Библейское свидетельство в педагогической парадигме

( из опыта чтения Священного Писания с детьми и преподавателями

 в Воскресной школе)

 

         Христианское воспитание детей, их подлинное воцерковление является задачей, важность которой  понятна  любому православному человеку. Задачей  далеко не простой в наше, с одной стороны, открытое свидетельству веры время, с другой стороны,  время, когда мир очень жестко и активно сопротивляется самим своим существованием любому проявлению Истины в нем.  Как надо воспитывать детей в наши дни? Как и чему их учить? Как вести их ко Христу и в церковь?

 Поиск ответов на эти вопросы и собирание наиболее заинтересованных, талантливых, готовых посвятить себя в церкви детско-молодежному служению людей, происходит в наше время в основном силами тех, кто непосредственно оказался вовлеченным в общение с подрастающим поколением в церковной среде. 10-15 лет назад над вопросами воцерковления детей и молодежи начали думать прежде всего Воскресные школы церковных приходов, братств. Над вопросами подготовки преподавателей для них – чуть позднее, появившиеся церковные учебные заведения, где могли  получить образование и миряне. Кто преподавал в Воскресных школах? Те, кого благословил священник на приходе. Сил было очень мало, но, почти всегда это были люди, ощутившие свое   призвание к служению с детьми, имеющие живую веру и способные о ней свидетельствовать детям, как правило,  всегда сестры с отзывчивым и сострадательным сердцем. Новые, появившиеся за последнее десятилетие возможности в церковном образовании для мирян, отчасти решили задачу «подготовки кадров», но в целом проблемы в области церковной педагогики не стали решаться легче.

Прежде всего, перед нами стоит необходимость понимания самих задач  церковного воспитания и образования подрастающего поколения, их форм и содержания, а также связи с церковной традицией и всем ценным, что имеется в современной педагогике. Традицию же в христианской педагогике нужно понимать не как повторение и воспроизведение старых, привычных форм учебного процесса, а как единение с Истиной, как рождение новых форм и методов образования, во времени соответствующих содержанию жизни Церкви. Язык Церкви христианским педагогом должен быть правильно услышан и переведен на язык времени. Что же для этого нужно?

На одном из семинаров с людьми, занимающимися с группами детей в церковной среде православных братств, мы обсуждали принципы христианского воспитания. Это была живая дискуссия, не претендующая на теоретические определения. В обсуждении участвовали те, кто в свое время познакомился с кратким историческим экскурсом о воспитании и обучении с древнейших времен,  обзором основных педагогических течений, русской педагогической школой, материалами Поместного Собора 17-18гг на тему преподавания Закона Божия. Одной из задач данного семинара было желание понять, что ни одна существующая педагогическая система, ни одна, даже самая яркая личность не составили на все времена универсальных принципов христианской педагогики, что христианская педагогика не может быть системой правил и приемов, но, прежде всего, это сами педагоги с их живой интуицией, знанием и готовностью к действию.  Христианская педагогика - это, прежде всего,    вопрошающий педагог. Его роль в деле воспитания личности определяется не тем, чтобы быть возделывателем детских душ, а соработником Бога,      помощником Первого Педагога, слова и незримые действия Которого нужно       улавливать и пытаться понять, совершая огромный труд вслушивания и      созерцания.

Надо уточнить, что в предложенном в свое время преподавателям списке источников, из которых складывались представления об основах христианского воспитания, на первом месте стояло библейское свидетельство. Может показаться банальным, что мы пытаемся вновь рассуждать на темы, которые уже не раз рассмотрела церковная история. Но каждому педагогу очень важно  понять самому, какой огромный педагогический потенциал сосредоточен в Священном Писании, понять, как к нему обращаться, решая простые и сложные вопросы воспитания, образования, просвещения наших детей, с которыми он сам столкнулся.

Для работающих в Воскресной школе педагогов мы несколько лет вели регулярный библейский семинар, обсуждали на нем общие подходы,  конкретное содержание и формы уроков по чтению Священного Писания с детьми. Безусловно, решалась и другая задача на семинаре – возможность обращения к Писанию как к Педагогической Книге. Однажды было предложено такое задание: составить список евангельских текстов, рассказывающих, как  Христос общается со своими учениками. Тем, кто собирается приступить к работе с детьми, важно научиться видеть в Евангелие педагогический аспект, ориентируясь не на повествовательное изучение, а на личную встречу с живым Словом Божиим, Которое помогает ему в общении с детьми, в том, как воспитывать их в вере и любви к Богу и Церкви. Обращаясь к Священному Писанию, мы можем понять и важность научения детей закону, и  примеры того, как надо действовать в различных педагогических ситуациях, и, наконец, найти то, что можно и нужно читать вместе с детьми для их возрастания в духе и истине.

В послании к Тимофею апостол Павел пишет: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут утвердить тебя во спасении верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3. 13-16). Ряд, который выстраивает апостол, можно считать определением педагогики. Он говорит о том, что на него нацелено все Писание. И мы действительно убеждаемся в этом, когда видим отношения Бога с Его народом как отношения Отца и детей. В Ветхом Завете Господь дает пребывающему в детском состоянии народу в начале пути Закон, сопровождая это событие самым необычным образом -  громом, сильными эффектами, которые оказывают огромное впечатление, сохраняющееся на много поколений вперед. Можно рассматривать множество примеров обращения  Бога с народом и обращения народа к Богу, и каждая такая ситуация будет для нас примером и назиданием. Так, например, во время сорокалетнего странствия по пустыне, когда народ Божий в очередной раз возроптал, пресытившись манной и вспомнив котлы с мясом, разнообразную пищу, которую ел в Египте, Господь поступает удивительным образом. Он посылает им птиц, перепелов и в таком количестве, что народ, набросившись на это мясо, не зная меры, оказывается наказанным за свою неблагодарность и жадность. (Числ. 11). Это отношение Бога: «Пусть они едят это мясо, пока оно не пойдет у них из ноздрей» - означает не что иное, как «пусть они напитаются своей непокорностью, и эта непокорность обратится для них в неблаго». Подобные вещи случаются и с детьми, и нам надо учиться строить свою педагогическую работу с учетом того, что в какие-то моменты ребенку придется ощутить боль,  причиной которой была его непокорность, может, даже испытать страдание,  как следствие греха,  который есть в мире, - без чего он вряд ли чему научится в жизни. Наверное, не во всем и не настолько надо оберегать детей, чтобы превращать жизнь для них в некую оранжерею.  Важно чувствовать ту меру свободы, которую можно и нужно допустить, но чтобы ребенок не погиб и не оказался безоружным при встрече со злом.

В Священном Писании Господь открывается своему народу постепенно – через Слово Божье, которое возвещают пророки. Это слово часто есть некая антиномия - своего рода полярные высказывания, которые помогают придти к целостному понимания и познанию Бога. Так, например, мы читаем слова о страхе Божьем: «Начало премудрости страх Господень» и в то же время слышим призыв не бояться. « Не бойся!», - говорит Господь через Моисея, Исайю, Осию… И эта антиномия – одно из оснований педагогики Божией, на котором должно строиться воспитание. Страх оскорбить, обидеть, проявить непослушание и неуважение – с одной стороны, и доверие, открытость – с другой. Да, Господь грозен и строг, Он как огонь, но «не бойся» - Он тебя любит.

         Если в Ветхом Завете Господь говорит народу как малым детям, которые еще не умеют различать добро и зло: «Делай так»; повзрослеешь, поймешь, почему лучше, чем «не так», то иная ситуация в Новом Завете. Господь Иисус Христос отказывается от знамений и внешних эффектов, призывая умом и верою доходить до Истины, ибо обращается уже не к младенцам, а ко взрослым. Не случайно, исцеляя кого-либо, Он обычно повелевает исцеленному никому об этом не говорить. Но и Новый Завет дает нам примеры педагогических действий Самого Спасителя. Достаточно посмотреть, как Христос обращается с грешниками, мытарями, т. е. с теми, кто вел себя совсем не так, как это заповедовалось. А именно такими часто и бывают наши дети! И как Господь научает не впрямую, а говорит притчами, чтобы, с одной стороны, люди это услышали, а с другой – чтобы оставить их свободными. Как важно обрести необходимое внутреннее состояние, чтобы верно обращаться к ребенку, научать и исправлять его, не действуя при этом, что называется, «в лоб».

Апостол Павел проповедует благовестие любви Христовой, свободы Христовой. И он, обращаясь к своим духовным чадам, говорит удивительные слова: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем; ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3. 21). Часто первую и вторую половину цитат приводят отдельно, важно же рассматривать их вместе, чтобы назидать не только детей, но и назидаться самим. Для апостола  эта мысль была, видимо, очень важной, ибо он повторяет еще раз: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость… И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6. 1-4). «Не раздражайте» - не значит лишь только «не давите, не будьте занудой». Ведь, если в нашей душе есть раздражение, то нет свободы и любви, а благовестие Христово без этого невозможно.

Заметим, что прежде – будь то в древности, или позже, в средние века - не было отдельной проблемы детей, проблемы молодежи. В ветхозаветном Израиле, например, дети не отделялись от всего народа. Их воспитывал весь строй жизни, среда, в которой они оказывались с рождения. Подобная картина складывалась и в ранней христианской церкви. Заметим, ведь Господь не дает специальной, отдельной молитвы для детей, молитва «Отче наш» - одна для всех, и для взрослых и для детей.

Изначально в книге «Бытие» Бог благословляет первых людей на продолжение рода: «Плодитесь и размножайтесь!». И потом, уже после грехопадения, это благословение остается в силе, и более того, когда в истории спасения является праведник, оно подтверждается. Когда человек знает об этом благословении, о том, что «наследие от Господа – дети», что «награда от Него – плод чрева», он естественно принимает рождающегося у него ребенка как дар Божий. За дар же естественно благодарить. И за дар надо нести ответственность. Наша ответственность за детей заключается не только в том, чтобы их накормить и одеть, к чему часто в современном мире и сводится вся забота о детях, ну, еще стали думать о  приличном светском образовании, которое поможет потом в жизни «хорошо устроиться»,  о гармоничном воспитании, приобщении к культурным ценностям. Для нас же, христиан, важно понимать, что главное – воспитывать ребенка в вере, передавать ему опыт жизни в присутствии Божием, и мы отвечаем перед Богом именно за то, что мы для этого сделали или не сделали. Конечно, одному человеку это «не под силу». Но, если родители принимают на руки ребенка и благодарят прежде всего Бога: «Господи, Ты мне дал», может быть, с момента благодарения и начинается педагогика доверия и любви, которая всегда включает Господа и такое отношение: «Господи, Ты мне дал, Ты дальше и веди». Момент благодарения за все, что происходит с ребенком, есть тот импульс, та потенция, та творческая сила, которые позволяют это доверие сохранить, сохранить доверие родителей к Богу. И это рождает уже конкретные действия, поступки - как откровение великой педагогики Господа.

 

Во Второзаконии мы видим повеление Бога: «И да будут слова сии, которые  Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6.47). Это означает, что Закону надо учить детей 24 часа в сутки, что нет ни одной ситуации, которая не была бы таким научением.

Апостол Павел называет Закон «детоводителем ко Христу», «детоводителем» - т. е. Педагогом. Наверное, когда речь заходит о детях, о их христианском научении и воспитании, то можно утверждать, что «Закон» - это не только в узком смысле десять заповедей, декалог, под этим словом можно понимать все Писание.    Что может быть очевиднее того, что Слово Божие необходимо детям, что оно нужно и самым маленьким, и тем более тем, кто стоит на пороге взрослой жизни, и утверждает в себе законы и правила, с которыми  попытается устоять в этом мире, выверить свой путь в нем. Это тот рубеж в детской жизни, на котором проходят проверку на истинность все наши родительские и педагогические усилия, испытывается на прочность и творческую гибкость духовный багаж ребенка. Конечно же, очень важным и значащим для него является личный пример и свидетельство жизнью близких людей. Для детского сознания  понятие церкви наиболее адекватно собранию людей, живущих особой общей жизнью. Потому включенность детей в жизнь церковной общины, ее служения, обретение собственного места в этой жизни и собственного служения являются надежной опорой и помощью  в этот период. Но он все равно остается трудным и для них и тем более для тех, кто к церковной жизни имеет косвенное отношение. Мир сей во все времена   был агрессивен, и сегодняшнее время ставит свои особые сложные задачи перед родителями и педагогами в Церкви. Что поможет нашим детям выбрать Христа и Его Церковь, путь благодатный, но очень непростой в этом мире и для взрослого человека, тем более для ребенка? Только особое зрение и особое отношение к миру даст возможность человеку  увидеть и избрать правильную дорогу. Ключом к ней могут служить слова ап. и ев. Иоанна: «  Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». В этой фразе заключены все главные слова: любовь Бога к миру, спасение этого мира бесконечно дорогой ценой, добровольная жертва Сына и  вечная жизнь приобщенных верою к этой любви и этой жертве. Вот наша задача: возлюбить мир так, как возлюбил его Бог. Такое отношение к миру, воплощенное в слове и в деле, явил нам Сын Божий Иисус Христос. И Его устами нам сказано: исследуйте Писания, они все обо Мне.

    Священное Писание – бесценный дар Бога человеку. Он огромен и заключен во множество книг Библии. Что главное взять нам из него, чтобы наставлять наших детей? – Дух откровения Творца о Своем творении. Это – красота и бесконечность мира, отблеск Славы Божьей на нем, ибо сотворен он Словом, Его любовью, сыновнее родство человека Богу, его разум, свобода, творчество, его предназначение быть для всего и всех в мире добрым пастырем (заповедь хранить и возделывать мир). Это – видеть разделенность и разъятость мира после грехопадения как его настоящую трагедию, весь путь народов земли в свете домостроительства Божия, верного в своей любви к миру, а историю Израиля, как историю ветхозаветной Церкви, идущей к полноте времен – воплощению Сына Божьего. Наша задача – привить детям  библейский взгляд на мир. Это означает научить смотреть на него глазами Божьей любви, т.е. видеть мир неразделенным, а каждого человека – призванным Его любовью  к спасению и святости. В этом смысле вся наша земля становится библейской, а не только малая ее часть во времена 2-4тысячелетней давности, и Господь, действующий в истории народов библейских книг, во все времена Тот же. И тогда становится возможным обратить к нашим современным детям призыв Моисея: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» и верить, что  на них исполнится обетование Господа нашего Иисуса Христа: « кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к Нему и обитель у Него сотворим».

 

Белотелова Маргарита Алексеевна, Москва, Преображенское Содружество малых православных братств  b.mgrita(собака)bk.ru

Hosted by uCoz