Наука и религия.

 

 

Программа для учащихся 10 – 11 классов.

 

 

Предмет по выбору.

Объем – 68 часов или 34 часа ( сокращенный вариант).

 

 

 

 

                                               Автор – кандидат пед. наук Марчукова  С.М.,

                                                         ( программе присвоен статус «авторской» на

                                                           основании решения   экспертного совета

                                                           комитета по образованию

                                                           администрации Санкт – Петербурга.

                                                           Протокол № 6 от 20 февраля 2001 г.).

 

 

Аннотация к программе учебного курса «Наука и религия»

 

         Автор – Марчукова Светлана Марковна, кандидат педагогических наук, главный специалист кафедры практической педагогики Института развития образования «Смена», преподаватель немецкой гимназии св. Петра «Петершуле».

Основная идея программы – знакомство с различными аспектами взаимодействия и взаимовлияния науки и религии в контексте истории европейской культуры.

Новизна предлагаемого учебного курса состоит в использовании историко – научного материала как средства преодоления отчуждения между религиозным и научным миропониманием.

Для теоретического обоснования своей позиции автор использует философские, исторические и научно – педагогические исследования, опубликованные в отечественной и зарубежной литературе. Практическая апробация  курса «Наука и религия» в гимназии «Петершуле» в течение трех лет (1998–2001 гг.) сопровождалась совместной работой с немецкими педагогами, ведущими обобщающие курсы в старших классах гимназий Гамбурга и Геттингена.

В научно – педагогическом методическом центре «Петершуле» в 1999 – 2006 гг. проходят  экспериментальную апробацию учебные пособия  Марчуковой С.М. «Естественнонаучные представления в средневековой Европе» и “Наука и религия в культуре Ренессанса”. Эти учебные пособия сопровождают изучение соответствующих тем программы.

          Введение в программу старшей школы предлагаемого обобщающего учебного курса «Наука и религия» позволяет выявить связь между религией и научным познанием, между христианским миропониманием и философскими основами современной науки и, соответственно, между естественнонаучной и гуманитарной культурами.

 

                                            Пояснительная записка

 

           Реализация идей духовного просвещения в старшей школе связана прежде всего с необходимостью самоопределения личности в системе современной культуры. Наша культура - культура христианская. Рассуждения об “общечеловеческих ценностях” не могут объяснить значения и глубины христианского миропонимания. Работа в этом направлении требует осторожного и внимательного отношения к обновлению содержания образования. Результатом этой работы является предлагаемая программа обобщающего учебного курса для старшеклассников «Наука и религия».

Обновление содержания образования - сложная и многоаспектная проблема. Попробуем представить себе модель системы воспитания и образования, оптимально способствующую всестороннему развитию личности. Речь идет, разумеется, не о закрытой и жесткой схеме, а о тех основных ориентирах, которые могли бы определять очертания такой системы.

Начало внутреннего мира человека, по мнению русского философа И.А.Ильина (5, с. 11),  подобно фокусу, из которого исходят три луча :

- гуманитарный ( 1),

- естественнонаучный ( 2),

- религиозно - библейский ( 3).

 

Не случайно мы приходим к объемной системе, а не к плоской схеме, сама идея которой предполагает равенство, сопоставление в одном ряду, в одной плоскости самых разных вещей - духовного и телесного, природного и душевного. В такой схеме, с одной стороны, достаточно легко обозначить различные связи и взаимодействия, с другой стороны, так же легко происходит схематически - рассудочное упрощение и “уплощение” объемного, внутреннего, скрытого.

В чем состоят основные проблемы становления такой “трехгранной пирамиды”, открытой для дальнейшего развития? Формированию первой грани ( I ) помогает использование интегративных связей между различными элементами гуманитарных и естественнонаучных знаний. Часто выявлению этих связей способствует обсуждение методов решения определенной проблемы, например, экологической. Эта тема достаточно хорошо разработана в современной педагогической литературе. Формирование второй грани ( II )   также не представляет трудности. Наиболее проблемная часть работы - формирование третьей грани ( III ): традиционно именно естествознание давало самые сильные аргументы для обоснования материализма и атеизма. Эта третья грань в сознании многих людей разделена посередине пропастью.  

