КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

                     САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

     Негосударственное образовательное учреждение

           Институт развития образования «Смена»

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                ДОПУЩЕНО

Декан ИРО «Смена»                                                    Председатель президиума РЭС

 ___________ Н.Н. Лузанова                                           ______________В.Е. Фрадкин

«…..»…………….2005 г.                                              М.П.

М.П.                                                                           Председатель секции по биологии РЭС

                                                                                       ___________________Г.Н.Панина

                                                                                Протокол №…. от «….»…………..2005 г.

 

                                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                                                           на совете кафедры практической педагогики

                                                                           ИРО «Смена»    

                                                                           протокол №         от «….»……… 2005 г.

                                                                           Зав. кафедрой практической педагогики

 

                                                                            ___________________ А.В. Тряпицын

                                                                                  М.П.

 

                                          Программа

       Элективного курса (курса по выбору предпрофильной подготовки)

                                     для учащихся 9 классов

                            «Вера и разум»

                                 (16 часов)

 

                                                                Автор

                                                   Марчукова Светлана Марковна,                         

                                                                        методист кафедры практической

                                                            педагогики ИРО «Смена», к.пед. наук.

 

 

                              Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

                                        

 

 

 

                       

                                   Программа

                              элективного курса «Вера и разум»

 

 

 

                                          Аннотация

Программа межпредметного элективного курса «Вера и разум»  объёмом 16 часов предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

Цель курса – обобщений знаний учащихся, знакомство с различными аспектами взаимодействия и взаимовлияния науки и религии в контексте истории европейской культуры.

Для преодоления отчуждения между научным и религиозным миропониманием учащимся предлагается учебный материал из истории науки. Именно он традиционно связывал естественнонаучные и гуманитарные знания в европейском и российском гимназическом образовании.

Дополняя и развивая культурологическое направление в воспитательном и образовательном процессах, предлагаемый элективный курс призван выявить роль нравственных ценностей в истории изучения человека и природы, раскрыть такие аспекты развития культуры, которые обычно остаются неизвестными учащимся при изучении базовых естественнонаучных предметов (физика, химия, биология) и истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Пояснительная записка.

Необходимость осмысления роли и места религии в истории культуры и её современном состоянии - актуальная проблема современной жизни  и, соответственно, педагогической теории и практики. Русская философия (Ильин И.А., Розанов В.В., Франк С.Л.) в 20-х гг. XX столетия пришла к мысли о том, что «науки о природе» через мир приходят к человеку, а «науки о культуре» (гуманитарные знания) и религия – через человека к миру. Таким образом, их пути пересекаются. И. А. Ильин (1883-1954) в своей книге «Шесть дней творения» пишет: «Тому, кто захочет попристальнее вглядеться в тайны этого перекрестка, становится ясно, что есть некий общий фокус, откуда исходят три луча: религиозно-библейский, гуманитарный и естественнонаучный». Они дополняют друг друга и только в единстве позволяют в конечном счете получить представление о мире как о целостности.

Идеологизированная критика взаимоотношений науки и религии в прошлые исторические эпохи часто связывала силу религиозной веры с недостатком знаний. Тысячелетний период развития  христианской культуры с IV по XIV столетия, в течение которого было сохранено и приумножено натурфилософское наследие античности, а христианство сформировалась как духовная основа единства европейских народов, до сих пор часто представлен в учебных материалах как период застоя творческой мысли, духовного оцепенения.

В качестве средства преодоления отчуждения между религиозным и научным миропониманием в программе использован историко-научный материал. Историко – научный контекст раскрывает переходный характер периода развития науки в XVI - XVII столетиях, когда еще не существовало таких понятий, как «естественные науки» и «секуляризация знаний», а основным ориентиром для развития натуральной философии были теологические построения. Представляется чрезвычайно важным изучение пути становления науки в европейской культуре XVII – XX столетий как сложного процесса приобретений и потерь, многозначность которого вряд ли можно увидеть, не сопоставляя его с развитием христианской культуры. Для  истории науки имеет значение то, что Н. Коперник, И. Ньютон, Г. Лейбниц, Р. Бойль, Ф. Бэкон были профессиональными теологами.

“В своем развитии, - пишет Р. Штайнер в работе «Современная духовная жизнь и воспитание», - человечество пришло к тому, что четыре ветви (знание, искусство, религия, нравственность) произрастают одна подле другой, однако наше сознание не достигает их общего корня… Мы гордимся нашей способностью рассматривать природу отдельно от духа... Если быть вполне честным, то из признания такого хода мыслей правильным  следует, что вся нравственная и религиозная жизнь - чистый мираж”. Но для человеческого сознания эта мысль непереносима, и оно “стремится к тому единому основанию, в котором находила начало религия, пребывающая в гармонии с познанием и искусством.”  Какой путь можно предложить для практического осуществления этого стремления? Наиболее актуальным представляется использование историко - научного материала,  изучение пути развития науки, “который, - по словам Р. Штайнера, - от простого природопознания возводит нас к духопознанию, во все времена, во все эпохи развития человечества”. Такой подход к разработке программы элективного курса делает возможным конструктивное сочетание социальной и интеллектуальной истории, позволяет выявить связь истории науки с историческими путями философии и религии, понять генезис технократических представлений, подвести учеников к вопросам о философских основаниях современной науки,  о роли науки и религии в жизни человека, в современной культуре.

Основой для разработки содержания элективного курса «Вера и разум» послужила авторская программа С.М.Марчуковой «Наука и религия» (протокол №6 от 20.02.2001).

Автором разработаны и изданы учебные пособия, которые могут быть использованы при изучении элективного курса «Вера и разум»:

Марчукова С.М. Естественнонаучные представления в средневековой Европе. СПб, Европейский дом, 1999.

Марчукова С.М. Наука и религия в культуре Ренессанса,  СПб, Европейский дом, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Содержание программы ( 16 часов).

 

 

 Тема 1. Небо и земля в античной натурфилософии.  - 2 часа

             Пифагор и его школа. Космос пифагорейцев. Учение о мировой гармонии.            Представление о космологии Платона. Космос как одушевленное существо.

              Физическая доктрина Аристотеля. Учение об элементах и качествах. Физика как наука о движении. Четыре  причины движения.  Космология Аристотеля. Представление о «лунной грани».

             Телеология в учениях Платона и Аристотеля.

 

Литература

1.                                            Аристотель. Сочинения в 4- х т. М., 1975 – 1984.

2.                                            Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля.М., 1982.

3.                                            Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме, СПб, 1994.

4.                                            Платон. Сочинения в 3 –х т. М., 1968 – 1972.

5.                                            Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум. Античная парадигма. Л., 1991.

6.                                            Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

 

             Тема 2. Развитие естественнонаучных представлений в средневековой культуре.                                                                                                             - 2 часа.

           Особенности средневековой картины мира. Структура времени. Символизм в восприятии пространства. Бог, человек и природа.

           Семь свободных искусств. Триединство смыслов средневековой натурфилософии: натуральный, рациональный, моральный.

           Природа в трудах европейских мыслителей XIII - XIV вв. Аристотелевский детерминизм и христианские теологические доктрины. Аристотелевская концепция движения и ее трансформация в поздней схоластике. Учение об импетусе.

 

                    Литература

1.                                           Гайденко В.П. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.

               2.   Рабинович В.Л.Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

      3.  Райт Дж. «Географические представления в эпоху крестовых походов», М., 1988.

      4.  Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984.

                5.  Эйкен  Г. «История и система средневекового миросозерцания», СПб,    1907.

 

Тема 3. Наука и религия в культуре Возрождения.   - 3 часа.

Николай Кузанский (1401 – 1464). Представление о бесконечной Вселенной. Относительность движения.

Великие географические открытия и новая картина мира. 

Астрономия. Учение Коперника ( 1473 – 1543). Гелиоцентрическая система мира.

Место человека в новой космологии.  Природа как «машина мира».                   

                     

  Литература

1.                                        Баткин Л.М. «Итальянские гуманисты – стиль жизни стиль мышления», М., 1978.

2.                                        Гартман Ф. «Жизнь Парацельса и сущность его учения», М., 1997.

3.                                        Горфункель А.Х. «Гуманизм и натурфилософия итальянского  Возрождения», М., 1977.

                            4.     Коперник Н. «Об обращении небесных сфер», М. – Л., 1947, с. 187 – 214.

 5.     Кузанский Ник. Сочинения в 2 – х т. М., 1979.

6.                                        Ольшки Л. «История научной литературы на новых языках», М. – Л., 1933 – 1934.

 

 

                    Тема 4. Новое время и «Век Разума» - 3 часа

«Новый органон» Ф. Бэкона (1561 - 1626). Формирование экспериментально –

математической науки о природе.

«Математическое начала натуральной философии»  И. Ньютона ( 1561 – 1626).

Формирование основ классической научной картины мира.

Век Просвещения. Материализм. Энциклопедия и энциклопедисты. П. Гольбах

(1723 – 1879) и его «Система природы». «Человек – машина» Ламметри.

         

                        Литература

1.Карцев В.П.  И.Ньютон, М., 1987.

