Дёмин Р.Н. Петершуле.

Женщины и философия в античности.

            “Скажи мудрости: “ты сестра моя!” и разум назови родным твоим”.

                                                           Книга Притчей Соломоновых. 7,4.

 

Считается, что в нашем городе с его “строгими ритмами классических колоннад, мрамором скульптур и богатейшими музейными коллекциям” легко вспоминать об античности.

Этот небольшой обзор сведений о женщинах и философии в античном мире возник из заметок, которые в свою очередь  родились из педагогической практики. Очень часто среди учащихся возникает своеобразное соперничество между полами. И в связи с этим  иногда на уроках истории философии среди задаваемых детьми вопросов звучит также вопрос: “ А вот женщины-философы, женщины-ученые в древности были?”  Желая  ответить на этот вопрос,  я невольно стал обращать внимание на тот материал , который обычно остается за рамками историко-философских курсов. Постепенно материал стал разрастаться, требуя , пожалуй, не  замечаний время от времени, а даже отдельного  урока, посвященного этой крайне интересной (разумеется, не только в марте) теме. 

Представляется очевидным, что стремление к мудрости не является прерогативой мужчины, данной ему от природы. Многообразны пути к мудрости, как и многообразны формы любви к ней. И , хотя обычно мужчины в поисках метафизических прозрений играли главную роль, но и среди женщин всегда были те, чьим украшением было, по выражению апостола, “не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде”. 

Несомненно, что многие как интересующиеся античностью, так и относительно далекие от нее легко припомнят ряд женских имен, обычно всплывающих в памяти , когда говорится  о спасительной красоте классического искусства. Однако, если  о греческих поэтессах (Сапфо, Миртида, Коринна, Телесилла, Праксилла и др.), подчас вступавших в состязания с известными поэтами и даже иногда побеждавшими их (так беотийская поэтесса Коринна одержала пять побед в поэтических состязаниях с Пиндаром, поэтом, которого античный мир признал величайшим лириком ), или о знаменитых сивиллах более или менее широко известно, то о женщинах , выступавших на поприще философской мысли,  женщинах последовательницах той или иной философии известно гораздо меньше.

Начнем с истоков, с ранней греческой философии. Согласно одному из зачинателей биографического жанра в античности, ученику Аристотеля Аристоксену,  в молодости учившемуся у пифагорейцев и написавшему  не дошедшую , к сожалению, до нашего времени  биографию Пифагора, Пифагор свое учение воспринял от Фемистоклеи Дельфийской. 

Не подвергается сомнению факт существования женщин-пифагореек: Тимихи, Филтии, Биндако, Хилониды, Кратескилеи и многих других. Некоторым из них даже  приписывается создание сочинений (например, Теано). Как отмечают исследователи, позднее в псевдопифагорейской литературе Теано ( так как она считалась либо дочерью Пифагора, либо дочерью  Бронтина, одного из первых пифагорейцев) была чрезвычайно популярна и ей приписывалось множество сочинений, писем и нравоучительных высказываний.

Известно также, что в роли наставниц Сократа выступали загадочная мантинеянка Диотима, которую некоторые схолиасты древности называли мистериальным  философом и пророчицей”, и знаменитая, одна из  образованнейших женщин того времени, Аспасия, которой  посвятили свои диалоги ( так и озаглавленные “Аспасия”) философы  Антисфен и Эсхин. 

Беседе Аспасии с Сократом посвятил также свое полотно французский художник Н. Монсио ( ”Сократ у Аспазии”, 1801 г.). Бесспорно, надо отличать женщин, выведенных в качестве  действующих лиц в философских диалогах, например, Платона (“Пир”), Фр.Шлегеля , А. Козлова (“Беседы с Петербургским Сократом”, Вл.Соловьева (“Три разговора”) от реальных женщин, исповедующих ту или иную философию и  в той или иной степени участвующих в выработке  философского знания.

Известной представительницей  киренской школы, одной из сократических школ, была Арета, дочь Аристиппа - основателя школы. Получив знание философии от своего отца, она в свою очередь преподавала философию своему сыну, получившему прозвище Метродидакт (“Обученный матерью”).

Уместно вспомнить, что в Индии одна из первых значительных  в истории индийской философии женщин-философов, дочь аристократа -кшатрия (жившая в середине 5 в. до н.э.), специализирующаяся на разработке каверзных вопросов представителям основных религиозно-философских течений того времени,  также обучила своего сына Сабхию, ставшего впоследствии  знаменитым диалектиком. Поэтому не вызывают удивления слова Страбона, который рассказывая об Индии и о ее философах, ссылаясь на Мегасфена, говорит о шраманах: “...у некоторых вместе с мужчинами занимаются философией и женщины...” Известно также , о существовании  Бхадды , женщины, примкнувшей к джайнистам и долгое время побеждавшей в диспутах со знаменитыми авторитетами. Бхадда ходила из деревням и городам и вызывала на диспут желающих. Она втыкала веточку в насыпь и предлагала тому, кто отважится вступить с ней в спор , наступить на веточку. Если в течение недели желающих не находилось, то она перебиралась в другое место.

Однако вернемся к Древней Греции. Неудивительно появление женщины-философа среди представителей кинической школы, выступавшей за равенство женщин с мужчинами.Гиппархии , жене киника Кратета, происходившей из богатой и знатной семьи , но ради любви бросившей все, случалось  вступать  в дискуссии с мужчинамии - философами   и с честью выходить победительницей. Трогательной любви Гиппархии и Кратета известный немецкий писатель 18 века Виланд посвятил  роман в письмах.

Разумеется, следует помнить, что в античности  наряду с такими , можно сказать , классическими определениями философии как: “философия есть любовь к мудрости, философия есть  наука о сущем как таковом, философия есть наука о божественных и человеческих вещах, философия есть забота о смерти, философия есть уподобление богу в меру человеческих возможностей ,философия есть искусство искусств и наука наук”   существовали и другие . Например, в программу философского образования на некоторых этапах развития философского знания входило и управление государством и управление домашним хозяйством. Именно этому брался научить приходящих к нему знаменитый софист Протагор . И именно эта концепция философии нашла свое отражение у Сократа (сравни также пародирование этой концепции у Аристофана).

Сведения о женщинах античности, интересовавшихся философией , выступающих в роли хранительниц традиций или разрабатывавщих ее проблемы, мы встречаем не только в материалах пифагорейской, киренской и кинической школ. Известно, что знаменитая Академия Платона, где он вел свои философские занятия,  была так популярна, что ее посещали и женщины, причем подчас переодевшись мужчинами, как сообщает об этом Диоген Лаэртский. Диоген Лаэртский указывает также, что две ученицы   Платона (Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта) впоследствии (после смерти Платона ) продолжали свое обучение  у преемника Платона Спевсиппа , ставшего схолархом Академиии после смерти великого философа.

Эта история с переодеванием заставляет вспомнить  рассказ  о том, как молодая афинянка Агнодика, желая изучать медицину у известного врача Герофила, вынуждена была остричь  себе волосы и переодеваться в мужскую одежду. Когда ее тайна стала известна ,  врачи, несмотря на ее успешную медицинскую практику, подали  жалобу в суд и только дружные протесты женщин, называвших судей врагами женщин, вынудили суд принять решение о праве женщин изучать  медицину и заниматься врачеванием. Однако, как  иногда отмечают, хотя  это и вызывает сомнения,  история античной медицины не сохранила больше ни одного имени женщины-врача.

Были женщины  и среди интересовавшихся философией  Эпикура (Леонтия,Фемиста и др.). С некоторыми из них он состоял в переписке. Среди женщин , исповедующих эпикурейскую философию,стоит отметить ревностную покровительницу эпикурейцев Плотину, жену императора Траяна.

Некоторые женщины являлись не только последователями той или иной философии, но и авторами сочинений, носящих философский характер.Так в перечне источников, которыми пользовался Диоген Лаэртский, один из важнейших наших источников информации о греческой философии, мы встречаем ссылки на работы Памфилы, жившей при императоре Нероне.Памфила , дочь грамматика Сотерида, прозванная “мудрой”, была  автором  обширных исторических и философских сочинений.

В связи с тем, что воспитанию девочек уделяли гораздо меньше внимания, чем воспитанию мальчиков, стоик Музоний Руф , живший во времена Нерона и Тиберия, одна  из самых известных фигур того времени, осуждая эту традицию,  написал даже сочинения “Должны ли девочки получать такое же образование, как мальчики?” и “Должны ли женщины заниматься философией?”.

Наиболее выдающиеся из женщин, видимо, считали, что должны и стремились превратить должное в сущее. Так, например, известно , что прославленная Клеопатра уделяла внимание философии и  занималась философией с философом Филостратом Египетским . Не случайно позднее алхимическая традиция  изображала царицу  как посвященную в тайную философию и приписывала ей авторство одного из алхимических трактатов. Есть даже сведения, правда, носящие апокрифический характер, что Клеопатра , руководствуясь предписаниями Гиппократа, изучала процесс эмбрионального развития. Тема живо интересовавшая (хотя в ряде случаев по разным причинам) как философов, так и врачей, причем не только греческих, но и китайских и индийских мыслителей.

Можно, пожалуй, еще указать, что при дворе другой Клеопатры, царицы Армении, дочери Митридата , под ее покровительством работал ритор и философ Амфикрат Афинский, один из тех , благодаря кому идеи греческой философии получили распространение в Армении.      

Сохранились сведения, что царица Зенобия, при правлении которой Пальмира украсилась роскошными зданиями, а ее двор известными греческими художниками и учеными, обучалась у философа-платоника Кассия Лонгина,  возглавлявшего Академию в Афинах  и прибывшего к ее двору в качестве учителя и наставника царицы в 267 году.

Безусловно самой знаменитой женщиной - философом  античности является дочь математика Теона Гипатия (или Ипатия). Гипатия возглавляла философскую школу в Александрии в первых десятилетиях четвертого века нашей эры. Ученик Гипатии Синезий Киренский, впоследствии епископ Птолемандский, называл ее “гениальным философским учителем”. Гипатия читала лекции о Платоне, Аристотеле. Вела занятия по астрономии, геометрии, механике. Её трагическая гибель  является символом конца александрийской научной школы, так как после ее убийства школа фактически прекратила свое существование. Образ Гипатии вдохновил ряд писателей (Чарльза Кингсли, Фрица Маутнера) на создание посвященных ей произведений.

Подводя итоги этому краткому обзору материала по теме женщина и философия в античности, нельзя не упомянуть о живший уже в самом конце античности дочери философа Плутарха Афинского Асклепигении, сохранившей эзотерическое наследие своего отца и деда и  выступавшей в связи с этим в ряде случаев в  роли наставницы крупнейшего мыслителя афинского  неоплатонизма Прокла. 

Говорят, что пение цикад продлевает жизнь слушающему их человеку. Но, как сказал поэт: «Розно, увы, цикада,

                            Наши лежат пути».

Вот этим шутливым замечанием я и позволю себе закончить .

Что же касается женщин, проявивших себя в философии и науке в арабской культуре средневековья , в китайской, индийской, в западноевропейской философии, в русской философии конца XIX -начала XX века, то разговор о них придется отложить до другого раза.

 

Hosted by uCoz