Вызов Творцу или реставрация шедевра?

 

И.М. Савич, доктор биологических наук

 

Недавно в Москве мне пришлось видеть в метро большой плакат с такой надписью: «Семья – один из шедевров природы». Природа здесь кончено не причем, а настоящим шедевром творения является человек. Прошло несколько тысяч лет, и с помощью разнообразных технических средств и передовых технологий человек многократно усилил свои физические возможности.

Он научился летать гораздо лучше птиц, плавать лучше рыб, видеть лучше орла, слышать лучше летучей мыши. Он научился передвигаться на огромные расстояния с большой скоростью, мгновенно общаться с себе подобными, преодолевая тысячи километров, создавать искусственно вещества с заданными свойствами, эффективно лечить многие болезни. И вот теперь достигнута реальная возможность создавать себе подобных. Что делать и куда двигаться дальше? Некоторые даже говорят о возможностях образования галактического разума. Но сделает ли это его счастливее, блаженнее, как говорится в Библии? И самое главное является ли это планами Бога в отношении Его творения?

Согласно Библии человек сотворен как образ Божий, то есть он был создан совершенным настолько, насколько Бог решил, что это будет хорошо. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). Однако, единожды согрешив человек, утратил свою связь с Богом. Все что он делал было по сути дела бунтом против своего Создателя и неосознанным, а иногда и вполне осознанным желанием, доказать, что он может обойтись и без Его помощи.

Когда человек пытается улучшить себя доступными способами он во-первых, считает, что Бог создал его не достаточно хорошим, во-вторых, подразумевается, что на данном этапе он стал умнее Бога, и в-третьих, он обладает средствами более эффективными, чем были у Бога.

Человек в силу специфики своего мышления часто использует принцип редукционизма в своей деятельности и познании окружающего мира. Редукционизм  - это научный метод познания и осмысления природных и социальных процессов путем упрощения и моделирования. Принципы редукционизма широко используются в самых разных областях науки, при создании моделей и систем самого различного уровня. Однако как отмечает Уайатт: «Научный подход, вполне оправдывающий себя  там, где речь идет об описании  сложных систем через простые понятия и категории, имеет тенденцию превращаться в общефилософский взгляд на мир, где каждая система полностью объясняется свойствами ее компонентов. Или, говоря более строгим языком, методология редукционизма стремится незаметно превратиться в редукционную онтологию» (2003).

Этот подход хорошо выражен в книге Р. Докинса. Он пишет, что мы все являемся всего лишь контейнерами для нуклеиновых кислотам, чья цель – произвести еще больше копий ДНК. Все живые существа, населяющие Землю, существуют для распространения самовоспроизводящихся программ. Вот для этого нужен человек. Люди – это аппараты для распространения и воспроизводства ДНК. Это единственная цель для которой мы живем (Dawkins, 2006).

Основываясь на том, что человек - это всего лишь конец цепочки эволюционировавших существ, становится очевидно, что этические ценности – это продукт сознания и напрямую связаны  с его носителем. Однако следует согласиться с выводом исследователей, что немаловажную роль в этических спорах в обозримом будущем будут играть экономические факторы и ограниченность финансовых ресурсов.

Несмотря на то, что биотехнологические методы довольно дорогостоящие и требуют подготовленных высококвалифицированных кадров, их применение все более расширяется.

В этой связи хотелось бы остановиться на двух методах , наиболее интересных с точки зрения биоэтики.

 

Нерепродуктивное клонирование

Этот метод направлен на то, чтобы создать человеческий эмбрион, который после специальных обработок используется в дальнейшем для получения, так называемых стволовых клеток, используемых в дальнейшем с разными медицинскими целями. Развитие эмбриона обычно прерывается на стадии 14 дней и, как полагают, не приводит к формированию личности. В перспективы выращивание самых различных тканей, которые затем могут использоваться для замены больных и поврежденных тканей. В принципе любые соматические клетки можно использовать для выращивания соответствующих тканей: будь кровь, нервные клетки, кожа, мышцы, печень и т.д.. При этом, поскольку выращенная ткань будет идентичной клеткам хозяина, то отпадает проблема иммунологической несовместимости. «Если общество готово согласиться на создание, обработку и уничтожение человеческих эмбрионов, от в наших руках окажется беспрецедентное число новых способов лечения наследственных, дегенеративных и раковых состояний» (Уайатт, 2003, стр.146). В этой связи возникает этический вопрос. Имеет ли право общество людей расточать в громадных количествах эмбрионы, которые являются потенциальными личностями.

В разных странах по-разному относятся к проблеме стволовых клеток. Возможно, что уже через десять лет стволовые клетки будут использоваться для лечения различных тяжелых наследственных болезней, а также различных форм рака. Кроме того, эмбрионы могут быть использованы для выращивания новых органов. В Соединенном Королевстве в октябре 2009 должен вступить в силу поправка к закону, разрешающая хранить эмбрионы не 5, а 55 лет. Комитет по оплодотворению и эмбриологии человека (HFEA) уже одобрил создание "братьев-спасителей" для детей, страдающих серьезными заболеваниями: с помощью экстракорпорального оплодотворения на свет появлялся ребенок с идентичным составом тканей, и стволовые клетки крови его пуповины использовались для лечения больного ребенка (http://korrespondent.net/tech/818888).

В США в 2009 году разрешено проведение исследований со стволовыми клетками человека. Для этого предполагается использовать специально создаваемые зародыши человека, что поднимает серьезную этическую проблему допустимости  таких исследований, которые к тому же включают разрушение эмбрионов. Стволовые клетки можно получить и их тканей взрослого человека. Но при этом возникают трудности с их  культивированием и универсальностью их использования (http://www.podrobnosti.ua/health/2009/01/23/578269.html).

Согласно христианскому мировоззрению физическое тело и нематериальная душа сплетены вместе самым таинственным и невероятным образом. Генетический материал наших родителей сложным и неоднозначным образом влияет на наше формирование как личности в нашем взаимодействии с окружающим миром. Наследственность – это важный

 элемент, но наши поступки и наша вера не предопределяются одной только генетической программой. Уничтожая человеческие зародыши, мы абсолютно не знаем ни цены, ни  последствий этого акта. С точки зрения эволюционного материализма эти действия вполне оправданы, так как несут здоровье и повышают выживаемость человека как вида, но является ли это восстановлением первоначального замысла Автора?

 

Репродуктивное клонирование

Цель репродуктивного клонирования – создание зародыша, который затем превращается в человека, личность. Схематично метод можно описать следующим образом. Берется большое количество женских яйцеклеток, так как процент успеха, как правило, невелик, а также клетки человека, генетический материал которого предполагается клонировать. С помощью  специальной тончайшей иглы убираются ядра из женских яйцеклеток, и эти яйцеклетки приводят в соприкосновение с соматическими клетками донорами, содержащими полный набор хромосом в своих ядрах. Смесь этих клеток, помещенную в специальную питательную среду, «сшивается» при помощи электрического разряда и, как правило, некоторые клетки начинают делиться. Через короткий промежуток времени полученные эмбрионы подсаживают в матку суррогатным матерям, и начинается процесс вынашивания. Следует отметить, что не все женщины могут забеременеть и даже начавшаяся беременность может быть прервана выкидышем. Весь процесс репродуктивного клонирования носит асексуальный характер и, строго говоря, полученный эмбрион не является полной копией донора соматических клеток. Давно известно, что часть генетического материала находится в цитоплазме и связана  с некоторыми органеллами. Поэтому небольшая часть ДНК из материнской яйцеклетки остается в развивающемся эмбрионе.

Три библейских принципа имеют прямое этическое отношение к репродуктивному клонированию (Дэйвис, 2004).

1. «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). Дал ли Бог право человеку по своей прихоти тиражировать себе подобных?

2. Жизнь, которую создал Бог начинается с зачатия с участием мужчины и женщины «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Книга пророка Иеремии 1:5); «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Псалом 138:13-16).

3. Бог установил институт брака. Дети должны рождаться в браке и воспитываться в семье любящих родителей. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Послание к Ефесянам 5:22-25). Именно родители отвечают перед Богом за воспитание своих детей « Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей. Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притчи 3:1-6).

Практически во всех странах мира существует запрет на опыты по репродуктивному клонированию  человека. Но может ли реально остановить этот запрет эксперименты в этой области? Во всем мире существуют законы запрещающие убивать, воровать, шантажировать, подкупать, однако преступления продолжают совершаться самыми изощренными и хорошо организованными способами. Потому «что весь мир лежит во зле» (1 Послание Иоанна 5:19), а «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Послание кТимофею 6:10) и клонирование человека не является исключением.

 

Самое важное

За последние пятнадцать лет наука узнала о человеке больше, чем за все предыдущие тысячелетия вместе взятые. Однако все то, что связано с творением человека остается тайной. Все что нам надо знать в этом вопросе Бог открывает в Своем Писании.

Библия пронизана выражением Божьей любви к человеку, как к своему творению. Нигде в Библии не найти, чтобы Бог называл верующих в него внуками, племянниками и т.д., но говориться о них как о Его сынах. Наивысшее духовное родство выражено в отношениях Бога-Отца и Сына Иисуса. Эти взаимоотношения сохраняются и по настоящее время между Богом и Его детьми «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии». (Послание к Римлянам 8:14-16). И в этом нет ничего удивительного, ведь Бог знает о нас все и даже «волосы на голове все сочтены» (Евангелие от Матфея 10:30), и зародыш каждого человека видит Бог (Псалом 138:16). Мы Его дети, потому что Он сотворил нас «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его» (Псалом 99:3). Человек поклоняется Богу, как своему Создателю «Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» (Псалом 85:9).

Теперь правомочно поставить ряд вопросов? Если человек создает себе подобного искусственным путем, то он уже сам отвечает за него. Он берет на себя ответственность за судьбу тех существ, которые он творит либо себе для пропитания (скот, сельскохозяйственные растения), либо себе для потехи (животные, растения). Естественно ничего нового он придумать не может, но использует все то, что создано Богом усиливая или ослабляя требуемые свойства. В отношении человека все обстоит иначе. Человек духовное существо и за его душу отвечает Бог и хочет, чтобы каждый был спасен. Но в случае получения искусственного человека, кто будет заботиться о его душе, да и будет ли у него душа? Сможет ли этот созданный человек (клон) поклоняться Господу? Готов ли человек взять на себя такую ответственность за создание себе подобного? Наверное, нет, поскольку во многих странах запрещены всякие опыты по репродуктивному клонированию человека, поскольку последствия трудно предсказать.

Когда в области искусства происходит реставрация шедевра, вначале очень тщательно изучают все что связано с этим: структуру материала, технику создания произведения, все возможные сохранившиеся документы с его описанием. Профессия реставратора очень ответственна, ему надо привести шедевр к возможно близкому первоначальному состоянию, не нарушив замысла создателя, не добавив ничего от себя. Всем известно, что если реставрация происходит с использованием слишком большого количества современных материалов, то произведение искусства теряет ценность. С человеком все намного сложнее и ответственнее, потому что он Божий шедевр.

Некоторые биологи считают, что самой главной задачей человечества является улучшение его генетического потенциала. Озабоченность вызывают возможные последствия модификации генетической структуры человека, что может повлиять не только на его семейные взаимоотношения, но усугубит неравенство и станет источником еще большей несправедливости в этом мире (Коул-Тернер, 2007).

Другие исследователи полагают, что необходимо восстановить утраченные взаимосвязи между человеком и окружающей его природой (Николаидис, 2007).

Светские философы пытаются доказать, что эгоизм является основным атрибутом человека, даже его гены ведут себя очень эгоистично (Dawkins, 2006). Человек – это часть природы и поэтому он не должен подчиняться каким бы то ни было правилам. Согласно секулярной философии человек становится по настоящему свободным, когда он не соблюдает никаких законов. Однако, согласно христианской этике человек свободен по-настоящему, когда он верует во Христа.

Христианское вероучение предлагает другой путь, может быть не самый простой, но зато самый надежный. Для христиан каждый человек представляет большую ценность по следующим причинам: а) он есть образ Божий (Бытие 1:27), б) тело его есть храм Божий и дух Божий живет в нем (1 Послание к Коринфянам 3:1). С другой стороны если человек центр творения, то ему должно быть позволено все. Он является основной причиной  всех экологических бед, поэтому христиан часто обвиняют в антропоцентризме.

Несколько тысяч лет назад по земному летоисчислению Бог создал этот удивительный и прекрасный мир. Безусловно, человек – это шедевр Божье любви, искусства и виртуозного исполнения. Однако человек сам себе нанес вред согрешив перед своим Создателем. Шедевр был испорчен, но Творец по своей великой мудрости предусмотрел возможность его восстановления, путем искупительной жертвы Его Сына Иисуса Христа. Это важный шаг для восстановления шедевра должен сделать сам человек. Пройдя долгий путь греховной жизни, необдуманно портя природу, человек излишествами нанес вред и своему телу. Люди по своей греховной природе, «познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела». (Послание к Римлянам 1:21-24). И сейчас вместо того, чтобы примириться со своим Создателем, человек всячески пытается исправить своими силами то, что испорчено физически. Однако Библия говорит о неизмеримо большей важности души по сравнению с телом (Евангелие от Луки). Но Бог, по своему всемогуществу способен  «уничиженное тело наше преобразить так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все». (Послание к Филиппийцам 3:21)

Что же нам делать, чтобы шедевр, который создал Бог, был восстановлен правильно и  без искажения? Есть один верный путь: «от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Послание к Коринфянам 5:20).

 

Цитированная литература

 

1.      Дэйвис Э. Клонирование: мечты сбываются? // Минск. FTL. – 2004. – 31 с.

2.      Коул-Тернер Р. Религиозные и этические аспекты биотехнологии // Сб. «Ответственность религии и науки в современном мире». М., Библейско-богословский институт св. ап. Андрея. – 2007. – С. 125-137.

3.      Николаидис А. Природа – человек: восстановление утраченной взаимосвязи // Сб. «Ответственность религии и науки в современном мире». М., Библейско-богословский институт св. ап. Андрея. – 2007. – С. 115-124.

4.      Уайатт Дж. На грани жизни и смерти: Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики // СПб. Мирт. – 2003. – 362 с.

5.      Шевченко А. Этико-религиозные и философские проблемы производства и использования генетически модифицированных источников питания // Сб. «Ответственность религии и науки в современном мире». М., Библейско-богословский институт св. ап. Андрея. – 2007. – С.138-148.

6.      Dawkins R. The Selfish Gene //Oxford University Press. USA. – 2006.

7.      www.bioethics.lumc.edu Bioethics News. – 2008.

 

20 июля 2009,

Санкт - Петербург

 

Hosted by uCoz