2. Бэкон Ф. Новый органон, Соч. в 2 – х тт, Т.2, М., 1987, с. 5 – 214.

                           3. Кеплер И. Трактат о шестиугольных снежинках, М., 1986.

         4. Ламметри   Человек – машина, М., 1983.

 

                           

                         

                                    Тема 5.  Дарвинизм и теория развития.       - 2 часа

Ч. Дарвин ( 1809 – 1882) и его труд «Происхождение видов». Последователи и

противники Ч. Дарвина. 

Восприятие теории эволюции: религиозный, научный, социальный аспекты.

Эволюция и продолжение творения. Христианство и учение о развитии.

                                            Литература

1.                                            Геккель Э. Мировые загадки. М., 1937.

2.                                            Дарвин Ч. Происхождение видов. М., 1959.

              3. Медников Б.М. Дарвинизм в XX в., М., 1975.

4. Сокулер З.А. Эволюционное учение Ч. Дарвина в системе научной и ненаучной рациональности.// Исторические типы рациональности. М., 1996, т. 2, с. 247 – 276.

                                          

                                          Тема 6. Естествознание и христианство.          - 3 часа

Позитивизм. Возникновение, развитие и современное состояние. Представление о «семи затруднениях науки» ( Э. д. Б. Раймон).

Бог и мироздание в современной философии. Замысел и антропный принцип. «Проблема наблюдателя» природы и космоса в античной науке, науке Нового времени и современном естествознании. 

Труды Н. Уайтхеда («Наука и современный мир»), И. Барбура («Религия и наука: история и современность»), А.А.Любищева ( «Наука и религия»).

Религиозная традиция и научный метод.  Идеалы, нормы и ценности современного научного исследования. Наука в христианской культуре.

 
                              Литература

1. Барбур И. «Религия и наука: история и современность», М., 2000.

2. Кожевников В. Современное научное неверие.,  М., 1912.

    3.Паскаль Б. Мысли. СПб, 1999.

   4.Раймон Э. д Б. О границах познания природы., М., 1900.

   5.Ренан Э. Будущее науки., Киев, 1902.

 

Итоговое занятие                                                                               - 1 час.

 

 

 

 

         Учебно – тематический план

№ пп

Содержание

Всего

часов

В том числе:

Формы контроля

Теор.  

Практ.

1.

Пифагор и его школа. Космос пифагорейцев.

Космос как одушевлённое существо.

1

1

 

Педагогическое наблюдение, собеседование

2.

Физическая доктрина Аристотеля. Учение об элементах и качествах.

1

1

 

Собеседование

3.

Особенности средневековой картины мира.

 Семь свободных искусств.

1

 

1

Педагогическое наблюдение. Собеседование

4.

Натурфилософия позднего средневековья.

1

 

1

Собеседование.

5.

Николай Кузанский (1401-1464) о бесконечной Вселенной и движении Земли

1

1

 

Педагогические наблюдения.

Собеседование.

6.

Великие географические  от- крытия и новая картина мира

1

 

1

Собеседование.

7.

Учение Н. Коперника (1473-1543). Природа как «машина мира».

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

8.

«Новый органон» Ф. Бэкона (1561-1626). О новых мето -дах исследования природы.

1

1

 

Педагогические наблюдения. Собеседование.

9.

«Математические начала натуральной философии И. Ньютона (1642-1727). Фор- мирование основ классичес-кой научной картины мира.

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

10.

Век Просвещения. Энциклопедия и энциклопедисты.

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

11.

Ч. Дарвин (1809-1882) и его «Происхождение видов».

1

 

1

Собеседование.

12.

Эволюция и продолжение творения. Бог и природа.

1

1

 

Собеседование.

13.

Позитивизм. «Будущее науки» Э. Ренана. «Семь мировых загадок» Дюбуа- Раймона.

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

14.

Бог и мироздание в современной науке.

1

1

 

Собеседование.

15.

Религиозная традиция и научный метод. Наука в христианской культуре.

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

16.

Итоговое занятие. Семинар, конференция или представление проектов.

1

 

1

Обсуждение докладов или анализ проектов

 

Итого:

16

6

10

 

 

Литература

            1.  Барбур И. Религия и наука. История и современность, М., 2000

2.                                          Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания,//

      ВИЕТ, 1995, №1, с. 3 – 20.

3.                                          Любищев А.А. Наука и религия. СПб, 2000.

4.                                          Маркова Л.А. Наука и религия. Проблемы и границы. СПб, 2000.

5.                                          Уайтхед А.Н. Наука и современный мир \\  Избранные работы по философии, М., 1990.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz