НОУ «Гимназия «Петершуле»

 

Рекомендовано                                                         Утверждаю

Руководитель методсовета                                      Директор НОУ «Гимназия «Петершуле»

Марчукова С.М. _________                                     Юпатова Е.А.___________

Протокол № _____                                                    «___»___________2005 г.

от «___» ___________ 2005 г.

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура речи

(Предметно ориентированный)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

 

 

                                                                                      Васильева Т.Ю.

                                                                                      Учитель русского языка и литературы

                                                                                       Гимназия «Петершуле».

                

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

2005 г.                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Элективный курс «Культура речи» является  предметно-ориентированным. Курс предназначен для учащихся 9-х классов. Он рассчитан на 12 учебных часов. Этот курс заинтересует школьников, так как они будут учиться развивать культуру устной и письменной речи,  научатся справляться с речевыми и грамматическими ошибками в тексте, смогут попробовать свои силы на практике, работая над различными видами текстов и создавая свои собственные.

     Данный курс основан на базовой программе по  развитию речи, но он расширяет знания учащихся, предполагает более глубокое понимание такого раздела языкознания, как культура речи.

     Цель курса – заинтересовать учащихся, помочь им сделать правильный выбор дальнейшего обучения.

     Задачи курса:

     - дать возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету;

     - проверить способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

   - создать условия для подготовки к экзамену по русскому языку.

   - развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений.

 

     Ожидаемыми результатами элективных курсов являются:

   - получение знаний по культуре речи, представленных в школьной программе недостаточно широко;

   - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

   - сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

 

     Ведущими формами занятий могут быть обзорные и установочные лекции, исследовательская работа, исправление текстов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

     Тема № 1. Речь правильная и речь хорошая.

Типы ошибок. (1 ч.)

 

     Тема № 2. Качества хорошей речи.

Речь богатая. Речь точная. Речь логичная. Речь чистая. Речь уместная. Речь выразительная. (2 ч.)

 

     Тема № 3. Выразительно-изобразительные средства.

Метафора. Олицетворение. Метонимия. Ирония. Символ. Аллегория. Гипербола. Литота. Эпитет. Сравнение. Оксюморон. Градация. (4 ч.)

 

     Тема № 4. Типы речевых ошибок.

Несвойственное значение слов. Нарушение лексической сочетаемости. Лишнее слово как речевая ошибка. Тавтология и неуместное употребление слов. (2 ч.)

 

     Тема № 5. Типы грамматических ошибок.

Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Ошибки при употреблении однородных членов предложения. (2 ч.)

 

     Тема № 6. Работа над текстом. Исправление ошибок. (1 ч.)

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Учебное пособие для студентов филологических факультетов. М.: Просвещение, 1979 г.

    

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? Книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1988 г.

 

Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб.: «Тускарора», 1994 г.

 

Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить. СПб.: «Корона приют», «Лань», 1997 г.

 

  

    

 

 

Hosted by uCoz