Выступление Юновой Н. И.

 

Основа образования – общечеловеческие ценности.

 

Как система представлений человека о мире и своем месте в нем мировоззрение является очень значимым фактором формирования его самосознания, а значит, личности. "Только. мировоззрение дает человеку сознание своего места в мире, и тем самым "почву" в жизни, возможность выйти из себя самого, оставаясь вместе с тем самим собой", (1) - писал Сергей Иосифович Гессен, русский философ, рассматривавший педагогику как прикладную философию, призванную вскрыть глубинный смысл педагогических явлений. Гессен  в своей книге «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» выступал против классового подхода и диктата одной идеологии, развивал идеи социальной  педагогики и проблемного обучения, синтеза общечеловеческого и национального на основе ценностей мировой культуры.   Добавим, что благодаря именно мировоззрению мир становится для человека предметом познания и практического освоения. Поэтому даже те, кто пытается поставить себя вне мировоззренческих установок, на деле оказываются в плену иллюзий, потому что становятся или приверженцами какого-либо другого, отличного от наиболее распространенного и принятого в обществе типа мировоззрения, или сознательно обрекают себя на социальное  одиночество, исключение из жизни своего народа и своей страны. Можно  возразить: пусть так, но, может, это меньшая потеря для молодого человека, чем идеологизация его сознания, начинающаяся со школьной парты, как это имело место ранее.

Но тут следует заметить, что мировоззрение - это не идеология, хотя, бесспорно, эти понятия сопрягаются, так как  и  то, и другое своей целью имеет включение подрастающего поколения в общество, в систему существующих государственных институтов.  Идеология - это отвердевшее  мировоззрение, мировоззрение, утратившее личностный характер.

Идеология, в первую очередь, выражает интересы определенных социальных групп, движений партий. А мировоззрение-это духовная среда человека, его "внутреннее Я", и в этом  смысле форма выражения его личного бытия. Гессен писал: «Существо мировоззрения  заключается в том, что оно связывает культурно-творческую деятельность человека с последним иррациональным корнем его живой личности. Именно эта связь и пропадает в идеологии. Идеология есть не что иное, как обезличенное мировоззрение».(2).Но мировоззрение есть  фактор не только индивидуального самосознания, оно есть фактор самосознания эпохи: выражая состояние исторически определенного времени , оно характеризует целые  периоды  жизни человечества, и в этом смысле есть составляющая культуры в целом.  Мировоззрение образует  культурную основу, вне которой  полноценное образование невозможно уже просто потому, что лишается своего "цементирующего состава" -  мировоззрения  в условиях  растущей дифференциации наук.

В отрыве от мировоззренческих ориентации невозможно и полноценное, т.е. отвечающее социальным ожиданиям, воспитание, ведь в таком случае из него выхолащиваете социальное содержание. Вот почему одна из главных задач школьного образования заключается в том, чтобы сформировать у учащегося способность к мировоззренческому видению мира.

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

    1.В условиях постоянно ускоряющейся дифференциации наук мировоззрение выполняет роль объективного основания для  объединения различных учебных дисциплин в необходимое целое -  это справедливо не только для   естественно-научного, но и гуманитарного знания. Если мы будем пренебрегать этим, образование утратит систематический характер, а учащийся "потонет" в море фактов, познавательную ценность которых он будет определять сообразно своим собственным ориентациям.

2. Образование без обращения к личности учащегося, его духовным устремлениям, фиксируемым мировоззренческими установками, приобретает настолько формальный характер, что появляется реальная угроза превращения его в процесс, обращенный к  никому.

3.  Мировоззрение есть одна из высших ценностей образования. Одновременно оно является его исходным культурным основанием, поскольку именно оно подготавливает молодое поколение к жизни в культуре, превращает его в культурного человека.

 

 

(1) Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: М.:Школа-пресс, 1995, с. 225

 

(2) Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: М.:Школа-пресс, 1995, с. 48

 

 

 

Hosted by uCoz