Мажула Л.Н., аспирант ИОВ РАО. СПб.
Ценности и ценностные ориентации личности:
социально-культурный аспект
Категория ценности, ценностных
ориентаций является одной из самых сложных в философии, социологии,
культурологии, педагогике и психологии. Ценности выступают основанием для
осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для
регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решений
в ситуации выбора.
Ценности бывают двух видов: ценности, относящиеся
к целям жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.; ценности,
относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей.
К первой группе ценностей относятся
ценности, касающиеся удобства жизни,
красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения,
общественного признания, дружбы и т.п. Ко второй группе ценностей относятся
ценности, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности,
интеллектуальности, обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п.
Совокупность ценностей, которым следует человек,
составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он
представляет из себя как личность. Ценностная система человека формируется в
основном на основе воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием
родителей и других близких ему людей. Большое влияние оказывают образовательная
система, религия, литература, искусство и т.п. Ценности всегда являются
человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе
общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках
определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения
людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека
извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический
характер. Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и
предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или
несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности. Социальные
ценности - в узком смысле - нравственные и эстетические требования,
выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного
сознания.
Говоря о ценностях, необходимо сказать и о ценностных
ориентациях, которые органично связаны с потребностями человека. Важно
разграничить биогенные, первичные
потребности, обусловленные природой человека как биологического существа, и социогенные, возникшие в результате
социально-культурной эволюции человечества. Выделяются также вторичные, инструментальные
потребности, возникающие в ходе удовлетворения первичных потребностей. В связи
с этим нужно различать ценностные ориентации: а) обусловленные первичными и
социогенными потребностями - ориентации
на цели (терминальные ценности); б) определяемые вторичными
потребностями - ориентации на средства
(инструментальные ценности).
Изучение ценностных ориентаций
личности может быть представлено следующим образом.
Следует, во-первых, раскрыть ее направленность: альтруист, конформист или
эгоист; во-вторых, определить приоритетные ориентации на цели (допустим, для
честолюбивого эгоиста приоритетна ориентация на самореализацию, а для
прилежного конформиста - познавательная ориентация); в-третьих, нужно
эмпирическим путем выявить те ориентации на средства (инструментальные
ориентации), которые реально используются субъектом в его практической
деятельности. Тогда может быть воспроизведена иерархия ценностных ориентаций
данного человека и могут быть получены суммарные
показатели предпочтений, стремлений, отвращений:
-
материальные ориентации - это
ориентации на такие терминальные ценности, как личное здоровье, семья,
материальное благополучие (продолжение
рода, планирование семьи; достижение материального благополучия);
-духовные
ориентации, которые существенно отличаются от ценностей
материальных (социализация;
религиозность; самореализация; познавательные ориентации; коммуникационные
ориентации; эстетические ориентации; этические ориентации.
Изучая социальные ценности и ценностные
ориентации, необходимо сказать и о русской культуре, которая накопила великие
ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить их. С помощью
языка сохраняется, как говорил еще в 18 веке И. Гердер «коллективная культурная
идентичность». Русский язык является не только средством межличностного
общения, но и общезначимой духовной ценностью, интегрирующей российское
общество. Для возрождения российской культуры и духовности, писал А. Ильин, в обществе должен утвердиться «культ родного языка,
поскольку русский язык оказался тем духовным орудием, которое передало начатки
Христианства, правосознания и науки всем народам нашего территориального
массива» [2, С. 203].
Культура - это, прежде всего
система ценностей общества, так как в ней концентрируются все результаты
духовной деятельности общества; она представляет собой наиболее устойчивую,
фундаментальную структуру общественного сознания в отличие от общественного мнения, которое
носит менее устойчивый, более лабильный характер; она пронизывает всю культуру
общества и культуру его социальных групп; она определяет тональность всей
культуры, обуславливая избирательный подход как к вновь созданным произведениям
духа, так и к ценностям, созданным в прошлой истории народа или ценностям
другой, "чужой" культуры [1, С. 170].
Личность, чтобы чувствовать
себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций
соответствия их требованиям культуры. В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со
своеобразными маяками, помогающими "заметить в потоке информации то, что
наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности
человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою
определенность, внутреннюю последовательность своего поведения" [3, С.
471].
Ценности выступают критериями
оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так
как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора
и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью
не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о
хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки
и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся
воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация.
В ценностях резюмируется весь
жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых,
"представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются
помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные
вопросы" [1, С. 197-198]. По мнению
А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций
характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность.
Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие
качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении
целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и,
напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой
«непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость
ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних
стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость
человека» [3, С. 253].
Как подчеркивает Э. Фромм,
«большинство людей колеблются между разными системами ценностей и потому
никогда не развиваются полностью в том или ином направлении; у них нет ни
особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как
в них нет самости, нет тождественности себе» [6, С. 289].
Таким образом, ценности - это
ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень
регуляции социальным поведением личности. Важной функцией ценностей является
прогностическая функция, так как на их основе осуществляется выработка
жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего,
перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только
настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не
только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Ценности, выступающие
как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности
личности на достижение определенной цели.
Приобщение личности к культуре
есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей. В
процессе овладения культурой индивид становится личностью, так как личность
есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в
качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими
людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры.
Таким образом, культура
личности есть система личностных свойств-ценностей (общезначимых принципов,
идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности,
поведения, поступков), усвоенных личностью в процессе социализации. Однако
индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы
ценностей, существующих в обществе. Влияние культуры на личность носит противоречивый
характер. С одной стороны, оно осуществляется как социализация, то есть
приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам, знаниям. С
другой стороны, овладение культурой есть процесс индивидуализации, развитие
неповторимых черт, способностей, дарований личности.
Ввиду ограниченности
индивидуального жизненного ресурса, личность вынуждена выстраивать свои цели и
ценности, определять для себя их приоритеты. Практически это выражается в том, что,
чем меньше жизненный ресурс личности, тем жестче становится система ценностей
личности, тем ярче проявляется ее иерархичность, а число элементов уменьшается.
Таким образом, избирательность
освоения ценностей культуры обеспечивает иерархичность индивидуальной системы
ценностей личности, ее неповторимое своеобразие и уникальность. В свою очередь
уникальность и своеобразие индивидуальной системы ценностей определяет
неповторимость и своеобразие самой личности, ведь ответить на вопрос: какова та
или иная личность – это, прежде всего, ответить на вопрос: каковы ценности
личности, определяющие ее отношение к основным сферам жизни - к миру, другим
людям и самому себе.
Поэтому решение проблемы
личностных достижений вряд ли возможно вне исследования сформированности
ценностной сферы личности. Более того, именно с позиций данной сферы могут быть
правильно определены и оценены другие компоненты структуры личности, например,
характер, способности, фонд знаний и навыков, механизм самосознания, характер
поведения и деятельности и другие.
Поскольку главной целью
образования является приобщение ребенка к культуре, то и исследование качества
образовательного процесса может и должно осуществляться через исследование
уровня усвоения личностью ценностей культуры.
Закономерно возникает вопрос:
каким образом можно исследовать ценностные ориентации личности и возможно ли
подобное исследование в массовой общеобразовательной школе?
Проблема исследования
ценностных ориентаций личности достаточно глубоко представлена в работах отечественных
социологов и психологов: М.И. Бобневой, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, И.О.
Мартынюка, Н.Ф. Наумовой, В.Б. Ольшанского, А.А. Ручки и др. Остановимся
на наиболее существенных моментах данных исследований. Ценностные ориентации -
сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента:
когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания,
эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий -
связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности. Исследовать
ценностные ориентации личности при помощи одного инструментария нельзя, ведь
общеизвестно, что выраженная вербально (словесно) позиция человека по отношению
к тем или иным ценностям культуры далеко не всегда совпадает с реальным,
фактическим его поведением.
Следовательно, для изучения
ценностных ориентаций личности необходимо использовать пакет инструментов,
выявляющих когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие.
Несмотря
на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется
самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность
должна рассматриваться только как ценность-цель и никогда к ней не должно быть
отношение как к ценности-средству. Человек — это самоценность, абсолютная
ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама
постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла. Система ценностей
человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности — это
относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение
человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.
Без ценностей не может
обходиться ни одно общество. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для
других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для
описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин
ценностные ориентации. Они описывают индивидуальные отношения или выбор
конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения. Ценности принадлежат
группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют
собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым
следует стремиться.
Литература.
Авторская
справка:
Мажула
Любовь Николаевна – аспирант Учреждения Российской академии образования
«Институт образования взрослых» г. Санкт-Петербург,
lubovmazhula(sobaka)yandex.ru