С.М. Марчукова

«Лабиринт света и рай сердца» Я.А. Коменского и современный мир

Статья для ежегодника братьев Чапеков

                                                              Nevzali sme s sebou

                                                        Nic, po vsem veta!

                                                 Jen Bibli Kralikou,

                                                        Labirint sveta…*

 

Сочинение Я.А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» было написано в 1623 г., когда завершился первый период Тридцатилетней войны (1618 – 1623), позже названный историками «чешским» или «чешско – пфальцским». Эти пять лет в жизни Яна Амоса Коменского (1592 - 1670) - христианского мыслителя, философа и литератора, педагога и общественного деятеля, последнего епископа общины «Богемских братьев» («Чешских братьев») вместили множество самых разных событий, надежд и разочарований. 4 ноября 1619 года молодой священник реформированной церкви Ян Амос Коменский присутствовал в Пражском кафедральном соборе на коронации Фридриха, курфюрста Пфальцского. То был радостный день: казалось, ничто больше не мешает объединению протестантских конфессий. Свою поддержку богемцам обещал и английский король, родственник Фридриха. Однако спустя два года  судьбу Чехии и Моравии решил исход знаменитой битвы у Белой горы недалеко от Праги.

Здесь 8 ноября 1620 года войска Фридриха потерпели сокрушительное поражение. В Богемии начались массовые казни и преследования протестантов. «Блистательный Гейдельберг», город студенческой юности Коменского, был разрушен. В 1621 г. испанские войска захватили городок, где жил Ян Амос. Дом его сгорел, библиотека и рукописи пропали. Летом 1622 г. во время эпидемии умерли жена Коменского и его новорождённый сын, а вскоре и другой сын – двухлетний. В конце

……………………………………..

        *Слова из народной песни чешских изгнанников XVII в., в которой «Лабиринт света» стоит рядом с Кралицкой Библией как последнее достояние, вынесенное с родины на чужбину:

                                                  Что осталось нам теперь

                                                  От отчего завета?

                                                  Кралицкая Библия

                                                  И Лабиринт света.

                                                              (перевод автора)

 

1622 г. вместе с другими изгнанниками он добрался до Брандиса, городка на северо – востоке Чехии. Здесь в 1623 году, в возрасте 31 года, он написал «Лабиринт света и рай сердца». 

По многочисленным площадям и улицам земного мира - «лабиринта света», «рынка» людской жизни путешествует Странник, от имени которого ведётся повествование. Его сопровождают  два спутника, две аллегорические фигуры - Всевед и Обман. Они одевают ему на нос очки «из стекла догадки» и показывают ему жизнь многочисленных обитателей Города – «лабиринта света» - философов и ремесленников, правителей и воинов, купцов и алхимиков, священников и мудрецов. Спутники оставляют Странника лишь «дойдя до краёв света и солнца, откуда другие, закрыв глаза, выбрасывали своих мёртвых».  Вместе с ними лишается он и «очков обмана»: перед лицом смерти обман заканчивается. Приходит конец и блужданиям в «лабиринте света», в «раю сердца» находит он радость и душевный покой.

«Лабиринт света и рай сердца» в классическом переводе Н.П. Степанова со старочешского на русский язык впервые был издан в Санкт – Петербурге в 1904 г. В 2004 г. исполнилось ровно 100 лет со дня этой публикации, что и послужила поводом для начала работы над «юбилейной брошюрой». Однако  в процессе работы мне стало ясно, что такой подход вряд ли можно считать правильным. Хотя «Лабиринт света и рай сердца» неоднократно издавался в России в разные времена, он остался практически неизвестным не только широкому читателю, но и многим педагогам, философам, историкам. Книгу необходимо «представить», связать её содержание не только с событиями жизни автора, но и с событиями его эпохи. Здесь уместно вспомнить слова Коменского: «От спрятанного сокровища какой толк? Книги прежде всего надо читать, чтобы зарытые повсюду клады мудрости выкапывались и выходили на свет и на пользу».

Так возник замысел книги «Ян Амос Коменский: человек в «лабиринте света». Работа затянулась. Книга «Ян Амос Коменский: человек в «лабиринте света» вышла на два года позже предполагаемого срока. «Юбилейная тема» естественным образом умерла и уступила место попытке размышлений о поисках счастья и душевного покоя в том аспекте, который обозначил Коменский в своём пространстве и времени, обращаясь к каждому человеку, блуждающему в «Лабиринте света».

«Лабиринт света» называют «вершиной литературного творчества Коменского» (С. Скорвид), «одним из самых великих христианских произведений» и «одной из величайших книг общечеловеческого значения» (Ф. Йейтс). Его особое значение в философском наследии Коменского неоднократно подчёркивалось на конференциях, семинарах и научных симпозиумах, прошедших после 1992 г., включённого в календарь ЮНЕСКО как год 400 – летнего юбилея великого представителя чешской культуры. Что даёт современным философам и писателям основание для такой высокой оценки сочинения, созданного почти четыреста лет назад? Разумеется, это талант автора, его образный язык, удивительная сердечность и искренность в обращениях к читателю. Однако есть и другие причины – те многочисленные нити, которые связывают эпоху Коменского с нашим временем. Остановимся на некоторых из них.

Выражение «мозаичная культура» стало нарицательным для определения нашей эпохи. Мозаика здесь – не средневековый витраж и не картина, а набор случайных элементов, сочетание которых в любой момент может стать другим, как это бывает при лёгком повороте трубы детского калейдоскопа. Узоры такой мозаики подобны коридорам лабиринта. Именно поэтому образ лабиринта – один из основных в современной метафизике. Для каждого времени актуален образ героя «Лабиринта света» - человека, странствующего по миру, который «есть рынок, наполненный разными товарами и людьми, которые эти товары продают, покупают и рассматривают» (Я.А. Коменский).

В именах и характерах, репликах и действиях персонажей «Лабиринта света» просвечивают знакомые вещи и обстоятельства, поговорки и символы. Это Всеведение – самодовольное многознайство, которое всё объясняло, обо всём судило, и орудие Обмана, очки из «стекла догадки». Время показало: Всеведение не выведет из лабиринта. Как и в первой половине XVII в., Всеведу сопутствует Обман.  «Стёкла догадки», большие и маленькие, так разнообразны! За «стеклом догадки» - железным занавесом  наша страна находилась десятки лет. Многие могли бы повторить вслед за Коменским: «Я пропустил, сбитый с толку своим несчастным Обманом,  центр неба и земли и дорогу, ведущую к полноте радости; и снова повели меня окольными дорогами по лабиринту света».

          В первой половине XVII века наука становится ведущим элементом культуры.   «Не без основания, - писал Коменский, - наш век  восхваляют как век науки и считают, что может заблистать надежда на ещё больший свет». Главенство науки, «научной картины мира» не привело, против ожиданий, к золотому веку добра и милосердия. Начало становления новой науки совпадает с формированием представлений о могуществе техники, с которой связывали утопические надежды на преобразование общества. Не случайно именно к этому времени, к Праге начала XVII столетия, легенды относят возникновение Голема - бесчеловечного, бездушного создания человека, способного поднять руку на своего создателя. Голем – прообраз Франкенштейна.

В эпоху Коменского началось формирование «глобального сознания» - атрибута нашего века. За полвека до создания «Лабиринта света» Х.Л. Камоэнс задаёт вопрос:

Как не разгневать небо голубое

Над крохотной и трепетной Землею?

В «Лабиринте света», написанном в эпоху трагических потрясений, просматриваются лабиринты нашего времени, устремлённость к поискам «рая сердца» - самой желанной цели земных странствий. Именно поэтому сочинение Коменского о поисках счастья и душевного покоя так захватывает современного читателя.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz