютеры, Интернет, подпадает под признаки революционной ситуации
в науке. С появлением Общей теории относительности и Квантовой физики ушёл в
прошлое вульгарный материализм. Позитивистское мировоззрение ещё довлеет над
многими учёными и по сей день, но в
фундаментальной науке на рубеже XX и XXI веков ситуация изменилась. Выяснилось, что только естественная
причинность, недостаточна для объяснения
картины мира, определяемой фундаментальной наукой. Исследования в астрофизике, в биологии и, наконец,
исследование структуры вакуума даёт
мощный импульс трансцендентному, запредельному
мышлению. «Сильный антропный
принцип» интерпретирует свойства Вселенной как проявление «разумного замысла»,
подчинённого неким трансцендентным сознательным целям. Этот замысел проявляется
в законах природы и соответствующих фундаментальных константах. В
фундаментальной науке сегодня
наблюдается возвращение к целостному мышлению, к метафизике.
Следовательно, в
образовании необходимо пересмотреть
подход к изучению естественных предметов, который в течение почти
полутора веков формировался авторами учебников, воспитанных исключительно в
духе вульгарного материализма. Сейчас
важно раскрыть все возможности ученика к познанию, без искусственных
ограничений времён воинствующего атеизма. Этой идеологии уже нет, но она ещё
владеет авторами учебников на уровне подсознания. Наши ученики имеют право на
получение всей полноты знаний о мире, а нынешние учебники её ограничивают
рамками неполного миропонимания самих авторов.
В современной парадигме образования главное и единственное место занято научной
методологией познания. Научная методология познания великое достижение
человечества, приносящее объективную пользу и способствующие прогрессу. Но это
не единственный и не безупречный путь
познания. В последние десятилетия и в научной среде говорят о вреде, который
нанесли миру «технический рационализм» и сциентизм. Главной потерей считается тенденция в мышлении к узкой бестелесной
рациональности, которая тесно связана с познавательным, но далека от
чувственного. Такая рациональность
является тяжеловесной предсказуемой, дегуманизированной, выхолощенной формой
мысли. В этой форме мышления нет места чувственному, эмоциональному, соматическому,
трансцендентному пониманию. К людям,
исповедующим сугубо научное, эмпирическое мышление вряд ли открытие может придти силой откровения. Таким образом, сциентизм существенно сужает
возможности исследователя. Религию же в
наше время, стали рассматривать лишь как компенсаторную функцию в условиях
неполного (пока еще!) знания, как-то забывая о том, что далеко не все
вопросы поддаются научной
методологии. Например, самые главные вопросы бытия, связанные со
смыслом жизни! Отсутствие духовного воспитания и христианских нравственных ценностей
как основы мышления не только обедняет
личность, но и приводит к тяжёлым последствиям для общества. Вывод: новая
парадигма образования должна быть более
широкой, обучать также и
христианскому миропониманию, в котором
христианские нравственные ценности как абсолют заложены в основу воспитания,
в котором познание мира возможно не только научными методами, но всеми, доступными человеческому
сознанию.
Следует также поднять стартовый уровень преподавания
естественных дисциплин в школе. Современные ученики знают о мире гораздо
больше, чем, скажем послевоенное поколение, а учебники по физике, например, с
тех пор практически не претерпели изменений. И ещё: учёные во всём мире уже
целое столетие пытаются объяснить педагогам, что главным является постижение смысла, философии
наук. Наши учебники и учителя озабочены
в первую очередь практическими навыками. А много ли даёт современному ученику
частные навыки без представлений об их месте в общем контексте наук? Следует
внести в учебники не только сведения о последних достижениях наук, но и
объяснить, чем диктуются актуальные направления исследований, каковы их
тенденции. При таком подходе многие ученики уже на школьной скамье смогут
почувствовать своё призвание, а главное, ему станет понятно, для чего конкретно
он изучает науки. И это тоже можно рассматривать как нравственную составляющую
цикла естественных наук.
2.Очень
важно внести нравственный аспект в содержание эмоционально воздействующих
предметов художественного цикла, формирующих этические и эстетические критерии
личности: музыку, изобразительное искусство, спорт. Как можно раньше (детский сад, дошкольная
подготовка, начальная школа) создать
культурное пространство, проявляющее красоту и целесообразность через
нравственное совершенство. Воспитывать эстетические вкусы, показывая несовершенство и пороки в окружающем мире,
задавать направление и импульсы к
самосовершенствованию. Например, рассматривать спорт не утилитарно как способ
стать сильнее или быстрее других, а как путь к совершенствованию своего тела и
укреплению духа для благих целей.
3.
Как можно раньше, то есть и в дошкольных учреждениях и конечно же с первого класса начальной школы начинать
первый этап преподавания ДНК. Этот предмет должен стать стержневым, дающим
системное, но, учитывая возрастную психологию, только образное представление об эволюции духа человеческого. ДНК во многом поможет решить образовательную
задачу начальной школы: развитие синтезийного мировосприятия до отчётливого
ассоциативно-образного мышления. Он
станет инструментом овладения культурой понимания. Изучение ДНК поможет детям пройти через опыт
создания широчайшей и глубочайшей
картины мира, не ограниченной
рамками сциентического мышления, включающей, как основное, представление о Боге
и Божественном промысле, приобрести миропонимание, сочетающее в себе
трансцендентные ощущения присутствия Бога со знаниями достижений современной
научной мысли.
Это и своего рода
пропедевтика таких предметов как география, история, философия. Однако главная
его цель помочь ребёнку найти своё жизненное кредо, свой внутренний стержень,
на который он может опереться в трудный пубертатный период. В гимназии
Петершуле этот первый этап ДНК (с1 по 4 класс) носит название «Воспитание нравственности у детей посредством изучения
Библии», разработан Л.С. Голутвиной. Программа
знакомит школьников с христианским
мировоззрением как нравственно-этической основой общества. Размышляя над
библейскими притчами дети получают первые представления о христианских
нравственных ценностях.
Происходит формирование
самоотношения, чувства собственного
достоинства и самоуважения;
приобщение детей к красоте, доброте; побуждение к эмоциональной отзывчивости и
сочувствию, к разрешению жизненных
коллизий с позиций представления о Добре.
В четвёртом классе
начинается второй этап
интегрированного курса ДНК. Уже имеющие у детей основные представления о нравственных принципах и
нравственных ценностях связываются с духовными и религиозными исканиями
человечества. Эти знания связаны «лентой времени» с хронологией возникновения и развития цивилизаций. Каждая цивилизация
характеризуется (только образно) этно-географически, верованиями
и культурой. Важнейшей и завершающей темой этого курса является
христианство, изучение Нового Завета, знакомство с разными христианскими
конфессиями и историей христианства в России и в нашем городе.
Основные темы курса
«Духовная эволюция человечества»:
1.
Родовое
общество – племенные культы
2.
Верования
Египта
3.
Зороастризм
4.
Древнегреческие
боги
5.
Древнеримский
пантеон
6.
Религии
кельтов и скандинавов
7.
Языческие
верования славян
8.
Иудаизм,
Ветхий завет
9.
Христианство
10.
Золотое
правило всех религий
Российская школа пока ещё не
хочет замечать тенденцию к более раннему развитию детей. Наша школа даже
искусственно содействует некоторой инфантильности учеников. Недавние Пиза-тесты
показали это. Отчасти это следствие авторитарности, ещё присущей нашей школе,
неуважения к личности ученика, неумения воспитать в нём такие качества как
собственное достоинство и честь. Отчасти
традиционный приоритет естественных наук над социогуманитарным циклом. В новой
парадигме образования необходим подход, дающий возможность детям, начиная с
начальной школы, когда их искренни интересуют вечные вопросы бытия, обсуждать
эти проблемы, размышлять вместе, помогать им самоидентифицироваться в мире. С 1
по 4 класс эту задачу выполняет указанный выше первый этап интегрального курса
ДНК, а уже с четвёртого класса возможно введение следующей состовляющей интегрального
курса ДНК - Истории естествознания,
который не только в смысловом плане подготовит учеников к освоению предметов
естественного курса, но покажет в исторической ретроспективе картину развития
человеческой мысли от древнего мира до сегодняшнего дня.. В Истории естествознания
присутствует теистический взгляд (наряду с научным). История науки раскрывает и выявляет
исторические взаимосвязи и взаимовлияния науки и религии, науки и философии,
науки и искусства. Благодаря этому ученики становятся способными самостоятельно
замечать некорректность позиций авторов многих учебников, то есть у них
проявляется подчас большая глубина и широта видения, чем у самих авторов. История
естествознания традиционный для нас учебный предмет, он был в учебном плане
дореволюционной гимназии Петершуле.
С
пятого и по одиннадцатый класс как неотъемлемую
часть ДНК человечества, мы практикуем преподавание Истории философии а в
дальнейшем и Философии, как таковой. Это важнейший предмет для становления
личности, для расширения миропонимания и для структурного объединения всех
знаний, получаемых в школе в целостную,
«пансофическую» картину мира. В курсе истории философии ученики знакомятся
с нехристианскими религиями и
религиозными философиями.
С пятого по девятый класс
длится третий этап интегрированного курса ДНК. Помимо Истории естествознания и
Истории философии, с 5-го по девятый класс
вводится Мировая художественная культура. Понятно, что этот предмет
также неотъемлемая часть ДНК, и в особых комментариях, я думаю, не нуждается.
Наконец четвёртый завершающий этап
интегрированного курса ДНК в 10-11 классах «Духовно-нравственная культура и
социализация» объединяет два предмета: «Обществознание»
и «Духовно-нравственную культуру общества». Этот подход позволяет говорить о
многих понятиях, находящихся в диалектической взаимосвязи, как, например
научное и религиозное мировоззрение, творчество и личная жизнь, христианство и
демократия, рынок и справедливость, политика и нравственность, духовная и
светская культуры как не столько отменяющих, сколько обогащающих друг друга.
Этот завершающий этап преподавания ДНК помогает ученикам выстроить иерархию
ценностей в социальной сфере: личность, семья, община, коллектив, сограждане,
страна, мир. Нравственные критерии, уже осмысленные и усвоенные учеником в
предшествующих курсах создают почву для уверенной ориентации во всех сферах,
где позволительны нравственные оценки: в культуре, в политике, в истории и т.д.
Итак:
интегрированный курс «Духовно-нравственная культура»
Первый этап: 1-3 класс (34 часа в год)
«Воспитание
нравственности у детей посредством изучения Библии»
Знакомство с Библейскими
притчами (Новый и Ветхий завет). Введение
понятия о нравственности и обретение основных нравственных критериев.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Второй этап: 4 класс (34
часа в год)
Уже имеющие основные представление о нравственных принципах и
нравственных ценностях учащиеся узнают из данного курса о духовных и
религиозных исканиях человечества. Эти знания связаны «лентой времени» с
хронологией возникновения и развития
цивилизаций. Каждая цивилизация характеризуется (только образно)
этно-географически, верованиями и культурой.
II. История естествознания (17 часов)
----------------------------------------------------------------------------------------
Третий этап: 5-6 класс 51
час в год, 7-9 класс 34 часа
II. История философии (17 часов 5-9 класс, включая продолжение курса «Духовная эволюция
человечества»: Ислам, Буддизм, Ламаизм,
Индуизм религии Китая, Японии)
III. Мировая художественная культура (17 часов - 5-8 класс)
--------------------------------------------------------------------------------------------
Четвёртый этап: 10-11 класс 34 часа (в профильных
классах-51 час)
II. Философия
(17 часов в профильных классах)
--------------------------------------------------------------------------------------------
4. В плане методологии преподавания давно
пора отказаться от авторитарной «утрамбовки» разноплановых знаний в голове
некого «объекта» обучения. Много было
сказано по этому поводу осуждающих слов подтверждённых даже и некоторыми нормативными
документами, но «воз и ныне там».
В начальной школе
особенно важен и эффективен личностно-ориентированный
подход при обучении. Важно пробудить в ребёнке чувство собственного достоинства. Это
чувство дополняется впоследствии высокой
ответственностью. Вместе они составляют опору нравственности.
Личностно-ориентированный подход признан также наиболее эффективной методикой
обучения.
При хорошо
сбалансированной дидактике можно успешно применять конструктивистский подход к получению знаний. Предоставление
ученикам возможности самостоятельно, на основании уже имеющихся знаний,
конструировать новое знание. Разумеется, этому подходу надо учить и, в первую
очередь, самих учителей.
Для сохранения в дальнейшем интереса и мотивации к обучению необходимо
перестать манипулировать сознанием детей, прекратить, внушать им мысль о
всемогуществе и полном триумфе современной науки, пользуясь их
неосведомлённостью. Честнее и
значительно дальновиднее говорить о познании как об увлекательном процессе, который
гораздо больше ставит вопросов, чем даёт ответов. Говорить о том, что это
бесконечно интересная дорога, которая при каждом новом поколении всё также
«уходит вдаль…»
5. Воспитание критического мышления - неотъемлемая часть новой парадигмы. Критическое мышление уберегает как
отдельного человека, так и общество, в целом от легковерия в разнообразные
идеологии, с помощью которых так часто приводят к катастрофам целые
народы. Критическое, самостоятельное
мышление не позволяет стать лёгкой добычей всякого рода сект и
других «программистов сознания». Нужны специальные методики воспитания
критического мышления на всех этапах обучения. Существует богатый
педагогический опыт воспитания критического мышления, например, в
образовательных учреждениях Германии. Эта страна сделала должные выводы из
своей недавней истории и рассматривает задачу воспитания критического мышления
у подрастающего поколения, как профилактику подобных поворотов истории в
дальнейшем.
6. Игровой компонент урока рекомендован в начальной школе. В дошкольных
учреждениях образования он является основным.
Чаще всего слово игры в
педагогической литературе встречается с прилагательным развивающие. Это важная функция игры, но
далеко не единственная. Игры нужны и как
инструмент развития ребёнка, и для психологической разгрузки. Игры помогают
детям преодолеть разнообразные
комплексы. Жаль, что в российской школе
игры потеряли своё главное значение – нравственное. А ведь игра – это прекрасный повод для разговора о нравственных темах.
После любой игры учитель всегда может предложить классу обсуждение характера
игры, обсуждение поведения отдельных игроков или команд. Такой разговор
оказывает зачастую более сильное воздействие, чем выговоры и тем более
наказания. В немецких школах, например, все уроки физкультуры заканчиваются
играми. И учитель всегда оставляет время на обсуждение игры, это оговорено в
методических указаниях. Там же стоит рекомендация вырабатывать нравственную оценку поведению игроков в совместном
обсуждении игры с классом.
Современное мировое
сообщество неизбежно двигается, и с дальнейшим развитием всемирной информационной сети будет двигаться
всё быстрее в сторону глобального образовательного пространства. Болонский процесс в Европе наглядно это
демонстрирует. Причём в документах
Болонского процесса делается акцент на сохранении национальных традиций в
образовании. Россия имеет глубокие традиции в образовании. Это и
фундаментальность образования, его преемственность ступеней, забота о
сохранении ценностей отечественной культуры. Если мы вернёмся в XIV – XIX века, то увидим, что христианская нравственность
составляла основу образования. Весь цвет
русской культуры, вся глубина русского человека
сформировались именно благодаря этой нравственной составляющей. Потом она надолго уступила место «кодексу
строителя коммунизма». Разрушительные последствия этой демагогической идеологии
общество пожинает и сегодня. Возврат к истинным и абсолютным ценностям –
единственный позитивный путь к процветанию России.
Литература:
1. Рыков Анатолий. Структура вакуума и единство взаимодействия.
Москва. Наука и техника. 2008.
2. Латыпов Н.Н., Бейлин
В.А., Верешков Г.М. Вселенная: в поисках физических и философских концепций XXI века. Москва. УФН. 2001.
3. Mohapatra R.N. Unification and Supersymetry. Spinger-Verlag, 1986.
4. Карманов
Костантин. Логика идеального. Амстердам
2000.
5. Комаров В.Н, Чего мы не знаем о Вселенной.
Москва. МАИК «Наука/Интерпериодика». 2001.
6. Игумен Вениамин
(Новик). Богословие и позитивная наука: противостояние или взаимодополнение?
Санкт-Петербург 2008. Материалы международной научно-практической конференции
«Значение педагогики для возрождения нравственных основ общества»
7. Лосский Н.О. Условия
абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. Москва 1991.