Мушникова Э.Б.

руководитель НПМЦ

гимназии Петершуле

 

ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

 

Гений Я.А. Коменского универсален, но наиболее полно выявляется он именно в наше время, число публикаций о нём растёт с каждым днём, несмотря на огромную историческую дистанцию. Но может быть в этом и ответ.  Мы, как и он, живём в эпоху великих преобразований, выдвигающих сходные проблемы.

Важнейшим, может быть главным результатом обучения в школе должно стать мировоззрение ученика.  Из этого поля в дальнейшем произрастает и стиль мышления, и нравственные принципы и структура знаний, полученных в школе. Мировоззрение  ученика формируется  теоретически как через образование – знание, так и через влияние взглядов родителей или иных авторитетных для ученика личностей.  В нашем  сравнительном исследовании влияния социума (родители, авторитеты)  и школы на  мировоззренческие позиции детей, роль школы (имеется в виду конкретно наша гимназия) приближается к 70 процентам.  Здесь учитывается не только образовательная деятельность, а также влияние личности воспитателя и личности учителя и всего общего Genius loci нашего учебного заведения.  Это для нас является подтверждением  высокого потенциала педагогики и соответственно огромной ответственности, так как результат обучения + воспитание выходит далеко за рамки, измеряемые ЕГ, аттестатом и т.п. тестами. Этот результат напрямую определяет  характер и глубину мышления,  и главное миропонимание.

  Наверное, ни для кого из присутствующих не является секретом кризисное состояние  российского образования сегодня. Можно сослаться на результаты ПИЗАТЕСТа, на практическое отсутствие выдающихся открытий, сделанных нашими молодыми учёными  в фундаментальной науке (достаточно просмотреть мировые научные издания, где печатаются работы молодых учёных всего мира, там практически нет русских имён), наконец количество Нобелевских лауреатов также непропорционально мало для такой страны, как наша. Можно искать и найти множество причин этого положения, большинство из них очевидны, но не являются определяющими. С нашей точки зрения определяющим являются проблемы мировоззренческого характера. Восемьдесят лет без Бога с  идеологией воинствующего атеизма и вульгарного материализма сделали своё  дело. Наше образование по-прежнему клишировано. Оно не предоставляет ученикам всей полноты картины мира. Учебники даже постперестроечные носят отчётливо атеистический характер. Кроме того, большинство из них, представляя якобы  точные научные знания, манипулирует сознанием ученика, выдавая предположения и гипотезы, выдвинутые наукой за истину в последней инстанции. Например, 100% учебников природоведения и биологии безапиляционно утверждают, что человек произошёл от обезьяны, даже вскользь не упоминают о  креационизме, которого придерживается тоже достаточно большое количество учёных. Возраст  Вселенной и  нашей планеты в учебниках природоведения и географии представляется как истина в последней инстанции, без каких-либо альтернативных сведений. В то время как вопрос этот, разумеется, остаётся открытым, и  результаты науки геохронологии скорее опровергают указанные в учебниках данные. В настоящее время существует более восьмидесяти различных научных методов определения возраста Земли.  Основная часть этих методов подтверждает более молодой возраст Земли, а вовсе не отстаиваемые эволюционистами миллиарды лет. Как ни удивительно, современная наука допускает, что всё могло быть создано из «ничего», то есть из вакуума. Вакуум, который физика Х века считала пустотой, по современным научным представлениям является своеобразной формой материи, способной при определённых условиях «рождать» вещественные частицы. Таким образом, рождение Вселенной Божьим промыслом из «ничего», означает на языке современной науки самопроизвольное возникновение нашей Вселенной из вакуума. Но наши учебники молчат об этом. Решающую роль между эволюционистским  и креационизским подходами играют вненаучные допущения, но без них вообще невозможно появления этих двух моделей. Чисто научными методами подобные главенствующие вопросы мироздания решить не возможно, так как они носят метафизический, философский, мировоззренческий, религиозный характер.  Почему же, не написать об этом ясно и открыто в наших учебниках?  Почему не расширить представления детей о мире, в котором они живут?

Кризис светского образования, а как результат и миропонимания выпускников школ отмечают и зарубежные педагоги и учёные.  Такие организации как Юнеско и Парламентская ассамблея Совета Европы высказывали неоднократно свою озабоченность состоянием образования и воспитания.  Так в рекомендациях Парламентской ассамблеи Совета Европы от 1993 года  прямо  рекомендуется  «обеспечить изучение религии и этики в рамках общеобразовательных программ». Международная консультативная конференция Комиссии ООН по правам человека в 2001 году рекомендует «религиозное образование, в том случае, если оно является нейтральным и объективным, способно внести значительный вклад в предотвращение нетерпимости и дискриминации, помогая учащимся осознать свою индивидуальную и религиозную идентичность и обрести нравственные ориентиры».

 С другой стороны и классический  вариант религиозного образования в эпоху постмодернизма, в которой выпало нам жить, также испытывает жесточайший кризис.

Вероятно, наиболее отвечающий ситуации в мире постмодернизма и конкретной ситуации  в нашем современном российском обществе  является  провозглашённый ещё Я.А. Каменским опыт создания  широчайшей и глубочайшей картины мира, не ограниченной рамками сциентического мышления, включающей, как основное, представление о Боге и Божественном промысле. Следует поставить во главу угла (как и у Каменского) миропонимание, сочетающее в себе трансцендентные ощущения присутствия Бога со знаниями достижений современной научной мысли. 

Сейчас можно подвести итог 15-ти летней практике воплощения такого подхода к образованию и воспитанию в гимназии Петершуле. Наша гимназия – светское учебное заведение. Сам термин «светскость» требует уточнения. Его смысл менялся в соответствии с историческими событиями, кроме того, в каждом государстве смысловые оттенки этого слова разные. Нам ближе всего определение, данное одним из ведущих исследователей в этом вопросе Жаном Боберо.  «Светскость – это определённая культура, это освобождение от «клерикализма» т.е. порабощения духа раз и навсегда установленными взглядами, не подлежащими обсуждению. Светскость предполагает не только свободу вероисповедания в широком понимании, но и свободу мысли, а также обеспечения доступа к знанием, позволяющим критически относиться ко всякого рода догматическим и идеологическим системам. Следуя этому определению мы должны как альтернативу идеологии сциентизма и атеизма, которой до сих пор пронизаны все учебные программы, христианскую педагогику. Прежде всего, это отражено в концепции гимназии. Там, частности есть такие слова. «Особое значение уделено изучению религий, как важнейшему слою мировой культуры, и  христианскому  религиозному миропониманию,  необходимому для формирования нравственно-этических норм

 « Большое внимание уделено историко-философскому циклу учебных предметов. Программы дополнены  разделами, которые в  советских школах отсутствовали, с целью дать  полное и  насколько возможно объективное  представление о мировой истории и мировой философии»

 По моему глубокому убеждению, каждая школа должна иметь свою внятную концепцию. С ней необходимо знакомить родителей будущих учеников. Если они разделяют наши цели, то происходит удвоение сил в воспитательном плане. Все преподаватели, которые нанимаются на работу в данную школу, должны быть ознакомлены с концепцией и в зависимости от того совпадают их взгляды с целями и методами образования и воспитания, заявленными в концепции данной школы  могут присоединяться к ним, или искать другую работу. В этом случае  мы имеем круг единомышленников и совместно выполняем поставленную задачу. Но с учителями надо много работать. Семена мудрости рассыпаны по всем предметам. Духовный  компонент присутствует во всех областях знаний, его надо только увидеть, понять. Нужно только не отказывать себе в праве на трансцендентное ощущение мира.  То есть, надо помогать учителю расширять своё миропонимание. Для учителей  в нашей гимназии существуют постоянные семинары, для ведения которых мы приглашаем священников, философов, литераторов, а также интересных людей- специалистов в различных областях знаний.

Наша концепция декларирует  воспитание в учащихся христианских принципов миропонимания, в идеале принятие  христианских  нравственных норм. Возникает вопрос: чем же отличается христианская мораль и нравственность от общепризнанных норм морали, от нравственности в общепринятом её понимании?  Ведь этические кодексы существуют не только у религий. Они есть и у тоталитарных режимов, например у коммунистов или у нацистов. Эти кодексы насаждаются авторитарно. Мы же не можем сегодня рассчитывать на благочестие, исходящее из семейного воспитания, как это было в средние века, а с другой стороны не можем, и ни в коем случае не должны использовать авторитарные методы, характерные для всякого рода сект. Человечество сравнительно недавно осознало принцип свободы выбора, свободы человека перед Богом. Именно это отличает наше христианское мировоззрение, наш подход к христианскому воспитанию и образованию от современных антихристианских тоталитарных идеологий. Христианская вера – это свободный акт.  Без свободы не может быть веры. Воспитание должно быть основано на твёрдом знании, что каждый ребёнок или подросток может уверовать лишь благодаря собственному свободному выбору. На этом убеждении основывается наша методология. Прежде всего для выбора ребёнку должна быть предоставлена информация и сделать это следует как можно раньше.

 С этой целью нами был разработан курс для начальной школы, который мы  назвали «Мировоззрение». В этом курсе предвосхищающем все естественно-научные  и исторические предметы   в образной форме, доступной сознанию ребёнка этого возраста, рассказывается  о нашей вселенной, планете, природе, человеке и основных вехах в истории человечества. Отличие, скажем от предмета под названием «Окружающий мир», состоит в том, что ребёнка с первых уроков учат критически мыслить, для того, чтобы впоследствии он не стал жертвой манипулирующих сознанием учеников наших современных, к сожалению, ещё достаточно атеистических учебников И, уж вне всякого, сомнения учебники эти страдают научно- идеологизированной авторитарностью.  Научные  теории или даже гипотезы подаются как истина в последней инстанции, не оставляя места сомнению, выбору. Мы с первых уроков в первом классе объясняем ученикам,   что такое гипотеза, что такое теория, что такое религиозное откровение, что такое сакральное знание, и в чём разница между трансцендентным восприятием мира и восприятием мира, характерным для фактологической науки.  Далее им рассказывают  как об основных научных космологических теориях, так и  сотворении мира Господом нашим, читаем Бытие, обращаем внимание детей на предвосхищение  всех последующих палеонтологических открытий.  Даём возможность детям самим размышлять над всей этой информацией. Но на их прямой вопрос: а во что верите вы? Отвечаем искренно: в Божественное сотворение мира.  И так во всём, что следует дальше. Очень важно, например, обсудить с детьми как возник  homo sapiens. Это больной вопрос, так как практически во всех  исторических учебниках по-прежнему утверждается, что труд сделал человека. Необходимо подвести детей к пониманию, что кроме труда нужны  и язык и общественное сознание и главное не было ни одного первобытного общества без религиозного сознания, без религии. А, самое важное -  надо говорить здесь о душе человеческой.  Пусть они попробуют почувствовать эту душу каждый у себя, задуматься о ней, а потом задать вопрос,  какой путь возникновения человека кажется им более понятным, более близким их душе научно объясняемый или описанный в Бытие. И так далее. Очень важно успеть преподать этот курс именно в начальной школе. Он оказывает огромное влияние на формирование личности, позволяет сформировать и основы христианского мировоззрения и основы христианской нравственности и целостную картину мира, в котором есть место Богу и человеку. Огромное влияние на процесс формирования  мировоззрения оказывают музыка и основы художественной культуры. Тут не надо долго объяснять, понятно, что всё зависит от выбора учителем объектов изучения. Главное, чтобы эстетические предпочтения были также заложены ещё в начальной школе. Гораздо труднее пытаться их менять в  6-7 классах, после разрушительного воздействия массовой культуры.

Есть и специальные предметы, направленные именно на формирование целостной картины мира. Это в первую очередь  такие предметы как Философия и История естествознания.  В этих курсах присутствует теистический взгляд (наряду с научным). Благодаря этим предметам ученики становятся способными самостоятельно замечать некорректность позиций авторов многих учебников, то есть у них проявляется подчас большая глубина и широта видения, чем у самих авторов.  Изучение истории науки – естественный путь к интеграции учебных предметов, к формированию целостного миропонимания. История науки раскрывает и выявляет исторические взаимосвязи и взаимовлияния науки и и религии, науки и философии, науки и искусства. История естествознания традиционный для нас учебный предмет, он был в учебном плане дореволюционной гимназии Петершуле. Естественнонаучные предметы, а также история, обществоведение дают возможность учителям в рамках своего предмета выстраивать диалоги с учащимися, показывать, что христианство лежит в самой  основе нашей цивилизации, в основе нашей культуры. Предметы эстетического ряда помимо сведений из Ветхого и Нового завета обязаны нести в себе эмоциональное  невербальное ощущение Божественного… И, наконец, надо расширять и разнообразить виды образовательной деятельности показом фильмов, прослушиванием духовной музыки, диалогами со священниками и философами, посещением музеев и размышлением над картинами с библейской тематикой. Всё это мы делаем в рамках библейской недели, которая, как нам кажется, может дать «эффект поджигающего импульса» сознанию учеников.

12. Что же касается непосредственно преподавания христианского вероучения, то тут следует отметить, что с самого начала работы гимназии мы отказались от идеи прямой проповеди, по приведённым выше соображениям. Но наличие систематизированных знаний христианского вероучения кажется нам совершенно необходимым условием для создания расширенной картины мира.  В нашей гимназии преподавали и преподают христианское вероучение пасторы трёх конфессий: православной, лютеранской и католической церквей. Однако общая, надконфессиональная  программа была создана ими совместно на основе изучения Библии.  Важнейшим фактором при преподавании этого очень особенного предмета, на наш взгляд,  должно быть влияние личностей священника-преподавателяаждый из преподававших у нас христианское вероучение искал свой методический путь, который позволял ему самому полностью раскрыть свои дарования и тем самым сделать свой метод оптимальным.   Мы знакомим учеников не только с разными конфессиями, но и с различными, нехристианскими религиями и религиозными философиями. Это  входит в курс философии.

  Мы уже не раз призывали переосмыслить  концепцию российского образования, прейти от мозаичного,  не достаточно системного представления   о мире, к построению целостной картины миропонимания с помощью хорошо продуманной, структурированной, объединённой общей мировоззренческой парадигмой программы обучения. Но сегодня  изменения в образовательной стратегии нашей страны  скорее напоминает «латание дыр», чем последовательное осмысленное изменение  парадигмы мозаичного знания на  мировоззренческую.

 Христианская педагогика является и сегодня  в мире одним из основных среди многих вариантов воспитательных систем. Но, к сожалению,  в  российских педагогических ВУЗах основное внимание уделяется педагогической мысли просвещенческих веков,  незаслуженно забывая и христианское образование средневековья,  и современные христианские педагогические школы.  Семь долгих десятилетий в нашей стране вытравливались  и изгонялись христианско-библейские идеи.  Педагогика сознательно  лишилась рассмотрения воспитательных аспектов проблем Бога, души, формирования отношения к миру, к ближнему. Вместе с этим вытравились и проблемы обучения пониманию Добра и зла, порока и Добродетели, высокого и низкого и т.д.

Для возвращения христианской педагогики в нашу жизнь нужна  серьёзная  работа по изменению содержания высшего педагогического образования,  пересмотр предметных курсов, введение специальных курсов, составление новых учебников.

 

 Как и в «Великой дидактике» Каменский хочет научить «всему», очень хотим научить «всему» и мы. Мы убеждены, что  наше российское общество более всего нуждается именно в  воспитании (практически заново) христианского миропонимания. В своей книге «Лабиринт мира» Каменский  подчёркивал, что путеводная нить христианства «Божественный свет», способный вывести из лабиринта мира. Нам бы очень хотелось, чтобы наши ученики увидели этот Божественный свет. Высшее назначение христианской педагогики в  воспитании совершенствовании ума, переплавлении его с помощью веры, здравого смысла и сердечной доброты в мудрость. Девиз средневековой педагогики: «Человек, который не учится – пренебрегает Богом. Свят мудрец, достигший высот божественной науки» сегодня актуален как никогда – он  снимает надуманные противоречия между наукой и религией.

Оглавление раздела  Главная страница

 

 

 

Hosted by uCoz