«Рекомендовано»

Руководитель методсовета:

Марчукова С.М._________

Протокол №___

от «___»  _________ 2005 г.

 

«Утверждаю»

Директор НОУ Немецкой гимназии «Петершуле»

Юпатова Е.А. ____________

«___» __________   2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Приют, сияньем муз одетый…»

«Музыкально-архитектурный Петербург»

Вид-межпредметный (ориентационный)

 

 

 

 

Мороз Татьяна Леонидовна

Учитель музыки

НОУ Немецкая гимназия «Петершуле»

Санкт-Петербург

 

 


Пояснительная записка

 

 

 

 

1.      «Приют, сияньем муз одетый»

         Музыкально-архитектурный Петербург

         Вид-межпредметный (ориентационный)

 

 

2.      Продолжительность – 12 часов

 

 

3.      Число часов в неделю – 1 час

 

 

4.      Курс предназначен для 4-5-6 классов

 

 

 

 

         Учащиеся, выбравшие данный курс смогут посетить музыкально-архитектурные памятники, получив на занятиях предварительную информацию. Посетить и познакомиться с репертуаром петербургских театров и концертных залов. Узнать и рассказать о современных концертных площадках, о современных музыкальных направлениях, деятелях музыкальной культуры.


Цели и задачи курса

 

 

1.      Получение учащимися информации по двум направлениям:

         а)      Жизнь и творчество деятелей музыкальной культуры

         б)      Историко-архитектурная информация о театрах, концертных залах, соборах и храмах Санкт-Петербурга.

 

 

2.      Формирование у учащихся интереса и желания к дальнейшему изучению данного вопроса, а также интереса к культурной жизни города, выработка критерия: что хорошо  и что плохо.

 

 

3.      Возможность формирования полноценного музыкального восприятия, при котором учащийся получает удовлетворение от занятий музыкой, от слушанья музыки, полноценное пополнение «слушательского музыкального багажа».

 

 

4.      Раскрытие и развитие музыкальных интересов учащегося, развитий ассоциативного мышления.

 

 

5.      Привлечение внимания в виде зрительных образов, сюжетных зарисовок или решения аналитических задач.

 

 

6.      Формирование самооценки познавательного, творческого труда учащегося, пробуждение в нём художника.

 

 

Девиз:  «Пусть расцветают все цветы» -

               - Прекрасная восточная пословица.

 

P.S.   Программа не является замкнутой структурой, она открыта для дальнейшего усовершенствования и разработки в рамках элективных курсов.


Основные компоненты содержания курса

 

I. Перечень и последовательность тем занятий:

1.     Музыкальные театры и концертные залы Петербурга.

2.     Петербургская страница в жизни и творчестве   композиторов и деятелей искусств:

         М.И. Глинка – основоположник русской классической школы.

         3.  Последователи М.И. Глинки – «Могучая кучка»

М.П. Мусоргский – композитор, посвятивший всё своё творчество рассказу о жизни, горестях и надеждах русского народа.

4.  А.П. Бородин – единственный уроженец Петербурга, великий учёный, композитор, воплотивший в своём творчестве величие и мощь русского народа.

5.  Н.А. Римский-Корсаков – композитор-сказочник.

6.  П.И. Чайковский – композитор, творчество которого явилось вершиной мировой музыкальной культуры XIX века. Вся его музыка посвящена человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с тёмными силами зла.

7.  Д.Д. Шостакович – наш современник, его творчество в годы Великой Отечественной Войны. Огромное музыкальное наследие в советском  кинематографе.

8.  Г.С. Уланова – непревзойдённая петербургская звезда отечественной балетной школы.

9.  Знакомство с памятниками и музеями Петербурга, посвящённым деятелям культуры.

10. Соборы и храмы Петербурга. Культурное наследие.

 

II. Продолжительность курса: 12 часов.

 

 

III. Теоретические и практические занятия.

        

1. Лекции, слушание музыки, показ слайдов.

2. Экспедиции по определённому маршруту по городу, связанные с тематикой курса.

3. Совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель на достижение общего результата.

 

 

IV. Самостоятельная работа учащихся:

 

1.    Фотоальбом – презентация.

2.    Буклет – репертуар избранного театра или концертного зала.

3.    Афиша.

4.    Выставка рисунков.

5.    Презентация проекта.


Методика проведения занятий

 

Технологии обучения:

1.    Формирование компетентности, а не «усвоения знаний».

 

2.    Личностно-ориентированный подход

 

3.    Обучение в сотрудничестве.

 

4.    Разноуровневое обучение

 

5.    Проектная деятельность, предполагающая:

 

а) Развитие познавательных навыков.

 

б) Умение самостоятельно конструировать свои знания.

 

в) Ориентация в информационном пространстве.

 

г) Развитие критического и творческого мышления.

 

д) Умение увидеть, сформулировать и решить проблему.


Формы контроля

 

Девиз: «Каждое дело творчески,

 иначе оно зачем?»

 

1. Ученик получает зачёт в виде сертификата, в котором конкретно отмечены лучшие положительные моменты его работы.

 

2. Анкетирование, помогающее одновременно корректировать проведение всего проекта.

 

3. Музыкальные викторины – пополнение «слушательского багажа».

 

4. Решение и составление кроссвордов (конкурс на лучший кроссворд).

 

5. Итоговая конференция – презентация, на которую могут быть приглашены:

                   а) учащиеся других классов.

                   б) родители.

                   в) коллеги-учителя.

 

6. Создание «Портфолио» - инструмента самооценки познавательного, творческого труда учащегося.


Список литературы

 

1.    М.З. Тарановская «Архитектура театров Ленинграда» - Ленинград. 1988 г.

2.    В.Г. Исаченко «Памятники Санкт-Петербурга» - Справочник. Санкт-Петербург. 2004 г.

3.    Е.В. Дмитриева «Санкт-Петербург – пособие по истории города». Санкт-Петербург. 2004 г.

4.    Э. Смирнова «Русская музыкальная литература» 2ое издание под редакцией Т.В. Поповой. Музыка. 1972 г.

5.    Я. Экерт «500 музыкальных загадок».

6.    Е.И. Юдина «Азбука музыкально-творческого саморазвития».

7.    Е.Н. Ястребцева и Я.С. Быховская – общая редакция. @Intel обучение для будущего (при поддержке Microsoft)». Москва. 2005 г.

8.    П. Арапов «Летопись русского театра». Санкт-Петербург. 1861 г.

9.    «Столетие Ленинградской Косерватории / Исторический очерк». Ленинград. 1962 г.

10.                      Танеев С.В. «Из прошлого императорских театров. Краткий исторический очер. Выпуск 1ый.» 1725-1825. Санкт-Петербург. 1885 г.

11.                      Туманина «Пётр Ильич Чайковский – монография»


Приложение

 

1. 10 тем уроков, на каждый урок по часу.

     Итоговая конференция-презентация – 2 часа.

     Мероприятия запланированные одновременно с элективными курсами во внеурочное время:

а) Автобусные экскурсии, посещение театров, музеев, храмов и соборов в течение учебного года.

б) Организация фотовыставки, выставки рисунка – по окончанию элективных курсов.

в) Презентация детских работ с использованием компьютерных технологий (для желающих) по окончанию курса.

2. Дидактический материал:

         а) фотоматериал по темам, слайды.

         б) аудиокассеты, CD по музыкальному материалу.

         в) видеокассеты,  DVD по темам курса.

 

 

Hosted by uCoz