Зачем христианину эволюционный материализм?

И.М. Савич

 

«Зачем христианину нужен эволюционный материализм?» - таким встречным вопросом можно задаться, прочитав статью  Анатолия Захваткина «Теория эволюции: да будет анафема?», опубликованной в бесплатной газете «Контекст», № 7, за  2008. Далее предлагается попытка ответить на первый вопрос и прокомментировать второй.

Прежде всего, хотелось бы дать разъяснение о том, почему верующие христиане выступают против теории эволюции  «с такой ожесточенностью, будто бы она подрывает основы христианства».  Вот именно поэтому и выступают, потому что названная теория агрессивно выступает как против Библии в целом, так и против книги Бытия в частности.

Для того чтобы правильно понять суть проблемы вкратце остановимся на том, что же такое теория эволюции.

Во-первых, это не наука, а философия, система взглядов, объясняющая происхождение и развитие жизни естественными процессами, происходящими в существующей самой по себе Вселенной. Базовой идеей, на которой строится все здание эволюции состоит в том, что одним из внутренних свойств материи является, якобы, стремление к постоянному ее усложнению. Об этом сейчас почти не говорится, так как уж очень сильно это утверждение попахивает марксистко-ленинской философией, хотя бывает и появляются в литературе вполне определенные заявления вроде следующего: «Великое открытие состоит в том, что уже на уровне молекул действует принцип, установленный Дарвином сначала лишь для мира  растений и животных – принцип “естественного отбора”  и “выживания сильнейшего”. Эта тенденция к “усилению” неудержимо ведет развитие “вверх”, и движение это происходит за счет менее сильных молекул!» (курсив автора, стр.169,  Кюнг Г. Начало всех вещей: Естествознание и религия. Москва, ББИ, 2007). В своей книге господин Кюнг  почему-то не объясняет, что подразумевается под сильными и слабыми молекулами, но открытие как видно уже сделано (об этом еще будет сказано ниже) – все неудержимо стремится вверх к усложнению. Однако приверженцам эволюционных взглядов неплохо бы знать один из универсальных законов физики – второй закон термодинамики, который гласит: доступная энергия для полезной работы в функционирующей системе имеет тенденцию  к уменьшению и организованная сложность (порядок) в структурированной системе имеет тенденцию к дезорганизации и беспорядку. Этот закон показывает, что система любой сложности постепенно теряет свой первоначальный порядок, если она предоставлена сама себе. Представьте, что было бы если бы в большом городе вроде Санкт- Петербурга в течение месяца перестали бы убирать мусор на улицах и вывозить его за пределы города, перестали бы работать все  канализационные системы и очистительные сооружения. Как минимум начались бы эпидемии. Только целенаправленная и постоянная деятельность человека предотвращает катастрофу. Любой живой организм устроен похожим образом. Сложные внутренние системы постоянно работают для того, чтобы сохранить стабильность организма, восстановить то, что неминуемо деградирует, вовремя вывести отработанные продукты.  Перебои функциональных систем и длительная задержка ведет к болезням, отравлению организма и, в конечном итоге, к смерти.  В неживой природе все проще. Время и погодные условия приводят к разрушению скал, эрозии почвы, загрязнению водоемов. Этому закону нет исключения, но почему-то господа эволюционисты считают, что время и погодные условия в далеком прошлом могли привести  к самопроизвольному образованию жизни на Земле.  О да, тут как раз появляется этот «великий закон усложнения», однако что-то не видно желающих доказать его истинность на практике.       

Во-вторых, эволюционная гипотеза, как философская система, однозначно решает, так называемый, основной вопрос философии (что первично сознание (дух) или материя), в пользу первичности материи. Для теоретиков эволюционизма та материя, которая нас окружает появилась в результате большого взрыва, так называемого, первоатома. Откуда взялся этот первоатом и почему произошел этот взрыв, никто не знает. Да и взрыв ничего не может создать кроме хаоса. Из хаоса может возникнуть нечто определенное только под воздействием разума. Но если в этом процессе задействован Разум, то зачем взрывать, можно найти более оптимальный путь созидания (см. первые главы книги Бытия).  Однако первичность материи является ключевым фактором  для эволюционной гипотезы. Материя эволюционирует сама собой. Так было в прошлом для возникновения жизни. Сознание возникло уже потом, благодаря направленным эволюционным процессам.  В этой связи ее правильнее называть эволюционным материализмом со всеми вытекающими  отсюда последствиями.

В-третьих, поскольку эта гипотеза настаивает на абиогенном происхождении жизни (то есть происхождение живого из неживого),  она естественно вступает в самое серьезное противоречие с христианским вероучением о начале всего. Согласно эволюционному материализму человек всего лишь продвинутое конечное звено в длинной цепочке эволюционного процесса и нет никакого смысла говорить о его греховности. Он часть животного мира, он борется за свое существование, а в борьбе все средства хороши. Грех не входил в этот мир, нравственные принципы автономны и ситуационны. Встает законный вопрос к тем христианам, которые верят в эволюцию: «За что же умер Христос? В чем смысл Его жертвы?» Если ответа на этот вопрос нет или он расплывчат, тогда христианская вера под серьезной угрозой. Однако мы знаем, за что умер Христос и более того в Библии четко написано, что Иисус Христос сотворил Вселенную. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (Евангелие от Иоанна 1:3). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано;  и Он есть прежде всего, и все Им стоит». (Послание к Колоссянам 1:16-17).

А. Захваткин пишет: «Надо учесть, что в Писании Бог творит через природные процессы. Земля производит жизнь, откликаясь на Божий призыв». Земля не может откликнуться ни на чей призыв, поскольку это неодушевленная субстанция. Бог создал невообразимо сложное, гармоничное и уникальное явление называемое жизнью, заложив необходимую генетическую информацию для  ее существования и воспроизводства. Земля – это  всего лишь поддерживающая среда для жизни, индифферентная в информационном отношении.          

Далее любознательный читатель может прочесть в той же статье следующее: «Состоятельность теории эволюции с научной точки зрения может быть поставлена под вопрос, но только биологами». Можно задать вопрос читателю: «Откуда вообще известно о теории эволюции?». Можно быть уверенным, что 99% опрошенных ответят, что эту теорию они изучали  еще в школе. Именно изучали, как вполне доказанную и обоснованную без всякой альтернативы, которой является наука о творении. Возьмите любой учебник по биологии, рекомендованный Министерством образования и науки. Не меньше тридцати процентов учебного материала посвящено эволюционной теории как факту, якобы подтвержденному новейшими  достижениями различных наук. В конце своей статьи А. Захваткин проявляет озабоченность относительно того, что «в попытке противостоять атеистической пропаганде в советских школах посредством теории эволюции мы можем попытаться навязать  другой диктат – религиозный».  Ну зачем же сразу диктовать, вполне достаточно предоставить  информацию по альтернативной теории сотворения, очень хорошо подкрепляемую научными фактами.  А в отношении религиозности, можно привести высказывание профессора физики Манчестерского университета  Х.Л. Липсона, который пишет:  «Фактически эволюция стала своего рода научной религией: почти все ученые приняли её, и многие готовы “направить” свои наблюдения таким образом, чтобы они соответствовали этой теории».

Нельзя обойти молчанием и некоторую восхищенность автором оейяром де Шарденом, апологета, так называемой, целенаправленной эволюции. Для неискушенного читателя хотелось бы вкратце процитировать научные воззрения данного священнослужителя, который «объявил об открытии никем доселе невиданного и неслыханного, но, несмотря на это, - всеобъемлющего закона: закона усложнения, подчиняясь которому преджизнь (потрясающий эвфемизм, обозначающий неживую материю) имея врожденную тенденцию к психическому давлению строительства и подчиняясь непреодолимому стремлению  к высшему развитию, сама по себе самоорганизуется в жизнь (чего правда, наблюдать никому почему-то не довелось); живая же материя безудержно преобразуется в мыслящую … (под мыслящей материей подразумеваемся мы с вами)» (стр.40, Головин С. Эволюция мифа, изд-во Симферополь, 2003).  О этот пресловутый, никем и никогда не доказанный, закон усложнения без которого эволюционный материализм  полностью теряет почву под ногами. Может быть все таки  будет честнее согласиться с доводами  логики и признать отсутствие биологической эволюции как таковой?  

Однако есть немало людей, которые склонны к возможному обыгрыванию компромисса между эволюционизмом и креационизмом. А. Захваткин пишет: «Библейской веры в творение она (эволюционная гипотеза) никак не подрывает». Придется напомнить о том,  как и каким, был сотворен этот мир.

Таким образом, совместимость между эволюционным материализмом и наукой о творении невозможна в принципе. Можно вспомнить, что говорит Св. Писание о подобного рода компромиссах: «Течет ли из одного отверстия  источника сладкая и горькая вода?» (Послание апостола Иакова 3:11)      

Если есть желающие все-таки искусственно смешать сладкую и горькую воду пусть попробуют на практике и скажут, какова эта смесь на вкус и можно ли ее пить добровольно.

Заканчивается статья весьма патетически: «Для чего мы это делаем? (То есть, утверждаем, что все создано Богом - И.М.С.). Для того, чтобы привести людей ко Христу или для того, чтобы насладиться  чувством обладания своей собственной истиной?» Что ж вопрос задан, и можно попробовать ответить. То, что называется истиной всегда то, что соответствует реальности и не зависит от воззрений индивидуума, а свое личное, может быть только мнение, которое, как известно далеко не тождественно искомой истине.

 

 

Санкт-Петербург,

27 августа 2008

 

 

Hosted by uCoz