Вряд ли можно согласиться как с убеждением в непримиримости науки и религии, так и с тезисом о полной гармонии и единстве между ними. Христианская традиция проводит резкую грань между человеком и остальной природой. За этим стоит не просто сочетание интеллектуальных построений и идей, но нечто гораздо более целостное и глубокое. Суть религиозного чувства -  в воплощении Добра и Блага, в соприкосновении с теми глубинными структурами, которые придают смысл и ценность человеческой жизни, определяют собой достоинство человека.  Идеологизированная критика взаимоотношений науки и религии в прошлые исторические эпохи прямо связывала силу религиозной веры с недостатком знаний. Целью такого использования историко – научного материала было доказательство того, что противоположность научного и религиозного миропонимания – не временное и преходящее явление, что оно прямо следует из самих основ этих двух якобы противоположных, по природе своей чуждых друг другу мировоззрений. Протест против религии часто был связан с политической и идеологической борьбой, поскольку атеизм отождествлял религию с реакций. Тысячелетний период развития  христианской культуры с IV по XIV столетия, в течение которого было сохранено и приумножено натурфилософское наследие античности, а христианство сформировалась как духовная основа единства европейских народов, до сих пор часто представлен в учебных материалах как период застоя теоретической мысли, духовного оцепенения.

Между тем, в монастырских школах и университетах развивалось «упорядоченное миропонимание», соединяющее стремление к познанию со стремлением к нравственному идеалу; с именами поздних схоластов XIII – XIV вв. связано становление основ нового научного мировоззрения. Прежде всего речь идет об осуждении  Парижским и Оксфордским университетами в  1277 г. постулатов о вечном движении, о неизменности видов, об отрицании множественности миров и о невозможности существования пустоты. Орудием познания становится прежде всего опыт, эксперимент как испытание, исследование природы. В духовно – интеллектуальной среде произошел существенный сдвиг, имеющий далеко идущие следствия: появление секуляризованных натурфилософских построений и начало перехода к научным концепциям Нового времени. Этот сложный и глубоко драматичный процесс нашел выражение в  духовных исканиях Ренессанса, в возрождении интереса к магии, алхимии и оккультным наукам. Богословские сочинения традиционно играли большую роль в формировании новой философии познания природы. Так, учение Николая Кузанского о роли математики и измерений в познании природы, о бесконечной вселенной, о движении земли, об относительности движения во многом предвосхитили и подготовили дальнейшее развитие астрономии, связанное с именами Коперника, Кеплера и Галилея. Благодаря миссионерской деятельности церкви распространение натурфилософских знаний часто совпадало с распространением христианства. При монастырях открывали ботанические сады, составляли гербарии, коллекции животных, раковин, ископаемых минералов. Отправляясь на Восток, мореплаватели искали не только царство легендарного христианского пресвитера Иоанна, о существовании которого упоминал уже Марко Поло, но земной рай: географические карты украшает изображение св. Христофора, переносящего Христа через реку на своих плечах. Таким образом, уже в самом имени Колумба видели пророческое знамение распространение христианства. Религия как высшая форма духовного опыта оказывает существенное влияние на развитие знаний о мире.

Историко – научный контекст раскрывает переходный характер периода развития науки в XVI - XVII столетиях, когда еще не существовало таких понятий, как «естественные науки» и «секуляризация знаний», а основным ориентиром для развития натуральной философии были теологические построения. Представляется чрезвычайно важным изучение пути становления науки в европейской культуре XVII – XX столетий как сложного процесса приобретений и потерь, многозначность которого вряд ли можно увидеть, не сопоставляя его с развитием христианской культуры. Для  истории науки имеет значение то, что Н. Коперник, И. Ньютон, Лейбниц, Р. Бойль, Ф. Бэкон были профессиональными теологами. Если не учитывать влияния метафизических представлений на развитие знаний о природе, возникновение классической науки Нового времени сведется лишь к умению ставить эксперименты и обобщать их результаты посредством использования индуктивных методов. Все серьезные мыслители XVII столетия, которых мы называем «творцами современной науки» принимали на правах постулатов Бога – творца, акт божественного творения, иерархию творения и место человека в мироздании, рассматривая натуральную философию как часть «универсальной гипотезы, предметами которой, являются природа, планы и деяния Бога, поскольку они могут быть открыты нами в этой жизни»  (Р. Бойль). «Религия открывает волю Бога, а натуральная философия – его мощь», - писал Ф. Бэкон.

Выделение науки из всей сферы культуры в качестве ее основного и часто ведущего компонента, предпосылки общечеловеческого единства, будущей “мировой религии” ( Э. Ренан) сформировалось  в эпоху Просвещения. Творец стал рассматриваться как гипотеза, без которой можно и обойтись. Предубеждение о принципиальном несогласии веры с наукой получило дополнительные аргументы после появления дарвинизма. Главным побудительным мотивом пропаганды эволюционного учения в широких кругах стали выводимые из него антирелигиозные заключения. Призывы к решительному выбору между верой и знанием все больше расширяли пропасть между наукой и религией в сознании  большого количества людей. Это предубеждение до сих пор широко распространено. 

Задолго до того, как естественнонаучные положения лишились своей наглядности, великие философы и ученые предсказывали невосполнимые потери в мироощущении человека. “Мы простодушно считаем, - пишет Б. Паскаль, рассуждая об “углублении” и разобщенности наук, - что нам легче проникнуть в центр мироздания, чем охватить его в целом...Одно зависит от другого, одно влечет за собой другое. Эти крайности соприкасаются...Если я не знаю основ нравственности, наука об окружающем мире не принесет мне утешения в дни горестных испытаний”. Гете полагал, что классическое естествознание, нарушая чувственную целостность мира, предлагая взамен картину абстрактной всеобщности составляющих его частей, теряет вместе с тем его смысловые координаты: “Onum, Bonum, Verum” - Единое, Благое, Истинное. “Мы гордимся, - пишет Р. Штайнер, -  нашей способностью рассматривать природу отдельно от духа... Если быть вполне честным, то из признания такого хода мыслей правильным  следует, что вся нравственная и религиозная жизнь - чистый мираж”. Но для человеческого сознания эта мысль непереносима, и оно “стремится к тому единому основанию, в котором находила начало религия, пребывающая в гармонии с познанием и искусством.”( 8 , с. 19)

Какой путь можно предложить для практического осуществления этого стремления? Наиболее актуальным представляется использование историко - научного материала. “Новые знания” в науке, казалось бы, отменяют старые. За “обесцененным” научным знанием закрепилось название “отбрасываемые теории”. (4, с. 60). Не давая себе труда внимательно изучить “устаревшие знания”, мы “отбрасываем” вместе с ними интеллектуальную историю человечества. Как христианство оказывало влияние на развитие логики, математики, натурфилософии? Почему религиозные представления самым непосредственным образом воздействовали  на ход истории науки?  В чем разница между научным и богословским подходам к вопросам о достоинстве и ценности человека, о его месте и роли в иерархии мироздания? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если проследить путь развития науки, “который от простого природопознания возводит нас к духопознанию, во все времена, во все эпохи развития человечества” (  8 , с. 114).

Новизна предлагаемого учебного курса состоит в использовании историко – научного материала как средства преодоления отчуждения между религиозным и научным миропониманием. Это делает возможным конструктивное сочетание социальной и интеллектуальной истории, позволяет выявить связь истории науки с историческими путями философии и религии, понять генезис технократических представлений, подвести учеников к вопросам о философских основаниях современной науки,  о роли науки и религии в жизни человека, в современной культуре.

В научно – педагогическом методическом центре «Петершуле» в 1999 – 2006 гг. проходят  экспериментальную апробацию учебные пособия  Марчуковой С.М. «Естественнонаучные представления в средневековой Европе» и “Наука и религия в культуре Ренессанса”.

Знакомство старшеклассников с основами христианской культуры происходит сейчас, в основном, в рамках предмета «Религиоведение» ( 1, 3, 6, 7, 9). Введение в программу старшей школы предлагаемого обобщающего учебного курса «Наука и религия» позволит понять глубокие основы христианского миропонимания, их органическую связь с философскими основами современной науки. Это могло бы помочь выявлению органической связи между религией и научным познанием, между естественнонаучной и гуманитарной культурами. Поискам решения этой проблемы посвящены многие отечественные и зарубежные педагогические работы ( 2, 4, 10).  “Растет интерес к широким общеобразовательным темам, ведущим от естествознания к натурфилософии, затрагивающей религиозно - метафизические проблемы”, - пишет профессор Тюбингенского университета К.Э.Нипков, рассуждая о “надпредметных” учебных курсах и их роли в современной  дискуссии о “новом общем образовании” в Германии ( 4 ,с.58).  В немецких гимназиях введен курс «Нормы и ценности», одна из задач которого заключается в том, чтобы обеспечить связь религиозного воспитания и обучения  с предметами естественнонаучного цикла  (10). Предлагаемая программа учебного курса «Наука и религия» представляет собой еще одну попытку осмысления норм и ценностей христианской культуры в ходе решения проблемы преодоления отчуждения между религиозным и естественнонаучным миропониманием.

                                                  Литература

1.      Гараджа В.И. Религиоведение, М., 1994.

2.      Гельман З.Е. История науки и культуры в общеобразовательной школе, Педагогика, 1993, № 5, с. 25 – 32.

3.      Мень А. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни., М., 1994.

4.       Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня.- СПб.: Глаголъ, 1995.

5.      Ильин  А.И. Шесть дней творения.- Париж,1991, С.11.

6.      Радугин А.А. «Введение в религиоведение: теория, история и современные религии», М., 1996.

7.      Хрестоматия по религиоведению, Саранск, 1994.

8. Штайнер Р. Современная духовная жизнь и воспитание., М.: Парсифаль, 1996

9.      Яблоков И.Н. «Основы теоретического религиоведения», М., 1994.

10.  Werte und Normen. Rahmenrichtlinien fuer den Unterricht. Hannover, 1980.

 

 

 

                

 

                                     ПРОГРАММА

                учебного курса «Наука и религия» ( 68 часов).

 

 1. Небо и земля в античной натурфилософии.  ( 8 часов)

             Пифагор и его школа. Метафизический характер числа в

пифагорейской традиции. Космос пифагорейцев. Учение о мировой гармонии.

            Космология Платона. Шарообразность земли. Космос как                                                                                    

одушевленное существо. Душа как источник движения небесных тел. Концепция мировой души.

            Учение Платона об элементах. Геометрическая  концепция строения

вещества ( «Тимей»). Форма «платоновых тел». Наблюдаемые свойства тел как реализация геометрической структуры. Атомы Демокрита и атомы Платона.

         Качественная физическая доктрина Аристотеля. Учение об элементах и качествах. Физика как наука о движении. Четыре  причины движения. Естественное и насильственное  движение.

             Космология Аристотеля. Противоположность земного и небесного.

«Лунная грань». Аргументы Аристотеля в пользу шарообразности космоса и неподвижности Земли. Концепция эфира. Античное учение о перводвигателе. Вечность и непрерывность движения во Вселенной.

          Телеология в учениях Платона и Аристотеля. Телеологическая концепция природы.  Приоритет формальной и целевой причин движения над материальной и действующей. Качественный подход к познанию природы, его связь с метафизикой.

Литература

1.      Аристотель. Сочинения в 4- х т. М., 1975 – 1984.

2.      Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля.М., 1982.

3.      Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

4.      Даннеман Ф. История естествознания. Т. 1 – 3., М., 1938

5.      Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме, СПб, 1994.

6.      Платон. Сочинения в 3 –х т. М., 1968 – 1972.

7.      Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум. Античная парадигма. Л., 1991.

8.      Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

 

 

             2. Развитие естественнонаучных представлений в средневековой культуре.   ( 12 часов)

           Особенности средневековой картины мира. Структура времени. Символизм в восприятии пространства. Бог, человек и природа. Св. Августин (354 – 430) о языческой мудрости и христианском знании.

                      Семь свободных искусств. Триединство смыслов средневековой натурфилософии: натуральный, рациональный, моральный. Продолжение античных традиций в искусствах тривиума и квадривиума.

       Теодориканское Возрождение. Боэций ( 470 - ок. 524 гг).  “Виварий” Флавия Кассиодора. Средневековая культура как «культура текстов».  “Этимологии” Исидора Севильского. Каролингское Возрождение и развитие средневековой схоластики.

Влияние арабской науки на развитие знаний в Европе. Науки в культуре Магриба.  Центры переводов.   

Центры “книжной культуры” в Европе XI - XIV вв. Монастырские школы IX - XII вв. Натурфилософы шартрской школы. Возникновение университетов.

Медицина  средневековой Европы. Миссионерская деятельность церкви в области врачебного дела. Схоластическая медицина позднего средневековья. Успехи практической медицины.

Природа в трудах европейских мыслителей XIII - XIV вв.  Альберт Великий ( ок. 1206 - ок. 1280 гг). Статус наук о природе в учении Фомы Аквината ( 1225 - 1274 гг). Роджер Бэкон ( ок. 1214 - ок. 1292 гг). Природа как сотворенная иерархия. Бог как Творец.

Аристотелевский детерминизм и христианские теологические доктрины. Осуждение положений, ограничивающих могущество Бога ( 1277 г.). Аристотелевская концепция движения и ее трансформация в поздней схоластике. Учение об импетусе.

Алхимия в средневековой культуре. Источники алхимических знаний. Алхимия и медицина. Алхимики средневековья.  Христианство и алхимия.

                    Литература

1.      Августин Исповедь. М., 1978.

2.      Гайденко В.П. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.

3.      Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала XIX в. М., 1965

           4.  Рабинович В.Л.Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

  5.  Райт Дж. «Географические представления в эпоху крестовых походов», М., 1988.

   6. Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984.

7.Эйкен  Г. «История и система средневекового миросозерцания», СПб,

   1907.

 

3.      Наука и религия в культуре Возрождения. ( 10 часов)

Николай Кузанский ( 1401 – 1464). Бог, человек и природа. Представление о бесконечной Вселенной. Относительность движения. Математика и измерение.  Значение трудов Николая Кузанского для развития естествознания.

Развитие математики. Разработка новых формально – языковых структур.

Астрономия. Христианские созвездия в картине звездного неба. Необходимость проведения календарной реформы.

Учение Коперника ( 1473 – 1543). Формирование нового взгляда на соотношение теоретических конструкций и физической реальности. Гелиоцентрическая система мира.

Место человека в новой космологии. Разбожествление природы. Космос как Универсум. Автономность природы по отношению к Богу. Природа как «машина мира».                   

            Великие географические открытия и новая картина мира. 

Христианские миссии в странах Востока и в Новом свете.

           Медицина и алхимия. «Христианская наука» Парацельса ( 1493 – 1541).

Оккультные науки.  Магия и герметизм. Натуральная магия. Демонология.

Натуральная магия» Дж. Б. Порты.

Христианское неприятие магии и оккультных наук. Учреждение

«Товарищества Иисуса». Миссонерская деятельность иезуитов, их роль в деле просвещения и развития науки.

                        Литература

1.        Баткин Л.М. «Итальянские гуманисты – стиль жизни стиль мышления», М., 1978.

2.        Гартман Ф. «Жизнь Парацельса и сущность его учения», М., 1997.

3.        Горфункель А.Х. «Гуманизм и натурфилософия итальянского

     Возрождения», М., 1977.

               4. Коперник Н. «Об обращении небесных сфер», М. – Л., 1947, с. 187 – 214.

 5. Кузанский Ник. Сочинения в 2 – х т. М., 1979.

               6. Матвиевская Г.П. Развитие учения о числе в Европе до XVII в., М., 1971.

                7. Игнатий Лайола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб, 1894.

8.        Ольшки Л. «История научной литературы на новых языках», М. – Л.,

1933 – 1934.

 

                      4.Новое время и «Век Разума». ( 10 часов)

 Галилей ( 1564 – 1652) и его «Диалоги о двух системах мира:

птолемеевой и коперниковой».  Математика и рациональность «новой науки». Формирование количественных методов исследования в физике Нового времени. Новый подход к проблеме движения. Радикальный разрыв с аристотелевской традицией.

            Новая теория познания. «Новый органон» Ф. Бэкона. Формирование экспериментально – математической науки о природе.

Жизнь и труды И. Кеплера (1571 – 1630). Открытие законов движения

небесных тел. «Трактат о шестиугольных снежинках» и «Лунная астрономия» И. Кеплера.

Декарт ( 1569 – 1650). Понятие о картезианской физике.

«Математическое начала натуральной философии»  И. Ньютона ( 1561 –

1626). Формирование основ классической научной картины мира.

Природа как совокупность движущихся частиц. Место человека в новой

космологический иерархии. Религия и развитие науки.

Век Просвещения. Материализм. «Энциклопедия» и энциклопедисты. Д

Аламбер ( 1717 – 1783). Гольбах ( 1723 – 1879) и его «Система природы».

Природа как механизм. Деизм и атеизм.

Иатрохимия и иатромеханика. «Человек – машина» Ламметри.

XVIII столетие – «героический век развития математики». Математика –

основа новой науки о природе.

                                    Литература

        1. Галилей Галилео.  Избранные труды. В 2 –х т. М., 1964.

        2. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1974.

3.Карцев В.П.  И.Ньютон, М., 1987.

4. Бэкон Ф. Новый органон, Соч. в 2 – х тт, Т.2, М., 1987, с. 5 – 214.

               5. Кеплер И. Трактат о шестиугольных снежинках, М., 1986.

        6. Ламметри   Человек – машина,Сочинения, М., 1983.

        7.Щетников «Мысленный эксперимент и рациональная наука», М., 1993.

 8..Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе. М. –

     Л., 1934.

 

                5.  Дарвинизм и теория развития. ( 8 часов)

                   Христианство и учение о развитии. Представление о замысле и цели в истории человечества.

Формирование научных основ геологии и палеонтологии в XVIII в.

Ч. Дарвин ( 1809 – 1882) и его труд «Происхождение видов».

Последователи Дарвина.  Природа как динамический процесс.

Восприятие теории эволюции ( религиозный, научный, социальный

аспекты). Богословские проблемы эволюции. Научный материализм и эволюционный монизм ( Э. Геккель).

Эволюция и продолжение творения ( история вопроса и современная

ситуация). Бог и природа. Эволюция и замысел. Эволюция и статус человечества. Социальный дарвинизм – соединение биологических и политических идей. Индивидуализм и этические нормы в трудах Г. Спенсера (1820 – 1903). Эволюция и природа человека.

 

                                            Литература

1.Барбур И. Религия и наука. История и современность, М., 2000

2.Геккель Э. Мировые загадки. М., 1937.

            3.Медников Б.М. Дарвинизм в XX в., М., 1975.

4.Миллер Г. Сотворение мира: научный подход. М., 1990.

5. Сокулер З.А. Эволюционное учение Ч. Дарвина в системе научной и

ненаучной рациональности.// Исторические типы рациональности. М., 1996, т. 2, с. 247 – 276.

 

                       6. Становление основных представлений современной науки.

                                                                                                                               ( 8 часов)

 Вещество и поле. Представление об атомах в греческой натурфилософии

и в науке Нового времени. «Корпускулярная теория» Р. Бойля ( 1627 - 1691). Начало современной химии.

Электричество и магнетизм. Изучение электрических явлений в XVIII- XIX вв.  «Животное электричество» Л. Гальвани  (1737 – 1798). Опыты Б. Франклина ( 1706 – 1790). «Вольтов столб» – первая электрическая батарея. Опыты и открытия М. Фарадея ( 1791 – 1867).

Квантовая механика. Гипотеза о квантах. ( М. Планк, 1900). Волна и частица.  Статистический характер законов микромира. Дополнительность и неопределенность как основные принципы познания структур микромира. Н. Бор ( 1885 - 1962) об универсальном характере принципа дополнительности.

Моделирование в современной науке. Идеализация и аналогии в моделировании. Математическое моделирование. Симметрия как основной принцип моделирования.

Симметрия и асимметрия в природе, искусстве, архитекутре, натурфилософии. Симметрия и асимметрия в структурах микромира (кристаллы, молекулы). Зарядовая симметрия элементарных частиц. Принцип симметрии и современная физика.

Человек и техника. Греческое «технэ». Алхимическая техника, ее отражение в алхимической иконографии. Социальная роль техники в истории европейской культуры.  Техника как элемент «новой науки» ( XVII и.) и орудие господства над природой.  Техника и развитие промышленности в XVIII – XIX вв. Техника в современной культуре: наука, общество, мораль, экономика, политика.  Социальные и экологические последствия воздействия техники на природу и человека.

1.1.1                                             Литература

               

1.      Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

2.      Вейль Г. Симметрия. М., 1968.

3.      Джуа М. История химии. М., 1975

4.      Дэвис П. Пространство и время в современной картине Вселенной.

      М., 1979

5. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

6. Философия техники в ФРГ. М., 1987.

7.      Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. Развитие идей от

            первоначальных понятий до теории относительности и квантов. М., 1965.

 

                               7. Естествознание и христианство.  ( 10 часов)

 Объяснение природы с точки зрения цели. Природа как сотворенная

иерархия. Прямое и активное вмешательство Бога в ход природных процессов. Представление о чуде, стоящем над законами природы.  Книга Природы и Книга Писания. Христианство и генезис новоевропейского естествознания.

Новая рациональность в науке XVII -  XVIII вв. Замена представления о Боге как Высшем Благе  на представление о нем как о первопричине в ряду действующих причин. Попытки примирения механистической картины мира в верой в Бога.  Роль механических и математических законов в описании и объяснении природы.

Бог как Часовщик. Природа как детерминированный механизм.

Паскаль ( 1623 - 1662) о религии и науке.

Век Просвещения о природе человека. Оптимистическое отношение к человеческой природе как отступление от христианской традиции.

И. Кант ( 1724 - 1804) о науке и религии как отдельных сферах. Бог как постулат нравственного порядка.

Позитивизм. Возникновение, развитие и современное состояние. Представление о «семи затруднениях науки» ( Э. д. Б. Раймон).

Астрономия и творение. Попытки современной интерпретации Книги Бытия. Замысел и антропный принцип. Христианская доктрина  сотворения мира Богом ради человека. «Проблема наблюдателя» природы и космоса в античной науке, науке Нового времени и современном естествознании. 

Бог и мироздание в современной науке. Религиозная традиция и научный метод.  Идеалы, нормы и ценности современного научного исследования. Наука в христианской культуре.

 
                              Литература

1. Барбур И. «Религия и наука: история и современность», М., 2000.

            2. Дорфман Я.Г. «Всемирная история физики с начала XIXв. до середины       

                XX в.», М., 1979.

3. Визгин П. Эксперимент и чудо: религиозно – теологический фактор

      генезиса науки Нового времени.//ВИЕТ, 1995, № 3, с. 3 – 20.

4.      Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского

естествознания,// ВИЕТ, 1995, №1, с. 3 – 20.

              5.  Клаарен Е.М. «Религиозные истоки современной науки» // Сб «История становления науки», М., 1981.

6. Кожевников В. Современное научное неверие.,  М., 1912.

7.      Паскаль Б. Мысли. СПб, 1999.

8.      Раймон Э. д Б. О границах познания природы., М., 1900.

9.      Ренан Э. Будущее науки., Киев, 1902.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz