Мушникова Э.Б.

ректор Религиозно-философского и педагогического

 исследовательского центра  им. Я.А.Коменского

 

Воспитание христианского миропонимания в светской школе

 

Для тех, кто имеет отношение к педагогике, не является секретом то, что российская система образования  находится в предкризисном состоянии. Есть внешние показатели этого состояния, например Пиза-тест.   Есть признаки кризиса, заметные только при внимательном анализе, как содержания образования, так и методологии.  Большая часть проблем российской школы унаследованы из идеологии образования, господствовавшей в СССР.

1.      Клиширование учебников, как школьных, так и вузовских в соответствии с разного рода запретами, привели к  сужению профессионального кругозора преподавателей, несколько поколений которых, в том числе и те, что работают в школах сегодня, учились по этим учебникам.

2.      В период коммунистического государственного атеизма существовала самая настоящая блокада всех религиозных знаний. Даже в библиотеках не выдавали простым читателям книги религиозной тематики. Действовала программа государственного агрессивного атеизма. Учителя по определению должны были быть воинствующими атеистами, иначе лишались права преподавания.

3.      Во всех науках царствовал вульгарный материализм, игнорирующий все открытия,  не подпадающие под эту идеологию.

4.      Философия имела ущербный характер, так как из всей полноты мировой философии в СССР  преподавалась только марксистко-ленинская.

5.      Чтобы не дать ученикам возможности самостоятельно мыслить, не было принято работать с  документами и первоисточниками. Их заменяло чьё-нибудь «заботливое» толкование или пересказ с искажениями в пользу господствующей идеологии.

6.      Той же цели добивались авторитарными методами преподавания. Критическое мышление до сих пор редкость среди наших соотечественников и до сих пор не поощряется в большинстве школ.

Вот причины, по которым мы и сейчас имеем школьные учебники, пронизанные может быть даже неосознанным атеизмом. Учителя даже постперестроечной поры в большинстве своём имеют очень ограниченное представление о религиозной культуре, о религиозной философии, даже взращённой на нашей русской почве. Многие из них удивятся, если услышат, что христианская педагогика является и сегодня  в мире одним из основных среди многих вариантов воспитательных систем. Но, к сожалению, в  российских педагогических Вузах преподают в основном текущую историю образования, тенденции развития педагогической мысли, начиная в лучшем случае с просвещенческих веков, но чаще с начала XX века, незаслуженно забывая и христианское образование средневековья,  и современные христианские педагогические школы.  Семь долгих десятилетий в нашей стране вытравливались  и изгонялись христианско-библейские идеи.  Педагогика сознательно  лишилась рассмотрения религиозных воспитательных аспектов, размышлений о Боге, о душе и вытекающего из этого  формирования отношения к миру, к ближнему. Вместе с этим вытравились и проблемы обучения пониманию добра и зла, порока и добродетели, высокого и низкого и т.д.

 

Нельзя сказать, что современные школы в других странах не испытывают проблем. В некоторых странах они сходны с нашими, в других причины трудностей носят иной характер. Но одна, по крайней мере,  проблема стоит одинаково остро перед всеми школами мира.  Современная школа – это структура, предназначенная для решения трёх различных задач, которые ставит  общество. Школа должна приобщить детей к жизни в обществе (функция социализации), школа должна дать знания об окружающем мире (функция передачи академических знаний), и школа должна раскрыть уникальный потенциал каждого ребёнка, развить его индивидуальные склонности. В действительности системы образования практически во всех странах мира демонстрируют в реальности несовместимость этих функций. Всё чаще говорят о кризисе парадигмы образования.

В современной парадигме образования главное и единственное место занято научной методологией познания. Научная методология познания великое достижение человечества, приносящее объективную пользу и способствующие прогрессу. Но это не единственный  и не безупречный путь познания. В последние десятилетия и в научной среде говорят о вреде, который нанесли миру так называемые  «научные представления о мире», «технический рационализм».  Главной потерей  считается тенденция  в мышлении к узкой бестелесной рациональности, которая тесно связана с познавательным, но далека от чувственного.  Такая рациональность является тяжеловесной предсказуемой, дегуманизированной, выхолощенной формой мысли. В этой форме мышления нет места чувственному, эмоциональному, соматическому, трансцендентному  пониманию. К людям, исповедующим сугубо научное, эмпирическое мышление вряд ли открытие может  придти силой откровения.  Таким образом, сциентизм существенно сужает возможности исследователя.  Религию же в наше время, стали рассматривать лишь как компенсаторную функцию в условиях неполного (пока еще!) знания, как-то забывая о том, что далеко не все вопросы  поддаются научной методологии.  Например,  самые главные вопросы бытия, связанные со смыслом жизни! Отсутствие духовного воспитания и христианских нравственных ценностей как основы мышления  не только обедняет личность, но и приводит к тяжёлым последствиям для общества. Вывод: новая парадигма образования должна  быть более широкой обучать  также и христианскому  миропониманию, в котором христианские нравственные ценности как абсолют заложены в основу воспитания, в  котором познание мира возможно не только научными  методами, но всеми, доступными человеческому сознанию, обращённому к Богу. 

Вероятно, наиболее отвечающий ситуации в мире постмодернизма и конкретной ситуации  в нашем современном российском обществе  является  провозглашённый ещё Я.А. Каменским опыт создания  широчайшей и глубочайшей картины мира, не ограниченной рамками сциентического мышления, включающей, как основное, представление о Боге и Божественном промысле. Следует поставить во главу угла  миропонимание, сочетающее в себе  трансцендентное, Божественное  видение  мира со знаниями достижений современной научной мысли. 

Попробую рассказать о 18-ти летней практике воплощения такого подхода к образованию и воспитанию в гимназии Петершуле.  Не устаю повторять, как важна разработка концепции для любого образовательного учреждения.  Наша концепция была готова задолго до открытия гимназии.  Главную цель мы видим в воспитании  христианского миропонимания, а также в предоставлении религиозных знаний и знаний академических.  Методология -  личностно-ориентированная, направленная на воспитание критического мышления. Самое важное в этой работе начать её вовремя.  Сама обстановка  в гимназии, её традиции, её Genius Loci должен с первой минуты пребывания воздействовать на ученика, приобщать его к нашим христианским ценностям. Прежде всего, мы знакомим учеников с сердцем гимназии – нашей часовней, где помимо множества подаренных икон  есть важные реликвии. Например, так как мы носим имя Св. Петра , то как паломники наши учителя побывали в Риме и посетили храмы, связанные с этим святым именем. В часовне есть фотографии их этих храмов и даже копия оков св. Петра, от которых он был чудесным образом избавлен. Есть и выкованные нашим другом, монахом со святого Афона символические ключи Св. Петра.  Гимназия имеет свой герб и важнейшим в нём является девиз –«Du bist Petrus…»  Это слова, с которыми Иисус Христос обратился к Петру:  «Ты скала, ты камень…» И мы говорим своим ученикам: «Ты скала, ты основа, на которой будет строиться твоя жизнь, жизнь твоей семьи, твой мир. От тебя зависит, какими они будут.. Ответственность за это ты несёшь перед господом нашим Иисусом Христом».

Первыми предметами в самом первом классе, направленными на воспитание христианского миропонимания, являются религия ( или христианская этика), мировоззрение, история города, музыка  и ИЗО. Целью преподавания религии в начальной школе является знакомство учеников с Библией и приобщение к нашим христианским  нормам и ценностям.

Человечество сравнительно недавно осознало принцип свободы выбора, свободы человека перед Богом. Именно это отличает наше христианское мировоззрение, наш подход к христианскому воспитанию и образованию от современных антихристианских тоталитарных идеологий. Христианская вера – это свободный акт, в  нём нет навязчивой самоочевидности, которой невозможно избежать. Без свободы не может быть веры. Воспитание должно быть основано на твёрдом знании, что каждый ребёнок или подросток может уверовать лишь благодаря собственному свободному выбору. На этом убеждении основывается наша методология. Прежде всего, для выбора ребёнку должна быть предоставлена по возможности полная и объективная  информация и сделать это следует как можно раньше.

 С этой целью нами был разработан курс для начальной школы, который мы  назвали «Мировоззрение». В этом курсе предвосхищающем все естественно-научные  и исторические предметы   в образной форме, доступной сознанию ребёнка этого возраста, рассказывается  о нашей вселенной, планете, природе, человеке и основных вехах в истории человечества. Отличие, скажем от предмета под названием «Окружающий мир», состоит в том, что ребёнка с первых уроков учат критически мыслить, для того, чтобы впоследствии он не стал жертвой манипулирующих сознанием учеников наших современных, к сожалению, ещё достаточно атеистических учебников.  И, уж вне всякого сомнения, учебники эти страдают научно идеологизированной авторитарностью.  Научные  теории или даже гипотезы подаются как истина в последней инстанции, не оставляя места сомнению, выбору. Мы с первых уроков в первом классе объясняем ученикам,   что такое гипотеза, что такое теория, что такое религиозное откровение, что такое сакральное знание, и в чём разница между трансцендентным восприятием мира и восприятием мира, характерным для  экспериментальной  науки.  Кстати, здесь как раз следует сказать, что учёный-экспериментатор с христианским миропониманием имеет гораздо более широкий кругозор, а значит и значительно большие возможности правильно истолковать результаты эксперимента, не отбрасывая артефакты, которые не укладываются в  сциентические нормы, а исследуя их.  Надо рассказывать о великих открытиях, сделанных  верующими учёными, получивших откровение.  Далее детям рассказывают  как об основных научных космологических теориях, так и  сотворении мира Господом нашим, читаем Бытие, обращаем внимание детей на предвосхищение  там всех последующих палеонтологических открытий.  Даём возможность детям самим размышлять над всей этой информацией. Но на их прямой вопрос: а во что верите вы? Отвечаем искренно: в Божественное сотворение мира.  И так во всём, что следует дальше. Очень важно, например, обсудить с детьми как возник  homo sapiens. Это больной вопрос, так как практически во всех  исторических учебниках по-прежнему утверждается, что труд сделал человека. Необходимо подвести детей к пониманию, что кроме труда нужны  и язык и общественное сознание и главное не было ни одного первобытного общества без трансцендентного,  религиозного сознания,  ни одна цивилизация не возникла без религии. Роль религии в становлении и развитии человеческого общества на мой взгляд историками до сих пор недооценена. Не стоит стесняться говорить с детьми о собственном религиозном опыте.  Надо говорить с ними  о душе человеческой.  Пусть они попробуют почувствовать эту душу каждый у себя, задуматься о ней, а потом задать вопрос,  какой путь возникновения человека кажется им более понятным, более близким их душе научно объясняемый или описанный в Бытие. И так далее. Очень важно успеть преподать этот курс именно в начальной школе. Он оказывает огромное влияние на становление личности, позволяет сформировать и основы христианского мировоззрения и основы христианской нравственности и целостную картину мира. Мира, в котором есть место Богу и человеку.  

 Такой предмет, как история города Санкт-Петербурга может стать при желании учителя предметом позволяющим увидеть судьбу нашего города, историю его создания и развития, те трагические и  значимые события, которые происходили здесь  с позиций христианина. Наши учителя обращают внимание детей на присутствие в судьбе города  Промысла Божьего, на  истинную веру многих  людей, вошедших в историю нашего города, рассказывают о многоконфессиональной религиозной истории города, о его храмах и о его святых, о страданиях и героизме христиан, жертв революционных и сталинских репрессий.

Очень важными предметами в начальной школе, формирующими христианское мироощущение,  являются музыка и основы художественной культуры. Тут не надо долго объяснять, понятно, что всё зависит от выбора учителем объектов изучения. Главное, чтобы эстетические предпочтения были также заложены ещё в начальной школе. Гораздо труднее пытаться их менять в  6-7 классах, после разрушительного воздействия массовой культуры.

В средней школе (5-8 класс)появляются  специальные предметы, направленные именно на формирование христианской картины мира. Это в первую очередь  такие предметы как Философия и История естествознания.  В этих курсах присутствует теистический взгляд наряду с научным. Благодаря этим предметам ученики становятся способными самостоятельно замечать некорректность позиций авторов многих учебников, то есть у них проявляется подчас большая глубина и широта видения, чем у самих авторов. Историю естествознания разработала преподавтель гимназии Петершуле, кандидат педагогических наук С.М. Марчукова. Этот курс включает несколько учебников, а также ряд дополнительной литературы.  Изучение истории  науки – естественный путь к интеграции учебных предметов, к формированию целостного миропонимания. История науки раскрывает и выявляет исторические взаимосвязи и взаимовлияния науки и  религии, науки и философии, науки и искусства. Показывает, что отнюдь не всегда были противоречия между ними. Мы знакомим детей с трудами учёных христиан, показывая, что совсем необязательно наука и религия должны быть антагонистами. Стараемся на современных примерах показать, как расширяет возможности науки христианское миропонимание.  Мы знакомим учеников не только с разными христианскими конфессиями, но и с различными, нехристианскими религиями и религиозными философиями. Это  входит в курс философии.  Этот курс авторский. Его разработал  преподаватель гимназии Петершуле Р.Н. Дёмин. Он ставил себе две основные задачи: 1) познакомить учеников с основными идеями мировой философии.  Нужно иметь в виду, что даже сейчас,  во многих университетах России преподаётся так называемая материалистическая философия,  а с достижениями мировой религиозной философии даже преподаватели не всегда имели возможность познакомиться. 2) Не менее важная задача научить с помощью философии самостоятельно структурировать свои знания, создавая широкую картину мира. На уроках философии ученики имеют возможность дискутировать как между собой, так и с преподавателем. В нашем курсе философии очень важна теистическая составляющая. В старших классах часто именно религиозно-философские вопросы становятся самыми нужными и самыми важными. А потому уроки философии любимы в нашей гимназии всеми учениками без исключения.

Естественнонаучные предметы, а также история и  обществоведение дают возможность учителям в рамках своего предмета выстраивать диалоги с учащимися, показывать, что христианство лежит в самой  основе нашей цивилизации, в основе нашей культуры. Даже наука начиналась и развивалась верующими учеными. Предметы эстетического ряда (литература, мировая художественная культура) помимо сведений из Ветхого и Нового завета обязаны нести в себе эмоциональное  невербальное ощущение Божественного.  В курсе истории разумеется очень важна личная христианская позиция учителя.  Г.И. Трубниковым, который вёл у нас курс обществоведения, разработан учебник «Бог, человек, общество», рассматривающий общественную жизнь с христианских позиций. На этом материале вполне можно воспитать политика-христианина.

Важное значение имеет подготовка учителей естественно - научного цикла (биология, химия, физика, математика). Я не имею в виду, что на этих предметах учителя должны отрицать научные достижения и заменять  метафизической философией. Важно, чтобы они не стояли на позициях вульгарного материализма и не превращали научные знания в научную непогрешимую идеологию. Вовсе не обязательно, чтобы учитель биологии мог одновременно излагать и теорию дарвинизма и теорию креационизма. Возможно наличие двух учителей, которые без конфронтации и со взаимным уважением могут преподавать две противоположные точки зрения, вовлекая учащихся в дискуссии и поиски мостов и переходных вариантов. И, наконец, надо расширять и разнообразить виды образовательной деятельности показом фильмов, прослушиванием духовной музыки, диалогами со священниками и философами, посещением музеев и размышлением над картинами с библейской тематикой. Всё это мы делаем в рамках библейской недели, которая, даёт «эффект поджигающего импульса» сознанию учеников, а нам  даёт «обратную связь». То есть после этой недели мы проводим подробную анкету, где много места оставляется для свободных замечаний и суждений по итогам недели. Нам эта информация позволяет ближе чувствовать проблемы учеников и глубже понимать их настроения.

Что же касается непосредственно преподавания христианского вероучения, то тут следует отметить, что с самого начала работы гимназии мы отказались от идеи прямой проповеди, по приведённым выше соображениям. Но наличие систематизированных знаний христианского вероучения кажется нам совершенно необходимым условием для создания расширенной картины мира.   Нашу программу преподавания  христианского вероучения создавали  священники  трёх конфессий: православной, лютеранской и католической церквей совместно на основе изучения Библии.  Важнейшим фактором при преподавании этого очень особенного предмета, на наш взгляд,  должно быть влияние личности священника-преподавателя.  В этом плане нам очень повезло,  потому что и Владимир Федоров и Франк Лотихиус и незабвенные Хартмут Кания и Владыка Михаил и Сергей Прейман  а также Евгений  Гейндрихс  и Геннадий Украинский и Георгий Иоффе – все они очень  интересные,  глубокие, прекрасно образованные и широко мыслящие люди и Отцы в своей Церкви.

Каждый из преподававших у нас христианское вероучение искал свой методический путь, который позволял ему самому полностью раскрыть свои дарования и тем самым сделать свой метод оптимальным, позволяющим найти отклик в душах детей. Администрация гимназии не считала и не считает себя в праве вмешиваться в этот процесс,  корректировать его.

Мы убеждены, что  наше российское общество более всего нуждается именно в  воспитании (практически заново) христианского миропонимания. Ничто другое не способствует в такой степени оздоровлению общества.

Высшее назначение христианской педагогики в  воспитании и совершенствовании ума, переплавлении его с помощью веры, здравого смысла и сердечной доброты в мудрость.

Оглавление раздела  Главная страница

Hosted by uCoz