КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

                     САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

     Негосударственное образовательное учреждение

           Институт развития образования «Смена»

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                ДОПУЩЕНО

Декан ИРО «Смена»                                                    Председатель президиума РЭС

 ___________ Н.Н. Лузанова                                           ______________В.Е. Фрадкин

«…..»…………….2005 г.                                              М.П.

М.П.                                                                           Председатель секции по биологии РЭС

                                                                                       ___________________Г.Н.Панина

                                                                                Протокол №…. от «….»…………..2005 г.

 

                                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                                                           на совете кафедры практической педагогики

                                                                           ИРО «Смена»    

                                                                           протокол №         от «….»……… 2005 г.

                                                                           Зав. кафедрой практической педагогики

 

                                                                            ___________________ А.В. Тряпицын

                                                                                  М.П.

 

                                          Программа

       Элективного курса (курса по выбору профильной подготовки)

                                     для учащихся 10 классов

                      «Начало утра – радостный рассвет…»

            (Естествознание и техника эпохи Возрождения)

                                 (18 часов)

                                                                Автор

                                                   Марчукова Светлана Марковна,                         

                                                                        методист кафедры практической

                                                            педагогики ИРО «Смена», к.пед. наук.

 

 

                              Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

                                     

 

                     Программа

               элективного курса «Начало утро – радостный рассвет…»

 (Естествознание и техника в культуре Возрождения)

 

                        Аннотация

Программа межпредметного элективного курса «Начало утро – радостный рассвет…»  (Естествознание и техника в культуре Возрождения) объёмом 18 часов адресована учащимся 10 класса гуманитарного профиля. Для названия программы выбрана первая строка сонета Л. Камоэнса (ок. 1524-1580) – великого поэта эпохи Возрождения:

                  Начало утра – радостный рассвет,            

                  Смешавший краски нежности и боли,

                  Пусть будет людям памятен, доколе

                  Есть в мире скорбь, а состраданья нет.

 В словах поэта выражен противоречивый характер эпохи Возрождения – XV-XVI  вв. С этим временем связано  не только обретение новых земель, учение Коперника, создание технических энциклопедий, множество инженерных открытий и развитие экспериментальной науки, во многом вдохновленной поисками философского камня, универсального «жизненного эликсира» и  конструированием вечного двигателя, но также - политические раздоры, войны и эпидемии.  Книгопечатание и распространение литературы на новых языках способствовало  как просвещению, так и увлечению колдовством, демонологией.

Изучение предлагаемого элективного курса способствует глубокому пониманию противоречивой эпохи, кануна Нового времени – XVII в., когда естествознание и техника становятся одним из ведущих компонентов культуры. Интересный историко – научный материал помогает понять роль и место науки и техники в системе культуры, расширяет знания ученика по истории, мотивирует к дальнейшему образованию и самообразованию, а главное – учит понимать истоки и особенности многих проблем нашего времени, которое часто называют «возрождением» утраченных культурных ценностей и приобретением новых возможностей для человека в той новой России, границы которой существенно раздвинулись подобно тому, как это было в Европе эпохи Возрождения.

 

              Пояснительная записка.

           Цель предлагаемого элективного курса «Начало утра – радостный рассвет…» -  воспитание гармонично развитой личности, мотивированной к дальнейшему образованию и самообразованию.

            Основные задачи курса:

-         формирование системы структурных связей между элементами естественно – математических и гуманитарных знаний как условие восприятия целостной картины мира;

-         знакомство учащихся с историей понятий и представлений, формирующих картину мира;

-         осмысление философских оснований науки и техники;

-         знакомство со стилем мышления натурфилософов XV-XVI вв. и методам изучения природы;

-         формирование высокого общекультурного уровня и широкой эрудиции учащихся.

Адекватные методы решения поставленных задач определяются  общекультурным и развивающим характером спецкурса, его направленностью на формирование системности знаний, ориентацией на приоритет духовных ценностей как наиболее устойчивого ядра внутреннего мира личности. Представляя знания из разных областей познания как взаимосвязанные, взаимодополняющие элементы единой системы знаний о мире, предлагаемый элективный курс раскрывает значение естественно-математических учебных предметов как общеобразовательных дисциплин, которые способствуют пониманию разных  сторон жизни общества: экономической, политической, эстетической, философской.

Актуальность предлагаемого элективного курса прежде всего состоит в том, что изучение особенностей и противоречий эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) учит понимать истоки и разные аспекты многих проблем нашего времени с его стремлением возродить во многом забытые и утраченные культурные ценности, дать новые возможности для самореализации гражданину новой России, границы которой существенно раздвинулись подобно тому, как это было в Европе эпохи Возрождения.

Современная направленность школьного образования на реализацию его культурологического аспекта и восприятие целостности мира делает актуальной проблемой педагогической практики создание элективных курсов, которые способствуют формированию целостной картины мира, расширяют кругозор учащихся, обеспечивают системность знаний, развивают синтетическое, логическое и образное мышление. 

 

Методические рекомендации

 

 Интегративная основа элективного курса «Начало утра – радостный рассвет…» - историко – научный материал, который уже по своему содержанию является тем каналом, который связывает в единую систему элементы гуманитарного и естественнонаучного знания. Изучение истории науки и техники как средство гуманитаризации естественнонаучного образования – актуальная проблема современных педагогических исследований. Непосредственно связанные с математикой, естествознанием, философией, историко –научные факты имеют одновременно объективный и субъективный характер. Именно поэтому они могут играть роль «моста», центра интергативных связей между естественнонаучными и гуманитарными знаниями.

Отсюда следует необходимость использования эвристических форм и методов работы. Ориентация в этом направлении предполагает специальную организацию рефлексии; развитие коммуникативных способностей; формирование критического мышления и аналитического интеллекта, направленных на требование полноты доказательств, поиск  проблем и противоречий; умение сформулировать и аргументировать собственную точку зрения. Необходимость решения этих  важнейших дидактических  задач определяет выбор методов и средств организации учебного процесса.

Элективный курс представляет знакомые ученикам объекты с новой точки зрения, поскольку использует качественный подход изложения знаний в сочетании с историко-научными сведениями, в изложении которых делается акцент не на вопросы «Кто?» и  «Когда?», а на вопросы «Как?», «Почему?», «Зачем?» Это позволяет использовать новый ракурс известного содержания как полноправный методический приём и средство формирования системности знаний.

Изучение элективного курса рассчитано на 18 часов и предусматривает проведение эвристических бесед, организацию диалогов и дискуссий, в ходе которых формируется умение учащихся аргументировано защищать свою точку зрения. Используются коммуникативные методы преподавания, работа в группах, проектно-исследовательская деятельность, предполагающая работу с разными источниками информации. Итоговые занятия к каждой теме и к элективному курсу в целом могут быть проведены в виде семинара, конференции, конкурса работ учащихся, написания эссе, составления рефератов и т.д. Выполненные проекты, исследования или творческие работы могут войти в портфолио учащегося.

В качестве планируемого результата изучения предлагаемого спецкурса выступает прежде всего формирование общеучебных и общеобразовательных надпредметных умений и навыков. К ним относятся:

·        сформированность навыков конструктивно - критического мышления (ориентация учащихся на критику идей, поиск противоречий, требование полноты доказательств, поиск решения и т.д.);

·        самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

·        способность видеть новую функцию и структуру знакомого объекта;

·        умение трансформировать ранее усвоенные способы действий в новый способ;

·        проявление коммуникативной культуры, на примерах поиска языка междисциплинарного общения, умения видеть проблему, вести диалог.

Автором разработаны книги и учебные пособия для изучения предлагаемого элективного курса. Они перечислены ниже в разделе «Литература для ученика».

 

                     Содержание программы

Вступление

Тема I. Художественная, научная и техническая литература – 2 часа.

Книгопечатание. Разработка шрифтов. Искусство книжной иллюстрации. Подражание классическим образцам и новые литературные жанры. Новелла.

Поэзия в литературе Возрождения. Данте (1265-1321). Петрарка (1304-1374).

Научно – техническая литература. Латынь и средневековая культура. Академии эпохи Возрождения.

     Тема II. Николай Кузанский ( 1401 – 1464) – 1 час.

   Представление о Вселенной. Бог, человек и природа. Движение Земли. Об относительности движения.

   Об измерениях. О разуме и познании мира. «Диалог о статических опытах».

   Значение трудов Николая Кузанского для развития естествознания. Качественные и количественные методы натурфилософии в сочинениях Николая Кузанского. Математика и картография. 

       Тема III. Математика – 1 час.

        Учение о числах. Математика в искусствах квадривиума. Р. Бэкон (ок. 1214-1294) о математике. «Книга абака» Л. Фибоначчи (ок. 1202). О математический символике.

        Математики эпохи Возрождения. Г. Пербах (1423 – 14610. И. Мюллер (Региомонтан, 1426 – 1476). П. Рамус (1515-1570). Ф. Виет (1540 – 1603).

        Прикладная математика. Математика для купцов и счетоводов. Учебники практических высчислений. Учение о перспективе. Оптические исследования.

Тема IV. Мореплавание и Великие географические открытия – 1 час.

Влияние арабов на развитие европейского мореплавания. Арабоязычная культура и страны Пиренейского полуострова. Арабские карты.

Генрих Мореплаватель ( 1394 – 1460 ). «Школа мореходства» на мысе Сагриш. Начало плаваний вдоль западного берега Африки (1420).

Морские путешествия португальцев и испанцев. Эпоха Великих географических открытий. Бартоломео Диаш (1450-1500). Христофор Колумб (1451-1506). Америго Веспуччи (1454-1512). Картография Меркатора (15151-1594). Васко да Гама (ок. 1469-1524). Фернан Магеллан (1480-1521).

Географические представления европейцев к концу XVI столетия. Плавания португальцев в Китай и Японию. Исследование Нового света. Морские путешествия в сочинениях Камоэнса (ок. 1524-1580). «Лузиады».

Гипотезы о ранних плаваниях в Америку. Сходство в архитектуре храмов Шумера, Египта и Южной Америки. Плавания финикийцев и римлян. Викинги в Исландии и Новом свете.

Тема V. Новый свет – 1 час.

Коренные жители  Америки. Майя и ацтеки.

Растения Нового света. Табак. Какао, кукуруза, картофель, томаты. Хинин. Яды и наркотики. Кокаин.

Дальнейшее освоение новых земель. Испанцы, англичане и французы в Новом свете. Ф. Дрейк (ок. 1540-1596).

Тема VI. Астрономия. Учение Коперника – 1 час.

Календарная реформа. Григорианский календарь. Работы по подготовке пеформы.

Коперник ( 1473 – 1543 гг.), его жизнь и труды. Гелиоцентрическая модель Вселенной. «Лунная грань» и небесные сферы. Учение Коперника и астрономия XVI – XVII столетий.

Астрологические представления. «Тетрабиблос» Птолдемея. Искусство составления гороскопов. Математика и астрономия.

Тема VII. Техника и механика – 1 час.

Техника. «Десять книг об архитектуре» Витрувия. Технические приспособления XV-XVI вв.

Появление огнестрельного оружия. Изобретение пороха в эпоху позднего средневековья. Артиллерия эпохи Возрождения.

Вечное движение. «Вечные двигатели» в сочинениях XV-XVII вв.

Тема VIII. Металлургия и горное дело – 1 час.

Железо. О способах выплавки железа и стали.

Рудные горы. Разработка месторождения серебра, меди, олова.

Агрикола (  1494 – 1555 ). Сочинение «О горном деле и металлургии» - энциклопедия технических знаний.

           Тема IX. Леонардо да Винчи. ( 1452 – 1519 гг.) – 1 час.

Живопись Леонардо да Винчи. Живописец – «властелин всякого рода людей и всех вещей».

Анатомические исследования. Изучение медицинских сочинений. Сотрудничество врачей и художников.

Конструирование летательных аппаратов. О проектах и моделях крыла, парашюта и других летательных аппаратов.

Леонардо – механик и инженер. О технических изобретениях и машинах различного назначения. Алхимические рисунки.

Тема X. Медицина и биология – 2 часа.

            Медицинские сочинения. Печатные издания. Сочинения Галена, Плиния, Цельса. Календари кровопусканий. Об эпидемиях.

            Зоология и ботаника. Неизвестные животные – обитатели Восточных стран и Нового света. К. Геснер (1516 – 1565).

            Анатомия и хирургия. О врачах и хирургах. А. Везалий (1515-1564). А. Паре (ок. 1517-1590).

                Тема XI. Алхимия и иатрохимия – 2 часа.

                 Алхимия. «Изумрудная скрижаль». Алхимические сочинения арабов.

                 Алхимия и медицина. Иатрохимия. Врачи и аптекари. Врачебная практика и алхимическое искусство.

                 Парацельс ( 1493 – 1541 гг.), его жизнь и труды. Их значение для развития медицины.

Тема XII. Натуральная магия – 2 часа.

             Эллинизм и герметическая традиция. О Гермесе и «герметической литературе».

             Магия и герметизм. О принципах герметизма. Сочинения П. Помпонацци (146201525) «О причинах естественных явлений» и Г.К.Агриппы (1486-1535) «О сокровенной философии».

             О демонологии. О трактате И. Тритемия (1462-1516) «О дурных людях и колдунах». Инквизиция и инквизиторы. «Молот ведьм» (1486).

             Натуральная магия. «Натуральная магия» Дж. Порты (1589) – образец популярного натурфилософского сочинения. «Академия секретов». Натуральная магия как …………………………… (Ф. Бэкон).

            Итоговое занятие – 2 часа.

 

                            Учебно – тематический план

 

№ пп

Содержание

Всего

часов

В том числе:

Формы контроля

Теор.  

Практ.

1.

Вступление. Литература эпохи Возрождения. Книгопечатание.

1

 

1

Педагогическое наблюдение, собеседование

2.

Латынь и новые языки. Академии эпохи Возрождения.

1

1

 

Собеседование. Тестирование.

3.

Жизнь и труды Николая Кузанского.

1

1

 

Педагогическое наблюдение. Собеседование

4.

Математика и математич. сиволика. И. Региомонтан. Ф. Виет.

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

5.

Мореплавание и Великие географические открытия.

1

 

1

Собеседование.

Тестирование.

6.

Новый свет. Майя и ацтеки. Растения и животные Нового света. Дальнейшее освоение Нового света.

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

7.

Астрономия. Учение Коперника. Гелиоцентрическая модель Вселенной.

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседование. Тестирование.

8.

Техника и механика XV-XVI вв. Артиллерия. «Вечное движение»

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

 

9.

Металлургия и горное дело. Агрикола.

1

1

 

Педагогические наблюдения. Собеседование.

 

10.

Леонардо да Винчи, его жизнь и труды.

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

 

11.

Медицина и биология XV-XVI вв. Анатомия и хирургия.

2

1

1

 

Педагогические наблюдения. Собеседование.

12.

Алхимия и иатрохимия. Парацельс, его жизнь и труды.

2

1

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

 

13.

Эллинизм и герметическая традиция, её связь с натуральной философией. Натуральная магия. Демонология. «Молот ведьм».

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседование.

14.

«Натуральная магия» Дж. Порты. «Академия секретов»

1

1

 

Педагогические наблюдения. Собеседование.

15.

Итоговое занятие. Конференция или презентация проектов

 

2

 

2

Обсуждение докладов или анализ проектов.

 

 

Итого:

18

6

12

 

 

 

 

Литература для учителя

1.      Агрикола Г. О горном деле и металлургии. М., 1962.

2.      Витрувий  М. Десять книг об архитектуре. М., 1936.

3.      Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения.  М.,  1997.

4.      Гуриков В.А. Становление прикладной оптики XV - XVI вв. М., 1983.

5.       Дитмар    А.Б.  “От Птолемея до Колумба”, М., Мысль, 1989

6.      Коперник Н. Об обращении небесных сфер. М., 1947.

7.      Кузанский Н. Сочинения в 2 – х тт. М., 1980.

8.      Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934.

9.      Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. М., - Л. 1933.

10.  Тритемий И. Трактат о дурных людях и колдунах. В кн. Демонология эпохи Возрождения. (XVIXVII вв.). Пер. с англ., лат,.нем., франц. М.,  1996.

 

 

Литература для ученика

 

1.      Глазычев В.Л. Гемма Коперника, М., 1989.

2.      Климишин   И.А.  Календарь и хронология, Киев, 1990.

3.      Марчукова С.М. Естественнонаучные представления в средневековой Европе, Спб, 1999

4.      Марчукова С.М. История естествознания и техники для юношества, СПб., 1999.

5.      Марчукова С.М. Наука и религия в культуре Ренессанса, СПб, 2001.

6.      Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. СПб, 2003.

7.      Орд - Хьюм А. “Вечное движение”, М.,  1980.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz