КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

                     САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

     Негосударственное образовательное учреждение

           Институт развития образования «Смена»

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                ДОПУЩЕНО

Декан ИРО «Смена»                                                    Председатель президиума РЭС

 ___________ Н.Н. Лузанова                                           ______________В.Е. Фрадкин

«…..»…………….2005 г.                                              М.П.

М.П.                                                                              Председатель секции по математике

                                                                                       ________________Л.А. Жигулёв

                                                                                Протокол №…. от «….»…………..2005 г.

 

                                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                                                           на совете кафедры практической педагогики

                                                                           ИРО «Смена»    

                                                                           протокол №         от «….»……… 2005 г.

                                                                           Зав. кафедрой практической педагогики

 

                                                                            ___________________ А.В. Тряпицын

                                                                                  М.П.

 

                                          Программа

       Элективного курса (курса по выбору предпрофильной подготовки)

                                     для учащихся 9 классов

                «Путешествие по Флатландии»

                                 (12 часов)

 

                                                                Автор -

                                            Марчукова Светлана Марковна,

                                            методист кафедры практической

                                                   педагогики ИРО «Смена», к.пед. наук.

 

 

                              Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

                                       

 

                                  

 

                           Программа

элективного курса «Путешествие по Флатландии».

 

 

 

                             Аннотация

Программа межпредметного элективного курса «Путешествие по Флатландии» объёмом 12 часов предназначена для учащихся 9 классов. В качестве дидактического материала для построения содержания элективного курса использованы книги Э. Эббота «Флатландия» и Д. Бюргера «Сферландия», а также – гравюры М.К.Эшера.

Цель программы – знакомство учащихся с основами и особенностями геометрического мышления, с разными формами его выражения в математике, физике, живописи, философии. Такой подход позволяет подвести учащихся к разговору об удивительных свойствах пространства, о его особенностях и парадоксах, об искривлённом и расширяющемся пространстве, о роли симметрии в пространственных структурах, о единстве пространства и времени, подойти к началам общей теории относительности, к вопросам философии современного естествознания.

Предполагаемая программой самостоятельная творческая деятельность учащихся способствует развитию самообразовательных умений, восприятию математики как языка науки и искусства, пониманию роли математического мышления в истории науки, формированию интереса к математике в условиях выбора дальнейшего профиля обучения.

 

          

 

 

 

                        Пояснительная записка.

 

Программа элективного курса «Путешествие по Флатландии» адресована учащимся 9 класса. Программа объёмом 12 часов основана на межпредметных связях математики с историей, физикой, живописью, философией.

Актуальность курса обусловлена тем, что представление о свойствах пространства входит в круг системообразующего знания, определяющего картину мира. Рассуждения об одномерном и двумерном,  трехмерном и четырехмерном мирах способствуют преодолению сложившегося стереотипа: формированию аксиоматического образа мышления у учащихся. Как показали исследования психологов, геометрическое мышление в своей основе является правополушарным. Изучение геометрии чрезвычайно важно для комплексного функционального развития головного мозга. Оно способствует формированию не только логического, но и вербально-логического, образного мышления (3, с. 70). Для современной системы математического образования характерна недооценка этих аспектов и целей преподавания геометрии, на которые неоднократно указывал в своих работах ещё А. Дистервег (там же, с. 72). К этой мысли неоднократно возвращается Амонашвили, разрабатывая свои «уроки математического воображения». Дидактическими достоинствами учебной модели в данном случае являются её наглядность, конкретность, а также - возможность выразить неизвестное на известном ученику языке с помощью таких средств описания, которыми он владеет.  Программа предусматривает активную самостоятельную работу учащихся.

Автором разработана книга для учащихся «Путешествие по Флатландии» (4). Учителю средней школы предлагается удобный и наглядный материал, который мог бы помочь подвести учеников к серьёзному разговору о свойствах пространства. В качестве дидактического материала используются книги Э. Эббота «Флатландия» (1884) и Д. Бюргера «Сферландия» (1957). Иллюстрации – гравюры голландского художника М. Эшера (1898 – 1972). Такое сопровождение элективного курса позволяет рассказать ученикам в увлекательной и доступной форме об удивительных свойствах пространства, о его особенностях и парадоксах, об искривленном и расширяющемся пространстве, о роли симметрии в пространственных       структурах, о единстве пространства и времени; подойти к началам теории относительности, к вопросам философии современного естествознания.

При организации и проведении занятий возможно создание творческих групп и выполнение индивидуальных заданий, использование проектных методик. На итоговом занятии, организованном в виде семинара или конференции, предполагается защита реферата или проекта с целью формирования портфолио учащегося.

                     

                          Содержание программы

 

                                              «Связь между математикой, естественными

                                       науками и философией нигде так не сильна,

                                       как в проблеме пространства»

                                                                                           Герман Вейль.

Тема 1. Представление о пространстве и числе в античной натурфилософии. Числа и геометрические и представления в пифагорейском учении. Платоновы тела.

                                                                                                                                  – 2 часа

Тема 2. Многомерность пространства. Система координат трехмерного мира.  Представление о двумерном и трехмерном мире. Флатландия – модель двумерного мира.

Обитатели Флатландии – геометрические фигуры. Пейзажи и жилища Флатландии.  Необычайное приключение Квадрата. Встреча со Сферой. Чудеса в доме Квадрата. Выход в трёхмерный мир. Флатландия – много лет спустя. Встреча Шестиугольника со Сферой.   “Сферландия” - трехмерный мир. Как мы воспринимаем трехмерное пространство? 

                                                                                                                                  - 3 часа

 Тема 3. Лента Мебиуса. Представление о движении по «ленте Мёбиуса». Изготовление односторонней плоской поверхности. Искривление пространства Флатландии.                                                                                                                        – 1 час

Тема 4. Загадочный мир парадоксов на гравюрах М.К. Эшера.  Пространственные парадоксы. Учение о перспективе и его преломление в творчестве Эшера. Двумерный и трёхмерный мир на гравюрах «Водопад», «Бельведер», «Три мира»

                                                                                                                                   – 1 час

Тема 5. Философский аспект многомерности. Первые уполминания о четырёхмерном пространстве. Четвёртое измерение. «Трансцедентальная физика» К.Ф.Цёльнера. «Бутылка Клейна». О многомерности в макро – и микромире.         – 2 часа

              Тема 6. Представление о неевклидовой геометрии. Аксиомы Евклида. Представление о геометрии Лобачевского и Римана. Топология как современная область математики, её роль в математическом моделировании.                                              – 1 час                                                                   

              Тема 7. Представление об общей теории относительности. А. Эйнштейн. История формирования общей теории относительности. Математика и философия.                                                                                                                          

                                                                                                                                    – 1 час

Итоговое занятие                                                                                                    - 1 час

 

                            Учебно – тематический план

 

Содержание

Всего

 часов

В том числе

     Теория

 

 

Практика

Формы контроля

1

Представление о пространстве в античной натурфилософии. Пифагорейское учение о числах. Платоновы тела.

2

1

1

Педагогические наблюдения. Собеседования.

2

Многомерность пространства. Двумерный и трёхмерный мир. Обитатели Флатландии.

1

1

 

Педагогические наблюдения.

3

Необычайное приключение Квадрата. Встреча со Сферой.

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседования.

4

Флатландия – много лет спустя. Сферландия.

1

1

 

Собеседования.

5

Лента Мёбиуса. Искривление пространства Флатландии.

1

 

1

Собеседования.

6

Пространственные парадоксы на гравюрах М.К.Эшера.

1

 

1

Педагогические наблюдения. Собеседования.

7

Философский аспект многомерности пространства.

1

1

 

Педагогические наблюдения. Собеседования.

8

«Бутылка Клейна» - модель Вселенной.

1

 

1

Собеседования.

9

Представление о неевклидовой геометрии.

1

1

 

Собеседования.

10

А. Эйнштейн и общая теория относительности. Математика и философия.

1

1

 

Педагогические наблюдения.

11

Итоговое занятие (семинар, конференция, защита проекта)

 

1

 

1

Анализ деятельности. Сообщения.

 

                                  Итого

12

6

6

 

 

 

 

Литература.

1. Левитин К. Е. Геометрическая рапсодия. М., 1984.

2. Марчукова С.М. История естествознания и техники для юношества. Спб,  1999

3. Марчукова С.М. Размышления методиста.  СПб, 2002.

           4.  Марчукова С.М. Путешествие по Флатландии. СПб, 1996.

5. Марчукова С.М. Флатландия – где она? СПб, 1994.

6. Escher M.K. Grafiek en Tekeningen, Zwolle. 1959

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz